«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства «Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства

7 июня в пространстве «Стыд» в здании бывшей военно-картографической фабрики на набережной Пряжки открылась выставка «Криптокатакомба» — первый в Петербурге проект — осмысление криптопарта — цифровых изображений, которые продают с помощью невзаимозаменяемых токенов. Для проекта художник Никита Панин зарифмовал NFT-искусство с работами ранних христиан: обучил нейронные сети на образах из римских катакомб и «скормил» им произведения с популярных площадок для торговли NFT, а архитектор Анна Ильина стилизовала крохотное помещение под всамделишную крипту со сводами и нишами из картона.

Звучит очень сложно, потому The Village попросил куратора выставки, арт-критика Александру Генералову, рассказать, как устроен проект, что связывает NFT-комьюнити с раннехристианскими общинами и как параллельная экспозиция в блокчейн-вселенной позволила окупить затраты на продакшн.

«Криптокатакомба»

Когда

7 июня — 15 июля

Где

«Стыд»

Стоимость

300 рублей

Александра Генералова

Куратор выставки

О дискуссиях в клабхаусе и крипторенессансе

Про искусство, которое продают с помощью невзаимозаменяемых токенов, я узнала в феврале в клабхаусе. Я жила в Праге, где шел четвертый месяц сурового локдауна, было много свободного времени и каждый день я слушала по три-четыре дискуссии на тему NFT и криптоарта на русском языке. Туда заходили все: от Дмитрия Нагиева и Ильи Варламова до ветеранов российского арт-рынка Марата Гельмана и Владимира Овчаренко. В англоязычном сегменте все было еще насыщеннее: там собирались художники и инфлюенсеры вроде анонимной диджитал-иконы Pak, которые зарабатывают на NFT миллионы, аукционисты Sotheby’s и Пэрис Хилтон.

CG-артисты рассказывали друг другу, что традиционный арт-рынок с арт-дилерами, галереями и кураторами умрет с минуты на минуту — в пространстве криптоарта художникам больше не нужны посредники и камертоны вкуса и качества в искусстве. Важно понимать, что криптоарт — не новое направление в искусстве, грубо говоря, это любое цифровое искусство, которое продается на NFT-маркетплейсах. Казалось, мы находимся буквально на пороге революции: в начале марта коллаж самого влиятельного криптохудожника Бипла (Майкла Винкельмана) продали на аукционе Christie’s за 69,3 миллиона долларов, Эрмитаж объявил, что готовит выставку об NFT, картинки, наскоро собранные в cinema 4D, уходили за несколько тысяч долларов. Дизайнер, плакаты которого я показывала три года назад на выставке ризо-плакатов «Маргинальная печатня», написал мне и рассказал поразительную историю: он запустил проект CryptoSergs — аналог «Криптопанков» — и серьезно раскрутил его в твиттере, заработав к апрелю 200 тысяч долларов (на данный момент — более 300 тысяч долларов).

Меня очень удивило, что художники без иронии или отстраненного анализа работают с библейскими сюжетами. Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона, а падший ангел летит среди каллиграфий Покраса Лампаса — в мире contemporary art так никто не делает.

Я несколько часов в день изучала искусство на разных площадках, и меня очень удивило, что художники без иронии или отстраненного анализа работают с библейскими сюжетами. Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона, а падший ангел летит среди каллиграфий Покраса Лампаса — в мире contemporary art так никто не делает. Например, знаменитый видео-артист Билл Виола еще в 80-х создал работу «Комната для Иоанна Креста» и потом вспоминал, что арт-критики были в бешенстве: современный художник представляет произведение о католическом святом. Пафос и желание сделать работу эстетически привлекательной, конвенционально красивой и впечатляющей скорее роднит криптохудожников с живописцами барокко, чем с contemporary artists. Неслучайно происходящее с диджитал-искусством сейчас называют крипторенессансом: раньше CG-артисты работали исключительно в прикладных областях вроде геймдева или рекламы, теперь благодаря NFT они могут продавать свои произведения как художники в частные коллекции. Я сама начала потихоньку собирать искусство на NFT-маркетплейсах: первой покупкой было видео петербургского медиахудожника Никиты Панина, за которым давно слежу, — он работает с нейросетями и религиозными образами. С ним мы тоже познакомились в клабхаусе, и мне пришла идея сделать совместный проект: с одной стороны — исследование зарождающейся криптоэстетики, а с другой — сопоставление контента NFT-маркетплейсов и глубоко символического искусства ранних христиан.

