23 января, воскресенье
Москва
Войти

Что произошло с российским искусством в 2010-е «Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»

Что произошло с российским искусством в 2010-е

12 июля 2010 года Таганский суд Москвы признал организаторов выставки «Запретное искусство — 2006» в Сахаровском центре Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева виновными в разжигании религиозной вражды. Юрию Самодурову назначили штраф в 200 тысяч рублей, а Андрею Ерофееву — в 150 тысяч. Этот судебный процесс потянул за собой целую череду событий. За десять лет, что прошли с тех пор, был фактически уничтожен в прежнем виде Государственный центр современного искусства, судебные разбирательства с неугодными художниками и активистами стали привычным делом, галерейный кластер на «Винзаводе» превратился в выставочно-образовательный центр, почти утратив свою арт-рыночную составляющую, а выставки низвергнутого совсем недавно соцреализма прошли в центральных выставочных пространствах Москвы.

Текст

Мария Семендяева


«Запретное искусство»

«Запретное искусство — 2006»

В 2007-м году открылась выставка «Запретное искусство — 2006». Она состояла из «произведений, предложенных различными кураторами для выставок в московских музеях и галереях и не разрешенных к показу художественными советами или директорами в 2006 году». На выставке работы можно было посмотреть через дырочки в фальшстене, а на входе содержалась информация о возрастном ограничении.

На «Запретное искусство» подали в суд представители правой религиозной организации «Народный собор». По их мнению, некоторые произведения на ней оскорбляли их чувства как верующих. Апелляции к здравому смыслу и экспертиза профессионального сообщества не помогли. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье 282 УК РФ за разжигание религиозной вражды. Проект «Запретное искусство», который планировали сделать ежегодным, чтобы вести «мониторинг и обсуждение характера и тенденций институциональной цензуры в области культуры», закрылся.

В тот же день в здании суда, где выносили приговор Ерофееву и Самодурову, активисты московской фракции арт-группы «Война» провели акцию «Тараканий суд»: выпустили в коридорах и на лестнице сотни мадагаскарских тараканов. Что характерно, Самодуров акцией возмутился — несмотря на всю либеральность, правозащитники старой формации были не готовы признать новую поросль активистов с их беспримерной смелостью.


Новый акционизм

«*** [член] в плену у ФСБ»

Арт-группа «Война», основанная еще в 2007 году, до 2010-х была известна разве что узкому кругу журналистов и арт-критиков, хотя некоторые их акции, например «***** [трахайся] за наследника медвежонка» с публичным совокуплением в музее, ожидаемо получили известность. В 2009 году группа раскололась надвое — образовалась московская «Война», участники которой позднее основали группу Pussy Riot, и петербургская «Война», в которую вошли Леонид Воротников (Вор), Наталья Сокол (Коза) и Леонид Николаев, он же Леня ******* [чокнутый].

В 2011 году проект петербургской «Войны» «*** [член] в плену у ФСБ» наградили государственной премией в области современного искусства «Инновация», а в 2012-м в храме Христа Спасителя прошла самая знаменитая художественная акция в новейшей истории России, за которую участницы группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алёхина отправились отбывать двухлетние сроки в колонии-поселении.

О том, как живет сейчас (ну, пару лет назад) семья Вора и Козы, можно почитать в знаковом репортаже Олеси Герасименко, а о том, что происходит с Петром Верзиловым и Надеждой Толоконниковой, вы узнаете непосредственно из их популярных инстаграмов. Группа Pussy Riot — один из бесспорных брендов в глобальном мире: из локальной панк-команды она превратилась в международный коллектив, сотрудничающий с Бэнкси, ASAP Rocky и продюсером Дэвидом Ситеком. Песни Pussy Riot звучат в «Южном парке» и «Симпсонах», Надя и Маша написали каждая по автобиографической книге, но отечественной публике, скорее, известно другое их детище — сайт «Медиазона» и фонд поддержки заключенных и их семей «Зона права».


Лобзай мусора: Хроника акционизма в Москве

Акция «Груз 300» Катрин Ненашевой

Акция Pussy Riot вызвала одну из самых громких общественных дискуссий в российском обществе, но ее итоги неутешительны. Pussy Riot знамениты в мире, узнаваемы как артисты, но в России остались маргиналами, которых не пустят ни на одну выставочную площадку. Во многом это сознательная позиция самих участниц группы и их соратников, но есть и очевидные внешние причины. Например, идеи феминизма и протестные лозунги, звучащие в их песнях 2010-х, лишь к концу десятилетия вышли за пределы узкого круга журналистов и политических активистов. В 2012 году журнал «Власть» и газета «Коммерсант» отказались от публикации текста о творчестве Pussy Riot по причине незначительности новостного повода.

