«Крым», «Хорошее время», «Мой сын», «Прорубь» Алиса Таёжная разбирает новинки кинопроката

«Крым»

РЕЖИССЕР: Алексей Пиманов

В ролях: Роман Курцын, Евгения Лапова, Павел Крайнов

Военно-патриотическая открытка о том, как защищать Родину

Кудрявая зеленоглазая Алена сидит на обрыве на месте княжества Феодоро: она — режиссер документального кино из Киева, приехала выбирать натуру для следующих съемок. С ней знакомится непонятно как оказавшийся на высоте полторы тысячи метров Саня — севастопольский голубоглазый пацанчик и учитель физры, который служил в морской пехоте. Его папа (с виду всего лет на десять старше) — до сих пор один из высокопоставленных командиров ВС. Алена и Саня проводят идиллический отпуск в Крыму с катанием на джипе и катере и расстаются до зимы. Зимой Алена уже готовит бутылки с зажигательной смесью для украинских активистов на Майдане и общается с майдановским сотником Миколой, неуловимо похожим на злого Гоголя. У Миколы, как у всех украинцев в этом фильме, есть свой опасный план. Саня спасает с поля боя «беркутовца», а через несколько дней попадает под дубины украинских отрядов. Через 20 минут фильма картонные Алена и Саня сжимаются до маленькой погрешности: им не по силам осознать и переварить все, что происходит вокруг — бои, военные провокации, захват заложников, а по сути — гражданскую войну. Все дожидаются приказа.

«Крым» меньше всего похож на фильм, а больше всего на телепередачу для зрителей с непреклонной патриотической позицией. Вся логика российских ВС подкрепляется тут визуальными примерами, для которых плачущие женщины в пуховиках и мерзнущие мужики с дубинками — просто массовка. Как почти любой телеканал готов подтвердить мнение лояльной аудитории и пригнать табун нелюдей из лагеря «чужих», так и «Крым» размывает недавнюю и болезненную историю до правды министерства обороны РФ (оно и продюсировало фильм от начала и до конца). Тем забавнее читать в конце посвящение всем, кто не стрелял, и слышать на титрах телефонные разговоры солдат и дожидающихся их женщин, где какой-то другой Микола в пересказе бухает горилку и чуть не закусывает салом.

Саня, из учителя физры мгновенно преображающийся в местного Джейсона Борна, теряется на фоне неразговорчивых и усталых мужчин в военной форме. Когда он флиртует, то говорит: «Сделано в СССР, как и я, самое надежное». Когда пытается поднять с земли раненого товарища: «Вставай, с***, ты что себя как баба ведешь?» Проблески юмора в их диалогах исчерпываются фразами «ладно-фигадно». «Баба» тем временем ведет себя довольно решительно: не только выбирается из заложников самостоятельно и ходит на Майдан, пока старшее поколение «баб» ставит свечки и плачет около церкви. В момент огорчения Алена, которую главный герой почему-то называет Алешей, по-мужски пьет водку из графина и закусывает селедкой под песню о неслучившейся любви. Плачет, но продолжает есть кактус — то есть почему-то постоянно возвращается к Сане, с которым у них нет ничего общего, кроме года рождения. Алена и Саня нужны только создателям фильма — без их неловкой страсти и комичного секса под электрогитару «Крым» просто стал бы расширенным выпуском новостей.

В нужное время в застольных разговорах звучат тосты за защитников, аргументы про бандеровцев, убивших дедушку Сани в 1945-м, присягу и «войнушку», в которую заигрались «майданутые». Когда нужно сбавить обороты телевизионной риторики, здесь стреляют в пианиста, берут панорамы крымских просторов и превращают ряженого туриста в героя дня. «Крым», бессмысленный как военный парад и так же устроенный на деньги налогоплательщиков, ничего и никому не объясняет, он проповедует и подтверждает стереотипы. Вместе с документальным фильмом «Зима в огне» с противоположной стороны «Крым» составит отличную пару наглядных примеров: пропагандистское кино всегда бесконечно далеко от любого приличного фильма, потому что вместо рефлексии в нем магия повторения. Новости отлично снимаются по приказу, а настоящее кино никогда.


