30 июня, четверг
Москва
Войти

Коллекция Щукина в Пушкинском: Матисс, Гоген и Пикассо возвращаются в Москву Как русский промышленник собрал лучшую коллекцию европейского искусства рубежа веков и почему она пропала из Москвы на столетие

Коллекция Щукина в Пушкинском: Матисс, Гоген и Пикассо возвращаются в Москву

«Танец» Анри Матисса — одна из тех знаменитых картин, которые немногие видели своими глазами: не каждому же выпадает возможность съездить в Эрмитаж или нью-йоркский Музей современного искусства. Картина, сделанная в 1910 году по заказу текстильного магната и коллекционера современного искусства Сергея Щукина, знаменита огромным размером, сочетанием красного, синего и зеленого, пластикой людей, танцующих в хороводе. Широко известно и то, что панно украшало коридор особняка Щукина в Большом Знаменском переулке: хотя изначально коллекционер, боявшись встревожить своих детей (это чуть менее известная история), думал повесить его в другом месте — но был так поражен итоговым результатом, что не оставил себе выбора.

Картина была готова к 1910 году. Через семь лет Щукин уехал из страны. Отобранная большевиками картина сначала выставлялась в Музее нового западного искусства на Пречистенке, потом, как идеологически чуждая, пылилась в запасниках, потом наконец-то была снова выставлена, но уже в Эрмитаже, а после, на пару лет, — в Париже. И вот спустя 100 лет картина возвращается в Москву — в находящийся по соседству от дома Щукина Пушкинский музей. Там в начале июня открылась выставка «Щукин. Биография коллекции», включающая в себя 150 картин и скульптур, принадлежавших Щукину, — почти половина его собрания.

Помимо «Танца», в Пушкинском показывают больше сотни полотен за авторством других художников (Сезанна, Дерена, Пикассо и прочих), которых собирали Сергей Щукин и его братья. Но кураторы делают акцент на самих коллекционерах — это не выставка шедевров модернизма, а попытка переосмыслить историю искусства начала XX века, поставив коллекционеров и меценатов на одну доску с художниками. И взглянуть на эти работы как раз глазами «самого известного в мире коллекционера XX века», как назвал Щукина директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Текст

Паша Яблонский

Анри Матисс. Танец. 1910

«Щукин. Биография коллекции»


Где

ГМИИ имени А. С. Пушкина

Когда

19 июня — 15 сентября

Сколько

600 рублей

Кураторы

Марина Лошак, Наталья Александрова, Александра Данилова, Светлана Загорская, Виталий Мишин, Алексей Петухов, Анна Познанская, Вадим Садков

«Если мы говорим „Третьяков“ — мы подразумеваем картины русской школы, Костаки — русский авангард. Щукин — такое же, если не более тяжеловесное имя. В данном случае имя коллекционера работает ничуть не хуже, чем имена Матисса, Сезанна, Гогена и Пикассо. Возможно, имена братьев Щукина еще могли бы стать для кого-то открытием, но коллекция Сергея — уже давно сформировавшаяся величина в мире искусства», — объясняет Наталия Семенова, научный консультант выставки и автор 500-страничной книги о коллекции.

Разгадку — откуда взялся этот странный русский европеец, скупающий художников, работы которых впоследствии будут стоить десятки миллионов долларов, — кураторы выставки предлагают искать в родственниках Щукина. Его отец был крупным текстильным магнатом и всех шестерых своих сыновей готовил к тому, чтобы перенять управление ткацкими фабриками — отправлял на обучение в Германию, где было хорошо развито текстильное производство.

Однако страстью братьев Щукиных было коллекционирование. Считается, что художественный нюх передался Щукиным по материнской линии — Екатерина Петровна Боткина, жена Щукина-старшего, происходила из старой семьи интеллектуалов, ее брат принимал у себя дома Тургенева, Герцена и молодого Толстого.

