7 мая, пятница
Санкт-Петербург
Войти

«Черная Пантера», «Довлатов», «Купи меня» и «Дрис Ван Нотен» Спойлер: афрофутуризм Marvel не помог

Текст: Алиса Таёжная

«Черная Пантера»

Режиссер: Райан Куглер

В ролях: Чедвик Боузман, Майкл Бакари Джордан, Люпита Нионго

Первый в истории блокбастер с африканскими корнями

Фантастически богатое африканское королевство Ваканда владеет ресурсом универсального и сверхпрочного материала вибраниума, а от окружающего мира отгораживается отражающей оболочкой. Для остального мира в Ваканде живут полунищие пастухи, но на самом деле внутри — одновременно Дубаи и Каир, дорогие звездолеты и мир, который держится на царствовании короля Черной Пантеры. После теракта и гибели короля Ваканды престол занимает его сын Тчалла (Чедвик Боузман), а в Лондоне во время диверсии из музея крадут молот из вибраниума: грабитель — зубоскалящий реднек (Энди Сёркис) сообщает спецслужбам, что вибраниума в Ваканде так много, что мир может утонуть в оружии и гаджетах. В борьбе за право на самоопределение страны Черной Пантере надо победить армию колонизаторов с Запада и сбившегося с пути черного бро, а заодно вернуть себе слишком симпатичную бывшую (Люпита Нионго). Отдельного упоминания стоит бойкая младшая сестра супергероя (Летиша Райт), в свои типа 17 лет построившая транспортную систему, энергетические станции и сшившая линию спортивной и боевой одежды, рядом с которой новые кроссовки хайпбистов выглядят как бабушкины черевички. Гендерный поворот фильма заключается в том, что все ближайшие помощники, кроме шамана, — женщины, и даже магический цветок вечной жизни похож здесь на вагину (а не на сердце, как говорят местные весталки).

В синопсисе и трейлере «Черной Пантеры» есть десятки мелочей, за которые ее хочется тепло полюбить. Дизайнеры играют с афрофутуристическим шрифтом, саундтрек курирует Кендрик Ламар, художники по костюмам отрываются, превращая местную массовку в этнографический атлас — самый смешной молчаливый герой, джармушевский Исаак де Банколе всегда сидит в кадре с зазывающего цвета пластиной во рту. Местами в звуковой ряд прорываются неплохие треки и аутентичные эффекты вроде рева тигра, а не избалованные ротацией лица дают марвеловскому производству новый ритм. Если бы в годы борьбы за гражданские права в Сельме демонстрантам рассказали бы о марвеловском блокбастере про Африку такого масштаба, они открыли бы рты, как оклендские детишки на баскетбольной площадке в фильме, когда к ним приземлился звездолет.

Реальность в том, что «Черная Пантера» в России убита дубляжом, а где не убита — нелепа до неприличия. Здесь плохо поставлены массовые сцены и дешево смотрятся боевые (особенно по сравнению с какими-нибудь амазонками против немцев в «Чудо-женщине»), у всех без исключения персонажей реплики диалогового бота, а в саму Ваканду, несмотря на вбуханные деньги, очень трудно влюбиться: нарисована она как посредственный постер девелопера в тропической стране. Ряженые boyz in the hood не воспринимаются как африканские племена, а Райану Куглеру после «Крида» и «Станции Фрутвейл» большой объем не дается напрочь. В Голливуде постоянно снимаются копии «Крестных отцов» и «Зеленой мили», и идейно «Черная Пантера» ничем не отличается от этих поделок — это посредственный конвенциональный экшен, где экзотизация Африки и апроприация используются как рыночный ход. За исключением сцены, где боевой носорог внезапно лижет лицо одному из героев, это кино с неважным чувством юмора, клишированным саундтреком (сентиментальные скрипочки играют, несмотря на продюсера Ламара) и теперь уже черными лицами на хромакее, которые говорят те же глупости, что в прочих супергеройских фильмах говорят белые лица: на титрах ты помнишь только прически главных героев. Штука в том, что фильм ничего не добавляет уже существующему множеству оригинальных эпических фильмов. Колониализм был изобретательно описан в «Аватаре», все лучшие шутки супергеройского блокбастера пошутили в последнем «Торе», спели про Африку до слез в «Короле Льве», а зрелищно повоевали в «Звездных войнах» — и нет ни одной сцены, ни одного диалога в «Черной Пантере», работающих лучше, чем в фильме «Три икса» (он хотя бы иронично умеет работать с собственной вульгарностью). Пока шаг к расовому равноправию в Голливуде привел только к тому, что афроамериканский режиссер тоже снял неумный и предсказуемый блокбастер.


