«Матильда», «Нашла коса на камень» и «Сеть» Обзор новинок проката с Алисой Таёжной

«Матильда»

РЕЖИССЕР: Алексей Учитель

В РОЛЯХ: Михалина Ольшанска, Ларс Айдингер, Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский

Байопик Николая II (несмотря на название)

Матильда Кшесинская (Михалина Ольшанска) — польская балерина Мариинского театра. Здесь почти каждая ведущая артистка — фаворитка кого-нибудь из влиятельных придворных, и никто этого не скрывает. На Матильду бросают многозначительные взгляды, но сама она обращает внимание только на будущего наследника престола — мягкого и сентиментального Николая, которого все домашние и близкие называют Ники (немец Ларс Айдингер). После смерти императора Александра III (Сергей Гармаш), питавшего необъяснимую симпатию к польской балерине, все домашние дела решает его жена (Ингеборга Дапкунайте). Она же настаивает на свадьбе Ники с рыжей немкой Алекс (Луиза Вольфрам): будущему императору она совсем не нравится, но ведь и маму обижать не хочется. Ники мечется между балериной и будущей женой, которая интересуется черной магией, охотится за кровью Матильды Кшесинской, а параллельно молится новому православному богу. Рядом всегда находится силовик своего времени с лицом энкавэдэшника (Виталий Кищенко), который пытается использовать против балерины все доступные методы — от внезапного появления на ужине с ухой до натравливания на нее невменяемого фаната (Данила Козловский).

Матильда Кшесинская прожила 99 лет, но Алексею Учителю интересен только небольшой кусок ее биографии — когда она была фавориткой царя, сбрасывающей с себя корсеты и кринолины в спальнях и гримерках. Ее героиня — только повод, отвлеченная и лишенная каких-либо персональных черт женская фигура. Всего один раз нам показывают ее в одиночестве за главным занятием жизни, балетом — и то лишь для того, чтобы обозначить начало кошачьей драки жены и любовницы. Задача кукольной Матильды — быть усладой для глаз и предметом восхищения, где предмет — ключевое слово. В начале фильма звучит шутка про императорский балет как «публичный дом на казенных субсидиях» — и она сбывается на наших глазах: никого из авторов не волнует, как танцует Матильда, что она чувствует и что собой представляет.

Наверное, царебожникам страшно представить себе причисленного к лику святых императора, развязывающего шнуровку корсета своей любовнице, но вся «Матильда» — это растянутый комплимент монарху и монархии. Ингеборга Дапкунайте, Григорий Добрыгин, Данила Козловский и две впечатляющие иностранки сжаты до погрешности ради того, чтобы мы хорошенько рассмотрели царские слезы, прожили его обмороки и эскапады неловкого, но достойного ухажера. «Матильда» — это костюмированная драма и буквальный пример поколенческого консервативного поворота, в котором автор документального кино о Ленинградском рок-клубе и маргиналиях Обводного канала снимает сцены салюта на Ходынском поле и кающегося на коленях императора. «Вы несчастный пленник страсти» — синтаксис и выбор слов в этой фразе из сценария емко описывает старомодное устройство и торжественную лубочность «Матильды», которую при желании можно было бы снять острее, критичнее и куда ближе к нам с вами. Но кому это нужно в реальности, где спустя 100 лет все еще принято скрывать внебрачный роман первого лица государства?


Смотреть? Нет

«Сеть»

РЕЖИССЕР: Ким Ки Дук

В РОЛЯХ: Рю Сын-бом, Ли Вон-гын, Ким Ён-мин

Потерявшийся между Северной и Южной Кореей человек в новой драме Ким Ки Дука

Нищий северокорейский рыбак Нам рано утром оставляет любимую жену и дочку и плывет на работу, вызывая беспокойство у пограничников: течение у берегов сильное, и его лодку вот-вот отнесет в соседнюю Южную Корею. Сломанный мотор, сильный ветер — и он действительно попадает на границу враждебного государства, где с ним говорят на родном языке. Допросы, выбивание показаний, тесный кабинет спецслужб — его обвиняют в шпионаже, на время выпускают на волю и пытаются устроить его будущее: решают, отправить ли Нама обратно или все-таки оставить его у себя в стране. Многие соотечественники рыбака убили бы за возможность начать жизнь по другую сторону границы с чистого листа — в этом уверены в том числе и сотрудники южнокорейской безопасности.

