«Черная Пантера», «Довлатов», «Купи меня» и «Дрис Ван Нотен» Спойлер: афрофутуризм Marvel не помог

Текст: Алиса Таёжная

«Черная Пантера»

Режиссер: Райан Куглер

В ролях: Чедвик Боузман, Майкл Бакари Джордан, Люпита Нионго

Первый в истории блокбастер с африканскими корнями

Фантастически богатое африканское королевство Ваканда владеет ресурсом универсального и сверхпрочного материала вибраниума, а от окружающего мира отгораживается отражающей оболочкой. Для остального мира в Ваканде живут полунищие пастухи, но на самом деле внутри — одновременно Дубаи и Каир, дорогие звездолеты и мир, который держится на царствовании короля Черной Пантеры. После теракта и гибели короля Ваканды престол занимает его сын Тчалла (Чедвик Боузман), а в Лондоне во время диверсии из музея крадут молот из вибраниума: грабитель — зубоскалящий реднек (Энди Сёркис) сообщает спецслужбам, что вибраниума в Ваканде так много, что мир может утонуть в оружии и гаджетах. В борьбе за право на самоопределение страны Черной Пантере надо победить армию колонизаторов с Запада и сбившегося с пути черного бро, а заодно вернуть себе слишком симпатичную бывшую (Люпита Нионго). Отдельного упоминания стоит бойкая младшая сестра супергероя (Летиша Райт), в свои типа 17 лет построившая транспортную систему, энергетические станции и сшившая линию спортивной и боевой одежды, рядом с которой новые кроссовки хайпбистов выглядят как бабушкины черевички. Гендерный поворот фильма заключается в том, что все ближайшие помощники, кроме шамана, — женщины, и даже магический цветок вечной жизни похож здесь на вагину (а не на сердце, как говорят местные весталки).

В синопсисе и трейлере «Черной Пантеры» есть десятки мелочей, за которые ее хочется тепло полюбить. Дизайнеры играют с афрофутуристическим шрифтом, саундтрек курирует Кендрик Ламар, художники по костюмам отрываются, превращая местную массовку в этнографический атлас — самый смешной молчаливый герой, джармушевский Исаак де Банколе всегда сидит в кадре с зазывающего цвета пластиной во рту. Местами в звуковой ряд прорываются неплохие треки и аутентичные эффекты вроде рева тигра, а не избалованные ротацией лица дают марвеловскому производству новый ритм. Если бы в годы борьбы за гражданские права в Сельме демонстрантам рассказали бы о марвеловском блокбастере про Африку такого масштаба, они открыли бы рты, как оклендские детишки на баскетбольной площадке в фильме, когда к ним приземлился звездолет.

Реальность в том, что «Черная Пантера» в России убита дубляжом, а где не убита — нелепа до неприличия. Здесь плохо поставлены массовые сцены и дешево смотрятся боевые (особенно по сравнению с какими-нибудь амазонками против немцев в «Чудо-женщине»), у всех без исключения персонажей реплики диалогового бота, а в саму Ваканду, несмотря на вбуханные деньги, очень трудно влюбиться: нарисована она как посредственный постер девелопера в тропической стране. Ряженые boyz in the hood не воспринимаются как африканские племена, а Райану Куглеру после «Крида» и «Станции Фрутвейл» большой объем не дается напрочь. В Голливуде постоянно снимаются копии «Крестных отцов» и «Зеленой мили», и идейно «Черная Пантера» ничем не отличается от этих поделок — это посредственный конвенциональный экшен, где экзотизация Африки и апроприация используются как рыночный ход. За исключением сцены, где боевой носорог внезапно лижет лицо одному из героев, это кино с неважным чувством юмора, клишированным саундтреком (сентиментальные скрипочки играют, несмотря на продюсера Ламара) и теперь уже черными лицами на хромакее, которые говорят те же глупости, что в прочих супергеройских фильмах говорят белые лица: на титрах ты помнишь только прически главных героев. Штука в том, что фильм ничего не добавляет уже существующему множеству оригинальных эпических фильмов. Колониализм был изобретательно описан в «Аватаре», все лучшие шутки супергеройского блокбастера пошутили в последнем «Торе», спели про Африку до слез в «Короле Льве», а зрелищно повоевали в «Звездных войнах» — и нет ни одной сцены, ни одного диалога в «Черной Пантере», работающих лучше, чем в фильме «Три икса» (он хотя бы иронично умеет работать с собственной вульгарностью). Пока шаг к расовому равноправию в Голливуде привел только к тому, что афроамериканский режиссер тоже снял неумный и предсказуемый блокбастер.


Смотреть? Нет

«Довлатов»

Режиссер: Алексей Герман-младший

В ролях: Милан Марич, Данила Козловски, Хелена Суецка

Аккуратный байопик молодого Довлатова

Закадровый голос сообщает вводные: свободолюбивые и обнадеживающие 60-е кончились, в 1971 году после оттепели наступили ощутимые заморозки. Ленинград в ноябре — место и так довольно беспощадное, а уж тем более по отношению к молодым писателям. 30-летний Сергей Довлатов (серб Милан Марич) еще не напечатал ни одного рассказа, бегает по идиотским заданиям редакции (то поэта с трудовой биографией найти, то спуск на воду корабля осветить) и понимает, что решительно отдаляется от равнодушной жены и подрастающей дочки Кати, и решает подарить ей в откуп дорогую заграничную куклу. Куклы в Ленинграде нет, холоднее становится с каждым днем, Довлатову и его друзьям (один из ближайших приятелей и собеседников — Иосиф Бродский) перекрывают кислород.

