Дали в Манеже: Никогда не переставай меняться Что нужно знать о самой популярной выставке зимы

Дали в Манеже: Никогда не переставай меняться

28 января в московском Манеже открылась выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Это уже вторая выставка работ испанца в Москве за десять лет — предыдущая прошла в Пушкинском в 2011 году. Но она же и самая большая: из собраний фонда «Гала — Сальвадор Дали», Национального музея «Центр искусств королевы Софии» и частных собраний привезли почти 200 работ. The Village рассказывает о выставке художника, который до конца жизни переизобретал себя.

Текст

Паша Яблонский

Редактор

Лев Левченко

Сальвадор Дали, «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» (1945)

«Сальвадор Дали. Магическое искусство»

Когда

28 января — 25 марта

Где

ЦВЗ «Манеж»

Сколько

300–600 рублей

Графитовый, почти что черный холст, будто бы раскуроченный бомбами, — и вдруг образы резко меняются: плавящиеся часы окаменевают, люди в облаках теряют свою воздушность, а из слонов на длинных ногах-тростинках сыплются бомбы. «Ураново-атомную меланхолическую идиллию» Сальвадор Дали написал в 1945 году, после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Непривычно для человека, который на протяжении всей своей карьеры воспевал, скорее, похоть.

«Некоторые его сюрреалистические вещи и правда могут показаться поверхностными, однако затем всплывают неожиданные, пронзительные картины или даже иллюстрации, которые позволяют взглянуть на Дали совершенно с другой стороны», — объясняет Александра Данилова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки ХIХ–ХХ веков в Пушкинском музее и куратор выставки Дали в 2011 году.

«Ураново-атомную меланхолическую идиллию» она считает одной из таких — колющей, мрачной, искренней работой. Но, как и в случае со всем творчеством Дали, интересен здесь не конечный результат, а процесс. Написав «Идиллию», испанец открывает для себя новый, атомно-мистический период — преодолевает трагедию войны и переходит к кристально чистому, научному видению. Постоянное переизобретение Дали самого себя — именно за этим интереснее всего наблюдать на всеохватывающей, почти на две сотни работ, выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство», которая открылась в Манеже в конце января.

Сальвадор Дали, «Безумный Тристан». Эскиз декорации (ок. 1944)

Дали и Москва

Эта выставка художника в Москве уже вторая за десять лет — в 2011 году испанца привозили в Пушкинский музей. Обе эти выставки не только сольные, но и биографические — во второй и вовсе прослеживается весь творческий путь Дали от импрессионистских опытов начала 20-х годов до возвращения к классической живописи в конце 70-х.

Это отличается от того, как выглядели другие недавние выставки художника. Параллельно с сольной выставкой Дали в Москве кураторы брюссельских Королевских музеев изящных искусств столкнули испанца с другим представителем сюрреализма (уже из Бельгии) — Рене Магриттом. А в 2017 году в Лондоне картины Сальвадора соседствовали с работами Марселя Дюшана — еще один сюжет, еще одно исследование. «Оба подхода — биографический и тематический — имеют право на существование, и, наверное, для формата Манежа локальная тема, может быть, была бы не столь интересной и представительной», — говорит Данилова.

В любом случае это сработало: с точки зрения очереди «Магическое искусство» с большим отрывом — главная выставка-блокбастер зимы.

Что произошло с российским искусством в 2010-е
ЧИТАТЬ

Сальвадор Дали, «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» (1954)

Поверхностность против пронзительности

«Дали, к сожалению или к счастью, фигура необычайно интересная — я не могу назвать ни одного исследователя, про которого я могла бы сказать, что он понял его на 100 %. Выставка в Манеже дает ощущение этих разных ликов Дали — от ранних экспериментов к сюрреалистическим, модным, даже поверхностным вещам. С другой стороны, появляются письма, рисунки, может быть, не входящие в топ-10 — вещи неожиданные, пронзительные, которые позволяют взглянуть на Дали совершенно с другой стороны; при всей популярности есть такие художники, которые все равно оказываются непонятыми до конца. Дали — одна из таких фигур», — рассказывает Данилова.

Взгляд Дали, его способность менять угол зрения — его главный дар, за которым и стоит идти на выставку, а не за его отдельными работами. Тем более что безусловных хитов там не так уж и много, главный — «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (организаторы попытались максимально выделить его — перед входом в Манеж автопортрет стоит в виде скульптуры, а сама картина в зале представляет собой нечто вроде алтаря).

