19 октября, понедельник
Москва
Войти

Мунк в Москве: Не только «Крик» Куратор первой за 40 лет большой российской выставки художника считает, что его нельзя считать автором одной картины

Мунк в Москве: Не только «Крик»

На фоне заката, обхватив голову руками, стоит человек в синем. Его глаза-бусинки направлены куда-то вдаль. Рот замер в вопле, но понять, что послужило его причиной, невозможно. Вдалеке стоят еще две фигуры в синем, но их позы не выражают ничего конкретного — они лишь безмолвные наблюдатели этой истерики. Потерявший в пять лет мать, а в 15 — сестру, переживший две мировых войны, норвежский художник Эдвард Мунк прекрасно знал, что бывают дни (а у нас в последнее время — особенно часто, просто почитайте новости), когда выразить свои эмоции при помощи слов невозможно.

Тем, кто обнаружил себя в подобной ситуации, теперь можно посоветовать сходить в Инженерный корпус Третьяковской галереи. 17 апреля, в рамках фестиваля «Черешневый лес», там открылась крупнейшая за 40 лет российская выставка картин Мунка — с одной из ранних версий его самой известной картины «Крик».

Куратор выставки Татьяна Карпова рассказала The Village, что подготовка к выставке началась еще в 2013 году, задолго до всех общественно-политических потрясений. Просто Мунк актуален всегда. «Его творчество основано на собственных переживаниях, но его картины — это символы, которые понятны всем. Сосуды, которые каждый может наполнить своим опытом и присвоить себе. На этих произведениях нет патины времени, которое делает их музейным искусством», — говорит куратор.

 Выставка «Эдвард Мунк»

Когда: 17 апреля — 14 июля 2019 года

Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2 и 3 этажи

Сколько: 600 рублей (льготный — 300 рублей)

tretyakovgallery

«Танец жизни», 1925

«Крик», который Мунк в разных версиях рисовал с 1890-х до 1910-х годов, действительно всегда приходился ко времени. Образ из картины использовался во времена Первой мировой войны, в романе Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», написанном в разгар холодной войны, в пиктограмме министерства энергетики США, обозначающей радиоактивные отходы, даже оппозицией в парламенте Великобритании, которая голосовала за то, чтобы остаться в Евросоюзе. «В „Крике“ можно увидеть не до конца объяснимое предчувствие каких-то катастроф, вот этого ужаса, беспомощности, расчеловечивания, которое придет в XX веке», — говорит Карпова.

Несмотря на то, что «Крик» — одна из самых узнаваемых картин в мире (впереди, пожалуй, только «Мона Лиза») и одно из четырех произведений искусства, на основе которых сделали эмодзи, пастельная версия картины 1893 года — не единственное, ради чего стоит сходить в Третьяковку. Карпова объясняет, что целью выставки было показать связи Мунка с русским искусством — за это отвечают, например, представленные на выставке книги любимого писателя художника — Достоевского. Но главное — показать, что художник не был автором одной картины. «„Крик“ заслоняет собой все остальное творчество и даже личность самого Мунка: многие знают „Крик“, но не знают, кто его создал. Это совершенно несправедливо и обидно», — говорит Карпова.

«Пляж», 1904
«Вампир», 1895
«Глаза в глаза», 1899-1900

Выставка выстроена в хронологическом порядке. Первый зал — тут главное не запутаться, выставка начинается на третьем этаже, а заканчивается на втором — с ранними графическими работами, среди которых есть и наброски будущих шедевров — того же «Крика». Второй зал, самый большой, посвящен циклу «Фриз жизни» — самой масштабной и главной серии работ Мунка. Сюда вошел и «Крик», и «Поцелуй», и «Танец жизни», и «Вампир» и другие известные работы художника — о жизни, любви и, во многом, смерти.

«Мунк очень человечен. Он хотел вывести искусство из буржуазных гостиных, был противником живописи, которая просто украшает собой стены. Иронизировал над французскими художниками, которые все пишут яблоки — это было камнем в огород Сезанна в том числе», — добавляет Карпова.

