18 октября, понедельник
Москва
Войти

«Матильда», «Нашла коса на камень» и «Сеть» Обзор новинок проката с Алисой Таёжной

«Матильда»

РЕЖИССЕР: Алексей Учитель

В РОЛЯХ: Михалина Ольшанска, Ларс Айдингер, Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский

Байопик Николая II (несмотря на название)

Матильда Кшесинская (Михалина Ольшанска) — польская балерина Мариинского театра. Здесь почти каждая ведущая артистка — фаворитка кого-нибудь из влиятельных придворных, и никто этого не скрывает. На Матильду бросают многозначительные взгляды, но сама она обращает внимание только на будущего наследника престола — мягкого и сентиментального Николая, которого все домашние и близкие называют Ники (немец Ларс Айдингер). После смерти императора Александра III (Сергей Гармаш), питавшего необъяснимую симпатию к польской балерине, все домашние дела решает его жена (Ингеборга Дапкунайте). Она же настаивает на свадьбе Ники с рыжей немкой Алекс (Луиза Вольфрам): будущему императору она совсем не нравится, но ведь и маму обижать не хочется. Ники мечется между балериной и будущей женой, которая интересуется черной магией, охотится за кровью Матильды Кшесинской, а параллельно молится новому православному богу. Рядом всегда находится силовик своего времени с лицом энкавэдэшника (Виталий Кищенко), который пытается использовать против балерины все доступные методы — от внезапного появления на ужине с ухой до натравливания на нее невменяемого фаната (Данила Козловский).

Матильда Кшесинская прожила 99 лет, но Алексею Учителю интересен только небольшой кусок ее биографии — когда она была фавориткой царя, сбрасывающей с себя корсеты и кринолины в спальнях и гримерках. Ее героиня — только повод, отвлеченная и лишенная каких-либо персональных черт женская фигура. Всего один раз нам показывают ее в одиночестве за главным занятием жизни, балетом — и то лишь для того, чтобы обозначить начало кошачьей драки жены и любовницы. Задача кукольной Матильды — быть усладой для глаз и предметом восхищения, где предмет — ключевое слово. В начале фильма звучит шутка про императорский балет как «публичный дом на казенных субсидиях» — и она сбывается на наших глазах: никого из авторов не волнует, как танцует Матильда, что она чувствует и что собой представляет.

Наверное, царебожникам страшно представить себе причисленного к лику святых императора, развязывающего шнуровку корсета своей любовнице, но вся «Матильда» — это растянутый комплимент монарху и монархии. Ингеборга Дапкунайте, Григорий Добрыгин, Данила Козловский и две впечатляющие иностранки сжаты до погрешности ради того, чтобы мы хорошенько рассмотрели царские слезы, прожили его обмороки и эскапады неловкого, но достойного ухажера. «Матильда» — это костюмированная драма и буквальный пример поколенческого консервативного поворота, в котором автор документального кино о Ленинградском рок-клубе и маргиналиях Обводного канала снимает сцены салюта на Ходынском поле и кающегося на коленях императора. «Вы несчастный пленник страсти» — синтаксис и выбор слов в этой фразе из сценария емко описывает старомодное устройство и торжественную лубочность «Матильды», которую при желании можно было бы снять острее, критичнее и куда ближе к нам с вами. Но кому это нужно в реальности, где спустя 100 лет все еще принято скрывать внебрачный роман первого лица государства?


Смотреть? Нет

«Сеть»

РЕЖИССЕР: Ким Ки Дук

В РОЛЯХ: Рю Сын-бом, Ли Вон-гын, Ким Ён-мин

Потерявшийся между Северной и Южной Кореей человек в новой драме Ким Ки Дука

Нищий северокорейский рыбак Нам рано утром оставляет любимую жену и дочку и плывет на работу, вызывая беспокойство у пограничников: течение у берегов сильное, и его лодку вот-вот отнесет в соседнюю Южную Корею. Сломанный мотор, сильный ветер — и он действительно попадает на границу враждебного государства, где с ним говорят на родном языке. Допросы, выбивание показаний, тесный кабинет спецслужб — его обвиняют в шпионаже, на время выпускают на волю и пытаются устроить его будущее: решают, отправить ли Нама обратно или все-таки оставить его у себя в стране. Многие соотечественники рыбака убили бы за возможность начать жизнь по другую сторону границы с чистого листа — в этом уверены в том числе и сотрудники южнокорейской безопасности.