Фильм об интеллигенции времен застоя — легкий объект для аналогий, и, снимая «Довлатова», Алексей Герман-младший это отлично понимает. Если отца режиссера интересовала тирания, то сын в своей фильмографии фиксируется на духоте и безнадежности, негероическом героизме и битье головой о сцену. Шесть ноябрьских дней, в которые советский писатель попробует навести мосты с женой, встретит нескольких бывших, похоронит друга и сделает много бессмысленной работы на режим, можно было бы растянуть и на шесть лет. Песен о советском «Титанике» и троллейбусе, который идет на восток, еще не написали, но звенящая пустота, обреченность и молодая надежда, с которой ничего не поделаешь (как это — быть молодым и ни на что не надеяться?), в «Довлатове» на своих местах. Снятый по мотивам «Чемодана» и «Компромисса», фильм отлично работает, когда максимально близок к тексту, и слишком подробно объясняет то, что в кино на все времена и так сквозит между строк. В любом случае, только что получивший приз за визуальные решения на Берлинале (его вручили художнику-постановщику и жене режиссера Елене Окопной) — один из самых ожидаемых российских фильмов года на классическую тему «горе от ума».


Смотреть? Возможно

«Купи меня»

Режиссер: Вадим Перельман

В ролях: Юлия Хлынина, Евгения Крюкова, Иван Добронравов

Российская драма о незавидной судьбе красивых «эскортниц»: без махрового сексизма не обошлось

Студентка филфака (Юлия Хлынина), дочка самостоятельной бизнесвумен, зачитывает на занятиях монолог Белинского о том, как ему хочется оргий, а общество предлагает говорить только о литературе. После экзаменов Катя врет маме, что уезжает в Париж на стажировку, а сама прыгает на рейс эскорт-агентства и летит в арабскую страну в компании симпатичных провинциалок модельной внешности. До последнего момента не понимая, что это рейс российских секс-работниц для шейхов, Катя прижимает к груди томик любимого писателя Ходасевича. Брюнетка с гоповатой манерой общаться на соседнем сиденье (Анна Адамович) пренебрежительно называет Катю ботаничкой и «Ходасевич»: для нее, очевидно, русская литература закончилась на экзаменационных билетах по школьной программе. После несостоявшихся гастролей в пустыне Катя с новой подругой селится в московской съемной квартире на окраине: втроем с соседками из Ростова (плюс Светлана Устинова) они болтаются по ресторанам и клубам, чтобы найти для себя спонсоров, любовников и, если повезет, любовь всей жизни. Для Кати это приключение, для двух других девушек — единственный билет к счастливой жизни.

Тот случай, когда хочется сказать «попробовали бы они снять это на Западе»: режиссер Вадим Перельман, больше десяти лет назад номинированный на «Оскар», прославился на родине больше всего сериалом «Измены». Соавтора «Измен», сценаристку Дарья Грацевич, он ангажирует и на мелодраму о трех охотницах на мужчин, которые упорно не хотят называть себя проститутками. Интердевочки 25 лет спустя играют по-крупному, но имеют в арсенале только молодость и красоту. Все решения вокруг них принимают мужчины — за ними же и останется в каждой истории последнее слово.

«Купи меня» с рекламным монтажом и большим бюджетом — пример того, как поколение зрелых и успешных мужчин поворачивает историю содержанок в морализаторскую притчу о девичьей жадности. Ожидаемая для российского кино оптика — вместо того, чтобы разобраться, какие силы толкают мужчин к нормализации платного секса и отношению к женщинам как шкурам, зрителей в очередной раз напичкают монологами бедных девчонок из регионов и неполных семей. Главная героиня — озоновская «Молода и прекрасна», с поправкой на Россию — вообще переживает страстный роман с взрослым кавказским мужчиной, изнасиловавшим ее на свидании. Такие «50 оттенков серого» странно смотрятся в стране, где проститутки выпрыгивают из окон борделей, а женщины возвращаются из больницы после нападения мужа без двух кистей — создатели «Купи меня» упорно не понимают, что являются частью проблемы. Три истории про платный секс крутятся вокруг народных мудростей «сучка не захочет — кобель не вскочит» и опять делают крайними коварных женщин, напрасно впечатлившихся фильмом «Красотка». Первую половину фильм притворяется неловкой комедией (перлы в духе ««мужчина как унитаз — либо занят, либо полон дерьма» достойны передачи «Давай поженимся»), но уже с середины «Купи меня» — кино про моральный выбор и ответственность с большой буквы, которые по отечественной традиции, конечно, целиком возлагают на тех, кто обслуживает власть имущих. Вышедший прошлым летом тоже местный «Блокбастер» запомнился боевым монологом Анны Чиповской о том, что мир провинциалок, угождающих толстым и старым российским толстосумам, придумали не молодые студентки в эскорт-агентствах, а владельцы нефтяных компаний, яхт и особняков. Казалось бы, Рубикон перейден, но со дна снова постучали.


