Мунк в Москве: Не только «Крик» Куратор первой за 40 лет большой российской выставки художника считает, что его нельзя считать автором одной картины

Мунк в Москве: Не только «Крик»

На фоне заката, обхватив голову руками, стоит человек в синем. Его глаза-бусинки направлены куда-то вдаль. Рот замер в вопле, но понять, что послужило его причиной, невозможно. Вдалеке стоят еще две фигуры в синем, но их позы не выражают ничего конкретного — они лишь безмолвные наблюдатели этой истерики. Потерявший в пять лет мать, а в 15 — сестру, переживший две мировых войны, норвежский художник Эдвард Мунк прекрасно знал, что бывают дни (а у нас в последнее время — особенно часто, просто почитайте новости), когда выразить свои эмоции при помощи слов невозможно.

Тем, кто обнаружил себя в подобной ситуации, теперь можно посоветовать сходить в Инженерный корпус Третьяковской галереи. 17 апреля, в рамках фестиваля «Черешневый лес», там открылась крупнейшая за 40 лет российская выставка картин Мунка — с одной из ранних версий его самой известной картины «Крик».

Куратор выставки Татьяна Карпова рассказала The Village, что подготовка к выставке началась еще в 2013 году, задолго до всех общественно-политических потрясений. Просто Мунк актуален всегда. «Его творчество основано на собственных переживаниях, но его картины — это символы, которые понятны всем. Сосуды, которые каждый может наполнить своим опытом и присвоить себе. На этих произведениях нет патины времени, которое делает их музейным искусством», — говорит куратор.

 Выставка «Эдвард Мунк»

Когда: 17 апреля — 14 июля 2019 года

Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2 и 3 этажи

Сколько: 600 рублей (льготный — 300 рублей)

tretyakovgallery

«Танец жизни», 1925

«Крик», который Мунк в разных версиях рисовал с 1890-х до 1910-х годов, действительно всегда приходился ко времени. Образ из картины использовался во времена Первой мировой войны, в романе Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», написанном в разгар холодной войны, в пиктограмме министерства энергетики США, обозначающей радиоактивные отходы, даже оппозицией в парламенте Великобритании, которая голосовала за то, чтобы остаться в Евросоюзе. «В „Крике“ можно увидеть не до конца объяснимое предчувствие каких-то катастроф, вот этого ужаса, беспомощности, расчеловечивания, которое придет в XX веке», — говорит Карпова.

Несмотря на то, что «Крик» — одна из самых узнаваемых картин в мире (впереди, пожалуй, только «Мона Лиза») и одно из четырех произведений искусства, на основе которых сделали эмодзи, пастельная версия картины 1893 года — не единственное, ради чего стоит сходить в Третьяковку. Карпова объясняет, что целью выставки было показать связи Мунка с русским искусством — за это отвечают, например, представленные на выставке книги любимого писателя художника — Достоевского. Но главное — показать, что художник не был автором одной картины. «„Крик“ заслоняет собой все остальное творчество и даже личность самого Мунка: многие знают „Крик“, но не знают, кто его создал. Это совершенно несправедливо и обидно», — говорит Карпова.

«Пляж», 1904
«Вампир», 1895
«Глаза в глаза», 1899-1900

Выставка выстроена в хронологическом порядке. Первый зал — тут главное не запутаться, выставка начинается на третьем этаже, а заканчивается на втором — с ранними графическими работами, среди которых есть и наброски будущих шедевров — того же «Крика». Второй зал, самый большой, посвящен циклу «Фриз жизни» — самой масштабной и главной серии работ Мунка. Сюда вошел и «Крик», и «Поцелуй», и «Танец жизни», и «Вампир» и другие известные работы художника — о жизни, любви и, во многом, смерти.

«Мунк очень человечен. Он хотел вывести искусство из буржуазных гостиных, был противником живописи, которая просто украшает собой стены. Иронизировал над французскими художниками, которые все пишут яблоки — это было камнем в огород Сезанна в том числе», — добавляет Карпова.