Смотреть? Нет

«Довлатов»

Режиссер: Алексей Герман-младший

В ролях: Милан Марич, Данила Козловски, Хелена Суецка

Аккуратный байопик молодого Довлатова

Закадровый голос сообщает вводные: свободолюбивые и обнадеживающие 60-е кончились, в 1971 году после оттепели наступили ощутимые заморозки. Ленинград в ноябре — место и так довольно беспощадное, а уж тем более по отношению к молодым писателям. 30-летний Сергей Довлатов (серб Милан Марич) еще не напечатал ни одного рассказа, бегает по идиотским заданиям редакции (то поэта с трудовой биографией найти, то спуск на воду корабля осветить) и понимает, что решительно отдаляется от равнодушной жены и подрастающей дочки Кати, и решает подарить ей в откуп дорогую заграничную куклу. Куклы в Ленинграде нет, холоднее становится с каждым днем, Довлатову и его друзьям (один из ближайших приятелей и собеседников — Иосиф Бродский) перекрывают кислород.

Фильм об интеллигенции времен застоя — легкий объект для аналогий, и, снимая «Довлатова», Алексей Герман-младший это отлично понимает. Если отца режиссера интересовала тирания, то сын в своей фильмографии фиксируется на духоте и безнадежности, негероическом героизме и битье головой о сцену. Шесть ноябрьских дней, в которые советский писатель попробует навести мосты с женой, встретит нескольких бывших, похоронит друга и сделает много бессмысленной работы на режим, можно было бы растянуть и на шесть лет. Песен о советском «Титанике» и троллейбусе, который идет на восток, еще не написали, но звенящая пустота, обреченность и молодая надежда, с которой ничего не поделаешь (как это — быть молодым и ни на что не надеяться?), в «Довлатове» на своих местах. Снятый по мотивам «Чемодана» и «Компромисса», фильм отлично работает, когда максимально близок к тексту, и слишком подробно объясняет то, что в кино на все времена и так сквозит между строк. В любом случае, только что получивший приз за визуальные решения на Берлинале (его вручили художнику-постановщику и жене режиссера Елене Окопной) — один из самых ожидаемых российских фильмов года на классическую тему «горе от ума».


Смотреть? Возможно

«Купи меня»

Режиссер: Вадим Перельман

В ролях: Юлия Хлынина, Евгения Крюкова, Иван Добронравов

Российская драма о незавидной судьбе красивых «эскортниц»: без махрового сексизма не обошлось

Студентка филфака (Юлия Хлынина), дочка самостоятельной бизнесвумен, зачитывает на занятиях монолог Белинского о том, как ему хочется оргий, а общество предлагает говорить только о литературе. После экзаменов Катя врет маме, что уезжает в Париж на стажировку, а сама прыгает на рейс эскорт-агентства и летит в арабскую страну в компании симпатичных провинциалок модельной внешности. До последнего момента не понимая, что это рейс российских секс-работниц для шейхов, Катя прижимает к груди томик любимого писателя Ходасевича. Брюнетка с гоповатой манерой общаться на соседнем сиденье (Анна Адамович) пренебрежительно называет Катю ботаничкой и «Ходасевич»: для нее, очевидно, русская литература закончилась на экзаменационных билетах по школьной программе. После несостоявшихся гастролей в пустыне Катя с новой подругой селится в московской съемной квартире на окраине: втроем с соседками из Ростова (плюс Светлана Устинова) они болтаются по ресторанам и клубам, чтобы найти для себя спонсоров, любовников и, если повезет, любовь всей жизни. Для Кати это приключение, для двух других девушек — единственный билет к счастливой жизни.

