7 июля, четверг
Москва
Войти

«Чудо-женщина», «Нелюбовь», «Одарённая» Первый блокбастер о супергероине, главная беда современной России глазами Звягинцева и фильм о проблемах авторитарного воспитания

текст: Алиса Таёжная

«Чудо-женщина»

Режиссёр: Пэтти Дженкинс

В ролях: Галь Гадот, Робин Райт, Дэвид Тьюлис

Супергеройский фильм здорового человека

С раннего детства Диана с острова Фемискира хочет драться как мама, тетя и прочие амазонки: созданные Зевсом для защиты человечества, неукротимые и бесстрашные женщины непревзойденны в бою. Проходят годы, и хотя мать Дианы (Конни Нильсен) просит сестру (Робин Райт) не готовить Диану к бою, та постоянно тренирует племянницу, чтобы в нужный момент она могла противостоять богу войны Марсу. Выросшая Диана (Галь Гадот) спасает от смерти случайно залетевшего на самолете американского авиатора — он появился буквально из другого измерения. За ним — орава немецких солдат: Фемискира уже 4 года окружена Первой мировой войной, и никто из амазонок об этом не догадывается. В битве с немцами амазонки гибнут храбро и быстро, как первые аборигены с луками и стрелами, по которым били из пушек. Мать провожает Диану к людям со словами «Человечество тебя не заслуживает» — и она, в общем, права. В компании летчика, симпатичного и героического (Крис Пайн), Чудо-женщина попадает сперва в Лондон на военные совещания, а потом в Бельгию, где должна предотвратить смертоносную газовую атаку.

«Чудо-женщина» войдет в историю не только как первый актуальный блокбастер о супергероине («Женщина-кошка» не в счет), но и как первый проект за 120 миллионов долларов, который доверили режиссеру-женщине. Патти Дженкинс, снявшая «Монстра» 15 лет назад, с тех пор в основном работала на телевидении и 10 лет выбивала себе право снять любимую героиню комиксов и телесериала. Сделанный по базовым правилам супергеройского кино, он содержит в себе то явное различие, которое можно причислить женскому взгляду или просто авторскому взгляду — с подобным чутьем и бодростью Гильермо дель Торо, например, расправился с Хэллбоем. «Чудо-женщина» получила восхитительную критику по сравнению с другими фильмами по комиксам DC: многие сравнивают ее с первым нолановским «Бэтменом», который изобрел новые правила популярному, но неповоротливому жанру.

В «Чудо-женщине» есть много заметных недостатков (какие-то шутки останавливаются на полпути, где-то Гадот играет совсем нелепо, а диалоги последних 20 минут звучат как игра в войнушку в песочнице), но есть и принципиально свежие моменты. Именно они дают настоящий фан — ощущение, почти безвозвратно утерянное при просмотре большинства фильмов дороже сотни миллионов долларов.

«Чудо-женщина» — кино не только о супергероине, которая верит в любовь (и когда Галь Гадот говорит это с восклицательным знаком, хочется рассмеяться на весь кинотеатр), но история об остроумной и очень классной девушке, которая не устает работать над собой. Красота, сила и грация Гадот разбавлены шутками, ухмылками и здоровой самооценкой, свойственной и Диане Принс, и исполнительнице главной роли. У Чудо-женщины есть чувство юмора — трезвое, местами предсказуемое, где-то инфантильное, но очень видимое — и это не шутки из «Отряда самоубийц». Быть веселой и одновременно восхитительной — роскошь для женской фигуры в блокбастере: и Наташа Романофф, и Натали Портман в «Торе», и Энн Хэтэуэй в «Бэтмене» не позволяли себе вольностей в поведении и всегда выглядели в кадре надуманными и надутыми. Чудо-женщина Галь Гадот — непосредственная и благоразумная: ей есть что сказать, она знает себе цену по умолчанию — и это отличает ее от многих супергероев, за которыми стоят годы непроговоренных неврозов.