Ким Ки Дук снимает кино о холодной войне и железном занавесе, где сюжет запускают воля случая и сила природы. Наму не нужно ничего, кроме возвращения домой к семье, но взаимная ксенофобия и конспирологические теории спецслужб заставляют видеть в нем агента влияния, а не человека, ставшего жертвой обстоятельств. «Сеть» — буквальное и очень линейное кино о соседской вражде, в котором справедливо показываются многие досадные аспекты военного конфликта. Недоверие к чужакам, взгляд голодных глаз на потребительский рай, злоупотребление властью, замена личной воли приказом (причем по обе стороны границы) — прививка от лжепатриотизма и логики холодной войны. Неважно, что одни надсмотрщики носят шинели, а другие — стильные костюмы с галстуками, их ежедневная практика пропитана насилием, подозрением и ожиданием того, что люди сверху примут правильное решение, а до тех пор ты свободен применять силу.

«Сеть» — не самый сильный фильм Ки Дука, который отображает важный конфликт неспособной определиться современной культуры, — видеть в гражданах тоталитарных государств обезличенную массу, идущую строем, или живых людей с парализованной политической волей, но интуитивным пониманием справедливости.


Смотреть? Возможно

«Нашла коса на камень»

РЕЖИССЕР: Аня Крайс

В РОЛЯХ: Алексей Солончев, Екатерина Виноградова, Ксения Кутепова

Российский дебют о хтонической реальности между Ельциным и Путиным

В холодном Иванове заканчиваются 90-е и начинается новый миллениум, но по провинциальным интерьерам и местным лицам можно представить, что дело происходит в перестройку. Со второй чеченской войны в обычную семью приходят новости о погибшем сыне, и старший берет на себя обещание исполнить предсмертную волю брата. Погибшего и еще живого брата связывает молодая, неопытная девушка Вика — она думает о том, чтобы уехать в Германию по учебной программе: все равно ничего хорошего ей здесь не уготовано. Мать Вики — проповедница свидетелей Иеговы (Ксения Кутепова) — бродит по подъездам и пытается завербовать больше последователей. Ельцинский голос по телевизору говорит о досрочном сложении полномочий: Россия вступает в новый век с преемником, про которого пока никто толком ничего не знает.

Режиссер Аня Крайс, живущая в Германии, получила Гран-при на фестивале дебютов «Движение» в этом году, а ее фильм решила взять в прокат небольшая и самоотверженная команда отечественных энтузиастов. Учитывая, какое кино доминирует в российской повестке, эту решимость можно только уважать. Другое дело, что при всех симпатиях к независимым прокатчикам и режиссерским попыткам снять социальное, неудобное и по-хорошему злое кино на фильм Крайс хочется смотреть не только в российском контексте.

Очень много ошибок, свойственных дебюту, делать этого не позволяют. Крайс припоминают некомфортность Лозницы, черное чувство юмора Балабанова и храбрость другого российского дебютанта, Кантемира Балагова, замеченного в этом году в Каннах. «Нашла коса на камень» в этом ряду аналогий выделяется не слишком удачно. Кутепову в этом фильме невозможно представить вообще в какой-либо роли — она органически выбивается из ивановского конструкта. Нельзя «развидеть» и большинство морализаторских диалогов, за которыми моментально угадываются социальные типажи. Абсурдное количество трагичных историй сгущают реальность фильма до рядового выпуска передачи «Дорожный патруль». Режиссер снимает историю о времени, в котором ей было 12 лет, и это заметно: ежедневность здесь приносится в жертву быстрым имитациям.

Рутина российского безумия, пересказанная в заголовках LifeNews или Vice, может складываться в узнаваемый паттерн, если потреблять ее на дистанции, но распадается на атомы, когда любое Иваново — твой ежедневный пейзаж. Для того чтобы найти в истории главное и второстепенное, вытянуть хотя бы одну сюжетную линию до фильма, большего, чем люди и эпоха, которых он описывает, Крайс не хватает пристального взгляда. Это предельно трудно реализовать в дебюте, и именно поэтому лучшее, что может сделать молодой режиссер, — усечь все лишнее (в первую очередь Ельцина с Путиным), чтобы дать реальности право на саму себя.