Тот случай, когда хочется сказать «попробовали бы они снять это на Западе»: режиссер Вадим Перельман, больше десяти лет назад номинированный на «Оскар», прославился на родине больше всего сериалом «Измены». Соавтора «Измен», сценаристку Дарья Грацевич, он ангажирует и на мелодраму о трех охотницах на мужчин, которые упорно не хотят называть себя проститутками. Интердевочки 25 лет спустя играют по-крупному, но имеют в арсенале только молодость и красоту. Все решения вокруг них принимают мужчины — за ними же и останется в каждой истории последнее слово.

«Купи меня» с рекламным монтажом и большим бюджетом — пример того, как поколение зрелых и успешных мужчин поворачивает историю содержанок в морализаторскую притчу о девичьей жадности. Ожидаемая для российского кино оптика — вместо того, чтобы разобраться, какие силы толкают мужчин к нормализации платного секса и отношению к женщинам как шкурам, зрителей в очередной раз напичкают монологами бедных девчонок из регионов и неполных семей. Главная героиня — озоновская «Молода и прекрасна», с поправкой на Россию — вообще переживает страстный роман с взрослым кавказским мужчиной, изнасиловавшим ее на свидании. Такие «50 оттенков серого» странно смотрятся в стране, где проститутки выпрыгивают из окон борделей, а женщины возвращаются из больницы после нападения мужа без двух кистей — создатели «Купи меня» упорно не понимают, что являются частью проблемы. Три истории про платный секс крутятся вокруг народных мудростей «сучка не захочет — кобель не вскочит» и опять делают крайними коварных женщин, напрасно впечатлившихся фильмом «Красотка». Первую половину фильм притворяется неловкой комедией (перлы в духе ««мужчина как унитаз — либо занят, либо полон дерьма» достойны передачи «Давай поженимся»), но уже с середины «Купи меня» — кино про моральный выбор и ответственность с большой буквы, которые по отечественной традиции, конечно, целиком возлагают на тех, кто обслуживает власть имущих. Вышедший прошлым летом тоже местный «Блокбастер» запомнился боевым монологом Анны Чиповской о том, что мир провинциалок, угождающих толстым и старым российским толстосумам, придумали не молодые студентки в эскорт-агентствах, а владельцы нефтяных компаний, яхт и особняков. Казалось бы, Рубикон перейден, но со дна снова постучали.


Смотреть? Нет

«Дрис Ван Нотен»

Режиссер: Райнер Хольцмер

В ролях: Дрис Ван Нотен, Айрис Апфель, Памела Гольбен

Пристальный взгляд на бельгийского дизайнера: фильм — простой и изысканный, как и он сам

Трудоголик, «дизайнер с маленьким эго и глобальным видением», Дрис Ван Нотен — не самый очевидный кандидат для документального фильма о дизайнере. На его счету нет скандалов, а славе среди миллиардов он предпочитает небольшой гарантированный рынок и вечную независимость. «Дрис» — рассказ о позднем периоде бельгийского дизайнера на пике его формы и захватывающее путешествие в лабораторию модельера, где фрагменты барочной живописи смешиваются с вдохновляющими дизайнера аляповатыми орнаментами уличной одежды. Не очень публичный и не имеющий стремления высказаться по любому поводу, Дрис Ван Нотен впускает в свою рабочую жизнь документалиста, снимавшего фильмы о Зандере, Эгглстоне и Корбайне.