Второстепенные герои тоже не выглядят вымученными и механическими: каждый успевает сыграть свою историю. Снайпер с поствоенным синдромом и кошмарами по ночам; смуглый аферист, который не смог стать актером из-за цвета кожи; индеец, историю и идентичность которого истребили американские завоеватели — все получают голос и классные камео, а не просто работают статистами разноперого каста (как было, например, в «Изгое-один») для галочки по diversity.

Третье — это умное распоряжение сеттингом. Чудо-женщина попадает на Первую мировую войну, где женщины с требованиями равноправия клеймятся обществом, а мужчины, начинающие войну, превозносятся — и супергероиня расправляется как со стереотипами об опасной женской силе, так и с толпами злодеев. Что стоит сказать отдельно — серьезность в подходе к тренировкам массовки и главной героини дает фильму ту энергию, которой очень часто не хватает экшнам: как Ума Турман и ее оппоненты в «Убить Билла», здесь все тренировались сами и учились драться, а не просто изображать драку. На фоне ленивых супергеройств Йоханссон в «Призраке в доспехах», все амазонки без исключения излучают уверенность, которая приходит только после прохождения двухчасовой кроссфит-тренировки — такое не сыграешь.


Смотреть: Да

«Нелюбовь»

Главная беда современной России глазами Звягинцева

Только что получивший важный приз в Каннах, фильм Звягинцева выходит на большой экран в России — с тишиной вместо мата, который легко угадывается. Герои ругаются много и правдиво — как ругаются осоловевшие пары в торговых центрах, дальние родственники во время семейных застолий и родители с детьми, когда думают, что их никто не видит. Женя и Боря — семья с говорящей фамилией Слепцовы. Они поженились давно и по залету: результат их нелюбви, 12-летний Алеша, о котором зрителю ничего не известно (его родителям, впрочем, тоже) — живое воплощение момента в жизни, когда все пошло не так.

Женя (феноменальная Марьяна Спивак), уставшая и остервенелая, в постоянном состоянии обороны, в основном скроллит телефон и заботится о внешности — она начала встречаться с богатым мужчиной старше себя и впервые в жизни полюбила. Боря (плюшевый Алексей Розин) — неагрессивный увалень, который ничего не хочет решать и работает в отделе продаж в компании с православным боссом. Он встретил юную и наивную девушку, и она скоро родит от него ребенка. Женю и Борю объединяет Алеша, но больше всего обоих волнует квартира в Южном Тушине большого метража — ее надо быстро продать, чтобы разъехаться. После ночи не дома с новыми партнерами мать и отец не могут найти Алешу: полиция кивает на бюрократию и советует обратиться к волонтерам-спасателям. Пока группа из 20 неравнодушных будет искать мальчика в лесах и на складах поздней осенью, Женя и Боря будут выяснять отношения — ругаясь не как муж и жена, а как до смерти надоевшие друг другу соседи по коммуналке. На фоне — золотоискательницы в ресторане сделают селфи, а из радио и телевизора будут доноситься кафкианские новости. Рано или поздно все закончится войной с Украиной и открытым финалом для героев: каждый получает то, что хотел — и все будет сильно напоминать исходные данные «Елены».

Предсказывая вопросы, Звягинцева можно обвинить в чем угодно — кроме того, что он снял русофобский фильм: после гниющей туши посреди растерянной и разворованной России возвращение в камерную семейную обстановку выглядит куда более осторожным высказыванием. Пока мы волнуемся, что где-то гниет туша, наши близкие часто хотят исчезнуть с лица земли — но нечуткие метафоры портят дело. «Нелюбовь» находится ровно посередине между самым удачным фильмом Звягинцева «Елена» и самым популярным, громким и обобщающим — «Левиафаном», и как только его притягивают за уши к обобщениям и жирным выводам, обаяние и атмосфера мгновенно улетучиваются.