Несколько лет назад Леонид Парфенов снял фильм «Глаз божий», приуроченный к юбилею Пушкинского музея. Там подробно рассказывается история коллекции Щукина и то, каким он был человеком

Решающую роль на пути к коллекционированию в жизни Сергея Щукина сыграли именно его братья — Петр, Иван и Дмитрий. Старший брат Петр собирал древности, Дмитрий — старое искусство, а Сергей, начавший чуть позже, — современное искусство. «Стоит нам посмотреть на рисунок, картину или любую другую вещь, как мы настораживаемся» — так описывал это Дмитрий. Был и четвертый Щукин, увлеченный искусством, — не такой коллекционер, как старшие братья, Иван коренным образом повлиял на возникновение щукинской коллекции — именно он показал Сергею новое французское искусство.

На выставке каждому из братьев посвящен отдельный зал, осмотреть которые стоит до основной коллекции: «Вначале, когда вы только вошли, можете потрястись перед „Танцем“ Матисса, который специально висит один, зацепить взглядом иконостас Гогена. Потом стоит пойти через братьев — осмотрев зал последнего из них, Ивана, который и познакомил Сергея с новым искусством, вы входите в залы с основной коллекцией», — говорит Семенова.

Пройти через комнаты Петра, Дмитрия и Ивана нужно для того, чтобы прочувствовать то самое чутье семьи Щукиных, а также понять контекст семьи и эпохи, в которой сформировался Сергей. В первом зале выставлены предметы из коллекции Петра — собирателя древностей: персидские ткани и японские шкатулки, набор камергерских ключей и китайский посох. Попадается и живопись: «Обнаженная» Ренуара или «Дама в белом» Поля Эллё. В той же комнате висит и «Портрет великого князя Александра Павловича в детстве» Федора Рокотова.

В большинстве залов античные статуи из постоянных экспозиций постарались оградить отдельно выстроенной стеной, однако где-то Дионис и Лаокоон все же видны. Шкатулки и стулья из коллекции Петра выставлены прямо вокруг «Фарнезского быка». Чуть дальше зал Дмитрия Щукина, более узконаправленный — с художниками голландской школы: Питер Клас, Ян ван Гойен и Хендрик Аверкамп, картину которого Дмитрий приобрел по совету своего профессора Вильгельма фон Боде. В зале нашлось место и медным бюстам, и чайным сервизам.

Клод Моне. Завтрак на траве. 1866

Последний зал, с работами, которые собирал Иван Щукин, вплотную подводит зрителя к коллекции Сергея Щукина, он наиболее аскетичный. В завешанной плотными черными тканями комнате висят две картины Мане и Моне и «Кающаяся Мария Магдалина» Эль Греко, привезенная из Будапешта (все остальные картины на выставке принадлежат российским музеям). Из всех братьев Щукиных Иван был наименее успешным коллекционером — в 1907 году ему пришлось продать большую часть своего собрания из-за накопившихся долгов. Годом позже он, не в силах пережить банкротство, покончил жизнь самоубийством. Однако за десять лет до этого младший брат Сергея, живя в Париже, познакомил его с новым французским искусством.

Коллекция Сергея Щукина стоимостью в 10 миллиардов долларов занимает большую часть выставочных залов. Первый зал — импрессионисты. Здесь висят ранние увлечения Щукина: Моне, Ренуар, Сислей, Дени и Писсарро. Вся оставшаяся часть выставки выстроена в хронологическом порядке — из зала в зал можно наблюдать, как Щукин развивал свой художественный взгляд.

Поль Гоген. О, Таити, чудесный край! Сбор плодов. 1899

Дальше — длинный зал с импрессионистами. Если в начале осмотра путь пролегает мимо Белого зала с «Танцем» Матисса, то в его середине — мимо иконостаса Гогена. Полтора десятка работ французского мастера развесили в Пушкинском точно так же, как когда-то в особняке Щукина на Знаменке — в салонном стиле, крайне плотно, почти не оставляя свободного пространства между полотнами (сравните с остальными залами, где работам оставлено много свободного пространства). Картины написаны Гогеном в разные годы, однако они сочетаются — сюжеты перетекают один в другой, образуя алтарь.

