Уральский андеграунд 60-х: Кто такой Евгений Арбенев и что он сделал для искусства в Екатеринбурге Один из первых современных художников города — о концептуализме, новых граффити и Уральской биеннале
В 2019 году художественная жизнь Екатеринбурга крайне разнообразна и насыщена событиями: проходят фестивали уличного искусства, в музеях и галереях показывают работы современных художников. Авторов-концептуалистов знают в лицо и приглашают к сотрудничеству крупные бренды и девелоперы, даже уличные художники, работающие нелегально, могут спокойно рассказывать об этом на центральных площадках города. Но в 1960-1980-е годы неофициальным художникам и поэтам приходилось работать в подполье — благодаря их деятельности начала формировать независимая творческая среда Екатеринбурга, которую можно видеть сегодня.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств и The Village начинают серию публикаций о творческом пути значимых художников из уральского андеграунда и их взглядах на актуальное современное искусство.
Первым неофициальным уральским художественным объединением в 1960–1970-е годы стала «Уктусская школа», участники которой занимались поиском новых форм в искусстве. Они отходили от академических традиций и обращались к наследию футуристов и абстракционистов, использовали приемы концептуализма. У них долгое время не было возможности показывать свои работы на официальных выставках, а выпускаемый ими в единственном экземпляре самодельный журнал «Номер» распространялся среди близких знакомых.
Один из «уктуссцев», Евгений Арбенев, переехал в Свердловск из Саратовской области в 1959 году, после службы в армии познакомился с художниками-основателями неформального объединения «Уктусская школа», — Анной Таршис и Валерием Дьяченко —и вскоре присоединился к ним. Параллельно с этим он работал в области промышленной графики, окончив Московский Полиграфический институт, и стал художественным редактором в журнале «Урал». В настоящее время является главным редактором газеты «Голос надежды».
Еще в 1960-е годы Арбенев начал заниматься кодированием литературы и попытками создания азбуки визуального языка. В своем творчестве он большое значение придает подсознательному и свободному искусству. Стартовав как художник-график, впоследствии он открыл для себя формат инсталляции и начал создавать композиции из бутылок.
Текст
Фотографии
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.