NO W: Как украинские и российские художники открыли антивоенную выставку в Тбилиси Флаги-портреты Олега Коронного и танцующие омоновцы Алексея Ковальчука
В тбилисской галерее Tato на мосту Бараташвили открылась выставка антивоенного искусства, в которой участвуют художники из стран бывшего СССР — России, Украины, Беларуси, Армении, Грузии, Литвы и Туркменистана.
Сокуратор проекта Алексей Корнеев считает, что художники именно этих государств должны в первую очередь высказаться о ***** в Украине, бывшей империи и своих отношениях с ее эхом. И художники высказываются, причем самыми разными способами — картинами, скульптурами, саунд-артом, перформансами, хеппенингами и даже спектаклем — всего в Tato более 60 работ 29 авторов. Все вместе они складываются в объемный взгляд на ***** и идентичность постсоветских стран.
Мы пообщались с куратором выставки NO W Алексеем Корнеевым и несколькими художниками и музыкантами, которые в ней участвуют.
Алексей Корнеев
куратор проекта N OW
— Как делать антивоенные выставки и не скатываться в пропаганду?
— Идеальная антивоенная выставка должна проходить в виде ретроспективы в мире, где войны уже не случаются. Поэтому приближенная к идеальной должна не только концентрироваться на *****, но и осмыслять причины, которые к ней привели, и закладывать основу для того, чтобы подобные события в будущем не повторялись.
При этом, хоть искусство сейчас и обязано быть политическим, оно по-прежнему должно оставаться искусством — иметь художественную ценность и претендовать на актуальность.
Мы позиционируем себя как выставка о гуманистических ценностях — звучит наивно, но именно этого сейчас не хватает. Если посмотреть комментарии в ватных пабликах, то можно заметить, как обычные люди радостно одобряют насилие в адрес других обычниых людей. Странно прозвучит, но складывается впечатление, что люди забыли или не понимают абсолютной ценности любой человеческой жизни — и ***** этому только поспособствовала.
Многие антивоенные выставки, которые я видел после начала *****, были очень прямолинейными: люди писали «Нет *****» цветами флага Украины и рисовали злого Путина, который ест детей. Никто не спорит, что Путин — кровожадный диктатор, но при чем тут искусство? То же самое происходит на антивоенных митингах, но они от этого не становятся перформансами. В каком-то смысле такие выставки уравнивают себя с пропагандой — доносят одну идею, актуальную лишь в моменте. Даже если человек с ней согласен, вряд ли он решит, что такие работы достойны места в музее и вообще будут иметь смысл без Путина.
Ведь после Путина может запросто появиться какой-нибудь не менее кровавый диктатор из его же окружения — нужно будет зачеркнуть старого, вписать нового и работа снова актуальна? Путин не сакральное зло, победив которое мы перейдем в золотой век. Это всего лишь человек, который использовал травмы истощенного советским режимом общества и усугубил их. Запросто может быть еще один: молодой президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов или Ким Чен Ын не дадут соврать.
Надо пытаться работать с причиной проблемы, а не с ее следствиями. Одна из них — загубленное на корню гражданское общество и нехватка в этом обществе гуманности. Игнорировать тему ***** невозможно, но искусство должно смотреть шире.
— Как устроена выставка и кто в ней участвует?
— В отличие от большинства антивоенных проектов, у нас не было опен-колла — работы выбирали кураторы с близкой нам идеологией. Опен-колл не позволяет выставить всех желающих, а обижать кого-либо не хочется.
Мы много работали с российскими художниками. Старались дать возможность высказаться тем, кто отверг молчаливое согласие российских институций с ***** и уехал. Но также мы звали тех, кто остался в России, но был готов обозначить свою позицию анонимно — это не всегда отменяет риски и по-прежнему требует смелости.
Все постсоветские страны имеют общую травму от нахождения в составе огромной и бесчеловечной империи — как мы знаем, ***** России с Украиной сейчас не единственная. Для нас было важно создать платформу для взаимодействия художников из всех стран бывшего СНГ — создать структуру взаимодействия вопреки идеологиям, навязанным правительствами. Поэтому нам так важно, что в одной выставке принимают участие художники из воюющих стран. Решить наши проблемы можно только общими усилиями.
Что показывают на выставке
Живопись — основная часть экспозиции. Например, здесь выставлены «Флаги и автопортреты». Эту серию работ придумал журналист и сценарист Олег Коронный, который после начала ***** переехал в Эстонию.
Олег начал рисовать флаги-автопортреты еще весной 2020 года — хотелось изобразить все свои многочисленные субличности, используя китч, самоиронию и фломастеры: «Изначально я надеялся своей серией ускорить переход от национальных государств к единому мультикультурному миру. Но развязанная Путиным преступная ****** разрушила эти планы, теперь я жду (из-за статьи 280.1 УК РФ мы не можем привести дальнейшие ожидания героя от будущего России — Прим. The Village), чтобы пополнить серию десятком новых флагов».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.