В третьем зале — те самые книги Достоевского и, неожиданно, фотографии Мунка. Художник увлекался фотографией всю жизнь и много снимал самого себя — в этом можно увидеть предтечу селфи, да и в принципе уловить связь художника с современностью: в том, с какой иронией он смотрит на себя, в его повторяющихся мотивах и театральности.

Четвертый зал — с поздними работами: автопортретами и даже пейзажами, которые в молодости художник не особенно любил. Куратор выставки Татьяна Карпова настаивает на том, что пропускать его нельзя ни в коем случае. По ее словам, даже в музее Мунка, из собраний которого и была составлена выставка, начали работать с поздним творчеством художника только «в последние восемь лет».

«Голгофа», 1900

«Все считали, что самое ценное у Мунка — это период символизма и экспрессионизма, предтечи этого направления в европейском искусства. Но нельзя сказать, что его творческий напор угасает в 1910-е и 1920-е годы. На выставке есть его автопортрет „Между часами и кроватью“ 1943 года, то есть написанный за год до его смерти, но мы не можем сказать, что это угасшее, вялое и выдохшееся творчество», — сказала куратор.

Да, Мунк часто обращался к смерти. И обилие мрачных сюжетов, выполненных в не менее мрачных тонах — охра, синий, зеленый, бледно-желтый — действительно может произвести депрессивное впечатление, но Карпова говорит, что его творчество — это все равно прорыв к свету: сквозь алкоголизм, войны, смерти, болезни и отсутствие признания. На одном из своих автопортретов, сделанных на фотоаппарат, Мунк, полностью голый, размахивает шпагой, «атакуя мрак вокруг себя».

«Он очень мужественно преодолел свои мании и зависимости, и в итоге вышел к свету», — говорит Карпова. — «Так что я не вижу в этой выставке поводов для пессимизма. Скорее наоборот».

Share
7
скопировать ссылку

Читайте также:

«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию
Искусство
«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает РоссиюФотографы против эстетики захолустья
«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию
Искусство

«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию Фотографы против эстетики захолустья

Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ
Гид The Village
Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ«Это прекрасная метафора того, что такое искусство»
Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ
Гид The Village

Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ «Это прекрасная метафора того, что такое искусство»

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в Пушкинском
Гид The Village
Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в ПушкинскомКоторая открылась 5 марта
Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в Пушкинском
Гид The Village

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в Пушкинском Которая открылась 5 марта

Слишком сложные тексты о современном искусстве
Бесит
Слишком сложные тексты о современном искусствеХватит молчать
Слишком сложные тексты о современном искусстве
Бесит

Слишком сложные тексты о современном искусстве Хватит молчать

«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию
Искусство
«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает РоссиюФотографы против эстетики захолустья
«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию
Искусство

«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию Фотографы против эстетики захолустья

Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ
Гид The Village
Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ«Это прекрасная метафора того, что такое искусство»
Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ
Гид The Village

Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ «Это прекрасная метафора того, что такое искусство»

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в Пушкинском
Гид The Village
Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в ПушкинскомКоторая открылась 5 марта
Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в Пушкинском
Гид The Village

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в Пушкинском Которая открылась 5 марта

Слишком сложные тексты о современном искусстве
Бесит
Слишком сложные тексты о современном искусствеХватит молчать
Слишком сложные тексты о современном искусстве
Бесит

Слишком сложные тексты о современном искусстве Хватит молчать

Комментарии

7 комментариев
Показать все

о, супер, спасибо большое!

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней

«Я выбрал работу с меньшими доходами»

Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена

Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос

Первая полоса

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Гид The Village
Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней
Гид The Village

Что носить осенью: 24 варианта пальто для прохладных дней

«Я выбрал работу с меньшими доходами»
Работа
«Я выбрал работу с меньшими доходами»Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом
«Я выбрал работу с меньшими доходами»
Работа

«Я выбрал работу с меньшими доходами» Люди, которые потеряли в деньгах и не жалеют об этом

Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Новое в Петербурге
Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки
Новое в Петербурге

Команда El Copitas откроет Tagliatella Caffé: аперитивное заведение, в котором будут работать только девушки

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена
Музыка

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сценаИ почему эксперимент невозможно повторить