Анри Матисс. Красные рыбы (Золотые рыбки). 1912

За Гогеном расположено еще несколько тематических залов, каждый из которых посвящен одному из поздних увлечений Щукина. Сперва зал Сезанна: большинство картин в нем находится на постоянной экспозиции в Пушкинском музее, но есть и работы из Эрмитажа, например «Дама в голубом». Вслед за Сезанном — Матисс: здесь все, кроме «Танца» и «Булонского леса», который оставили в небольшом закутке в зале Сезанна, чтобы показать влияние постимпрессиониста на одного из основателей фовизма.

Матисс — важный художник для Щукина. Он одним из первых заприметил талант француза и выкупал его картины «еще до того, как на них высыхала краска». В какой-то момент Матисс заключил контракт с галереей Бернхейм-Жён, согласно которому музей получил эксклюзивное право получать все, что напишет Матисс. Однако в контракте имелась одна маленькая оговорка: галерее доставались лишь картины определенного, небольшого размера.

Все остальные работы художник мог продавать собственноручно — именно поэтому в коллекции Щукина так много полотен, «близких по размеру к панно», объясняет Наталия Семенова. Щукин до последнего коллекционировал Матисса — в сентябре 1914 года, когда Германия уже объявила войну России, коллекционер пытался перевести деньги за «Женщину на высоком табурете», однако ему не удалось это сделать из-за обвала Московской биржи. В этот момент длительная переписка между Щукиным и Матиссом обрывается. Вслед за Матиссом — залы Пикассо и Дерена, одного из последних больших увлечений Сергея Щукина. Помимо них, присутствует Мари Лорансен и Анри Руссо — Щукин не мог пройти мимо них.

Анри Руссо. Нападение ягуара на лошадь. 1910

На хитовой парижской выставке щукинской коллекции в музее фонда Louis Vuitton (работы из него одновременно начали выставляться в соседнем корпусе ГМИИ) повествование не оборвалось — кураторы решили продолжить историю Щукина русскими авангардистами.


Одновременно с московской выставкой в Петербурге началась выставка «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы». Ожидается, что затем музеи обменяются выставками.

Но это выглядело скорее трагично: да, Малевич напрямую вдохновлялся Пикассо, включая те работы, которые скупал Щукин, но после революции, как мы знаем, снесло вначале Щукина, затем и Малевича, который недолго, впрочем, был одним из главных художников страны, а потом (в запасники) и того щукинского Пикассо, что еще оставался в СССР. «У нас была идея показать, что Сергей Щукин появился не на пустом месте, а из очень мощной семьи коллекционеров», — объясняют свою задачу кураторы московской выставки. Так может быть менее зубодробительно, но зато спокойно — все на своих местах.

Пабло Пикассо. Дама с веером. 1909

История того, что происходило с коллекцией (а это 275 шедевров, включая восемь Сезаннов, 13 Моне, 16 Гогенов, 41 Матисс и 50 Пикассо), едва ли не интереснее того, что есть на выставке. В августе 1918 года Сергей Щукин с младшим сыном Иваном сбегает из Советской России. Спустя три года коллекции Щукина и его коллеги по коллекционированию современного искусства Морозова объединяют под эгидой Государственного музея нового западного искусства, а его директором назначают Бориса Терновца, которого в свое время восхитил «Танец». В 1929 году коллекции Морозова и Щукина перевозят в одно здание — особняк Морозова на Пречистенке. После войны, в 1948 году, музей ликвидируют, и происходит окончательный раздел коллекции.

«Все фонды перевезли в Пушкинский музей и начали разделять между Москвой и Петербургом. Происходило это в Белом зале, где сейчас висит „Танец“. Люди из Комитета по делам искусств — такой был орган идеологического контроля в сталинские времена — рекомендовали не оставлять в Москве те работы, которые нельзя было выставить. А как можно думать о том, чтобы выставить авангард в позднесталинские годы?» — рассказывает про историю коллекции Алексей Петухов, куратор выставки «Щукин. Биография коллекции». В Ленинград отправились самые смелые полотна Пикассо и Матисса, а в Москве остались более безопасные работы импрессионистов. «То, что в Москве осталось хоть что-то из авангарда, — это подвиг, самоотверженность и огромный риск тех людей, которые тогда занимались разделом коллекции Щукина», — добавляет Петухов.

