«Время первых», «Последствия» Арнольд Шварценеггер в роли Романа Мельника и космическая одиссея Тимура Бекмамбетова: Алиса Таёжная разбирает новинки проката

«Время первых», «Последствия»

«Время первых»

Режиссер: Дмитрий Киселев

В ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Анатолий Котенев, Елена Панова, Александра Урсуляк

Космическая одиссея советских героев Беляева и Леонова, спродюсированная Тимуром Бекмамбетовым

«А обосраться перед всем миром можно?» — вопит начальник конструкторского бюро, тестирующий советский корабль. В гонке холодной войны НАСА объявило, что выпустит человека в открытый космос на два года раньше: вместо 1967 года — в 1965-м. Советская механика не проходит испытания, от неправильно работающей электрики на борту гибнет инженер. В космос собираются выпускать двух многообещающих и незаменимых космонавтов с прошлым летчиков — Леонова (Евгений Миронов, помоложе и поотважнее) и Беляева (Константин Хабенский, постарше и поосторожнее). Во время парашютного прыжка Беляев неправильно приземляется и оказывается в госпитале — стараниями Леонова, который больше никому не доверяет, он все-таки оказывается на борту космического корабля. Все работают на пределе сил: со сломанными ногами и больным сердцем, костюмы космонавтов ужасно неподвижны, а сам корабль напоминает скорее тесный лифт с обитыми стенами, чем фантастическую картинку из «Чужого». Выход в космос во времена первых — это страх перед большой голубой планетой, дни в огромной жестянке с кнопками «Поддув дутиков» и очень много монотонного труда. Все для Родины, и ничего для себя. Двое, решаясь на полет в 1965 году, идут на верную смерть и знают это — даже их командование не скрывает, что надежда питает их путешествие в большей степени, чем рациональный расчет. Но показать всем кузькину мать необходимо даже ценой жизней.

«Время первых» — героическая история о космосе, которые в России в таком виде еще не снимались. Как героическое кино оно работает без значительных промахов. Это не «Марсианин», не «Луна 2112» и не «Интерстеллар», а хроника того, как выглядел подвиг советского космонавта, вписанного в систему приказов, жестких инструкций и невозможности повернуть решения вспять. Десятки героев говорят прямым текстом или намекают — вы незаменимы, и больше никого у нас на ваше место нет. Поэтому работайте без устали, будьте преданны без остатка и стройте планы на будущее без спокойного сна — весь мир должен увидеть, что советский человек может полететь в космос. И даже когда пойдет речь о возможной гибели двоих в неизвестности и пустоте, зазвучат аргументы про то, что «инцидент» сведет до нуля усилия тысяч советских людей.

Это и проблема фильма, ремесленно и добросовестно сделанного режиссером «Черной молнии» и «Елок», который рассказывает историю необязательного геройства и неумения проигрывать, не давая глубокого анализа и правильной дистанции событиям 50-летней давности. То, что мы видим на экране, — выпуклая, но все же иллюстрация из учебника, и особенно явно это выглядит в монологе Евгения Миронова, который во время полетов своего героя только родился и не может при всем своем таланте примерить на себя опыт поколения Леонова и его ответственность. Когда он пересказывает через запятую все, что с ним случилось, в голове мелькает мысль, что мы знаем это в интимных и очень неторопливых монологах из «Подстрочника» Олега Дормана, — и там все вышеперечисленное (враг народа, предательство соседей, жизнь зимой без сапог) звучит в правильной интонации, а здесь смотрится как пересказ абзаца на экзамене по истории. Вопрос необязательности подвига замечательно раскрывается в фильме Вадима Абдрашитова «Остановился поезд», где человек рискует жизнью и погибает нипочему — позднесоветский режиссер рефлексирует над вопросом обязательности героизма, пропитавшего нашу культуру. По его версии, героизм покрывает безответственность, во «Времени первых» он замещает неумение проигрывать и пересматривать ошибки. То, как работала научно-техническая интеллигенция, силами которой и случился рывок начала 60-х, объяснено в романе Солженицына и сериале Глеба Панфилова по нему «В круге первом». А то, что система никак не изменилось, становится очевидно из недавнего документального фильма «Последний лимузин» Дарьи Хлесткиной — самого печального и разочаровывающего отражения советской системы в зеркале новейшей истории. И «Космос как предчувствие» Учителя, где тот же Евгений Миронов играл роль обычного повара из провинции, встретившего человека необычного, наполнен воздухом и стремлением режиссера осознать героические времена без сентиментального ретровзгляда. Все это фильмы с авторским зрением и очень критическим отношением к советской истории, без которого снимать даже блокбастер в 2017 году немного наивно. В конце концов, если фильм основан на реальных событиях, неплохо было бы заглянуть за занавес этих реальных событий и вынести на экраны то, о чем раньше не говорили в кино.