Не полагаясь на чутье и тонкость зрителя, режиссер постоянно прошивает тонкую интимную историю грубыми нитками и сценами о духе времени — от несущего бред с экрана Дмитрия Киселева до матери и дочери, лепящих пельмени на кухне. Дело не в том, что в России нет Дмитрия Киселева, а люди не питаются только пельменями — а в том, что хохлома, шутки про кредиты и новости про Немцова совершенно необязательны, чтобы объяснить жизнь в России и снять политическое кино. Политика — не в том, чтобы вклеить обескураживающую трансляцию из Донбасса, а в том, как дозировать детали и выдерживать тон. Прошлогодние семейные румынские фильмы «Сьераневада» и «Выпускной» (последний получил режиссерскую награду в Каннах) понимают химию отношений чутче, показывая коррупцию и семейную иерархию без менторского тона и снисходительности.

Фильм получает новый драйв, когда в стандартную историю пропащего брака двоих не то чтобы приятных людей вмешивается живая и практичная сила — участники поисково-спасательного отряда, на которых по факту держится в нашей стране оперативная помощь. Западные критики называют их в рецензиях private detective, не улавливая контекст — самые близкие в России слишком часто устраняются от кризисной ситуации, когда десятки тысяч неравнодушных людей бесплатно и бескорыстно ищут, лечат, спасают и не думают в этот момент о селфи и Киселеве. «Нелюбовь» — не фильм мизантропа, как про него написали многие, и не уродливое отражение России — в пейзажах за окном можно рассмотреть сюжеты Александра Гронского, а в лицах главных героев после вспышек гнева считываются и нежность, и человечность. Но когда живых людей, с которыми ты пережил их горе, оперативно наряжают в костюм Bosco Russia и сажают в комнату со спиленным деревом, чтобы вы, если что, не забыли место действия, чувствуешь, как режиссер сидит на соседнем кресле и выделяет на тебе фломастером интересные места.


Смотреть: Да

«Одаренная»

Режиссёр: Марк Уэбб

В ролях: Крис Эванс, МакКенна Грейс, Линдси Дункан, Дженни Слейт

Неглупый фильм о проблемах авторитарного воспитания

Шестилетняя Мэри со способностями к математике живет в бедном доме во Флориде со слишком симпатичным для этих мест и этого образа жизни дядей (Крис Эванс). Он чинит катера и иногда отдает Мэри верующей афроамериканской соседке Роберте (Октавия Спенсер), которую девочка обожает. После первого дня в школе Мэри получает первое замечание — она не очень чутка к социальным расстановкам и говорит с директрисой в повелительном наклонении. После того как девочка бьет учебником неприятного малолетнего козла, дядю вызывают к директору — есть предложение отдать одаренного ребенка, который с ходу умножает 59 на 175, в элитную математическую школу. И пока учительница начальных классов (Дженни Слэйт) будет узнавать, как Мэри осталась на попечении дяди и где вообще родители, в город из Бостона приедет бабушка Мэри — гранд-дама и британка с компьютером Apple и большими планами на будущее внучки.

Новый фильм режиссера «500 дней лета» снимает розовые очки с детско-родительских отношений с той простотой и смелостью, с которой ромком с Зоуи Дешанель и Джозефом Гордоном-Левиттом расправлялся с иллюзиями «и жили они долго и счастливо». «Одаренная» — психологически точный и классно написанный фильм, в котором семейные травмы не упрощаются и не разжевываются. Проблема родительского тщеславия объясняется здесь так же четко, как и поведение детей с особенностями развития, где большой талант часто сопровождает трудное в первую очередь для ребенка ощущение исключительности. Маленькая девочка поет, плачет и истерит здесь как маленькая девочка, родители принимают безответственные решения, а призрак одаренной матери, чья жизнь окончилась трагедией, смотрит на нас с фотографии большими, чистыми и все понимающими глазами. Будь это свидания на катере или болтовня в баре, споры в зале суда или первое знакомство, сценарист Том Флинн находит фразы из реальной жизни, которые делают героев осязаемыми, близкими и оглушительно похожими на всех людей, которые в детстве верили в нас или ставили свои интересы превыше всего.


