18 октября, понедельник
Москва
Войти

Художник Сергей Потеряев: «Фотография — это самая большая ложь» Открывается выставка о связи снимков упавшего американского самолета над Свердловском в 1960 году и современных блогеров в инстаграме

Художник Сергей Потеряев: «Фотография — это самая большая ложь»

1 февраля в арт-резиденции «Шишимская горка» состоится презентация нового проекта художника и фоторедактора The Village Екатеринбург Сергея Потеряева. Выставка, которая называется «Большой шлем», связана с американским летчиком-шпионом Фрэнсисом Гэрри Пауэрсом, самолет которого упал в небе над Свердловском 1 мая 1960 года, и посвящена тому, какую правду может рассказать фотография. Экспозиция будет работать до 10 февраля с 16:00 до 20:00.

В разговоре с The Village Екатеринбург Сергей Потеряев порассуждал о роли фотографии в жизни человека и СМИ, степени ее правдивости и истинном назначении.

Предпосылки

Фрэнсис Гэри Пауэрс входил в группу американских летчиков, отобранных ЦРУ для полетов на разведывательном самолете U-2 над СССР. 1 мая 1960 года Пауэрс в очередной раз пролетал над Советским Союзом, чтобы снять на фотокамеру промышленные и военные объекты. Когда летчик приблизился к Свердловску, по нему открыли огонь — одна из семи ракет поразила самолет. Летчик остался жив, его приговорили к десяти годам лишения свободы. Впрочем, 10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинке Фрэнсиса Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Я провел на Уктусе все детство. Местные всегда называли это место солдатской горкой, и я решил разобраться, откуда взялось название. Выяснилось, что есть легенда: на самой вершине горки стояла станция, которая засекла американского летчика Пауэрса. Меня заинтересовала эта история, и я начал в ней копаться.

Я сходил в библиотеку Белинского, поработал с архивом, взял старые газеты и съездил в те места, где упал U-2 Пауэрса, кроме того, побывал в Берлине на мосту, где его обменяли. Когда я начал читать советские газеты, то сразу уловил восторженную тональность, с которой подавали новость о шпионе.

На самом деле, американцы летали над нами два года, просто у нас не было техники, чтобы сбить их самолеты. По чистой случайности американцы не узнали, что на вооружении СССР появился тип ракет, который может сбивать американские воздушные судна. В советских газетах также не написали, что мы, пытаясь сбить Пауэрса, случайно сбили самолет советского летчика. Относительный успех СССР подавался как абсолютный. В американской версии события подавали в ином ключе. Тогда я вышел на глобальные мысли.

Выставка

Мы всегда воспринимаем за правду визуальное изображение, но на самом деле, фото — это самая большая ложь. Тебе вряд ли поверят, если в паспорте увидят фотографию другого человека: снимкам верят больше, чем тексту и словам. Фотография считается носителем некой сакральной правды. Моя выставка скорее не об истории шпиона, а о том, стоит ли верить фотографии. Она называется «Большой шлем», потому что у Пауэрса было четыре точки, которые ему нужно было снять, и одной из них являлся Свердловск. А «большой шлем» — это теннисный термин: «взять большой шлем» означает выиграть четыре главных турнира.

В «Большом шлеме» представлены как старые архивные фотографии (вернее, их сканы), так и новые, которые сделал я. Свои кадры я стилизовал под старые, поэтому в итоге получилось 20 газетных снимков: попробуйте отличить, какие были сделаны 60 лет назад, а какие — в наши дни. Если даже в них всматриваться, то сложно понять. Я играю со зрителем в некую игру, в которой ему следует более внимательно относиться к преподносимой информации.


Мы всегда воспринимаем за правду визуальное изображение, но на самом деле, фото — это самая большая ложь


Пару лет назад я участвовал с «Большим шлемом» в маленьком конкурсе и занял там призовое место. Местные зрители очень возмущались: почему за сканы старых кадров фотографу дали приз? Но, на самом деле, серия лишь наполовину состояла из старых. Позже вместе с куратором Ириной Кудрявцевой мы сделали проект более структурированным, также мы решили построить скульптуру, которая дает отсылку к обломкам самолета Пауэрса, которые выставлены в одном из московских музеев. Я напечатал на металле разные фигуры и составил некоторую метафору из обломков.

