Наши ревущие 20-е: Чем заняться на фестивале «Дни авангарда», посвященном НЭПу Рассказываем о самых интересных лекциях, экскурсиях и кинопоказах фестиваля
В 20-е Москва бурлила. Конечно, ревущие 20-е были интернациональным явлением — между мировыми войнами с катушек послетал весь белый Запад. Бывшие и будущие фронтовики, а также художники, поэты, литераторы, музыканты и актеры кутили везде: от берлинских варьете до парижских кафе, от нью-йоркских баров до квартир московских поэтов. Но только в новой столице Советской России (до сих пор воевавшей по состоянию на март 1921-го, когда в городе, по сути, снова разрешили заниматься бизнесом и началась новая экономическая политика, Гражданская война была далека от завершения) модернизация приобрела столь всеобщий характер, стала национальной идеей.
После войн, революции, продразверстки, красного террора, голода и всех сопутствующих лишений в Москве вдруг стало можно все (ну почти — славить царя, Бога и посягать на советский строй уже все-таки не стоило): куражиться в кабаках, употреблять наркотики, обучаться промышленному дизайну, снимать фильмы (!) про секс-работниц (!!) и показывать их в кинотеатрах, строить инопланетные конструктивистские дома, гулять в только что открытом парке Горького, писать стихи, читать стихи, рисовать невиданные картины, становиться Остапом Бендером, открывать кафе, магазины, бары и рестораны. Энергично, короче, придумывать своими — а не государства — силами жизнь в совершенно новой стране с уникальным общественным строем. Гуляли как в последний раз — впрочем, почему «как»? На 70 лет вперед это последний раз и был.
Это был сильный всплеск — последствия которого мы можем наблюдать до сих пор: хоть в виде вывески «Артель „Хлебопек“» на Пречистенке, хоть в моде на конструктивизм, хоть в показе «Броненосца „Потемкин“» в только что открывшемся «Художественном». Проходящий в этом году с 14 по 20 мая фестиваль «Дни авангарда» приурочен к 100-летнему юбилею НЭПа — и в эти дни на почти двух десятках городских площадок будут проходить лекции, мастер-классы, спектакли, перформансы, экскурсии и концерты, посвященные культуре этого турбулентного периода в истории страны.
Открытие фестиваля
Фестиваль начнется в 19:00 в пятницу, 14 мая, во дворе Музея Москвы. Сначала гости смогут купить работы художников и дизайнеров в стиле 20-х годов, а также выпить кофе и чай на авангардном маркете. После выступит шумовой оркестр под руководством пианиста и преподавателя Московской консерватории имени Чайковского Петра Айду. Для этого концерта музыканты воссоздали экспериментальные инструменты начала прошлого века. Затем проект Retrolooks проведет показ коллекции с образами советской моды периода авангарда, а студенты ГИТИСа, художники и кураторы фестиваля устроят перформанс, посвященный творческому объединению Маяковского и Родченко и созданию серии рекламных плакатов. Завершится день показом фильма «Аэлита» с пленочного проектора под аккомпанемент фортепиано и терменвокса. Прийти на открытие могут все желающие, но сначала нужно зарегистрироваться по ссылке.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.