О сходстве криптокомьюнити и первых христианских общин

Дело в том, что на любой площадке — от OpenSea до SuperRare — сразу бросаются в глаза работы, имеющие символическое значение: монетки с логотипом биткоина, знак эфира из шести прямоугольников, черепа, быки, единороги. Если вы далеки от мира крипты, вряд ли поймете сходу, что все это значит, а примитивность самых наскоро срендеренных изображений у большинства людей вызовет отторжение. Они напомнили мне фрески в катакомбах ранних христиан: рыбы, корзины с хлебом, якори, ягнецы — эти символы ничего бы не сказали непосвященным, случайно попавшим на тайную литургию. В сравнении с лучшими произведениями греко-римской культуры эти катакомбные рисунки кажутся простоватыми.

По большому счету комьюнити криптоэнтузиастов начиналось так же как первые общины христиан в Риме. Христиане были одной из многочисленных сект из Иудеи, на которую никто поначалу не обращал внимание, а в итоге половина мира живет в христианской цивилизации и мы говорим цитатами из Библии, даже если ни разу ее не открывали. История криптовалют началась со статьи «Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System» анонимного математика Сатоши Накамото, вышедшей в 2008 году. Формально это был сугубо технический документ в списке рассылки о криптографии, который увлек небольшую группу программистов. 12 лет назад люди, поверившие в цифровую валюту казались безумцами, сейчас же новости о курсе биткоина передают по телевизору, а крупнейшие аукционы продают искусства за эфир. Евангелисты децентрализованных финансов проповедуют идею мира без банков и контроля государства — блокчейн дает возможность быть сам-себе-банком, неважно кто ты, где живешь, кто ты по национальности и вероисповеданию. Вот цитата из книги «Повседневная жизнь первых христиан» Амана Адальбер-Гюстава: «Христиане не собирались защищать ценности мира язычников, они не отождествляли себя с Римской империей полагали, что призваны исполнить миссию более важную и непреходящую, чем империи и цивилизации, которые возникают и гибнут». В этом есть много общего с тем, как позиционирует себя криптокоммьюнити: интернациональность, децентрализация и новые ценности — цифровые товары и искусство.

Как устрена выставка: крипта из картона и сеток-габионов, нейросеть и 3D-черепа

Месяц мы с Никитой искали форму, в которой можем реализовать проект, чтобы он соответствовал принципам моего пространства «Стыд» — индивидуальный опыт на 15 минут и полное погружение в определенную атмосферу. В Праге я несколько раз ходила на службу в храмы — это единственный аудиовизуальные перформанс, который можно было посетить во время почти полугодового локдауна. Меня особенно поразила атмосфера в нижних церквях местных католических и православных храмов — криптах. Крипта и криптоискусство происходят от одного корня древнегреческого слова κρυπτή («крытый подземный ход; тайник»), и кажется, что это метафора слишком в лоб. Искусство на NFT-площадках для моих коллег из мира contemporary ассоциируется скорее с китчем и «просто гифками из интернета», поэтому я подумала, что атмосфера средневековых крипт подойдет для того, чтобы обмануть ожидания: цифровое искусство в NFT показывают обычно на огромных плазмах. Кроме того, оказалось, что в пяти минутах от нашего пространства, на площади Кулибина, до 1930-х существовала Церковь во имя Воскресения Христова, нижняя церковь которого представляет собой копию церкви Рождества Христова в Вифлееме. Она до сих пор существует, но засыпана, спрятана под землей. Получилась неожиданная краеведческая аллюзия.

Мы пригласили архитектора Анну Ильину, которая делала одну из первый выставок на цехах «Севкабеля» в 2018 году. Она придумала архитектурное решение для 20-метрового помещения «Стыда»: по ее проекту объемы крипты со сводами и нишами были созданы из картона и сеток-габионов, а специфическое освещение сымитировали с помощью самых простых прожекторов. Саму конструкцию неделю собирал Сергей Рублев, основатель мастерской Kartonshik, он же отвечал за картонные конструкции в «Блуждающей галерее» на «Севкабеле», где в сентябре показывали выставку Владимира Дубосарского и Мики Плутицкой. У Ани есть еще кураторское образование, поэтому она, по сути, стала соавтором проекта.

