«Самокритика буржуазного пса», «Тачки-3», «Он и она» и еще два фильма Подробный разбор киноновинок этой недели с Алисой Таёжной
«Тачки-3»
Режиссер: Брайан Фи
В ролях: Оуэн Уилсон, Ларри Кейбл Гай, Бонни Хант
Pixar о кризисе среднего возраста и страхе конкуренции
Всем знакомый красный чемпион Молния Маккуин купается в триумфе, пока во время заездов рядом с ним не появляется конкурент со сверкающими дисками и идеальной маневренностью. На пятки Маккуину и его поколению наступают новые машины — более шустрые, самоуверенные, юные, разбрасываются словами «дедуля» и «ветеран» и, очевидно, представляют собой племя молодое и незнакомое. После тяжелой аварии на трассе Молния Маккуин попадает в рехаб — тренировочный центр для машин, где его покровитель и тренер с латиноамериканским акцентом работают над технической подкованностью, и главное — мотивацией. Ведь оставаться чемпионом, когда вокруг тебя все выглядят иначе и говорят на незнакомом сленге, — невероятно трудная задача.
Pixar продолжает упаковывать простые истины в полные метры, но в отличие от Эндрю Стэнтона и Брэда Бёрда, каждый фильм которых становится откровением, даже если беседует с пятилетним, трилогия «Тачки» всегда была визуально и по смыслу очень простой. С тех пор как студия придумала нарисовать глаза на лобовом стекле и показать различие классов, происхождения и внешности через разные модели машин, «Тачки» не сильно выросли как проект, хоть и продолжают рассказывать базовые правильные вещи. Например, что без уважения к другим невозможно добиться превосходного результата или что даже самому успешному человеку стоит прислушиваться ко мнению со стороны. Все это рассказано в мультфильме Брайана Фи (отвечавшего за визуальную сторону «Рататуя», «Валл-И» и прошлых «Тачек»), как в начальной школе объясняются азы этикета и правила жизни. Детские радостные возгласы и хруст попкорна за щечками первоклашек подтверждают, что «Тачки» нашли дорогу к детским сердцам, но взрослому, скорее всего, будет невероятно скучно — как на детском дне рождении даже не своего ребенка.
Смотреть? Нет (если вы не с ребенком)
«Самокритика буржуазного пса»
Режиссер: Юлиан Радльмайер
В ролях: Юлиан Радльмайер, Дераг Кэмпбелл, Бениямин Форти, Ли Кен Тхэк, Илья Коркашвили, Йоханна Орсини-Розенберг
Сатира европейского креативного класса
Юлиан (это имя и режиссера фильма, сыгравшего главную роль, и написавшего сценарий) мыкается по Берлину в ожиданиях гранта на следующий проект. Как человек не из арт-истеблишмента, он бродит по вернисажам и ужинам с более важными людьми в надежде завести полезные знакомства, скоротать время или произвести впечатление на приятную девушку. Его долгосрочная цель — Камилла — никогда не была в нем заинтересована, зато с огромным удовольствием включается в диалоги о марксизме и прекариате, и это шанс Юлиана выхватить ее из конкурирующих лап. Собираясь подлатать дыры и заработать денег не самым противным образом, Юлиан отправляется на яблочную плантацию, придумывая Камилле версию осознанности: якобы он изучает жизнь трудового класса для будущего фильма. Там, окруженный начальством из рассказов Салтыкова-Щедрина и гастарбайтерами с диким оскалом и русским акцентом, он включает обаяние. Буржуазный пес смирно сидит на вводных титрах и обещает, что настанет время невероятных историй — с шутками про профсоюзы и восстания, диких эксплуататоров и современную полубезработную богему.
Юлиан Радльмайер отлично знает, о ком он снимает свой новый фильм — о населивших удобные городские пространства фрилансерах и ребятах с творческими амбициями. У них есть макбуки, помятые блеклые футболки, пара правильно протертых кед, привычка прокрастинации и усталость в заспанных глазах. Практика, не существующая в подобном масштабе в России, — тысячи художников и режиссеров в европейской реальности действительно выживают между резиденциями и грантами, строят карьеру на закрытых вернисажах и фестивалях и пробираются через толпу себе подобных — часто не в состоянии ответить на вопрос, зачем они там, но очень часто делая и что-то стоящее. Режиссер «Пса» стебется над собой, своими приятелями, 150 годами дискуссий о левой идее, тоске по бунту и молодости, которая для многих проходит в постоянном стремлении казаться, а не быть. Здесь бросаются вокабуляром современной гуманитарной практики (рисерч, референс, бриф, ридинг) и объясняют артистическую реальность, заточенную на процесс без видимых итогов, ведь главное — это рефлексия.
В целом все происходящее в «Самокритике» было уже исчерпывающе описано в тексте песни «Электрический пес» группы «Аквариум» 30-летней давности — «стареющий юноша в поисках кайфа лелеет в зрачках своих вечный вопрос». Сатира Юлиана хочет разрастись из анекдота во что-то большее, но смотрится как затянутый скетч на выпускном бакалавров арт-школы — возможно, аллюзии на Маяковского и Бунюэля здесь ощущаются, но куда сильнее чувствуется влияние двухминутного скетча Монти Пайтона о драматурге из рабочего класса https://www.youtube.com/watch?v=qMmrISkkBM8. Самые умные британцы ХХ века и тогда не знали, как заканчивать короткие уморительные сценки, — и обычно в момент кризиса идеи кто-то из героев взрывался в кадре или сверху стучал сосед и начинался следующий скетч. «Самокритика» работает на узнавание в той же степени, как резиденты плохих и хороших комеди-клубов: скетчи стартуют на ура с угадывания привычек аудитории. И если с угадыванием у автора «Самокритики» нет никаких проблем — общие черты миллениалов витают в воздухе и без его определений, то, что делать с героями после красочных и карикатурных представлений одного за другим, Юлиан-режиссер, кажется, не очень понимает. В чем не хочется его обвинять: в конце концов, это проблема всего его (и нашего) поколения.
Смотреть? Возможно
«Весь этот мир»
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.