«Ученик», «Франц», «Инферно» Спектакль Кирилла Серебренникова на большом экране, новый Франсуа Озон и третья часть конспирологического детектива Дэна Брауна — Алиса Таёжная разбирает новинки проката

«Ученик», «Франц», «Инферно»

«Ученик»

Режиссер
Кирилл Серебренников

В ролях
Петр Скворцов, Виктория Исакова, Александр Горчилин, Юлия Ауг, Александра Ревенко

Известный спектакль Кирилла Серебренникова по пьесе немецкого драматурга Майенбурга стал фильмом. Замкнутый подросток (Петр Скворцов) живет в приморском городе с мамой (Юлия Ауг) и заканчивает школу. Библия увлекает его куда больше, чем занятия для галочки, ровесники и учителя, которые высиживают часы и ничего не знают о детях. Молчание сменяется манией и агрессией: главный герой начинает цитировать Священное Писание, получает одного последователя и постепенно начинает пытаться подчинить школу своим порядкам. Противится ему только учительница биологии (Виктория Исакова), критически мыслящая упрямая атеистка, которая пытается разобраться в мотивах новообращенного.

«Ученик» проделал путь с театральных подмостков до Каннского фестиваля и по разным причинам стал единственным российским фильмом, более или менее получившим международное признание и прокат в этом году. На этой ноте очень хочется поздравить авторов и похвалить фильм, но хвалить его, к колоссальному сожалению, почти не за что. Органично выглядящий на сцене (актеров «Ученика» и сейчас можно увидеть в лучших московских театрах в главных ролях), опыт Серебренникова бронзовеет на экране и превращается в конечное высказывание о радикализме, до обидного очевидное и однозначное. Странным образом фильм о разрушительности догм выглядит предельно догматичным. Провинциальный город из стереотипов, лепечущая кликуша-мать, равнодушные учителя цвета стен — все это до обидного узнаваемые декорации мира, в котором так трудно разглядеть людей, а не типажи.

Всем, кто знаком с пьесой, будет очевидно, как она выхолощена в экранизации: меняются важные детали и финал, реплики звучат не с теми интонациями, а за героев не тревожно и не обидно — когда они превращаются в функции, эмпатия просто не включается. Придуманный как фильм для мыслящих людей и открытый разговор о правом повороте, «Ученик» лишен воздуха, деталей, иронии и, кажется, существует в той же дихотомии «свой — чужой», которая делает пропащими всех героев этой истории. 


Смотреть?

Нет

«Инферно»

Inferno

Режиссер
Рон Ховард

В ролях
Том Хэнкс, Бен Фостер, Фелисити Джонс, Сидсе Бабетт Кнудсен, Омар Си

Третья часть конспирологического детектива Дэна Брауна — о разгадке послания Данте Алигьери с погонями в десятке городов. Тома Хэнкса представлять не нужно, Рон Ховард снял не только предыдущие две части, но и «Игры разума» и «Фрост против Никсона». В этой части ставки повышаются: необходимо спасти род человеческий.

Человек большого кругозора, знаток истории профессор Роберт Лэнгдон оказывается во флорентийской больнице  — он потерял краткосрочную память и не знает, как стал пациентом. Доктор Брукс (неотразимая даже здесь Фелисити Джонс), фанатка Данте и в прошлом ребенок-гений, спасает его от покушения, а позже помогает выйти на след биологического оружия. Как известно, за чумой позднего Средневековья пришел Ренессанс — именно этой аналогией руководствуется создатель вируса в надежде дать миру шанс. За два часа экранного времени мы увидим топовые достопримечательности мира по версии TripAdvisor, к каждой из которых будет приплетена петля сюжета или еще одна не слишком волнующая погоня.  

Для того чтобы продать миллионы копий книги, достаточно упаковать классику, которую никто не читал и не видел своими глазами (в данном случае Данте, хорошо знакомого только въедливым гуманитариям), в детективный сюжет. Рон Ховард делает то же самое в кино, превращая туристический гид в квест для двоих актеров. Зрители любят Тома Хэнкса настолько сильно, что готовы простить ему все, загадок много не бывает, а дурацких вечеров, которые некуда деть, всегда предостаточно.

«Инферно» — наглядный пример того, как воспринимается явление, когда проходит эпидемия увлеченности им. Дистанция позволяет распознать в авторе книги и фильма бессовестных спекулянтов — вроде тех, что развлекают толпу у метро, рисуют шаржи или продают брелоки с Эйфелевой башней на Елисейских Полях. В каждой квартире достаточно барахла, купленного от скуки в мировых столицах, и спустя время «Инферно» останется такой же глупостью в ящике памяти — никчемной безделушкой, на которую согласился уже не помнишь почему. 


Смотреть?

Нет

«Франц»

Frantz

Режиссер
Франсуа Озон

В ролях
Пьер Нинэ, Паула Бир, Эрнст Штёцнер, Мария Грубер, Йохан фон Бюлов

Мелодрама Франсуа Озона о немецкой девушке, похоронившей на Первой мировой войне своего жениха. Жених — добрый блондин Франц, игравший на скрипке, погиб в 23 года незадолго до окончания войны. Его невеста Анна (Паула Бир) живет теперь у его родителей — врача и его жены, теплой и любящей хозяйки. Однажды на свежей могиле Анна встречает Адриана (Пьер Нинэ), высокого француза, который приехал в маленький город чужой страны, чтобы попросить прощения за все, в чем виноват. Эти двое начинают проводить много времени вместе, и вскоре родители Франца все охотнее видят именно Адриана новым мужем Анны и человеком, который принесет в их дом новую жизнь. Когда фильм, кажется, приблизится к развязке, история сделает еще один виток — судя по всему, близкие не знали о Франце примерно ничего.

