4 июля, понедельник
Москва
Войти

«Форма воды», «Темные времена», «Карп отмороженный», «Мешок без дна» и «Пианистка» 4 кинопремьеры и один специальный показ — в обзоре Алисы Таёжной

Текст: Алиса Таежная

«Форма воды»

Режиссер: Гильермо Дель Торо

В ролях: Салли Хокинс, Даг Джонс, Майкл Шеннон

Волшебная сказка Гильермо Дель Торо о непредсказуемой любви

У немой сироты Элизы Эспозито (Салли Хокинс) незавидная работа — она уборщица в сверхсекретном американском центре в Балтиморе, где исследуют возможности науки и, как выясняется, даже чудеса. Элиза проводит рабочее время с неумолкающей коллегой (Октавия Спенсер), а свободное — с пожилым одиночкой Джайлсом (Ричард Дженкинс), который больше всего любит навещать сетевую забегаловку с пирогами и симпатичным официантом. В закрытый бассейн с подсоленной водой привозят неизвестное миру создание — амфибию со сверхспособностями, которого пытает и дрессирует местный агент Стрикланд (зловещий Майкл Шеннон), расист и настоящая свинья. Только Элиза способна рассмотреть в живущем в воде существе родственную душу, пока на него охотятся люди из Москвы и Пентагона — на дворе холодная война и настоящая гонка вооружений: Лайка из СССР уже улетела в космос, а в Балтиморе продают ослепительно новые кадиллаки 1962 года.

Неторопливая мелодрама Дель Торо живет в пограничном мире жанров и вымышленных вселенных: здесь легко угадывается антураж его ранних фильмов, темп и цвет Жан-Пьера Жене и легкомыслие раннего Бессона. Выигравший венецианский приз, этот Дель Торо — стопроцентно зрительский, понятный, плавный и красивый, но тем не менее не игнорирует возможности пройтись по общим местам своей фильмографии: мистическому знанию, сверхсиле и одновременной уязвимости, потребности любить и быть принятым, несмотря на непривычную оболочку. В «Форме воды» визуал Дель Торо продумывает сотни мастерских кадров-приманок, которые застрянут в голове, даже если небыстрый сюжет утомит, но настоящее волшебство здесь — исполнительница главной роли Салли Хокинс, выдающая бездну тонкости, эмпатии и трогательной влюбленности, не издав ни единого звука.


Смотреть? Да

«Темные времена»

Режиссер: Джо Райт

В ролях: Гари Олдман, Лили Джеймс, Кристин Скотт Томас

Гари Олдман в байопике Уинстона Черчилля

Палата общин гудит и требует отстранения Чемберлена с поста премьер-министра Великобритании. В разгар постоянного наступления Германии на Европу действовать нужно быстро. Уинстон Черчилль (Гари Олдман) не появляется на заседаниях, чтобы не показаться желающим занять новый пост, но на его кандидатуре в итоге сходится несколько решающих голосов. Пожилой и неповоротливый, он надиктовывает письма нервной новенькой стенографистке (Лили Джеймс), выпивает крепкое на завтрак и кашляет от сигар: меньше всего он похож на человека, перед которым скоро будет трепетать половина мира. Не совсем уверенный в себе король Георг назначает с Черчиллем обязательные еженедельные встречи. За спиной у нового премьера есть не известное большинству оружие — его внимательная, сильная и рассудительная жена (Кристин Скотт Томас), с которой они давно воюют заодно.