Ким Ки Дук снимает кино о холодной войне и железном занавесе, где сюжет запускают воля случая и сила природы. Наму не нужно ничего, кроме возвращения домой к семье, но взаимная ксенофобия и конспирологические теории спецслужб заставляют видеть в нем агента влияния, а не человека, ставшего жертвой обстоятельств. «Сеть» — буквальное и очень линейное кино о соседской вражде, в котором справедливо показываются многие досадные аспекты военного конфликта. Недоверие к чужакам, взгляд голодных глаз на потребительский рай, злоупотребление властью, замена личной воли приказом (причем по обе стороны границы) — прививка от лжепатриотизма и логики холодной войны. Неважно, что одни надсмотрщики носят шинели, а другие — стильные костюмы с галстуками, их ежедневная практика пропитана насилием, подозрением и ожиданием того, что люди сверху примут правильное решение, а до тех пор ты свободен применять силу.

«Сеть» — не самый сильный фильм Ки Дука, который отображает важный конфликт неспособной определиться современной культуры, — видеть в гражданах тоталитарных государств обезличенную массу, идущую строем, или живых людей с парализованной политической волей, но интуитивным пониманием справедливости.


Смотреть? Возможно

«Нашла коса на камень»

РЕЖИССЕР: Аня Крайс

В РОЛЯХ: Алексей Солончев, Екатерина Виноградова, Ксения Кутепова

Российский дебют о хтонической реальности между Ельциным и Путиным

В холодном Иванове заканчиваются 90-е и начинается новый миллениум, но по провинциальным интерьерам и местным лицам можно представить, что дело происходит в перестройку. Со второй чеченской войны в обычную семью приходят новости о погибшем сыне, и старший берет на себя обещание исполнить предсмертную волю брата. Погибшего и еще живого брата связывает молодая, неопытная девушка Вика — она думает о том, чтобы уехать в Германию по учебной программе: все равно ничего хорошего ей здесь не уготовано. Мать Вики — проповедница свидетелей Иеговы (Ксения Кутепова) — бродит по подъездам и пытается завербовать больше последователей. Ельцинский голос по телевизору говорит о досрочном сложении полномочий: Россия вступает в новый век с преемником, про которого пока никто толком ничего не знает.

Режиссер Аня Крайс, живущая в Германии, получила Гран-при на фестивале дебютов «Движение» в этом году, а ее фильм решила взять в прокат небольшая и самоотверженная команда отечественных энтузиастов. Учитывая, какое кино доминирует в российской повестке, эту решимость можно только уважать. Другое дело, что при всех симпатиях к независимым прокатчикам и режиссерским попыткам снять социальное, неудобное и по-хорошему злое кино на фильм Крайс хочется смотреть не только в российском контексте.

Очень много ошибок, свойственных дебюту, делать этого не позволяют. Крайс припоминают некомфортность Лозницы, черное чувство юмора Балабанова и храбрость другого российского дебютанта, Кантемира Балагова, замеченного в этом году в Каннах. «Нашла коса на камень» в этом ряду аналогий выделяется не слишком удачно. Кутепову в этом фильме невозможно представить вообще в какой-либо роли — она органически выбивается из ивановского конструкта. Нельзя «развидеть» и большинство морализаторских диалогов, за которыми моментально угадываются социальные типажи. Абсурдное количество трагичных историй сгущают реальность фильма до рядового выпуска передачи «Дорожный патруль». Режиссер снимает историю о времени, в котором ей было 12 лет, и это заметно: ежедневность здесь приносится в жертву быстрым имитациям.

Рутина российского безумия, пересказанная в заголовках LifeNews или Vice, может складываться в узнаваемый паттерн, если потреблять ее на дистанции, но распадается на атомы, когда любое Иваново — твой ежедневный пейзаж. Для того чтобы найти в истории главное и второстепенное, вытянуть хотя бы одну сюжетную линию до фильма, большего, чем люди и эпоха, которых он описывает, Крайс не хватает пристального взгляда. Это предельно трудно реализовать в дебюте, и именно поэтому лучшее, что может сделать молодой режиссер, — усечь все лишнее (в первую очередь Ельцина с Путиным), чтобы дать реальности право на саму себя.