Черно-белая (не считая нескольких цветных эпизодов) и скупая на мелочи история Озона выглядит удивительно свежей, своевременной и тонкой, хотя передает конфликт столетней давности. Главные события в жизни Франца даны намеками, мы мало знаем о героях, но очень многое понимаем о травмах послевоенной жизни, жажде привязанности и уродливых чертах реваншизма в Германии и Франции в первый год мира.

Франц ускользает от нас весь фильм, но чувствуется в героях, мы улавливаем различия между образами жизни и напряжение в соседских отношениях. Самые важные вещи не говорятся вслух, и именно в этой недоговоренности — простота и нежность Озона. Он умеет снимать вычурно и броско, но здесь решил пойти по другому пути — рядом с Рильке и Верленом, которых он так охотно цитирует.
В теме, на которую уже очень много снято и сказано, режиссер находит тропы и типажи, за которые болит сердце. Наверное, фильм о времени, когда было проще погибнуть, чем открыться семье, стоит снимать именно так.


Смотреть?

Да

«Новая эра Z»

The Girl with All the Gifts

Режиссер
Колм Маккарти

В ролях
Джемма Артертон, Гленн Клоуз, Пэдди Консидайн, Сенниа Нануа

В недалеком будущем в военной части содержатся 20 загадочных детей: главная героиня Мелани лет десяти живет в клетке, как и ее одноклассники. Их образование поручено учительнице Хелен (Джемма Артертон), а руководит неизвестным экспериментом доктор-генетик Колдуэлл (Гленн Клоуз). После нападения зомби на этот участок Мелани и ее охранники пешком отправляются в Лондон, чтобы найти другие военные части и подмогу — город давно пустует, зарос зеленью и переполнен существами с инстинктом убивать. Мелани — особо ценный мутант зомби и человека — может контролировать голод и изредка отлучается полакомиться кошками. Похожая на человека и невидимая для зомби, она — идеальный компас в меняющемся мире и инструмент выживания для последних людей. 

Если приличный фильм о зомби-апокалипсисе возможен, то «Новая эра Z» — это он. В нем есть десятки узнаваемых поворотов — вроде чумы укусов, сонма существ с землистым цветом лица и угловатыми походками, хватает выстрелов в лоб и стремительных гонок. «Девочка со всеми способностями», как в оригинале и называется фильм, — интересный и смелый ход в зомби-жанре, где угроза наконец представлена не стадом голодных анонимных упырей, а загадочным существом с ценностями, привязанностью и волей, которому по силам укрощать природные инстинкты.

На фоне сай-фай-сериалов «Новая эра Z» не кажется чем-то вторичным и вялым: в ней достаточно действия, объяснимых конфликтов и кивков на каноны, только теперь мы смотрим на зло с мозгами и душой, а главное — планом по спасению человечества. В будущее возьмут только тех, кому хватает мужества не бояться Другого.


Смотреть?

Да

обложка: Вольга

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

28 фильмов осени
28 фильмов осени Новый Ксавье Долан, Оливер Стоун и Пол Верховен, спин-офф «Гарри Поттера» и много хороших российских картин
28 фильмов осени

28 фильмов осени
Новый Ксавье Долан, Оливер Стоун и Пол Верховен, спин-офф «Гарри Поттера» и много хороших российских картин

«Дом странных детей мисс Перегрин», «Коллектор», «Ведьма из Блэр: Новая глава»
«Дом странных детей мисс Перегрин», «Коллектор», «Ведьма из Блэр: Новая глава» Новый Тим Бёртон, бенефис Константина Хабенского и возвращение хоррора из 90-х — Алиса Таёжная разбирает новинки проката
«Дом странных детей мисс Перегрин», «Коллектор», «Ведьма из Блэр: Новая глава»

«Дом странных детей мисс Перегрин», «Коллектор», «Ведьма из Блэр: Новая глава»
Новый Тим Бёртон, бенефис Константина Хабенского и возвращение хоррора из 90-х — Алиса Таёжная разбирает новинки проката

Почему Боб Дилан получил Нобелевскую премию по литературе? Объясняет книжный критик
Почему Боб Дилан получил Нобелевскую премию по литературе? Объясняет книжный критик «Самый органичный из последних нобелевских лауреатов»
Почему Боб Дилан получил Нобелевскую премию по литературе? Объясняет книжный критик

Почему Боб Дилан получил Нобелевскую премию по литературе? Объясняет книжный критик
«Самый органичный из последних нобелевских лауреатов»

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Идея была моя, но сделал это не я»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Первая полоса

«Русской рулетки с шаурмой в Тель-Авиве нет»
«Русской рулетки с шаурмой в Тель-Авиве нет» Ресторанный критик переезжает в Израиль
«Русской рулетки с шаурмой в Тель-Авиве нет»

«Русской рулетки с шаурмой в Тель-Авиве нет»
Ресторанный критик переезжает в Израиль

«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США
«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США
«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США

«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США

В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?
В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна? Отвечает биолог Ольга Матвеева
В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?

В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?
Отвечает биолог Ольга Матвеева

«Беда» не приходит одна: Несмотря на ***** и цензуру, в России появилось много отличных медиа. Вот лучшие из них
«Беда» не приходит одна: Несмотря на ***** и цензуру, в России появилось много отличных медиа. Вот лучшие из них Издания «Беда», «Кедр», «Служба поддержки» и другие
«Беда» не приходит одна: Несмотря на ***** и цензуру, в России появилось много отличных медиа. Вот лучшие из них

«Беда» не приходит одна: Несмотря на ***** и цензуру, в России появилось много отличных медиа. Вот лучшие из них
Издания «Беда», «Кедр», «Служба поддержки» и другие

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

Подпишитесь на рассылку