Как написали в одном из криптоарт-чатов: «Кто не делал черепа, не познал истину 3D»

Изображения, которые Никита показывает в пространстве «Криптокатакомбы» — результат обучения нейросети сначала на тысячах образов с фресок ранних христиан, а затем переобучения на тысячах цифровых работ с NFT-маркетплейсов. Затем Никита доработал каждое изображение в авторской технике переноса плоского и достаточно скучного визуально нейросетевого генератива в трехмерное цифровое пространство. В итоге получился «слепок» криптоэстетики, сделать который мы передоверили безоценочной нейросети — и получили, то, что ожидали: неоново-розово-сиреневые пустынные пейзажи, словно из фильма «Звездные войны», приправленные апокалиптическими образами. Отдельно Никита поработал над черепами — это, кажется, самый популярный образ у цифровых художников на NFT-маркетплейсах. Как написали в одном из криптоарт-чатов: «Кто не делал черепа, не познал истину 3D». Мы не используем большие плазменные панели, которые убили бы атмосферу, — только два планшета для генеративных видео, чтобы передать объем статических изображений, мы выбрали стерео-варио-печать.

Об идее параллельных пространств

Все работы проекта представлены в двух пространствах: на экспозиции в традиционном формате материальных произведений искусства и в формате NFT на криптоплощадках Hic et nunc и Foundation. Продажами токенизированных работ криптоколлекционерам мы почти окупили продакшн «материальной» выставки: это принципиально новый способ монетизации независимого художественного проекта, который был бы невозможен до появления NFT. Парадоксально, но привлечь волшебные интернет-монетки с большой волатильностью от неизвестных людей со всего мира, которым понравился визуальный язык художника, проще, чем институциональные гранты или коллекционеров из «реального» мира. Одну из тотальных инсталляций, показанную в «Стыде», — «Провал» Александры Гарт — зимой купил крупный петербургский коллекционер и инвестор ресторанов Duo Band Сергей Лимонов, но это скорее приятное исключение из правил.

Парадоксально, но привлечь волшебные интернет-монетки с большой волатильностью от неизвестных людей проще, чем институциональные гранты или коллекционеров из «реального» мира

По большому счету ничего принципиально нового в офлайн-NFT-выставках нет: цифровое искусство всегда показывают на экранах разного размера, поэтому приставка крипто — скорее маркетинговый ход, чтобы получить больше внимания в медиа. Весной была волна «первых в России» выставок криптоарта — сначала на конференции Blockchain Life, затем в выставочном зале парка «Зарядье» появился проект SOVRISK #напотоке, где показали NFT-дебют Павла Пепперштенйа и Сони Стереостырски, а также известных в российском криптокомьюнити авторов Артема Ткача, Фаяза Азизова, Мишу LIBERTILE. Даже Марат Гельман из своей черногорской резиденции совместно с компанией Collab Art Moment организовал «первую NFT-галерею в России» в бутике Audi в Москве. Каждый вечер июня на больших плазменных экранах показывают работы одного автора: AES+F, Никиты Реплянского, Покраса Лампаса, Аристарха Чернышева и других известных цифровых и не только художников. Получился «солидный NFT для солидных господ» — почему-то каждую работу поместили в цифровую позолоченную раму. 23 июня в Нижнем Новгороде открывается NFT-ярмарка Disartive, которую основала создательница самого большого телеграм-чата для криптоколлекционеров и художников Ольга Дворецкая, — это будет самое масштабное представление российского комьюнити криптоартистов. Мне нравится, что ярмарка пройдет одновременно в пространстве Cryptovoxels — параллельной блокчейн-вселенной, где за эфир можно покупать землю и строить на ней, например, галереи современного искусства и устраивать выставки, на которые придет больше людей, чем в реальный белый куб. По этому пути пошла, например, крупная галерея KÖNIG GALERIE, открывшая во время локдауна точную копию своего берлинского пространства в бруталистской церкви в игре на блокчейне Etherium Decentraland.