Двойственность взгляда применима и к самой выставке — Дмитрий Песков и Ксения Собчак на вернисаже выставки, профинансированной департаментом культуры Москвы и Виктором Вексельбергом, слова главы этого департамента Москвы Александра Кибовского о важности события для имиджа Москвы: «Ни один солидный фонд, галерея, музей не дадут шедевры мирового уровня на выставку в город, где есть какие-то тревоги, связанные с добросовестностью, надежностью, стабильностью». После слов о городских тревогах и отсутствии стабильности в голову приходят лишь мысли о летних протестах.

«Этика победит эстетику»: Юрий Болотов — об урбанистической революции и ОМОНе в Москве
ЧИТАТЬ

И о том же думаешь, смотря, например, на картину «Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра». С одной стороны — Песков и московская мэрия, с другой — возможность посмотреть 180 работ одного из ключевых художников XX века. «Портреты Ленина и голову тигра» Дали написал уже в 1962 году — а это значит, что, чтобы добраться до этой работы, вам придется пройти через пару-тройку залов, охватывающих более ранние периоды его творчества.

Сальвадор Дали, «Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра» (1962)

Как устроена выставка

В соответствии с монографическим подходом первый зал посвящен раннему Дали — здесь есть небольшой пейзаж «Кадакес. Порт Альгер», который юный каталонец написал в 15 лет, еще даже не поступив в академию художеств в Мадриде. Еще «Купальщицы в Эс-Льянер», выполненные на стыке постимпрессионизма и пуантилизма. Затем — «Кубистический автопортрет». В самом начале 20-х Дали переехал в Мадрид, где познакомился с Федерико Гарсиа Лоркой, Луисом Бунюэлем (на выставке есть его портрет), вдохновился Хуаном Грисом и Жоаном Миро и потихоньку делал первые шаги в сторону сюрреализма. Уже в 1929 году Сальвадор начал писать сюрреалистического «Невидимого человека», в том же году вместе с Бунюэлем представил в Париже короткометражку «Андалузский пес» (она вдохновляла, например, группу Pixies), которую тоже можно посмотреть в Манеже.

Примерно в эти же годы Дали познакомился с Галой (урожденная Елена Ивановна Дьяконова), которая стала его музой, менеджером и спутницей на долгие годы. Картины 30-х годов — это сюрреализм Дали: «Пейзаж с загадочными элементами», уже упомянутый «Мягкий автопортрет с жареным беконом». Параллельно с живописью художник занимался всем, чем только можно: писал книги и статьи, снимался для журналов, ставил спектакли и снимал мультфильм Destino вместе с Уолтом Диснеем (закончил проект племянник Диснея в 2003 году; работу также показывают на выставке).

Помимо основных залов с картинами, в Манеже построили еще два экспозиционных помещения: в одном на больших экранах показывают Destino и «Андалузского пса», в другом — иллюстрации Дали к «Божественной комедии» (чем-то напоминают галерею с иллюстрациями Шагала к Ветхому Завету на выставке в «Новом Иерусалиме»). Проведя восемь лет в Америке, Дали с женой вернулись в Европу в конце 40-х. Буквально через год художник отрекся от присущего ему ранее атеизма, провозгласив себя мистиком, — с этого и начинается его работа над иллюстрациями к труду Данте.

Сальвадор Дали, «Фигуры на песке» (1926)

Вдохновляясь Блейком и Боттичелли, Сальвадор работал целых два года, используя преимущественно гуашь и акварель. Результат — 102 иллюстрации, большую часть которых можно увидеть в Манеже. Если полотно Дали периода сюрреализма разово удивляет своей вычурностью, то много десятков небольших, но максимально разнообразных картинок в полной мере показывают, насколько крутым воображением обладал Дали.

Провозглашенный ранее мистицизм сделал Дали неоклассиком — пока все остальные увлекались абстракционизмом, испанец начал смешивать религию с наукой. Это видно в «Максимальной скорости мадонны Рафаэля», которая также представлена на выставке, — классическая голова эпохи Возрождения будто бы распадается на атомы. «В сюрреалистский период я хотел создать иконографию внешнего мира — мира чудесного, мира моего отца Фрейда. И я добился этого. Сегодня внешний мир — мир физики — превзошел мир психологии. Мой отец сегодня — доктор Гейзенберг», — говорил сам Дали.