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена
Музыка

Как в «Циферблате» образовалась новая российская музыкальная сцена И почему эксперимент невозможно повторить

Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос
Промо
Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесосИ почему он может больше, чем вы думаете
Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос
Спецпроекты
Промо

Гаджет недели: Вертикальный беспроводной пылесос И почему он может больше, чем вы думаете

Откуда берутся привычки
Книга недели
Откуда берутся привычкиИ почему начать курить проще, чем начать бегать
Откуда берутся привычки
Книга недели

Откуда берутся привычки И почему начать курить проще, чем начать бегать

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Музыка
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратноОб эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»
Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно
Музыка

Enique: От постхардкора до R'n'B и обратно Об эмо-эстетике, взрослении и дружбе с группой «Буерак»

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Музыка
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя
Музыка

Арсений Морозов — о 30-летии, утопической России без 2014 года и новом альбоме Арсения Крестителя

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
Личные финансы
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жильеИ делятся своими финансовыми лайфхаками
Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье
Личные финансы

Курьер, грузчик, таксист и работник «Макдоналдса» рассказывают, как купили жилье И делятся своими финансовыми лайфхаками

Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Открытия недели
Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой
Открытия недели

Новый конкурент «Братьев Караваевых», остерия с домашней пастой Osteria Unica, раки по-царски на Большой Садовой

Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»
Покупка недели
Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»Да, теперь и косметика
Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль»
Покупка недели

Вам это нужно: Палетка для макияжа от Ольги Бузовой и «Л'Этуаль» Да, теперь и косметика

Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Рецепты шефов
Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить
Рецепты шефов

Сезон: Вспоминаем истории появления яблочных десертов и рассказываем, как их готовить

Гид по осенней Карелии
Путешествия

Гид по осенней КарелииКак провести выходные в краю озер и скал

Гид по осенней Карелии
Путешествия

Гид по осенней Карелии Как провести выходные в краю озер и скал

Как решить нерешаемую проблему
Промо
Как решить нерешаемую проблемуС помощью технологий и собственной головы
Как решить нерешаемую проблему
Спецпроекты
Промо

Как решить нерешаемую проблему С помощью технологий и собственной головы

«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора
Фильмы недели
«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора
«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора
Фильмы недели

«Лето’85»: Квир-драма Озона о не таком уж мимолетном летнем романе со всеми приемами автора

Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x Byredo
Покупка недели
Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x ByredoВ продаже совсем скоро
Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x Byredo
Покупка недели

Коллаборация осени: Коллекция ароматических свечей IKEA x Byredo В продаже совсем скоро

Как на нас влияет шум городов
Что нового
Как на нас влияет шум городовЗвукорежиссер — о том, как мы сходим с ума от звуков мегаполиса
Как на нас влияет шум городов
Что нового

Как на нас влияет шум городов Звукорежиссер — о том, как мы сходим с ума от звуков мегаполиса

Считаные дни: 10 адвент-календарей с косметикой, которые стоит заказать уже сейчас
Косметика
Считаные дни: 10 адвент-календарей с косметикой, которые стоит заказать уже сейчасПока они есть в наличии
Считаные дни: 10 адвент-календарей с косметикой, которые стоит заказать уже сейчас
Косметика

Считаные дни: 10 адвент-календарей с косметикой, которые стоит заказать уже сейчас Пока они есть в наличии

«Кто не спрятался»: Психологически заряженная драма об убийствах в Airbnb-доме
Фильмы недели
«Кто не спрятался»: Психологически заряженная драма об убийствах в Airbnb-домеАлиса Таёжная — о дебютном фильме Дэйва Франко
«Кто не спрятался»: Психологически заряженная драма об убийствах в Airbnb-доме
Фильмы недели

«Кто не спрятался»: Психологически заряженная драма об убийствах в Airbnb-доме Алиса Таёжная — о дебютном фильме Дэйва Франко

«Я выучил жестовый язык»
Личный опыт
«Я выучил жестовый язык» Как он помогает мне теперь в повседневной жизни
«Я выучил жестовый язык»
Личный опыт

«Я выучил жестовый язык» Как он помогает мне теперь в повседневной жизни

Подпишитесь на рассылку