Смотреть? Нет


Текст: Алиса Таёжная

Обложка: kinomania

Share
8
скопировать ссылку

Читайте также:

Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке
Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке«Единственное, что может оскорбить этот фильм, — это чувство хорошего вкуса»
Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке

Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке «Единственное, что может оскорбить этот фильм, — это чувство хорошего вкуса»

Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме
Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме«Сейчас общество не готово признаться себе ни в чем»
Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме

Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме «Сейчас общество не готово признаться себе ни в чем»

Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино
Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино Мария Кувшинова — о том, почему «Матильда» не противоречит царебожникам
Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино

Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино Мария Кувшинова — о том, почему «Матильда» не противоречит царебожникам

Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке
Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке«Единственное, что может оскорбить этот фильм, — это чувство хорошего вкуса»
Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке

Реакция: Что говорят зрители фильма «Матильда» после премьеры во Владивостоке «Единственное, что может оскорбить этот фильм, — это чувство хорошего вкуса»

Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме
Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме«Сейчас общество не готово признаться себе ни в чем»
Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме

Режиссер лубочного роуд-муви про «Витьку Чеснока» — об отцах и детях, провокации и тюрьме «Сейчас общество не готово признаться себе ни в чем»

Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино
Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино Мария Кувшинова — о том, почему «Матильда» не противоречит царебожникам
Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино

Потерянный имперский рай: Как Николай II стал иконой российского кино Мария Кувшинова — о том, почему «Матильда» не противоречит царебожникам

Комментарии

8 комментариев
Показать все

Я не люблю слешеры.)

Комментировать

Тэги

Люди

Прочее

Новое и лучшее

SP4K и Rico Nasty, «Ширли» и книга про красноречивых рыб

Три самых красивых пространства, которые открылись в Петербурге в 2020 году

12 сериалов зимы

День рождения Powerhouse, «Артдокфест», распродажа в «Окне»

Почему мы выгорели на работе и что с этим делать

Первая полоса

SP4K и Rico Nasty, «Ширли» и книга про красноречивых рыб
SP4K и Rico Nasty, «Ширли» и книга про красноречивых рыбЛучшие альбомы, фильмы и книги первой недели декабря
SP4K и Rico Nasty, «Ширли» и книга про красноречивых рыб

SP4K и Rico Nasty, «Ширли» и книга про красноречивых рыб Лучшие альбомы, фильмы и книги первой недели декабря

Три самых красивых пространства, которые открылись в Петербурге в 2020 году
Три самых красивых пространства, которые открылись в Петербурге в 2020 году
Три самых красивых пространства, которые открылись в Петербурге в 2020 году

Три самых красивых пространства, которые открылись в Петербурге в 2020 году

12 сериалов зимы

12 сериалов зимы

12 сериалов зимы

12 сериалов зимы

День рождения Powerhouse, «Артдокфест», распродажа в «Окне»
День рождения Powerhouse, «Артдокфест», распродажа в «Окне»И другие важные события выходных
День рождения Powerhouse, «Артдокфест», распродажа в «Окне»

День рождения Powerhouse, «Артдокфест», распродажа в «Окне» И другие важные события выходных

Почему мы выгорели на работе и что с этим делать
Почему мы выгорели на работе и что с этим делатьПсихолог Мария Данина – о том, как капитализм и патриархат приводят нас к выгоранию и можно ли с этим справиться самостоятельно
Почему мы выгорели на работе и что с этим делать

Почему мы выгорели на работе и что с этим делать Психолог Мария Данина – о том, как капитализм и патриархат приводят нас к выгоранию и можно ли с этим справиться самостоятельно

Pee Cola и сок Fart: Как переводят порно, модные термины и неприличные названия брендов
Pee Cola и сок Fart: Как переводят порно, модные термины и неприличные названия брендов
Pee Cola и сок Fart: Как переводят порно, модные термины и неприличные названия брендов

Pee Cola и сок Fart: Как переводят порно, модные термины и неприличные названия брендов

Безалкогольный бар в «Депо», гастрономический театр Krasota и зимний «Кебаб нон-стоп» на Мясницкой
Безалкогольный бар в «Депо», гастрономический театр Krasota и зимний «Кебаб нон-стоп» на Мясницкой
Безалкогольный бар в «Депо», гастрономический театр Krasota и зимний «Кебаб нон-стоп» на Мясницкой

Безалкогольный бар в «Депо», гастрономический театр Krasota и зимний «Кебаб нон-стоп» на Мясницкой