Смотреть: Да


Обложка: kinomania

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

20+3 главных фильмов лета
20+3 главных фильмов лета «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, новый «Человек-паук» и возвращение Люка Бессона — о фильмах, которые мы будем смотреть этим летом в кино
20+3 главных фильмов лета

20+3 главных фильмов лета
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева, новый «Человек-паук» и возвращение Люка Бессона — о фильмах, которые мы будем смотреть этим летом в кино

Полный гид по фестивалю документального кино Beat Film Festival
Полный гид по фестивалю документального кино Beat Film Festival «Когда я думаю о Германии ночью», «Щекотка», «Я — Гагарин»: 15 фильмов программы, обязательных к просмотру
Полный гид по фестивалю документального кино Beat Film Festival

Полный гид по фестивалю документального кино Beat Film Festival
«Когда я думаю о Германии ночью», «Щекотка», «Я — Гагарин»: 15 фильмов программы, обязательных к просмотру

20 сериалов лета
20 сериалов лета Ретродрама «Я тут умираю», «Ненакуренная» от создателей «Теории Большого взрыва» — сериалы, которые мы будем смотреть этим летом
20 сериалов лета

20 сериалов лета
Ретродрама «Я тут умираю», «Ненакуренная» от создателей «Теории Большого взрыва» — сериалы, которые мы будем смотреть этим летом

Жили-были: 15 сказок, которые нескучно смотреть взрослым
Жили-были: 15 сказок, которые нескучно смотреть взрослым «Черная луна», «Запределье», «Ослиная шкура» — на замену «Пиратам Карибского моря»
Жили-были: 15 сказок, которые нескучно смотреть взрослым

Жили-были: 15 сказок, которые нескучно смотреть взрослым
«Черная луна», «Запределье», «Ослиная шкура» — на замену «Пиратам Карибского моря»

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Идея была моя, но сделал это не я»

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели

«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США

Первая полоса

«Зачем вы сюда приехали? Мы вас звали?»: Три истории о беженцах и России

«Зачем вы сюда приехали? Мы вас звали?»: Три истории о беженцах и России

«Зачем вы сюда приехали? Мы вас звали?»: Три истории о беженцах и России

«Зачем вы сюда приехали? Мы вас звали?»: Три истории о беженцах и России

Черешневый суп, гаспачо с нектарином и горошкомоле: Недорогие сезонные рецепты июля
Черешневый суп, гаспачо с нектарином и горошкомоле: Недорогие сезонные рецепты июля
Черешневый суп, гаспачо с нектарином и горошкомоле: Недорогие сезонные рецепты июля

Черешневый суп, гаспачо с нектарином и горошкомоле: Недорогие сезонные рецепты июля

Все в порядке с янг эдалтом
Все в порядке с янг эдалтом Почему пора перестать критиковать литературу для «молодых взрослых»
Все в порядке с янг эдалтом

Все в порядке с янг эдалтом
Почему пора перестать критиковать литературу для «молодых взрослых»

«Русской рулетки с шаурмой в Тель-Авиве нет»
«Русской рулетки с шаурмой в Тель-Авиве нет» Ресторанный критик переезжает в Израиль
«Русской рулетки с шаурмой в Тель-Авиве нет»

«Русской рулетки с шаурмой в Тель-Авиве нет»
Ресторанный критик переезжает в Израиль

«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США
«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США
«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США

«В ужасе, что могу остаться здесь навсегда»: За что в России судят олимпийскую чемпионку из США

В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?
В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна? Отвечает биолог Ольга Матвеева
В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?

В Россию пришли новые штаммы коронавируса, их называют самыми заразными. Нас ждет новая волна?
Отвечает биолог Ольга Матвеева

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Подпишитесь на рассылку