Смотреть? Нет

«Хорошее время»

Режиссер: Бен Сэфди, Джошуа Сэфди

В ролях: Роберт Паттинсон, Бен Сэфди, Дженнифер Джейсон Ли

Невероятный триллер с Робертом Паттинсоном, каким вы его никогда не видели

Ник (Бенни Сэфди), взрослый парень с особенностями и немного отсутствующим взглядом, общается с психиатром — из его ответов мы понимаем, что он совершенно несамостоятельный и нуждается в постоянной поддержке. Его настоящий опекун — старший брат Конни (Роберт Паттинсон) привык жить в долгах и перебиваться случайными заработками, пока не решается на ограбление банка. Даже в такой плачевной ситуации он не готов отдать брата в богадельню и выбирает взять его на дело. Все ожидаемо идет не по плану: Ник почти задыхается в резиновой маске грабителя, в сумку с деньгами кассирша положила красную краску, по следам которой легко опознать преступников, а во время погони Ник попадает в полицию. Конни, оставшийся на свободе, пытается внести залог за досрочное освобождение брата, а после вытащить его из госпиталя на другом конце города. На все про все у него есть одна ночь.

Братья Сэфди, написавшие и снявшие этот фильм, делают что-то невозможное — переворачивают клишированный жанр об ограблении банка в детально проработанную историю о риске и долге, где не будет ожидаемых поворотов. Казалось бы, сколько раз в истории кино на ограбление решалась пара неудачников, но «Хорошее время» смотрится как освежающе другое и непривычное кино: Сэфди снимают настоящий экшен-шедевр, не вставая в позу больших мастеров. Кажется, мы одновременно смотрим нью-йоркский фильм Феррары, крупные планы Кассаветеса и внутреннюю битву масштабов «Собачьего полудня» — и все это не нагло своровано, а перетасовано, чтобы выявить немедийную реальность большого города. Сюжет наводнят потрясающие второстепенные герои, вместе с которыми Конни будет пробираться по лабиринтам родного режиссерам Квинса. Опасные районы станут обитаемыми, незнакомые и неблагополучные жители Нью-Йорка будут говорить в камеру, а главный герой запутается в десятке возможных решений — среди них продать бутылку жидкого ЛСД будет самым разумным шагом. Уже по «Космополису» и «Звездной карте» было понятно, что хочет и умеет делать Роберт Паттинсон. «Хорошее время» — безусловно, фильм, после которого с бледнолицым мальчиком из «Сумерек» можно спокойно прощаться: новый невероятный актер появился на наших глазах, и вот его фильм перерождения. Не говоря уже о том, что «Хорошее время» — отличное начало для знакомства с братьями Сэфди, чьи фильмы «Длинноногий папа», «Бог знает что» и «Удовольствие быть обкраденным» все это время были широко известны только в узких киноманских кругах.


Смотреть? Да

«Мой сын»

Режиссер: Кристиан Карион

В ролях: Гийом Кане, Мелани Лоран, Оливье де Бенуа

Гийом Кане в поисках пропавшего без вести сына

Испуганная женщина (Мелани Лоран) звонит бывшему мужу Жюльену (Гийом Кане): утром их семилетнего сына не могут найти в зимнем лагере, с полуодетым мальчиком пропал спальник, но вещи остались на месте. Полиция решает, что больше всего это похоже на похищение, а не на побег, и с пристрастием допрашивает родителей и свидетелей. История конкретно этого брака небезоблачная: Жюльен долго не мог выбрать между работой и семьей и развелся с Мари, очень изредка появляясь в жизни ребенка. Мари нашла нового мужчину и должна была родить их общего первенца, но беременность прервалась, в то время как старший брат воспринял нового ребенка как предательство матери. Жюльен бросается на поиски сына с альтернативным планом расследования: он подозревает отчима в исчезновении своего сына и, в отличие от полиции, торопится опросить всех подозреваемых лицом к лицу безо всяких ордеров.

