Густав Клуцис.
«Право на эксперимент»

Первая ретроспективная выставка в Москве важнейшего деятеля позднего советского конструктивизма, жертвы политических репрессий, расстрелянного в 1938 году по сфабрикованному обвинению в участии в вооружённой латышской террористической организации.

Клуцис являлся автором многочисленных проектов оформления города к различным революционным праздникам и событиям, но в первую очередь прославился своими фотомонтажами, пионером которых он был в СССР. 

  

«Прерафаэлиты: Викторианский авангард»

Главный музейный блокбастер сезона — выставка прерафаэлитов из коллекции британской галереи «Тейт», уже показанная в Лондоне и Вашингтоне.

Творческое объединение молодых людей, возникшее в 1850-х годах, ставило своей целью отказаться от господствующего в английской культуре академизма. В качестве эстетического образца для подражания они выбрали искусство раннего Возрождения (отсюда и название, буквально обозначающее «до Рафаэля»).

Их бледные девы в полупрозрачных платьях, задумчиво пребывающие на природе (или же, как на самой известной картине Джона Эверетта Милле «Офелия», героиня тонет в ручье), оказали колоссальное влияние на массовую культуру последних 150 лет, от стиля ар-деко до фильмов Ларса фон Триера.

11 июня –
22 сентября

 

ГМИИ
им. А. С. Пушкина

150−400 рублей

 

Добавить
в календарь

  

Сергей Шеховцов. «Короткий монтаж»

Сергей Шеховцов — один из немногих скульпторов на московской сцене современного искусства. Своим главным материалом он выбрал поролон, из которого уже больше десяти лет создаёт объекты и инсталляции. В последнее время к нему добавился ещё и пенопласт.

Большая часть произведений (в первую очередь разнообразные бытовые сценки) создана специально для этой выставки. Работы Шеховцова уверенно заряжены социально-критическим пафосом, и при знакомстве с ними надо отдавать себе отчёт в том, что при всём своём масштабе и объёме они практически ничего не весят, что и является ключом к интерпретации его творчества.

13 июня –
11 августа

 

Фонд культуры «Екатерина»

50−350 рублей

 

Добавить
в календарь

  

Student Art Prom

Летнее выставочное затишье по традиции заполняется в Москве самыми разнообразными инициативами, посвящёнными молодым художникам. По чётным годам под себя всё подминает Московская биеннале молодого искусства, а сейчас каждая институция придумывает что-то своё.

На «Артплее» во второй раз проводится групповая выставка студентов восьми творческих вузов города, от академических Строгановки и Суриковки до инновационных «Стрелки» и «МАРШа». Для многих молодых авторов это будет первый показ их работ широкой публике, и цель мероприятия — открыть новые имена, — наверняка будет достигнута.

14 июня –
14 июля

 

Центр дизайна Artplay

Бесплатно

 

Добавить
в календарь

  

История советских павильонов.
Часть I

Совместный проект куратора Марины Лошак и директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной рассказывает об истории советских павильонов на различных международных выставках, получивших широкое распространение в XX веке. Самым известным из них был павильон, возведённый по проекту Бориса Иофана на Международной выставке в Париже в 1937 году: именно для него была создана скульптура «Рабочий и колхозница».

Собранные архивные материалы, чертежи, фотографии и макеты представляют в дистиллированном виде как художественные течения своего времени (конструктивизм 1920-х, неоклассицизм 1930-х и функционализм 1960-х годов), так и эстетические и идеологические изменения того, как хотел репрезентировать себя советский режим в глазах мировой общественности.

18 июня –
18 августа

 

МВЦ «Рабочий
и колхозница
»

20−80 рублей

 

Добавить
в календарь

  

Натали Юрберг и Ханс Берг.
«Чёрный котёл»

В 2009 году Натали Юрберг получила «Серебряного льва» как самый перспективный молодой художник основного проекта 53-й Венецианской биеннале за свою инсталляцию «Эксперимент»: сюрреалистический эдемский сад в тёмной комнате, состоящий из гигантских, вылепленных вручную растений, и три мультфильма в технике покадровой анимации, в которых малоприятные пластилиновые существа пребывали в постоянной трансформации, подвергаясь техногенному и сексуальному насилию.

Для выставки в «Гараже» Юрберг вместе со своим постоянным соавтором и бойфрендом, композитором Хансом Бергом, сделали новую серию видеоработ, посвящённых развитию организма в течение жизни, инсталлированную в пространство «Гаража» вместе со скульптурами-мебелью, вызывающими безусловные биолого-физиологические ассоциации.