Позже Дали начал с еще большим рвением продвигать себя при помощи любых доступных медиумов. «Между прочим, все, что я говорю, очень утрированно, и я непрерывно занимаюсь саморекламой, которая эффективна, очень эффективна в навязывании моей личности современникам», — говорил художник. В то время Дали успел подружиться и с Тимоти Лири, главным покровителем ЛСД и научной контркультуры, и с Денешем Габаром, лауреатом Нобелевской премии по физике. В этот момент испанцу было глубоко за 60.

Под конец жизни, на фоне смерти Галы, Дали вернулся к классике. Копии Рубенса и прямые оммажи Веласкесу и Микеланджело — все это можно увидеть уже в последнем зале Манежа. Раз уж переизобретать себя, то это надо делать до самого конца, верно?

«Эта двойственность взгляда Дали, его умение переключать оптику, очень созвучна нынешнему дню, — говорит Данилова. — Сейчас людям не хватает умения смотреть на одну и ту же вещь разными взглядами».


Фотографии: Роберт Уитакер / Фонд Гала-Сальвадор Дали, Фигерас, 2020 

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Разговорные портреты и графика, вымоченная в молоке: Гейнсборо в Пушкинском
Разговорные портреты и графика, вымоченная в молоке: Гейнсборо в Пушкинском Картины британского художника впервые покажут в России
Разговорные портреты и графика, вымоченная в молоке: Гейнсборо в Пушкинском

Разговорные портреты и графика, вымоченная в молоке: Гейнсборо в Пушкинском
Картины британского художника впервые покажут в России

10 главных выставок зимы
10 главных выставок зимы Лучо Фонтана, иконы и советский андерграунд
10 главных выставок зимы

10 главных выставок зимы
Лучо Фонтана, иконы и советский андерграунд

Артем Лоскутов — о том, как продал табличку Наили Аскер-заде за полтора миллиона
Артем Лоскутов — о том, как продал табличку Наили Аскер-заде за полтора миллиона И начал зарабатывать на «Дубинописи»
Артем Лоскутов — о том, как продал табличку Наили Аскер-заде за полтора миллиона

Артем Лоскутов — о том, как продал табличку Наили Аскер-заде за полтора миллиона
И начал зарабатывать на «Дубинописи»

Что произошло с российским искусством в 2010-е
Что произошло с российским искусством в 2010-е «Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»
Что произошло с российским искусством в 2010-е

Что произошло с российским искусством в 2010-е
«Искусство больше не задает тенденции, а следует за ними»

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Главной защитнице мигрантов Валентине Чупик запретили въезд в Россию на 30 лет

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?

Как проверить, есть ли у вас долги

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?

Первая полоса

Главной защитнице мигрантов Валентине Чупик запретили въезд в Россию на 30 лет
Главной защитнице мигрантов Валентине Чупик запретили въезд в Россию на 30 лет Кто она такая и чем грозит ее высылка
Главной защитнице мигрантов Валентине Чупик запретили въезд в Россию на 30 лет

Главной защитнице мигрантов Валентине Чупик запретили въезд в Россию на 30 лет
Кто она такая и чем грозит ее высылка

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?
Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю? Фильмы с «Кинотавра», концерт «Кровостока» и фестиваль «Слезы авторки»
Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?

Чем заняться в Москве в последнюю теплую неделю?
Фильмы с «Кинотавра», концерт «Кровостока» и фестиваль «Слезы авторки»

Как проверить, есть ли у вас долги
Как проверить, есть ли у вас долги А также кто прописан в вашей квартире и пользуется вашей цифровой подписью
Как проверить, есть ли у вас долги

Как проверить, есть ли у вас долги
А также кто прописан в вашей квартире и пользуется вашей цифровой подписью

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве
Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве
Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Где покупать винтажную мебель и декор для дома в Москве

Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?
Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно? «Невозможно знать наверняка, что вы не репостите экстремистские материалы»
Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?

Правозащитников судят за посты пятилетней давности. Это законно?
«Невозможно знать наверняка, что вы не репостите экстремистские материалы»

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра
Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова

Последний показ «Идеального мужа»: каким был главный спектакль Константина Богомолова
И почему он не мог оставаться на сцене МХТ, но останется в истории театра

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интернатаИ теперь живут вместе

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната

Москвичи, которые выбрались из психоневрологического интерната И теперь живут вместе

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки
Спецпроект

Шансон или Шарлот: Сможете ли вы отличить романсы Вертинского от поп-музыки

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой
Объясняют активисты и феминистская исследовательница

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

«Я живу в ЖК „Пресня Сити“»

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Подпишитесь на рассылку