В практике художника я всегда разбираю фотографию как некое медиа, по-всякому ее использую. В старых проектах я деформировал снимки, коллажировал, то есть проверял на прочность. Если раньше я пробовал изменить фотографию структурно, то в данный момент я пытаюсь придать ей новые смысловые назначения. Грубо говоря, я убрал всю информацию и оставил только изображение.

Смысл

Фотография сильно меняется. Мы почти не задумываемся, что существует вычислительная фотография — когда телефон делает снимок до и после нажатия кнопки. Сейчас камеры телефонов становятся все лучше и лучше, но линзы и матрица не меняются; улучшаются программы, которые склеивают эти фотографии, в результате снимки становятся более светлыми, красивыми — и нереалистичными. Всю манипуляцию берет на себя техника: именно она решает, как мы выглядим. А поскольку гаджеты есть почти у всех, то лгут все.

Я не верю фотографиям, которые сделаны на айфоны и всю современную технику. Люди там более худые и красивые, чем они есть. Когда вы нажимаете на кнопку телефона, чтобы сделать фото, происходит небольшая задержка. Это связано с тем, что вступают в дело некие алгоритмы, улучшающие кадр. Когда я делал проект о 90-х, то был в музее, где хранятся всякие вещдоки. Там мне рассказали, что снимали вещдоки на пленку до последнего, потому что не верили цифровой фотографии.


С развитием интернета и соцсетей фото как инструмент лжи появился у каждого человека


С момента, когда сбили Пауэрса, прошло 60 лет, но смысл фотографии не сильно изменился: страны так же используют кадры в своих целях. А мы продолжаем верить. Более того, с развитием интернета и соцсетей фото как инструмент лжи появился у каждого человека. С помощью фотографии мы можем создать мир, в котором реально не живем. В руках обычных людей такой инструмент имеет маленькую зону поражения, но если фотографию используют большие структуры, то на умы людей можно оказать большое влияние. Не стоит верить одной информации, надо смотреть на событие более широко.

Раньше фотография была уделом меньшего количества людей. Массовость и запрос на красивую жизнь заставляет технику подстраиваться. С 1960 года ложь не изменилась, ее просто стало больше, и она сильнее влияет на умы людей. боюсь, что мы вряд ли что-то с этим сделаем.

Раньше я был молодым документальным фотографом и верил, что фотография может что-то менять. Существует мнение, что вьетнамскую войну остановила фотография — не знаю, правда или нет. Но когда я глубже ушел в мир искусства, то понял, что фотография — это всего лишь один из способов передачи одной из правд.

Фотография и СМИ

Появление быстрого интернета и соцсетей сильно изменило фотографию для СМИ. Если сейчас упадет самолет, то фото и видео появятся очень быстро. Да, они будут сделаны криво, но для СМИ важна скорость. Когда появилась куча людей с камерами в телефонах, медиа сильно сократили штат сотрудников — в первую очередь, речь идет о фотографах: зачем они нужны, если есть журналист со смартфоном, который не только быстро напишет новость с места события, но и сделает пару любительских кадров? Еще важно понимать, что если сейчас рухнет шпионский самолет, то у нас будет не два источника информации, как в 1960 году, а пять или десять.

В Екатеринбурге куча СМИ, но нет института фоторедакторов. При этом запрос на качественный визуал есть. Если бы этого запроса не было, то не было бы инстаграма. Глупо говорить, что в этой соцсети все читают тексты. Да, там есть такие люди, но большинство скроллят фото и видео. Запрос на правду существует, но ее парадоксально становится все меньше. Все это звучит противоречиво, потому что в данный момент мир информации стремительно меняется. По сути роль медиа уже выполняют соцсети, которые ты можешь настроить, как тебе угодно, но они еще не до конца взяли на себя эту роль, а СМИ пока не перестроились.


Более продвинутый человек изучает пять мнений и составляет из них впечатление, а менее — смотрит «Первый канал» и считает все, что там говорят, правдой


Когда мы снимаем героев The Village, то все люди думают, что знают, как их нужно сфотографировать. Однако у нас есть единая визуальная линия, которой мы придерживаемся. Читатель привыкает к этим фотографиям. The Village воспринимают как сериал, где выходят разные серии, но текстовые и визуальные вещи идут сквозь все. СМИ, которые привлекают разных фотографов, рушат свою визуальную структуру.

Возвращаясь к проекту, я все-таки повторю мысль, что он не о Пауэрсе и даже не о выставке как таковой. Он о том, как каждый человек определяет для себя истину. Более продвинутый человек изучает пять мнений и составляет из них впечатление, а менее — смотрит «Первый канал» и считает все, что там говорят, правдой.