Байопик Черчилля режиссера «Искупления» и «Анны Карениной» Джо Райта издалека кажется одним из самых многообещающих фильмов года: человек, выигравший Вторую мировую для своей страны и написавший об этом мемуары в несколько томов, наконец получает новое воплощение. К Гари Олдману нет никаких претензий — максимально не похожий на Черчилля, он оборачивает его речь и тело в малозначительные звуки и движения, на что способны только великие актеры: невидимые усилия Олдмана оживляют легенду. Учтивый, остроумный, прямолинейный, но не простоватый, его Черчилль собран в той же тональности, в какой Тимоти Сполл в фильме Майка Ли слепил образ другого легендарного британца — Уильяма Тернера. Маленькие кряхтения, неуклюжие повороты, пристальные взгляды невыразительных глаз. Правда, на похвалах Гари Олдману хочется остановиться. Захватывающая история восхождения к власти в исполнении Райта выглядит в плохом смысле книжной, выхолощенной, лишенной какого бы то ни было авторского пересказа: диалоги здесь довольно беззубы, второстепенные герои выглядят статистами, а прописанный в сценарии Черчилль — не самый захватывающий компаньон для целого фильма. Вряд ли байопик политика нужен тем, кто прогулял школьные уроки истории, да и книжка афоризмов Черчилля удивит обычного зрителя куда больше, чем мельтешения в парламенте, королевском дворце и на Даунинг-стрит.


Смотреть? Возможно

«Карп отмороженный»

Режиссер:
Владимир Котт

В ролях: Марина Неёлова, Евгений Миронов, Алиса Фрейндлих

Зрительский русский фильм о смерти с Неёловой, Фрейндлих и Мироновым

Всю жизнь до пенсии Елена Михайловна (Марина Неёлова) учила детей небольшого города русскому языку и литературе. Теперь все ученики выросли, единственный сын (Евгений Миронов) уехал в большой город и впаривает на бизнес-тренингах истины Карнеги. Главная собеседница героини — язвительная подруга и соседка (Алиса Фрейндлих). Маленький город неустроен и тихонько вымирает, старикам тут не место — и, узнав о страшном диагнозе и возможной скорой смерти, Елена Михайловна не бунтует против судьбы. Главное для нее — чтобы любимому сыну, который и так почти не навещает ее, не пришлось хлопотать с похоронами и задерживаться в городе надолго. Пенсионерка берет дело в свои руки: ищет сговорчивого врача, общается с непробиваемой сотрудницей загса, заказывает гроб и выкупает место на кладбище. Параллельно происходит еще одна история: пойманный знакомым карп, когда-то замороженный, оживает в раковине и бодро бьет хвостом.

Комедия Владимира Котта получила этим летом приз зрительских симпатий на ММКФ: во многом потому, что многие ее недочеты можно простить за возможность увидеть великих пожилых актеров в современном российском кино. «Карп» то гоголевский, то хармсовский — черная комедия о готовности к смерти, блудных детях и терпеливых родителях, городах детей и стариков, о людях, не помнящих родства. Но главным образом — о чудесах и местах, где они обитают: неуютных, сложных, абсурдных, но узнаваемых и родных. «Карп» очень напоминает недавнюю восточноевропейскую черную комедию «Реквием по Госпоже Ю.» c почти аналогичным сюжетом — но если Восточная Европа пропитана мрачным Кафкой, то Россия, делая Кафку былью, превращает его одновременно в Ильфа и Петрова, Леонида Гайдая и Юрия Мамина.


Смотреть? Возможно

«Пианистка»

Режиссер: Михаэль Ханеке

В ролях: Изабель Юппер, Бенуа Мажимель, Анни Жирардо

Главный фильм Михаэля Ханеке — на большом экране 17 лет спустя

Психологическая драма по роману Елинек об учительнице фортепиано, которая мучает всех вокруг, а главное — себя. Эрика (Изабель Юппер) — миниатюрная серая мышка — преподает в Венской консерватории, живет с доминирующей матерью (Анни Жирардо) и давно похоронила психически нездорового отца. Ей за 40, она страшится отношений, а сексуальную разрядку получает в порнокабинках, подглядывая за занимающимися любовью парочками и причиняя себе боль. На одном из концертов она знакомится с парнем лет на 20 младше, который хочет с ней секса и отношений, но обычный романтический сценарий Эрике не нужен (или она на него не способна). Пока она причиняет боль себе и близким, грядет отчетный концерт ее учеников, а напряжение между учительницей и молодым учеником нарастает с каждым днем.