Процесс над Pussy Riot вдохновил петербургского художника Петра Павленского, который 10 ноября 2013 года прибил свою мошонку гвоздем к брусчатке на Красной площади, заявив позднее, что «голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлевской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества». Спор о том, является ли его творчество искусством, продолжился вплоть до того момента, когда Павленский в поисках политического убежища после акции с поджогом двери ФСБ отправился во Францию, где его арестовали и приговорили к трем годам заключения за аналогичную акцию с дверью Банка Франции.

Это искусство интровертное, которому не нужен по большому счету даже зритель. В этом направлении, но по другому пути пошла художница-активистка Катрин Ненашева, которая несколько дней ходила по улицам в тюремной робе, чтобы привлечь внимание к проблеме стигматизации бывших заключенных. Точно так же вызывая общество на конфликт, она тем не менее продолжала акцию изо дня в день, показывая, как трудно бывшим заключенным делать самые обычные дела, и выделяясь каждым своим шагом, каждым проявлением.


«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой


«Это непонятно абсолютному большинству жителей России»

Паша 183 Зоопарк

Тем временем даже привычное уличное искусство в России за последние десять лет вышло далеко за пределы бетонных заборов вдоль железнодорожных путей. Погибшего в 2013 году Павла Пухова по прозвищу Паша 183 называли «русским Бэнкси», а его ретроспективная выставка прошла в Музее Москвы, но даже это не спасло его росписи в московских дворах, безжалостно уничтоженные коммунальщиками. Кирилл Кто — один из немногих уличных художников, добившихся коммерческого успеха, а работы екатеринбургского стрит-артиста Тимофея Ради в 2019 году вошли в коллекцию Третьяковской галереи.

Сама Третьяковка за эти годы радикально сменила имидж и под началом Зельфиры Трегуловой превратилась в один из крупнейших музеев страны не только с точки зрения компетенции, но и буквально. Укрупнение государственного сектора в искусстве — главная тенденция второй половины 2010-х, ее самое яркое проявление — решение о строительстве гигантских филиалов центральных столичных музеев в регионах. Выставочная программа Третьяковки не менее монументальна: историческая очередь на ретроспективу Валентина Серова — тому живое подтверждение. Каждый год музей показывает ретроспективу одного из блокбастерных художников позапрошлого или прошлого века, а сама Зельфира Трегулова стала куратором выставки «Романтический реализм», которая прошла в Манеже параллельно с выставкой «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений до Великой Победы» — вполне в духе времени.

Тима Радя. Первые полосы

После вступления в должность министра культуры Владимира Мединского в 2012 году всем было очевидно, что нас ждет наступление на непонятное государственным деятелям современное искусство, но это произошло даже слишком скоро. В 2013-м министр посетил основной проект 5-й Московской биеннале в Манеже, после чего высказался: «Почему мы должны под современным искусством видеть что-то абстрактно-кубическое, корявое, в виде груды кирпичей? Да еще за государственные деньги! Не говоря о том, что это непонятно абсолютному большинству жителей России».

Следующая биеннале проходила уже подальше от центра — на ВДНХ, в режиме страшной экономии, но все еще на достойном международном уровне. В 2016 году Московская биеннале сменила руководство, государственных денег там почти не осталось, но в 2017-м основной проект все же состоялся как полагается в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу. В 2019-м уже очевидно, что денег не хватает категорически, и, хотя выставка де-факто состоялась, серия скандалов вокруг биеннале, включающая финансовые претензии зарубежных художников, свидетельствует о неясном будущем этой институции.


Московская биеннале провалилась во второй раз. И вот почему

Частные институции, поддерживающие современное искусство, тоже изрядно сменили состав с начала 2010-х. Почти ушли с арены Stella Art Foundation и фонд «Екатерина», галерея Гельмана и галерея Айдан Салаховой закрылись, основатель галереи «Риджина», связанный с крупнейшими художественными событиями начала 90-х и 2000-х, посвятил себя коммерческому аукциону Vladey. В 2012 году центр «Гараж» переехал в парк Горького, а на его месте в Бахметьевском гараже открылся Еврейский музей.

«Гараж» быстро превратился в центр притяжения обновленного парка Горького, но главное событие второй половины 2010-х — возросшее влияние фонда Леонида Михельсона V-A-C, который до этого в основном занимался выставками за границей. Назначение директора фонда V-A-C Терезы Мавики на пост комиссара павильона России на будущей биеннале в Венеции — одна из лучших новостей 2019 года, ведь Семен Михайловский, ректор Академии художеств, успел разочаровать в этом качестве и публику, и профессионалов.

Еще многое можно упомянуть в связи с прошедшим десятилетием: и потрясающую историю «Оккупай Абай» — художественного лагеря, существовавшего в непосредственной связи с митингом 6 мая на Болотной площади; и невероятное увлечение русского истеблишмента европейскими выставками-блокбастерами; и постепенное исчезновение отделов культуры во всех крупных изданиях, где их планомерно сливают с другими отделами в связи с уходом рекламодателей.

Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними, уличный активизм вылился в московские протесты 2019 года, когда неоправданная жестокость пресекает любую попытку мирного самовыражения. О трендах российской культурной политики красноречиво говорит введение Государственного центра современного искусства в состав Пушкинского музея изобразительных искусств. Прежде независимая институция стала отделом одного из старейших музеев страны. Относиться к этому можно по-разному, однако ясно, что времена, когда госпремию «Инновация» за нарисованный на разводном мосту член вручали сидящим в СИЗО художникам, ушли в прошлое.


Фотографии: обложка, 5 – Тима Радя, 1 – Сахаровский центр, 2 – Арт-группа «Война», 3 – Наталья Буданцева, 4 – Илья Maff

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Полина Музыка: «Я могла добавить в вино не кровь, а мочу или пурген»
Полина Музыка: «Я могла добавить в вино не кровь, а мочу или пурген» 20-летняя художница — о нашумевшей акции с менструальной кровью и о том, зачем превращать искусство в мем
Полина Музыка: «Я могла добавить в вино не кровь, а мочу или пурген»

Полина Музыка: «Я могла добавить в вино не кровь, а мочу или пурген»
20-летняя художница — о нашумевшей акции с менструальной кровью и о том, зачем превращать искусство в мем

Слишком сложные тексты о современном искусстве
Слишком сложные тексты о современном искусстве Хватит молчать
Слишком сложные тексты о современном искусстве

Слишком сложные тексты о современном искусстве
Хватит молчать

Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным
Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным Основатели соц-арта — о том, почему современное искусство загрязняет окружающую среду, Уорхоле и иронии
Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным

Как Комар и Меламид сделали современное искусство смешным
Основатели соц-арта — о том, почему современное искусство загрязняет окружающую среду, Уорхоле и иронии

Московская биеннале провалилась во второй раз. И вот почему
Московская биеннале провалилась во второй раз. И вот почему «Что проект с темой „Ориентирование на местности“ говорит о Москве и стране сейчас, кроме как о тотальной потере каких-либо ориентиров?»
Московская биеннале провалилась во второй раз. И вот почему

Московская биеннале провалилась во второй раз. И вот почему
«Что проект с темой „Ориентирование на местности“ говорит о Москве и стране сейчас, кроме как о тотальной потере каких-либо ориентиров?»

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

Первая полоса

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные
Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки

Пришло время заменить вашу маску на респиратор — лучшую защиту от «омикрона», помимо прививки
Наша редакторка раздела «Стиль» выбрала самые симпатичные и удобные

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

Нижегородский правозащитник рассказал о давлении на родственников в Чечне. Через месяц его мать похитили

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»
«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

«Я сделала выставку из картин, которые нарисовала в психбольнице»

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети Вот как она устроена
В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети

В Петербурге открылась свободная демократическая школа, в которой решения принимают дети
Вот как она устроена

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности Главный антигерой — Брэдли Купер
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности

«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: Печальная сказка о цирковом обмане и потере человечности
Главный антигерой — Брэдли Купер

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn
Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Чайный бар Bobar, итальянский корнер Mamma Mia от White Rabbit Family и ресторан «Бор» от команды Björn

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?
Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Московская плитка не выдержала зимы. Что говорят горожане?

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика» Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее
Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»

Дискриминация и секс-позитивность: Подкаст The Village «Неновая этика»
Рассказываем, как чекать свои привилегии и стать этичнее

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро» С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»
Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»

Велопрогулка по промозглой Москве в клипе «Макулатуры» на новую песню «Нутро»
С первого «сборника хитов» группы — «Избранное»

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Туалетный шик: В каких московских ресторанах самые интересные уборные

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина
Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Джапанди, рамен и тайяки: Японское бистро J’Pan на улице Забелина

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии
Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Думаю, как все закончить: «Все прошло хорошо» — мастерский фильм Франсуа Озона об эвтаназии

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России Главное из интервью Алексея Навального журналу Time
Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России

Жизнь в тюрьме, судьба оппозиции и будущее России
Главное из интервью Алексея Навального журналу Time

«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»
«Я сделал вазэктомию»

«Я сделал вазэктомию»

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча
Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

Куда идти прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют места для идеального бранча

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас
«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

«Событие» Анни Эрно: Почему история нелегального аборта во Франции 60-х актуальна и сейчас

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)
Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки

Скидки, за которые надо платить: Почему программы лояльности превратились в подписки
И какие новые варианты появились недавно (есть даже на поездки в метро)

«Черная книга» эпохи Собянина
«Черная книга» эпохи Собянина 30 исторических зданий, которые потеряла Москва в прошлом году
«Черная книга» эпохи Собянина

«Черная книга» эпохи Собянина
30 исторических зданий, которые потеряла Москва в прошлом году

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках
Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U

Что покупать в весенней коллекции Uniqlo U
Вечная классика и базовый гардероб в обновленных расцветках

Подпишитесь на рассылку