Фотографии: Сергей Потеряев

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:

Facebook

VK

Instagram

telegram

Twitter

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Анастасия Цайдер о том, как снимают и зарабатывают документальные фотографы
Анастасия Цайдер о том, как снимают и зарабатывают документальные фотографы Куратор выставки «Новый пейзаж» в Екатеринбурге — о любви к России и монетизации искусства
Анастасия Цайдер о том, как снимают и зарабатывают документальные фотографы

Анастасия Цайдер о том, как снимают и зарабатывают документальные фотографы
Куратор выставки «Новый пейзаж» в Екатеринбурге — о любви к России и монетизации искусства

Новый Уктус: Куда движется район рек и холмов
СПЕЦПРОЕКТ
Новый Уктус: Куда движется район рек и холмов Эдуард Кубенский и Ашот Карапетян — об истории, архитектуре и инфраструктуре района
Новый Уктус: Куда движется район рек и холмов
СПЕЦПРОЕКТ

Новый Уктус: Куда движется район рек и холмов
Эдуард Кубенский и Ашот Карапетян — об истории, архитектуре и инфраструктуре района

Роджер Баллен — о том, как стать успешным коммерческим фотографом и выставляться в галереях
Роджер Баллен — о том, как стать успешным коммерческим фотографом и выставляться в галереях Автор клипов Die Antwoord рассказывает The Village Екатеринбург, как превратить хобби в арт-бизнес
Роджер Баллен — о том, как стать успешным коммерческим фотографом и выставляться в галереях

Роджер Баллен — о том, как стать успешным коммерческим фотографом и выставляться в галереях
Автор клипов Die Antwoord рассказывает The Village Екатеринбург, как превратить хобби в арт-бизнес

«Впервые я увидела гору в 1943-м»: Чемпионка СССР по горным лыжам — о прошлом Уктуса
СПЕЦПРОЕКТ
«Впервые я увидела гору в 1943-м»: Чемпионка СССР по горным лыжам — о прошлом Уктуса Екатерина Вогулкина — о том, как изменилась главная гора Свердловска, где выступали финны и шведы
«Впервые я увидела гору в 1943-м»: Чемпионка СССР по горным лыжам — о прошлом Уктуса
СПЕЦПРОЕКТ

«Впервые я увидела гору в 1943-м»: Чемпионка СССР по горным лыжам — о прошлом Уктуса
Екатерина Вогулкина — о том, как изменилась главная гора Свердловска, где выступали финны и шведы

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре

И в пир, и в диджитал-мир

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Первая полоса

Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью
Промо
Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью
Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью
Промо

Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре
Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре
Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре

Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре

И в пир, и в диджитал-мир
Спецпроект
И в пир, и в диджитал-мир Что рабочие привычки говорят о вас как о творческой личности
И в пир, и в диджитал-мир
Спецпроект

И в пир, и в диджитал-мир
Что рабочие привычки говорят о вас как о творческой личности

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской» Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство

«Без усилий»: Как начать действовать
«Без усилий»: Как начать действовать И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав
«Без усилий»: Как начать действовать

«Без усилий»: Как начать действовать
И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе

Вещи со смыслом
Промо
Вещи со смыслом Почему нам больше не интересны просто кроссовки
Вещи со смыслом
Промо

Вещи со смыслом
Почему нам больше не интересны просто кроссовки

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения

Безопасно ли участвовать в переписи населения?

И зачем она вообще нужна

Безопасно ли участвовать в переписи населения?
И зачем она вообще нужна

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет» «Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
«Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»

Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок
Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок «Алиса это придумала, чтобы кайфануть самой в безопасной среде. Но что-то пошло не так»
Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок

Как две петербурженки запустили серию этичных секс-вечеринок
«Алиса это придумала, чтобы кайфануть самой в безопасной среде. Но что-то пошло не так»

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры Холодная война, единороги и хиппи
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
Холодная война, единороги и хиппи

Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой
Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой
Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой

Где купить посуду, как в ресторане? Отвечают владельцы заведений с самой красивой посудой

Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша
Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша Проблемы и нарушения, которые вскрыла трагедия
Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша

Как руководство и сотрудники Большого театра реагируют на гибель артиста Евгения Кулеша
Проблемы и нарушения, которые вскрыла трагедия

Подпишитесь на рассылку