Завязка «Моего сына» выглядит как сеттинг «Нелюбви», а история также движется энергией главного героя, источник которой — в безмерном чувстве вины. Разбираясь с неудавшимся браком и всеми ошибками первой половины жизни, Жюльен бросается в самоотверженное путешествие, тогда как замершие родители из фильма Звягинцева по большей части ожидали своей участи дома. Жюльен интуитивен, иррационален и всеми нынешними действиями пытается компенсировать долгие годы равнодушия. «Мой сын» был снят за рекордные шесть дней с импровизированными монологами Кане — и это, конечно, спектакль актерской мощи и настоящий мастер-класс убедительности. Для фильма, придуманного как проект вокруг звезды, «Мой сын» работает отлично, и Кане умудряется держать повествование под полным контролем. Но сравнение с «Пленницами» или «Прощай, детка, прощай» «Мой сын» не выдерживает: это крепкое кино, но совсем из другой весовой категории.


Смотреть? Возможно

«Прорубь»

Режиссер: Андрей Сильвестров

В ролях: Андрей Родионов, Михаил Ефремов, Дмитрий Брусникин

В меру безумный российский эксперимент о силе телевидения

В каком-то смысле герой «Москва слезам не верит» был прав: в информационном пространстве исчезло все и осталось одно сплошное телевидение. В каждой российской комнате телевизор освещает лица зрителей в полной темноте. Люди перед телевизором — те, кого хочется для краткости назвать типичными: молодая компания подружек, состоятельная пара без детей, двое алкашей, домохозяйка с солеными огурцами, вся семья в сборе, парень на тренажере. В общем, сплошные узнаваемые лица. Все смотрят примерно одно и то же — продержавный канал с розовым цветом в айдентике, где складными и нескладными стихами рассказывают про модное купание в купелях (играют ведущих канала — ведущие «Дождя»). Адреса прорубей для ныряния в крещенские морозы перечисляют в новостях, в одной волшебной проруби находится компьютерная щука (она говорит с президентом о нефти), на другой происходит скандальная художественная акция. Есть и прорубь, где пропала без вести молодая женщина. Отчаявшийся муж, киномонтажер в запое, пытается найти любимую, попадая в новости и телешоу. Сор дневных сериалов, вечерних провокативных интервью, информационных вбросов кружится в часовом представлении о том, как Россия болеет симулякрами, а медиум телевидения давно превратился в сообщение — сюрреалистичное, абсурдное, лживое и очень похожее на русские народные сказки.

Экспериментальный фильм Андрея Селиверстова, известного организатора «Сине фантома», вырос из театрального проекта. Поэтический текст «Проруби» авторства поэтов Андрея Родионова и Катерины Троепольской создан для сцены и, конечно, рассчитан на групповой, а не индивидуальный просмотр. Именно в компании отрывки про проворовавшихся чиновников, деревянных телеведущих с гигантскими укладками и крики «Иисусу было тепло» работают на узнавание и моментальную реакцию. Здесь шутят про Марата Гельмана и либеральные неврозы, продержавных художников и посаженных богачей, войну и романтические стереотипы, проходясь стихами по российской злободневности. Если пытаться определить координаты «Проруби», то они где-то между ранним Сергеем Дебижевым, «Гражданином поэтом», Пелевиным и современным российским театром, где еще можно язвить над действительностью так, как давно уже недопустимо по ТВ.