В третьем зале — те самые книги Достоевского и, неожиданно, фотографии Мунка. Художник увлекался фотографией всю жизнь и много снимал самого себя — в этом можно увидеть предтечу селфи, да и в принципе уловить связь художника с современностью: в том, с какой иронией он смотрит на себя, в его повторяющихся мотивах и театральности.

Четвертый зал — с поздними работами: автопортретами и даже пейзажами, которые в молодости художник не особенно любил. Куратор выставки Татьяна Карпова настаивает на том, что пропускать его нельзя ни в коем случае. По ее словам, даже в музее Мунка, из собраний которого и была составлена выставка, начали работать с поздним творчеством художника только «в последние восемь лет».

«Голгофа», 1900

«Все считали, что самое ценное у Мунка — это период символизма и экспрессионизма, предтечи этого направления в европейском искусства. Но нельзя сказать, что его творческий напор угасает в 1910-е и 1920-е годы. На выставке есть его автопортрет „Между часами и кроватью“ 1943 года, то есть написанный за год до его смерти, но мы не можем сказать, что это угасшее, вялое и выдохшееся творчество», — сказала куратор.

Да, Мунк часто обращался к смерти. И обилие мрачных сюжетов, выполненных в не менее мрачных тонах — охра, синий, зеленый, бледно-желтый — действительно может произвести депрессивное впечатление, но Карпова говорит, что его творчество — это все равно прорыв к свету: сквозь алкоголизм, войны, смерти, болезни и отсутствие признания. На одном из своих автопортретов, сделанных на фотоаппарат, Мунк, полностью голый, размахивает шпагой, «атакуя мрак вокруг себя».

«Он очень мужественно преодолел свои мании и зависимости, и в итоге вышел к свету», — говорит Карпова. — «Так что я не вижу в этой выставке поводов для пессимизма. Скорее наоборот».

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию
«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию Фотографы против эстетики захолустья
«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию

«Быт обычных людей»: Как жанр «Нового пейзажа» показывает Россию
Фотографы против эстетики захолустья

Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ
Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ «Это прекрасная метафора того, что такое искусство»
Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ

Как смотреть выставку Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева в МАММ
«Это прекрасная метафора того, что такое искусство»

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в Пушкинском
Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в Пушкинском Которая открылась 5 марта
Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в Пушкинском

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и другие: Как смотреть выставку художников Лондонской школы в Пушкинском
Которая открылась 5 марта

Слишком сложные тексты о современном искусстве
Слишком сложные тексты о современном искусстве Хватит молчать
Слишком сложные тексты о современном искусстве

Слишком сложные тексты о современном искусстве
Хватит молчать

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Что произошло с российскими медиа и НКО с апреля 2021 года (ничего хорошего)

Мертвый пруд: От ядовитых стоков в Новой Москве гибнут животные и травятся люди

«Я режиссер видеомонтажа, а мне предложили вакансию электрика»

Все вяжут. Даже олимпийский чемпион Том Дейли. Как начать самому и где купить готовые вещи

Паста, пластинки, петнаты: Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной»

Первая полоса

Что произошло с российскими медиа и НКО с апреля 2021 года (ничего хорошего)
Что произошло с российскими медиа и НКО с апреля 2021 года (ничего хорошего) Кто сегодня закрыт или запрещен
Что произошло с российскими медиа и НКО с апреля 2021 года (ничего хорошего)

Что произошло с российскими медиа и НКО с апреля 2021 года (ничего хорошего)
Кто сегодня закрыт или запрещен

Мертвый пруд: От ядовитых стоков в Новой Москве гибнут животные и травятся люди
Мертвый пруд: От ядовитых стоков в Новой Москве гибнут животные и травятся люди Власти годами игнорируют проблему
Мертвый пруд: От ядовитых стоков в Новой Москве гибнут животные и травятся люди

Мертвый пруд: От ядовитых стоков в Новой Москве гибнут животные и травятся люди
Власти годами игнорируют проблему

«Я режиссер видеомонтажа, а мне предложили вакансию электрика»
«Я режиссер видеомонтажа, а мне предложили вакансию электрика» Каково стоять на бирже труда и чем она может помочь
«Я режиссер видеомонтажа, а мне предложили вакансию электрика»

«Я режиссер видеомонтажа, а мне предложили вакансию электрика»
Каково стоять на бирже труда и чем она может помочь

