Коллекция Щукина в Пушкинском: Матисс, Гоген и Пикассо возвращаются в Москву Как русский промышленник собрал лучшую коллекцию европейского искусства рубежа веков и почему она пропала из Москвы на столетие

Коллекция Щукина в Пушкинском: Матисс, Гоген и Пикассо возвращаются в Москву

«Танец» Анри Матисса — одна из тех знаменитых картин, которые немногие видели своими глазами: не каждому же выпадает возможность съездить в Эрмитаж или нью-йоркский Музей современного искусства. Картина, сделанная в 1910 году по заказу текстильного магната и коллекционера современного искусства Сергея Щукина, знаменита огромным размером, сочетанием красного, синего и зеленого, пластикой людей, танцующих в хороводе. Широко известно и то, что панно украшало коридор особняка Щукина в Большом Знаменском переулке: хотя изначально коллекционер, боявшись встревожить своих детей (это чуть менее известная история), думал повесить его в другом месте — но был так поражен итоговым результатом, что не оставил себе выбора.

Картина была готова к 1910 году. Через семь лет Щукин уехал из страны. Отобранная большевиками картина сначала выставлялась в Музее нового западного искусства на Пречистенке, потом, как идеологически чуждая, пылилась в запасниках, потом наконец-то была снова выставлена, но уже в Эрмитаже, а после, на пару лет, — в Париже. И вот спустя 100 лет картина возвращается в Москву — в находящийся по соседству от дома Щукина Пушкинский музей. Там в начале июня открылась выставка «Щукин. Биография коллекции», включающая в себя 150 картин и скульптур, принадлежавших Щукину, — почти половина его собрания.

Помимо «Танца», в Пушкинском показывают больше сотни полотен за авторством других художников (Сезанна, Дерена, Пикассо и прочих), которых собирали Сергей Щукин и его братья. Но кураторы делают акцент на самих коллекционерах — это не выставка шедевров модернизма, а попытка переосмыслить историю искусства начала XX века, поставив коллекционеров и меценатов на одну доску с художниками. И взглянуть на эти работы как раз глазами «самого известного в мире коллекционера XX века», как назвал Щукина директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Текст

Паша Яблонский

Анри Матисс. Танец. 1910

«Щукин. Биография коллекции»


Где

ГМИИ имени А. С. Пушкина

Когда

19 июня — 15 сентября

Сколько

600 рублей

Кураторы

Марина Лошак, Наталья Александрова, Александра Данилова, Светлана Загорская, Виталий Мишин, Алексей Петухов, Анна Познанская, Вадим Садков

«Если мы говорим „Третьяков“ — мы подразумеваем картины русской школы, Костаки — русский авангард. Щукин — такое же, если не более тяжеловесное имя. В данном случае имя коллекционера работает ничуть не хуже, чем имена Матисса, Сезанна, Гогена и Пикассо. Возможно, имена братьев Щукина еще могли бы стать для кого-то открытием, но коллекция Сергея — уже давно сформировавшаяся величина в мире искусства», — объясняет Наталия Семенова, научный консультант выставки и автор 500-страничной книги о коллекции.

Разгадку — откуда взялся этот странный русский европеец, скупающий художников, работы которых впоследствии будут стоить десятки миллионов долларов, — кураторы выставки предлагают искать в родственниках Щукина. Его отец был крупным текстильным магнатом и всех шестерых своих сыновей готовил к тому, чтобы перенять управление ткацкими фабриками — отправлял на обучение в Германию, где было хорошо развито текстильное производство.

Однако страстью братьев Щукиных было коллекционирование. Считается, что художественный нюх передался Щукиным по материнской линии — Екатерина Петровна Боткина, жена Щукина-старшего, происходила из старой семьи интеллектуалов, ее брат принимал у себя дома Тургенева, Герцена и молодого Толстого.

Несколько лет назад Леонид Парфенов снял фильм «Глаз божий», приуроченный к юбилею Пушкинского музея. Там подробно рассказывается история коллекции Щукина и то, каким он был человеком

Решающую роль на пути к коллекционированию в жизни Сергея Щукина сыграли именно его братья — Петр, Иван и Дмитрий. Старший брат Петр собирал древности, Дмитрий — старое искусство, а Сергей, начавший чуть позже, — современное искусство. «Стоит нам посмотреть на рисунок, картину или любую другую вещь, как мы настораживаемся» — так описывал это Дмитрий. Был и четвертый Щукин, увлеченный искусством, — не такой коллекционер, как старшие братья, Иван коренным образом повлиял на возникновение щукинской коллекции — именно он показал Сергею новое французское искусство.

На выставке каждому из братьев посвящен отдельный зал, осмотреть которые стоит до основной коллекции: «Вначале, когда вы только вошли, можете потрястись перед „Танцем“ Матисса, который специально висит один, зацепить взглядом иконостас Гогена. Потом стоит пойти через братьев — осмотрев зал последнего из них, Ивана, который и познакомил Сергея с новым искусством, вы входите в залы с основной коллекцией», — говорит Семенова.

