Итальянский неореализм в Москве Братья Висконти, влюбленные парочки, босяки и фабричные рабочие — в Москве открылась выставка-хроника неореалистической фотографии в послевоенной Италии.
После Второй мировой войны побежденная Италия нуждалась в новом искусстве, которое не просто отражало бы сложившуюся действительность, но и отчасти оправдывало ее. Именно так зародился итальянский неореализм, с его натурными съемками, резкой документальностью и демократичностью. Границы между бедностью и богатством, жителями центра и окраин были стерты, художников интересовали только люди и их судьбы. Новое течение появилось сначала в литературе и кинематографе (Росселлини, Висконти, Антониони, Феллини), а затем и в фотографии (Кроченци, Боргезана, Ферри, Джакомелли). Фотографы-хроникеры того периода пытались показать страну такой, какой она стала после падения фашизма — бедной, но гордой. Злободневность неореализма была велика в первое послевоенное пятилетие. Но страна возрождалась, война забывалась, и сострадание босякам становилось неактуальным. |
|
|
Рамки неореализма жестко ограничены двадцатилетием с 1945 по 1965 год. Тем не менее работы Антониони, Феллини в кинематографе и Джакомелли в фотографии явились новым витком неореализма, уже экзистенциального, который зазвучал поэтичнее и от проблем внешних обратился к проблемам внутренним.
Выставка «Неореализм и фотография в Италии, 1945–1965» включает работы сорока авторов, предоставленные Центром исследования и архивирования фотографии Италии, и по большей части показанные в России впервые. Основу экспозиции составляют знаменитые фоторассказы Луиджи Кроченци и Марио Джакомелли, а также работы Фриульской группы новой фотографии.
ГЛАВНЫЕ ФИГУРЫ
ИТАЛЬЯНСКОГО ФОТОНЕОРЕАЛИЗМА
| Луиджи Кроченци (1923–1984)Отец неореалистической фотографии. В 1946 году опубликовал фотоциклы «Италия без времени» и «Взгляд на Милан», а пятью годами позже — «В переулках моего района», эпиграф к которому написал поэт Нанни Сельва. Задачей Кроченци было создать «неподвижный фильм на печатной странице». Впоследствии разрабатывал фотографические сценарии для национального телевидения, инсценировал стихи великих поэтов, иллюстрировал снимками литературу. |
| Марио Джакомелли (1925–2000)Фотограф, изменивший позицию неореализма и заставивший его звучать более лирично и глубоко. Его выставку «Мужчина, женщина и любовь» 1961 года курировал Луиджи Кроченци. Джакомелли реформировал изобразительный ряд, создавая серии фотографий, не содержащих лишних деталей, и культивировал в каждом кадре уникальную композицию. |
| Фриульская группа новой фотографии (GFNF)Группа возникла 1 декабря 1955 года, и вскоре к ней присоединился весь цвет итальянской фотографии второй половины XX века. Братья Джанни и Джулиано Боргезана, Итало Дзанниера, Альдо Бельтраме, Карло Бевилакуа, Тони Дел Тина, Фульвио Ройтера — все были членами GFNF. Их целью было задокументировать окружающий мир и создать поэтическую, но достоверную летопись современной жизни. |
НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВА-ЛИТВИНСКАЯСокуратор, владелец Центра фотографии им. братьев Люмьер | «Неореализм как направление возник в Италии 1940-е годы и коснулся всех родов искусства. В фотографии все началось с Луиджи Кроченци, и все же в экспозиции нет каких-то культовых работ. Вся задача выставки заключалась в том, чтобы показать, как зарождался неореализм именно в фотографии. Для наших итальянских коллег было очень важно рассказать об этом, потому что все знают о неореализме в кино и мало кто — о неореализме в фотографии. Еще в рамках выставки будут показаны четыре фильма Роберто Росселини: "Германия, год нулевой", "Земляк", "Стромболи, земля божья", "Рим, открытый город", с которого все начали говорить о зарождении итальянской школы кинематографии». |