Самый известный, шокирующий и встающий поперек горла триллер Ханеке выпускают в ограниченный прокат за неделю до выхода его нового фильма — и если вы ничего не знаете о «Пианистке», не украдите у себя возможность посмотреть ее первый раз на большом экране. Это действительно главная роль Юппер и одна из главных женских ролей в принципе: надломленная, испуганная, резкая и бесстрашная, Эрика — воплощение травмы на экране, смесь насилия и страдания, которую невозможно разгадать за равнодушным взглядом и негромким голосом. «Пианистка» — тот случай, когда лаконичный фильм 2001 года кажется классикой и выдерживает испытание временем, выглядя свежее большинства драм и интеллектуальных триллеров, населяющих прокат.


Смотреть? Да

«Мешок без дна»

Режиссер: Рустам Хамдамов

В ролях: Светлана Немоляева, Сергей Колтаков, Елена Морозова

Мифогенный новый Рустам Хамдамов — ни на что не похожий

Загадочная пожилая дама в черном платье (Светлана Немоляева) приходит в аристократический дом в качестве чтицы волшебных историй. В ее мешке без дна — с десяток непредсказуемых историй о любви и смерти, чудесах и мире русских народных сказок, людей-грибов и неутомимых богатырей. Адресат ее рассказа — привилегированный мужчина средних лет, волнующийся о смысле бытия и жизни после смерти: он хочет верить, что после усталости сегодняшнего дня его ждет продолжение.

Черно-белый фильм Рустама Хамдамова ждали много лет, а его предыдущие работы видели только немногочисленные синефилы. Зачем «Мешок для дна» нужен обычному зрителю? Чтобы на 100 минут забыть, какой год на дворе и где ты живешь. Чтобы провести время в фильме, который не кокетничает с тобой и не пытается тебе понравиться. Чтобы увидеть безумные русские сказки без тошнотворного лубка и насладиться авторской иронией. Чтобы замедлиться и никуда не спешить — ни за историей, ни за персонажами: история не имеет ровным счетом никакого значения, персонажи — с иллюстраций народных сказок, которые мы в последний раз читали в раннем школьном возрасте. Хамдамов якобы опирается на японский рассказ, снимая, как смерть приходит к нам, пока тихо тают дни, но на самом деле снимает собственное волшебное кино без источника и точки отсчета. Мягкий и усыпляющий фильм между Бунюэлем и Ходоровски, в котором ничто не кричит и не привлекает внимание, а только убаюкивает.


Смотреть? Да


обложка: UPI

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

От Face до Полины Музыки: Культурные герои 2017 года
От Face до Полины Музыки: Культурные герои 2017 года А также Степан Казарьян, Кедр Ливанский и другие
От Face до Полины Музыки: Культурные герои 2017 года

От Face до Полины Музыки: Культурные герои 2017 года
А также Степан Казарьян, Кедр Ливанский и другие

«Наш великий поэт — Оксимирон»: Артем Рондарев о том, почему хип-хоп не заменит нам шансон
«Наш великий поэт — Оксимирон»: Артем Рондарев о том, почему хип-хоп не заменит нам шансон А также о невозможности панка, Бейонсе и Алле Пугачевой
«Наш великий поэт — Оксимирон»: Артем Рондарев о том, почему хип-хоп не заменит нам шансон

«Наш великий поэт — Оксимирон»: Артем Рондарев о том, почему хип-хоп не заменит нам шансон
А также о невозможности панка, Бейонсе и Алле Пугачевой

25 самых ожидаемых альбомов 2018 года
25 самых ожидаемых альбомов 2018 года От «Пошлой Молли» и рэпера Фейса до Канье Уэста и My Bloody Valentine
25 самых ожидаемых альбомов 2018 года

25 самых ожидаемых альбомов 2018 года
От «Пошлой Молли» и рэпера Фейса до Канье Уэста и My Bloody Valentine

10 ожидаемых книг 2018 года
10 ожидаемых книг 2018 года От Ханьи Янагихары до Хлои Бенджамин
10 ожидаемых книг 2018 года

10 ожидаемых книг 2018 года
От Ханьи Янагихары до Хлои Бенджамин

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Идея была моя, но сделал это не я»

Первая полоса

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

Подпишитесь на рассылку