Смотреть? Нет


Текст: Алиса Таёжная

Обложка: kinomania

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке
Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке «Единственное, что может оскорбить этот фильм, — это чувство хорошего вкуса»
Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке

Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке
«Единственное, что может оскорбить этот фильм, — это чувство хорошего вкуса»

Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме
Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме «Сейчас общество не готово признаться себе ни в чем»
Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме

Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме
«Сейчас общество не готово признаться себе ни в чем»

Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино
Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино Мария Кувшинова — о том, почему «Матильда» не противоречит царебожникам
Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино

Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино
Мария Кувшинова — о том, почему «Матильда» не противоречит царебожникам

Тэги

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели

«Как можно было сделать такую искаженную карту гастрономической Москвы?»: Гастро-критики — о звездах и рейтинге «Мишлен»

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре

Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью

Первая полоса

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели Концерт Ветлицкой, фестиваль короткометражек и лекция о свободе
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели
Концерт Ветлицкой, фестиваль короткометражек и лекция о свободе

«Как можно было сделать такую искаженную карту гастрономической Москвы?»: Гастро-критики — о звездах и рейтинге «Мишлен»
«Как можно было сделать такую искаженную карту гастрономической Москвы?»: Гастро-критики — о звездах и рейтинге «Мишлен»
«Как можно было сделать такую искаженную карту гастрономической Москвы?»: Гастро-критики — о звездах и рейтинге «Мишлен»

«Как можно было сделать такую искаженную карту гастрономической Москвы?»: Гастро-критики — о звездах и рейтинге «Мишлен»

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Как устроена жизнь в особняке-коливинге Colife

Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре
Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре
Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре

Венецианская чикеттерия Giulietta, Please, Stop Crying на Никитском бульваре

Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью
Промо
Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью
Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью
Промо

Ботфорты, резиновые сапоги и военные ботинки: Какую обувь носить осенью

Как устроена работа частного детектива

Как устроена работа частного детектива

Как устроена работа частного детектива

Как устроена работа частного детектива

И в пир, и в диджитал-мир
Спецпроект
И в пир, и в диджитал-мир Что рабочие привычки говорят о вас как о творческой личности
И в пир, и в диджитал-мир
Спецпроект

И в пир, и в диджитал-мир
Что рабочие привычки говорят о вас как о творческой личности

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской» Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе
Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»

Гуляем с Верой Котельниковой у «Кропоткинской»
Говорим о профитролях, черном мраморе и юморе

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство
«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке

«Москва глазами инженера»: Гуляем с Айратом Багаутдиновым по Шаболовке
Говорим о рынке как жанре и о том, как повысить качество жизни через искусство

«Без усилий»: Как начать действовать
«Без усилий»: Как начать действовать И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав
«Без усилий»: Как начать действовать

«Без усилий»: Как начать действовать
И не забросить свое начинание, толком ничего не сделав

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе
Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке

Документалка Apple TV про The Velvet Underground, книга Рема Колхаса о Нью-Йорке
И довольно унылый альбом Coldplay — что смотреть, читать и (не) слушать на этой неделе

Вещи со смыслом
Промо
Вещи со смыслом Почему нам больше не интересны просто кроссовки
Вещи со смыслом
Промо

Вещи со смыслом
Почему нам больше не интересны просто кроссовки

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении
Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Что наследуют «Наследники»: Из каких противоречий состоит лучший сериал на современном телевидении

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения
Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России

Куда поехать на ноябрьские праздники: 10 туров по России
Эльбрус, Алтай, Чечня, Золотое кольцо и зона отчуждения

Безопасно ли участвовать в переписи населения?

И зачем она вообще нужна

Безопасно ли участвовать в переписи населения?
И зачем она вообще нужна

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»
Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Веган-пицца Kom Pizza на «Курской» и веган-кафе Carrots & Beans на Малой Грузинской, новое меню и шеф-повар в «Доме 16»

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки
Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin

Красный гид в Москве: Кому достались звезды Michelin
Как прошла церемония и у кого теперь есть особые отметки

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет» «Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»
Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»

Жестокость семейного застолья глазами подростка в клипе группы «Привет»
«Самое стремное — когда открытое унижение прикрывают заботой и жизненным опытом»

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры Холодная война, единороги и хиппи
«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры

«Криптополис»: Невероятный мультик о сказочных животных на фоне военной диктатуры
Холодная война, единороги и хиппи

Подпишитесь на рассылку