Как рассказывает Петухов, оба шанса объединить коллекцию в советское время были упущены. Первый раз при Хрущеве, во время оттепели, а второй — при Горбачеве, когда на волне отрицания сталинского времени и разоблачения репрессий ликвидированный, почти что расстрелянный музей можно было попробовать возродить. «Очередную попытку воссоединить коллекции предприняли сразу после падения СССР — в России и Германии прошла выставка „Морозов и Щукин. Русские коллекционеры“. Тенденция той эпохи — говорить о Щукине и Морозове вместе, слеплять их в один комок, хотя они не были членами одной семьи и в своих подходах не похожи друг на друга», — продолжает куратор уже сольной выставки Щукина в Пушкинском музее.

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Феликса Рея. 1889

Полную коллекцию Щукина все же удалось показать в одном месте. Правда, в построенном архитектором Фрэнком Гери элегантном здании музея фонда Louis Vuitton в Париже, а не в Москве или Петербурге — оказалось, что перевезти картины из Эрмитажа и Пушкинского в Париж намного легче, чем договориться о совместном показе в Москве.

Этому поспособствовал внук Сергей Щукина — Андре-Марк Делок-Фурко, который продолжает жить в Париже (он блестяще говорит по-русски для человека, который родился во Франции). Внук Щукина активно искал возможность представить где-либо полную коллекцию его деда, и в конце концов выбор пал на музей фонда Louis Vuitton — куда более осторожных (что неудивительно для транснациональной корпорации) продолжателей дела Щукина в XXI веке.

«Показать в одном музее картины из Пушкинского и Эрмитажа в России тогда еще было невозможно. Конфликт между музеями был еще слишком острым, — объясняет Петухов. — Нужна была нейтральная сторона, которой и стал Париж».

Выставка щукинской коллекции в Париже стала самой кассовой выставкой Франции за последние 50 лет — ее посетило более 1,2 миллиона человек, рассказывает внук коллекционера. Увидев такой успех, Эрмитаж и Пушкинский все же смогли преодолеть раздоры и провести серию показов.


Фотографии: обложка, 2, 3, 5, 7 — ГМИИ имени А. С. Пушкина, 1, 4 — Succession H. Matiss / Государственный Эрмитаж, 6 — Succession Picasso / ГМИИ имени А. С. Пушкина

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как говорить о блокаде и репрессиях на языке комикса
Как говорить о блокаде и репрессиях на языке комикса Интервью с художницей Ольгой Лаврентьевой и препринт ее графического романа «Сурвило»
Как говорить о блокаде и репрессиях на языке комикса

Как говорить о блокаде и репрессиях на языке комикса
Интервью с художницей Ольгой Лаврентьевой и препринт ее графического романа «Сурвило»

Слишком сложные тексты о современном искусстве
Слишком сложные тексты о современном искусстве Хватит молчать
Слишком сложные тексты о современном искусстве

Слишком сложные тексты о современном искусстве
Хватит молчать

Мунк в Москве: Не только «Крик»
Мунк в Москве: Не только «Крик» Куратор первой за 40 лет большой российской выставки художника считает, что его нельзя считать автором одной картины
Мунк в Москве: Не только «Крик»

Мунк в Москве: Не только «Крик»
Куратор первой за 40 лет большой российской выставки художника считает, что его нельзя считать автором одной картины

Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным
Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным Основатели соц-арта — о том, почему современное искусство загрязняет окружающую среду, Уорхоле и иронии
Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным

Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным
Основатели соц-арта — о том, почему современное искусство загрязняет окружающую среду, Уорхоле и иронии

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

6 причин, почему разваливаются отношения

Первая полоса

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить
Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить
Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

Что такое дефолт, опасен ли он и как при нем жить

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком» Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту С минимальными потерями
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
С минимальными потерями

6 причин, почему разваливаются отношения
6 причин, почему разваливаются отношения Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»
6 причин, почему разваливаются отношения

6 причин, почему разваливаются отношения
Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей В нем участвуют рестораны из пяти городов России
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
В нем участвуют рестораны из пяти городов России

Подпишитесь на рассылку