21 июня –
25 августа

 

ЦСК «Гараж»

200 рублей

 

Добавить
в календарь

  

«Кунсткамера» Яна Шванкмайера

В пандан к сюрреалистическим мультфильмам Натали Юрберг «Гараж» делает инсталляцию Яна Шванкмайера, заметной фигуры современной чешской культуры. Шванкмайер известен в первую очередь своими полнометражными фильмами с элементами анимации, в которых жизнь странных людей на фоне социалистических и постсоциалистических пейзажей наполняется фантасмагорическими, перверсивными событиями, с однозначным сексуальным подтекстом.

В «Гараже» творчество Шванкмайера будет представлено в популярном в этом сезоне жанре «кунсткамеры»: он будет показан не только как изобретательный мультипликатор, но и как автор сюрреалистических объектов и скульптур, график, живописец, поэт и коллекционер загадочных артефактов.

21 июня –
25 августа

 

ЦСК «Гараж»

200 рублей

 

Добавить
в календарь

  

«Расширенное кино — 3: Мокьюментари. Реальности недостаточно»

Третья часть многолетнего выставочного проекта Ольги Шишко посвящена «мокьюментари» — жанру современного кинематографа, заимствующему приёмы документального кино для рассказа в первую очередь о вымышленных событиях.

В экспозиции этого года стоит выделить блок работ, исследующих современные войны и вооружённые конфликты и их влияние на повседневную жизнь. Милица Томич экспонирует расстрелянный грузовой контейнер, «свидетеля» и «участника» незадокументированного преступления. Документалист Харун Фароки в своём видеоисследовании обращается к американским видеосимуляторам, которые используются как для обучения тактике боя, так и для реабилитации пострадавших во время боевых действий. В 40-минутном видео Омера Фаста «Непрерывность», ставшем одним из хитов прошлогодней кассельской выставки «Документы», рассказывается история родителей и возвращающегося к ним из армии сына, с обескураживающим в своей противоречивости финалом. 

25 июня –
26 июля

 

ММСИ на Гоголевском

80−150 рублей

 

Добавить
в календарь

  

Оскар Рабин

Оскар Рабин — важнейшая фигура российского искусства XX века. Один из организаторов и участников «Лианозовской группы», объединившей в середине 1960-х неофициальных живописцев и литераторов. Инициатор «Бульдозерной выставки» (1974), разгромленной властями, но ставшей главным символом как «другого искусства», так и в целом диссидентской культуры в Советском Союзе (для самого Рабина её итогом стало лишение его советского гражданства и вынужденная эмиграция).

В этом году Рабину исполнилось 85 лет. МАММ отмечает эту дату выставкой ранней графики, прокомментированной самим автором.

19 июля –
8 сентября

 

«Мультимедиа
Арт Музей
»

50−300 рублей

 

Добавить
в календарь

  

Playtime

Одно из первых событий двухлетней программы в России швейцарского фонда «Про Гельвеция» по обмену в сфере современной культуры — выставка, посвящённая компьютерным играм.

С успехом показанная в прошлом году в Maison d'Ailleurs, музее научной фантастики, утопий и экстраординарных путешествий в швейцарском Ивердон-ле-Бан, сейчас она демонстрируется в Красноярске.

На этой целиком интерактивной выставке, которая займёт два зала МАММ, собраны не сами игры, но работы современных художников и исследователей, которые со всех возможных сторон их — от Pacman до Ico — анализируют и деконструируют, предлагая как по-новому взглянуть на пространство и механику игры, так и познакомиться с некоторыми феноменами игровой культуры вроде деятельности китайских фармерских фабрик.

19 июля –
8 сентября

 

«Мультимедиа
Арт Музей
»

50−300 рублей

 

Добавить
в календарь

  

Фестиваль коллекций современного искусства

Несколько лет назад ГЦСИ инициировал Фестиваль коллекций современного искусства: тихое камерное мероприятия, знакомящее утомлённую летним зноем публику с сокровищами частных собирателей. На выставках фестиваля всегда можно обнаружить работы, не встречавшиеся с публикой десятилетиями, а ещё узнать кое-что о вкусах и характере отношений с художниками некоторых коллекционеров.

В этом году главное событие фестиваля — показ коллекции Сергея Шутова, основного представителя новой волны в России, близкого друга многих московских и петербургских (в первую очередь круга Тимура Новикова) художников. Другое важное событие — десятидневный показ работ Михаила Чернышова, легендарной фигуры московского неофициального искусства. Будучи 16-летним подростком, Чернышов самостоятельно пришёл к созданию работ на стыке поп-арта и геометрической абстракции. За историческую часть будет отвечать большая выставка «Рисунки поэтов», от Хлебникова до Витухновской, собранная из коллекций Литературного музея и Музея Маяковского.

Август

 

Разные площадки,
полное расписание
на Ncca.ru

100 рублей

 Текст: Антон Богданов