«Оптимизм – это лучшая форма протеста»: Сумки-шоперы из коллаборации The Village и Arny Praht
«Оптимизм – это лучшая форма протеста»: Сумки-шоперы из коллаборации The Village и Arny Praht
«Оптимизм – это лучшая форма протеста»: Сумки-шоперы из коллаборации The Village и Arny Praht

«Оптимизм – это лучшая форма протеста»: Сумки-шоперы из коллаборации The Village и Arny Praht

Сколько на самом деле длятся эмоции
Сколько на самом деле длятся эмоции
Сколько на самом деле длятся эмоции

Сколько на самом деле длятся эмоции

Как работают главные московские катки во время пандемии
Как работают главные московские катки во время пандемииИ получится ли соблюдать дистанцию на льду в Парке Горького, на ВДНХ и Красной площади
Как работают главные московские катки во время пандемии

Как работают главные московские катки во время пандемии И получится ли соблюдать дистанцию на льду в Парке Горького, на ВДНХ и Красной площади

Убийство в прямом эфире — почему это стало возможным
Убийство в прямом эфире — почему это стало возможнымРассказывает автор репортажа о культуре треш-стримингов
Убийство в прямом эфире — почему это стало возможным

Убийство в прямом эфире — почему это стало возможным Рассказывает автор репортажа о культуре треш-стримингов

Что покупать в коллекции & Other Stories и Brøgger
Что покупать в коллекции & Other Stories и BrøggerКоторая наконец-то доступна в Москве
Что покупать в коллекции & Other Stories и Brøgger

Что покупать в коллекции & Other Stories и Brøgger Которая наконец-то доступна в Москве

«Я продала все ненужные вещи и на вырученные деньги сняла клип»
«Я продала все ненужные вещи и на вырученные деньги сняла клип»Певица Вика Пестрова рассказала о своем опыте расхламления и общения с покупателями
«Я продала все ненужные вещи и на вырученные деньги сняла клип»

«Я продала все ненужные вещи и на вырученные деньги сняла клип» Певица Вика Пестрова рассказала о своем опыте расхламления и общения с покупателями

Можно ли стать популярным в сервисе коротких видео
Промо
Можно ли стать популярным в сервисе коротких видеоИ что для этого стоит сделать прямо сейчас
Можно ли стать популярным в сервисе коротких видео
Промо

Можно ли стать популярным в сервисе коротких видео И что для этого стоит сделать прямо сейчас

10 фильмов зимы

10 фильмов зимы

10 фильмов зимы

10 фильмов зимы

Ищем лучшие продукты к новогоднему столу: Что покупать на рынках в декабре
Ищем лучшие продукты к новогоднему столу: Что покупать на рынках в декабре
Ищем лучшие продукты к новогоднему столу: Что покупать на рынках в декабре

Ищем лучшие продукты к новогоднему столу: Что покупать на рынках в декабре

17 новых и отличных кофеен, открывшихся в 2020-м
17 новых и отличных кофеен, открывшихся в 2020-м
17 новых и отличных кофеен, открывшихся в 2020-м

17 новых и отличных кофеен, открывшихся в 2020-м

«Музей испорченных планов»: Как маленькое ДТП испортило праздник, отпуск и свидание
Спецпроект
«Музей испорченных планов»: Как маленькое ДТП испортило праздник, отпуск и свидание
«Музей испорченных планов»: Как маленькое ДТП испортило праздник, отпуск и свидание
Спецпроект

«Музей испорченных планов»: Как маленькое ДТП испортило праздник, отпуск и свидание

Sp4k — О новом альбоме, «Томе и Джерри» и работе с «ЛСП»
Sp4k — О новом альбоме, «Томе и Джерри» и работе с «ЛСП»«Остановился, когда уже компьютер не вывозил, и проект буквально трещал»
Sp4k — О новом альбоме, «Томе и Джерри» и работе с «ЛСП»

Sp4k — О новом альбоме, «Томе и Джерри» и работе с «ЛСП» «Остановился, когда уже компьютер не вывозил, и проект буквально трещал»

Dvanov — О торговых центрах, капиталистической антиутопии и москвоцентризме
Dvanov — О торговых центрах, капиталистической антиутопии и москвоцентризмеПремьера нового альбома на The Village
Dvanov — О торговых центрах, капиталистической антиутопии и москвоцентризме

Dvanov — О торговых центрах, капиталистической антиутопии и москвоцентризме Премьера нового альбома на The Village

Подпишитесь на рассылку