Пройти через комнаты Петра, Дмитрия и Ивана нужно для того, чтобы прочувствовать то самое чутье семьи Щукиных, а также понять контекст семьи и эпохи, в которой сформировался Сергей. В первом зале выставлены предметы из коллекции Петра — собирателя древностей: персидские ткани и японские шкатулки, набор камергерских ключей и китайский посох. Попадается и живопись: «Обнаженная» Ренуара или «Дама в белом» Поля Эллё. В той же комнате висит и «Портрет великого князя Александра Павловича в детстве» Федора Рокотова.

В большинстве залов античные статуи из постоянных экспозиций постарались оградить отдельно выстроенной стеной, однако где-то Дионис и Лаокоон все же видны. Шкатулки и стулья из коллекции Петра выставлены прямо вокруг «Фарнезского быка». Чуть дальше зал Дмитрия Щукина, более узконаправленный — с художниками голландской школы: Питер Клас, Ян ван Гойен и Хендрик Аверкамп, картину которого Дмитрий приобрел по совету своего профессора Вильгельма фон Боде. В зале нашлось место и медным бюстам, и чайным сервизам.

Клод Моне. Завтрак на траве. 1866

Последний зал, с работами, которые собирал Иван Щукин, вплотную подводит зрителя к коллекции Сергея Щукина, он наиболее аскетичный. В завешанной плотными черными тканями комнате висят две картины Мане и Моне и «Кающаяся Мария Магдалина» Эль Греко, привезенная из Будапешта (все остальные картины на выставке принадлежат российским музеям). Из всех братьев Щукиных Иван был наименее успешным коллекционером — в 1907 году ему пришлось продать большую часть своего собрания из-за накопившихся долгов. Годом позже он, не в силах пережить банкротство, покончил жизнь самоубийством. Однако за десять лет до этого младший брат Сергея, живя в Париже, познакомил его с новым французским искусством.

Коллекция Сергея Щукина стоимостью в 10 миллиардов долларов занимает большую часть выставочных залов. Первый зал — импрессионисты. Здесь висят ранние увлечения Щукина: Моне, Ренуар, Сислей, Дени и Писсарро. Вся оставшаяся часть выставки выстроена в хронологическом порядке — из зала в зал можно наблюдать, как Щукин развивал свой художественный взгляд.

Поль Гоген. О, Таити, чудесный край! Сбор плодов. 1899

Дальше — длинный зал с импрессионистами. Если в начале осмотра путь пролегает мимо Белого зала с «Танцем» Матисса, то в его середине — мимо иконостаса Гогена. Полтора десятка работ французского мастера развесили в Пушкинском точно так же, как когда-то в особняке Щукина на Знаменке — в салонном стиле, крайне плотно, почти не оставляя свободного пространства между полотнами (сравните с остальными залами, где работам оставлено много свободного пространства). Картины написаны Гогеном в разные годы, однако они сочетаются — сюжеты перетекают один в другой, образуя алтарь.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как говорить о блокаде и репрессиях на языке комикса
Как говорить о блокаде и репрессиях на языке комикса Интервью с художницей Ольгой Лаврентьевой и препринт ее графического романа «Сурвило»
Как говорить о блокаде и репрессиях на языке комикса

Как говорить о блокаде и репрессиях на языке комикса
Интервью с художницей Ольгой Лаврентьевой и препринт ее графического романа «Сурвило»

Слишком сложные тексты о современном искусстве
Слишком сложные тексты о современном искусстве Хватит молчать
Слишком сложные тексты о современном искусстве

Слишком сложные тексты о современном искусстве
Хватит молчать

Мунк в Москве: Не только «Крик»
Мунк в Москве: Не только «Крик» Куратор первой за 40 лет большой российской выставки художника считает, что его нельзя считать автором одной картины
Мунк в Москве: Не только «Крик»

Мунк в Москве: Не только «Крик»
Куратор первой за 40 лет большой российской выставки художника считает, что его нельзя считать автором одной картины

Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным
Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным Основатели соц-арта — о том, почему современное искусство загрязняет окружающую среду, Уорхоле и иронии
Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным

Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным
Основатели соц-арта — о том, почему современное искусство загрязняет окружающую среду, Уорхоле и иронии

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?

Ниже пояса: в чем пациенты боятся признаваться докторам и близким людям

Время покажет: OMEGA — официальный хронометрист Олимпийских игр с 1932 года

Платные и бесплатные пляжи Сочи

5 причин посетить мультимедийную прогулку «Сад Света. Легенда о друидах»

Первая полоса

«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?
«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить? Неглупый европейский ромком о раздражающем идеале
«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?