Логотип «Космосфильма» и весь продакшен «Проруби» оппонирует тому, с чем так или иначе ассоциируется современное российское кино: с умными и фестивально успешными драмами, с одной стороны, и продержавной повесткой, с другой (см. «Крым» выше). Это маленький, но наблюдательный фильм, который не хочет никому угодить и не стыдится своей маргинальности: Селиверстов с соавторами снимают на собственные деньги кино о представителях окружающего идиотизма и победившем в России постмодерне. Пока президент говорит с представителями животного мира, зрители кормятся сказками-балалайками из телефольклора. И «Прорубь» отлично прослеживает связь между морфологией волшебной сказки, зрительской пассивностью и тем, как медиа окончательно оторвались от реальности и занимаются увлекательным сторителлингом со спецэффектами.


Смотреть? Возможно


Обложка: киномания

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

13 хорроров по Стивену Кингу: От худшего к лучшему
13 хорроров по Стивену Кингу: От худшего к лучшему Клоуны, оборотни, машина-убийца — оцениваем попытки экранизировать мастера ужасов
13 хорроров по Стивену Кингу: От худшего к лучшему

13 хорроров по Стивену Кингу: От худшего к лучшему
Клоуны, оборотни, машина-убийца — оцениваем попытки экранизировать мастера ужасов

Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке
Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке «Единственное, что может оскорбить этот фильм, — это чувство хорошего вкуса»
Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке

Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке
«Единственное, что может оскорбить этот фильм, — это чувство хорошего вкуса»

Вспомнить все: Драматические российские фильмы о советском прошлом
Вспомнить все: Драматические российские фильмы о советском прошлом К выходу «Заложников» в российский прокат вспоминаем другие важные фильмы о жизни в Советском Союзе
Вспомнить все: Драматические российские фильмы о советском прошлом

Вспомнить все: Драматические российские фильмы о советском прошлом
К выходу «Заложников» в российский прокат вспоминаем другие важные фильмы о жизни в Советском Союзе

Концерт Хаски, пробежка в стиле Наруто и нашествие звезд японского поп-арта
Концерт Хаски, пробежка в стиле Наруто и нашествие звезд японского поп-арта Как кавайно провести выходные в столице
Концерт Хаски, пробежка в стиле Наруто и нашествие звезд японского поп-арта

Концерт Хаски, пробежка в стиле Наруто и нашествие звезд японского поп-арта
Как кавайно провести выходные в столице

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Куда пойти гулять в День России

Как все поменять, если работа больше не радует

Первая полоса

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем» Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Куда пойти гулять в День России
Куда пойти гулять в День России Маршруты от политзэков
Куда пойти гулять в День России

Куда пойти гулять в День России
Маршруты от политзэков

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве
Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве «Пика-Пика», Beat Film Festival и открытие двора в Powerhouse
Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве
«Пика-Пика», Beat Film Festival и открытие двора в Powerhouse

В какие города России поехать этим летом
В какие города России поехать этим летом И сколько будет стоить путешествие
В какие города России поехать этим летом

В какие города России поехать этим летом
И сколько будет стоить путешествие

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться Безопасные переводы без комиссии
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Безопасные переводы без комиссии

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России
Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России
Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России

Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект
Как очистить воздух с помощью граффити И что такое фотокаталитический пигмент
Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект

Как очистить воздух с помощью граффити
И что такое фотокаталитический пигмент

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности Из-за угрозы радиации
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Из-за угрозы радиации

9 игр лета

9 игр летаНовые «Рэтчет и Кланк», гольф с Марио, экшен по Dungeons & Dragons и конкурент «Цивилизации»

9 игр лета

9 игр лета Новые «Рэтчет и Кланк», гольф с Марио, экшен по Dungeons & Dragons и конкурент «Цивилизации»

Ужин дома как в ресторане: 5 интересных рецептов
Ужин дома как в ресторане: 5 интересных рецептов
Ужин дома как в ресторане: 5 интересных рецептов

Ужин дома как в ресторане: 5 интересных рецептов

Подпишитесь на рассылку