Как куратора меня безумно увлекает идея параллельных пространств, в которых можно показывать и продавать искусство. В реальном мире мы создаем сложную тотальную инсталляцию с многоуровневым повествованием через телеграм-бота, а в пространстве твиттера NFT-маркетплейса привлекаем коллекционеров самим цифровым образом без сложного кураторского пояснения и контекстуальности. Кроме того, NFT-бум и внимание к цифровым авторам меняют саму оптику взгляда на изображение, созданное благодаря 3D-моделированию и компьютерному рендерингу. Возможно, в будущем появятся искусствоведы нового поколения, которые будут способны рассказать о философии рендера и помочь зрителю наслаждаться цифровым изображением.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд»
Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд» «Это не выставки — это иммерсивные спектакли на минималках»
Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд»

Как открыть галерею без грантов и спонсоров — история петербургского проекта «Стыд»
«Это не выставки — это иммерсивные спектакли на минималках»

Криптоарт — новый этап в истории искусства
Криптоарт — новый этап в истории искусства Почему в NFT пришли бизнесмены, художники и Пэрис Хилтон
Криптоарт — новый этап в истории искусства

Криптоарт — новый этап в истории искусства
Почему в NFT пришли бизнесмены, художники и Пэрис Хилтон

Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии
Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии Спекуляции, фейки, прогнозы коронацены в «Гараже»
Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии

Смеяться, плакать или мечтать: Как выглядит современное искусство эпохи пандемии
Спекуляции, фейки, прогнозы коронацены в «Гараже»

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Бренды

Новое и лучшее

В московском метро вновь активно проверяют наличие перчаток

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Как провести последнюю неделю июля в Москве

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Первая полоса

В московском метро вновь активно проверяют наличие перчаток
В московском метро вновь активно проверяют наличие перчаток Как избежать штрафа или обжаловать его — разбираемся вместе с юристом
В московском метро вновь активно проверяют наличие перчаток

В московском метро вновь активно проверяют наличие перчаток
Как избежать штрафа или обжаловать его — разбираемся вместе с юристом

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов

Как провести последнюю неделю июля в Москве
Как провести последнюю неделю июля в Москве 30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы
Как провести последнюю неделю июля в Москве

Как провести последнюю неделю июля в Москве
30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова Самую покупаемую книгу этого лета
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
Самую покупаемую книгу этого лета

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Как солить грибы
Как солить грибы Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно
Как солить грибы

Как солить грибы
Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

S7 Airlines запустит второй лоукостер в России
S7 Airlines запустит второй лоукостер в России Что об этом известно
S7 Airlines запустит второй лоукостер в России

S7 Airlines запустит второй лоукостер в России
Что об этом известно

В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року
В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року
В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року

В «Галерее 30/7» идет выставка, посвященная уральскому року

«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей
«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей Выяснили, как с августа изменятся цены и вызов такси
«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей

«Боюсь, мы вернемся к заказам с руки»: Таксисты — о новой системе регистрации водителей
Выяснили, как с августа изменятся цены и вызов такси

Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших
Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших Рассказываем про новую поп-звезду — скоро его будут слушать все
Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших

Джей Пи Сакс — музыкант, который заставит вас полюбить песни о бывших
Рассказываем про новую поп-звезду — скоро его будут слушать все

Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей
Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей Куда идти за грибами в Подмосковье
Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей

Как правильно собирать грибы: Инструкция для новичков и любителей
Куда идти за грибами в Подмосковье

15 новых кофеен, о которых вы могли не знать
15 новых кофеен, о которых вы могли не знать И куда точно стоит зайти
15 новых кофеен, о которых вы могли не знать

15 новых кофеен, о которых вы могли не знать
И куда точно стоит зайти

«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение
«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение Эстетика «Остаться в живых» и квесты в духе «Последнего героя»
«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение

«Время»: Триллер Шьямалана о пляже, вызывающем старение
Эстетика «Остаться в живых» и квесты в духе «Последнего героя»

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Кровавая луна над Москвой
Кровавая луна над Москвой Собрали сделанные в выходные фото с огромной красной луной на фоне многоэтажек
Кровавая луна над Москвой

Кровавая луна над Москвой
Собрали сделанные в выходные фото с огромной красной луной на фоне многоэтажек

Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников
Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников
Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников

Как стать соседом Путина и Собянина: Сколько стоят квартиры в предполагаемых домах чиновников

Подпишитесь на рассылку