Смотреть? Нет

«Дрис Ван Нотен»

Режиссер: Райнер Хольцмер

В ролях: Дрис Ван Нотен, Айрис Апфель, Памела Гольбен

Пристальный взгляд на бельгийского дизайнера: фильм — простой и изысканный, как и он сам

Трудоголик, «дизайнер с маленьким эго и глобальным видением», Дрис Ван Нотен — не самый очевидный кандидат для документального фильма о дизайнере. На его счету нет скандалов, а славе среди миллиардов он предпочитает небольшой гарантированный рынок и вечную независимость. «Дрис» — рассказ о позднем периоде бельгийского дизайнера на пике его формы и захватывающее путешествие в лабораторию модельера, где фрагменты барочной живописи смешиваются с вдохновляющими дизайнера аляповатыми орнаментами уличной одежды. Не очень публичный и не имеющий стремления высказаться по любому поводу, Дрис Ван Нотен впускает в свою рабочую жизнь документалиста, снимавшего фильмы о Зандере, Эгглстоне и Корбайне.

Документальный фильм не для широкого зрителя (вряд ли кому-то со стороны придет в голову два часа смотреть на аккуратные стежки и ручную вышивку гладью) — высказывание о вечном союзе мастерства и искусства. Сын из европейской семьи портных, понимающий цену ручной работе, богатой отделке и аккуратным швам, Дрис Ван Нотен — практик из «Призрачной нити», но без тирании и эксцентрики. Он обнажает рабочий процесс дизайнерского дома, в коллекциях которого нет случайных и бессмысленных вещей для сверхпродаж. Фильм о желании остаться в вечности и соблюдении практических традиций — вдохновение для любого человека, чья работа или жизненные интересы связаны с эстетикой и образностью. Что важно для честного и умного докфильма — это не парад побед и портретов с красной ковровой дорожки: Дрис Ван Нотен обладает не только стратегическим умом, но и повышенной самокритикой — и именно это, кажется, спасло его от звездной болезни, быстрого падения и вульгарной популярности.


Смотреть? Да


Обложка: Kinomania

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я женщина. Меня трахают. Я трахаю»: Познакомьтесь с провокационной рэпершей «На лицо»
«Я женщина. Меня трахают. Я трахаю»: Познакомьтесь с провокационной рэпершей «На лицо» Анна Зосимова — об интернет-травле, эмпауэрменте и Луне
«Я женщина. Меня трахают. Я трахаю»: Познакомьтесь с провокационной рэпершей «На лицо»

«Я женщина. Меня трахают. Я трахаю»: Познакомьтесь с провокационной рэпершей «На лицо»
Анна Зосимова — об интернет-травле, эмпауэрменте и Луне

Тонкая работа: Без чего нельзя представить фильмы Пола Томаса Андерсона
Тонкая работа: Без чего нельзя представить фильмы Пола Томаса Андерсона Ликбез по творчеству важного американского режиссера к выходу «Призрачной нити»
Тонкая работа: Без чего нельзя представить фильмы Пола Томаса Андерсона

Тонкая работа: Без чего нельзя представить фильмы Пола Томаса Андерсона
Ликбез по творчеству важного американского режиссера к выходу «Призрачной нити»

«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке»
«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке» От поэтического баттла до «Диско-сенокоса» — шесть дней в эпицентре петербургского андерграунда
«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке»

«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке»
От поэтического баттла до «Диско-сенокоса» — шесть дней в эпицентре петербургского андерграунда

4 русских, 6 всеми любимых и 11 смелых фильмов Берлинского кинофестиваля
4 русских, 6 всеми любимых и 11 смелых фильмов Берлинского кинофестиваля От Уэса Андерсона и Гаса Ван Сента до польского бодихоррора и китайского «Левиафана»
4 русских, 6 всеми любимых и 11 смелых фильмов Берлинского кинофестиваля

4 русских, 6 всеми любимых и 11 смелых фильмов Берлинского кинофестиваля
От Уэса Андерсона и Гаса Ван Сента до польского бодихоррора и китайского «Левиафана»

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

«Работа в госучреждениях — это активизм»

20 фильмов зимы

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

10 лучших ресторанов осени в Петербурге

Первая полоса

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Как провести первую неделю зимы в Москве
Как провести первую неделю зимы в Москве День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room
Как провести первую неделю зимы в Москве

Как провести первую неделю зимы в Москве
День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Что покупать и куда идти на non/fiction№23? Главные книги и события московской книжной ярмарки
Что покупать и куда идти на non/fiction№23?

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Главные книги и события московской книжной ярмарки

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»

9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени
9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени
9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени

9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени

Автомобильный дзен
Промо
Автомобильный дзен Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей
Автомобильный дзен
Промо

Автомобильный дзен
Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды 28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»? И как таким людям удается найти работу
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
И как таким людям удается найти работу

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

Подпишитесь на рассылку