«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?
Неглупый европейский ромком о раздражающем идеале

Ниже пояса: в чем пациенты боятся признаваться докторам и близким людям
Промо
Ниже пояса: в чем пациенты боятся признаваться докторам и близким людям
Ниже пояса: в чем пациенты боятся признаваться докторам и близким людям
Промо

Ниже пояса: в чем пациенты боятся признаваться докторам и близким людям

Время покажет: OMEGA — официальный хронометрист Олимпийских игр с 1932 года
Спецпроект
Время покажет: OMEGA — официальный хронометрист Олимпийских игр с 1932 года Часовой бренд, который навсегда изменил историю спорта
Время покажет: OMEGA — официальный хронометрист Олимпийских игр с 1932 года
Спецпроект

Время покажет: OMEGA — официальный хронометрист Олимпийских игр с 1932 года
Часовой бренд, который навсегда изменил историю спорта

Платные и бесплатные пляжи Сочи
Платные и бесплатные пляжи Сочи Комфортный отдых на Черноморском побережье
Платные и бесплатные пляжи Сочи

Платные и бесплатные пляжи Сочи
Комфортный отдых на Черноморском побережье

5 причин посетить мультимедийную прогулку «Сад Света. Легенда о друидах»
5 причин посетить мультимедийную прогулку «Сад Света. Легенда о друидах» Отправляемся в мир мистики с помощью технологий в сочетании с реликтовыми деревьями
5 причин посетить мультимедийную прогулку «Сад Света. Легенда о друидах»

5 причин посетить мультимедийную прогулку «Сад Света. Легенда о друидах»
Отправляемся в мир мистики с помощью технологий в сочетании с реликтовыми деревьями

Золотой стандарт
Промо
Золотой стандарт Семь причин посетить новый панорамный ресторан AURUM
Золотой стандарт
Промо

Золотой стандарт
Семь причин посетить новый панорамный ресторан AURUM

Жарко/холодно
Промо
Жарко/холодно Секреты расслабляющего отдыха в спа-зоне фитнес-клуба The Residence
Жарко/холодно
Промо

Жарко/холодно
Секреты расслабляющего отдыха в спа-зоне фитнес-клуба The Residence

Красота требует жертв
Промо
Красота требует жертв Как, используя косметику, мы загрязняем окружающую среду
Красота требует жертв
Промо

Красота требует жертв
Как, используя косметику, мы загрязняем окружающую среду

Время перемен: завершился второй этап реконструкции пляжа «Ривьера»
Промо
Время перемен: завершился второй этап реконструкции пляжа «Ривьера» Какой стала новая «Ривьера», с какими трудностями столкнулись в процессе работ, а главное, что будет дальше
Время перемен: завершился второй этап реконструкции пляжа «Ривьера»
Промо

Время перемен: завершился второй этап реконструкции пляжа «Ривьера»
Какой стала новая «Ривьера», с какими трудностями столкнулись в процессе работ, а главное, что будет дальше

Где есть и пить в Центральном Сочи
Где есть и пить в Центральном Сочи Достойные заведения на разный бюджет
Где есть и пить в Центральном Сочи

Где есть и пить в Центральном Сочи
Достойные заведения на разный бюджет

Экомаршруты Сочи и Красной Поляны
Экомаршруты Сочи и Красной Поляны Для новичков и опытных туристов
Экомаршруты Сочи и Красной Поляны

Экомаршруты Сочи и Красной Поляны
Для новичков и опытных туристов

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе
Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко

Гуляем вокруг «Белорусской» с Moa Pillar и Ушко
Говорим о секретном парке, электронной музыке и сексе

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах «Кафедра», «Девять совсем незнакомых людей» и «Мистер Корман»
Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах

Что смотреть в августе на Netflix, «Кинопоиске HD», «Амедиатеке» и других стримингах
«Кафедра», «Девять совсем незнакомых людей» и «Мистер Корман»

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство
Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство
Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

Как объяснить бармену, какой коктейль вы хотите выпить. Пошаговое руководство

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому
Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому От тренировок для друзей до международных регат
Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому

Открытое море: Как «Сила ветра» сделала яхтинг доступным любому
От тренировок для друзей до международных регат

10 новых детских книг для конца лета
10 новых детских книг для конца лета На море, на дачу, в деревню к бабушке
10 новых детских книг для конца лета

10 новых детских книг для конца лета
На море, на дачу, в деревню к бабушке

Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives
Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives
Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives

Что покупать в совместной коллекции H&M и Toga Archives

Черноморские дельфины на грани исчезновения: как спасти краснокнижных животных
Черноморские дельфины на грани исчезновения: как спасти краснокнижных животных И чем можно помочь центру спасения «Дельфа»
Черноморские дельфины на грани исчезновения: как спасти краснокнижных животных

Черноморские дельфины на грани исчезновения: как спасти краснокнижных животных
И чем можно помочь центру спасения «Дельфа»

В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая
В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая Подборка редакции «Гусьгусь»
В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая

В дорогу и не только: Детские подкасты для любого случая
Подборка редакции «Гусьгусь»

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе И ничего не забыть
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
И ничего не забыть

Подпишитесь на рассылку