Смотреть: Нет

«Последствия»

2

Режиссер: Эллиотт Лестер

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Мэгги Грэйс, Кевин Зегерс, Скут МакНэри, Ханна Уэр

Соломенная драма с Арнольдом Шварценеггером по реальной истории Виталия Калоева

Ответственного прораба Романа Мельника (Арнольд Шварценеггер) отпускают с работы пораньше — он и так идет впереди плана по сдаче объекта, к тому же на рождество с Украины должны приехать его жена Олена и дочь Надя. Дочь беременна и едет встретить праздник с родителями в Питтсбург. Другой герой — авиадиспетчер Джейкоб — уходит на ночную смену от любящей жены и сына. Именно в момент его дежурства служба поддержки решает провести проверку телефонных линий — и из-за невозможности сделать звонок Джейкоб не может остановить столкновение двух самолетов. Роман не может справиться со случившимся и отправляется волонтером на место падения самолета, находя там труп дочери. Джейкобу, ставшему жертвой ужасного стечения обстоятельств, компания предлагает уехать из города по программе защиты свидетелей — на его доме уже пишут баллончиком «убийца», жена с сыном уезжают жить к сестре, Джейк решает купить самый дешевый пистолет.

Съемки «Последствий» проходили без консультаций с прототипом главного героя Виталием Калоевым, который после двух лет в швейцарской тюрьме вернулся на работу на высокой должности во Владикавказе. Для этой истории о чувстве вины и невозможности прожить травму нужны были нежные, понимающие и деликатные руки. Такие сюжеты удаются кому-то вроде братьев Дарденн, но они никогда бы и не взялись спекулировать на реально случившейся трагедии отчаявшегося человека, потерявшего в катастрофе жену и двоих детей. Всем участникам фильма не по силам осознать и поднять эту историю, потому что она в принципе сильно искажена по фактам: приехать из Владикавказа в Швейцарию, чтобы убить диспетчера, — это не сгонять на машине в соседний штат той же самой страны. Да и о главных героях мы не знаем ничего, кроме их чувства подавленности и долга перед близкими. Но самое страшное в том, что реальной истории человеческой судьбы в «Последствиях» придумывается лживая и совершенно идиотская концовка. И она полностью отражает отношение создателей к истории не как к моменту боли и отчаяния, а как к цепочке газетных заголовков.


Смотреть: Нет


Обложка: «КиноВидеоБизнес»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Игра в классика: Каким мы увидим Сальвадора Дали на выставке в Музее Фаберже
Игра в классика: Каким мы увидим Сальвадора Дали на выставке в Музее Фаберже The Village рассказывает о ретроспективе самого известного художника ХХ века, гения плагиата и маркетинга
Игра в классика: Каким мы увидим Сальвадора Дали на выставке в Музее Фаберже

Игра в классика: Каким мы увидим Сальвадора Дали на выставке в Музее Фаберже
The Village рассказывает о ретроспективе самого известного художника ХХ века, гения плагиата и маркетинга

«Единственное, что связывает Москву и Тбилиси, — их часто жгли»: Интервью с Дональдом Рейфилдом
«Единственное, что связывает Москву и Тбилиси, — их часто жгли»: Интервью с Дональдом Рейфилдом Биограф Чехова и Сталина рассказывает о новой книге и о том, почему осьминоги лучше людей
«Единственное, что связывает Москву и Тбилиси, — их часто жгли»: Интервью с Дональдом Рейфилдом