Все вяжут. Даже олимпийский чемпион Том Дейли. Как начать самому и где купить готовые вещи
Все вяжут. Даже олимпийский чемпион Том Дейли. Как начать самому и где купить готовые вещи
Все вяжут. Даже олимпийский чемпион Том Дейли. Как начать самому и где купить готовые вещи

Все вяжут. Даже олимпийский чемпион Том Дейли. Как начать самому и где купить готовые вещи

Паста, пластинки, петнаты: Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной»
Паста, пластинки, петнаты: Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной» Лучшее гастрономическое открытие лета на бульваре
Паста, пластинки, петнаты: Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной»

Паста, пластинки, петнаты: Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной»
Лучшее гастрономическое открытие лета на бульваре

Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться
Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться Ретроспектива Мамонова, йога в Mutabor, а также концерты и спектакли
Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться

Первая неделя августа: Куда пойти и чем заняться
Ретроспектива Мамонова, йога в Mutabor, а также концерты и спектакли

«Для начала хотелось бы не сесть»

Что говорят бывшие сотрудники «Открытых медиа», «Правозащиты Открытки» и «МБХ медиа» после блокировок

«Для начала хотелось бы не сесть»
Что говорят бывшие сотрудники «Открытых медиа», «Правозащиты Открытки» и «МБХ медиа» после блокировок

Инфлюенсеры и подписчики — о том, нужно ли вводить обязательную маркировку отретушированных фото
Инфлюенсеры и подписчики — о том, нужно ли вводить обязательную маркировку отретушированных фото Как это сделали в Норвегии
Инфлюенсеры и подписчики — о том, нужно ли вводить обязательную маркировку отретушированных фото

Инфлюенсеры и подписчики — о том, нужно ли вводить обязательную маркировку отретушированных фото
Как это сделали в Норвегии

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе

Гейзеры для ванны Botavikos, маска для сияния кожи Sephora Collection, ревеневый одеколон Jo Malone и другие новинки
Гейзеры для ванны Botavikos, маска для сияния кожи Sephora Collection, ревеневый одеколон Jo Malone и другие новинки
Гейзеры для ванны Botavikos, маска для сияния кожи Sephora Collection, ревеневый одеколон Jo Malone и другие новинки

Гейзеры для ванны Botavikos, маска для сияния кожи Sephora Collection, ревеневый одеколон Jo Malone и другие новинки

50 миллионов – это сколько?
Спецпроект
50 миллионов – это сколько? Тест, чтобы понять, как это много
50 миллионов – это сколько?
Спецпроект

50 миллионов – это сколько?
Тест, чтобы понять, как это много

Что надеть в лес
Что надеть в лес Идем за грибами
Что надеть в лес

Что надеть в лес
Идем за грибами

«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?
«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить? Неглупый европейский ромком о раздражающем идеале
«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?

«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?
Неглупый европейский ромком о раздражающем идеале

Какими ароматами наполнить дом
Спецпроект
Какими ароматами наполнить дом
Какими ароматами наполнить дом
Спецпроект

Какими ароматами наполнить дом

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Кафедра», «Девять совсем незнакомых людей» и «Мистер Корман»
Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
«Кафедра», «Девять совсем незнакомых людей» и «Мистер Корман»

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому
Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому От тренировок для друзей до международных регат
Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому
От тренировок для друзей до международных регат

«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве
«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве Ураган, поваленные деревья и удар молнии в Останкинскую башню
«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве

«Вечеринка у Зевса»: Сильный ливень с грозой ночью в Москве
Ураган, поваленные деревья и удар молнии в Останкинскую башню

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство
Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство
Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

10 новых детских книг для конца лета
10 новых детских книг для конца лета На море, на дачу, в деревню к бабушке
10 новых детских книг для конца лета

10 новых детских книг для конца лета
На море, на дачу, в деревню к бабушке

Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе
Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе А еще райские яблочки, «брызги шампанского» и молодой зеленый фундук
Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе

Арбуз, дыня и смородина: Что покупать на рынке в августе
А еще райские яблочки, «брызги шампанского» и молодой зеленый фундук

Подпишитесь на рассылку