«Единственное, что связывает Москву и Тбилиси, — их часто жгли»: Интервью с Дональдом Рейфилдом
Биограф Чехова и Сталина рассказывает о новой книге и о том, почему осьминоги лучше людей

«Призрак в доспехах» и другие аниме, вдохновлявшие Голливуд
«Призрак в доспехах» и другие аниме, вдохновлявшие Голливуд Что американские кинематографисты взяли из японской анимации
«Призрак в доспехах» и другие аниме, вдохновлявшие Голливуд

«Призрак в доспехах» и другие аниме, вдохновлявшие Голливуд
Что американские кинематографисты взяли из японской анимации

Юрий Сапрыкин, Лев Ганкин и другие выбирают плейлисты для весенних прогулок
Юрий Сапрыкин, Лев Ганкин и другие выбирают плейлисты для весенних прогулок «Это стремительное путешествие верхом на опознанных и неопознанных объектах»
Юрий Сапрыкин, Лев Ганкин и другие выбирают плейлисты для весенних прогулок

Юрий Сапрыкин, Лев Ганкин и другие выбирают плейлисты для весенних прогулок
«Это стремительное путешествие верхом на опознанных и неопознанных объектах»

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Первая полоса

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны
Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы
Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Промо

Выпустить нитки и сделать декоративные дырки
Как носить вещи осознанно и продлевать их срок службы

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен

Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен
Даркнет, 228 статья и учеба в Америке

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти «Это наш гомеопатический домик»
Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти

Дача дизайнера-деконструктора в Ленобласти
«Это наш гомеопатический домик»

Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект
Чек-лист: Как собраться в поход
Чек-лист: Как собраться в поход
Спецпроект

Чек-лист: Как собраться в поход

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты И все эти чудеса в России
Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
Спецпроект

Вертолет над вулканами, пляжи «Баунти» и поиск аметистов: Тревел-блогеры подбирают горожанам путешествия мечты
И все эти чудеса в России

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану

Трибьют Velvet Underground, сериал Apple по Айзеку Азимову и путеводитель по Узбекистану
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»
«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева

«Косая гора» — новая группа Яны Кедриной и Жени Фадеева
Электронные музыканты осваивают мир инструментов: «Мы не умеем играть, но мы играем»

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути От обладателя Гран-при на Берлинале
Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка»  Рюсукэ Хамагути

Американский мамблкор, Чехов и Хон Сан-Су: «Случайность и догадка» Рюсукэ Хамагути
От обладателя Гран-при на Берлинале

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Придерживаться принципа «сначала заплати себе» Чтобы откладывать деньги
Придерживаться принципа «сначала заплати себе»

Придерживаться принципа «сначала заплати себе»
Чтобы откладывать деньги

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Гуляем с «Позорами» по Басманному району Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве
Гуляем с «Позорами» по Басманному району

Гуляем с «Позорами» по Басманному району
Говорим о лучших репточках, пении вагиной и томском пиве

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже» Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину
«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»

«Жизнь слишком коротка для скучных тачек»: Dodge Challenger, как в «Форсаже»
Заменивший серьезной корпоративной сотруднице практичную машину

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек
«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней

«Холодный расчет» Пола Шредера — «Таксист» наших дней
В роли карточного игрока с ПТСР — восхитительный Оскар Айзек

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези
«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя

«Потерянное зеркальце»: Музыкальная сказка Кирилла Иванова («СБПЧ») и Олега Глушкова о поиске себя
Обсуждаем ее со специалистом по фэнтези

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Большой гид по нижегородскому стрит-арту Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства
Большой гид по нижегородскому стрит-арту

Большой гид по нижегородскому стрит-арту
Самые значимые работы одной из столиц уличного искусства

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения» Смотрим сериал вместе с психологом
5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»

5 уроков эмпатии и толерантности. Чему нас научил новый сезон «Сексуального просвещения»
Смотрим сериал вместе с психологом

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — о войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Подпишитесь на рассылку