Документальный фильм не для широкого зрителя (вряд ли кому-то со стороны придет в голову два часа смотреть на аккуратные стежки и ручную вышивку гладью) — высказывание о вечном союзе мастерства и искусства. Сын из европейской семьи портных, понимающий цену ручной работе, богатой отделке и аккуратным швам, Дрис Ван Нотен — практик из «Призрачной нити», но без тирании и эксцентрики. Он обнажает рабочий процесс дизайнерского дома, в коллекциях которого нет случайных и бессмысленных вещей для сверхпродаж. Фильм о желании остаться в вечности и соблюдении практических традиций — вдохновение для любого человека, чья работа или жизненные интересы связаны с эстетикой и образностью. Что важно для честного и умного докфильма — это не парад побед и портретов с красной ковровой дорожки: Дрис Ван Нотен обладает не только стратегическим умом, но и повышенной самокритикой — и именно это, кажется, спасло его от звездной болезни, быстрого падения и вульгарной популярности.


Смотреть? Да


Обложка: Kinomania

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я женщина. Меня трахают. Я трахаю»: Познакомьтесь с провокационной рэпершей «На лицо»
«Я женщина. Меня трахают. Я трахаю»: Познакомьтесь с провокационной рэпершей «На лицо» Анна Зосимова — об интернет-травле, эмпауэрменте и Луне
«Я женщина. Меня трахают. Я трахаю»: Познакомьтесь с провокационной рэпершей «На лицо»

«Я женщина. Меня трахают. Я трахаю»: Познакомьтесь с провокационной рэпершей «На лицо»
Анна Зосимова — об интернет-травле, эмпауэрменте и Луне

Тонкая работа: Без чего нельзя представить фильмы Пола Томаса Андерсона
Тонкая работа: Без чего нельзя представить фильмы Пола Томаса Андерсона Ликбез по творчеству важного американского режиссера к выходу «Призрачной нити»
Тонкая работа: Без чего нельзя представить фильмы Пола Томаса Андерсона

Тонкая работа: Без чего нельзя представить фильмы Пола Томаса Андерсона
Ликбез по творчеству важного американского режиссера к выходу «Призрачной нити»

«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке»
«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке» От поэтического баттла до «Диско-сенокоса» — шесть дней в эпицентре петербургского андерграунда
«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке»

«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке»
От поэтического баттла до «Диско-сенокоса» — шесть дней в эпицентре петербургского андерграунда

4 русских, 6 всеми любимых и 11 смелых фильмов Берлинского кинофестиваля
4 русских, 6 всеми любимых и 11 смелых фильмов Берлинского кинофестиваля От Уэса Андерсона и Гаса Ван Сента до польского бодихоррора и китайского «Левиафана»
4 русских, 6 всеми любимых и 11 смелых фильмов Берлинского кинофестиваля

4 русских, 6 всеми любимых и 11 смелых фильмов Берлинского кинофестиваля
От Уэса Андерсона и Гаса Ван Сента до польского бодихоррора и китайского «Левиафана»

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

30+ главных событий на майских каникулах

Новые рестораны и бары Петербурга

Чем заняться в Петербурге на майских праздниках

Первая полоса

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

30+ главных событий на майских каникулах
30+ главных событий на майских каникулах Концерт Луны, открытие Никольских рядов, «Ночь в Манеже» и джазовый фестиваль Rainy Days
30+ главных событий на майских каникулах

30+ главных событий на майских каникулах
Концерт Луны, открытие Никольских рядов, «Ночь в Манеже» и джазовый фестиваль Rainy Days

Новые рестораны и бары Петербурга
Новые рестораны и бары Петербурга Куда стоит идти прямо сейчас
Новые рестораны и бары Петербурга

Новые рестораны и бары Петербурга
Куда стоит идти прямо сейчас

Чем заняться в Петербурге на майских праздниках
Чем заняться в Петербурге на майских праздниках Новые красивые магазины, корюшка, бары в Квартале писателей, неочевидные идеи для прогулок и бани
Чем заняться в Петербурге на майских праздниках

Чем заняться в Петербурге на майских праздниках
Новые красивые магазины, корюшка, бары в Квартале писателей, неочевидные идеи для прогулок и бани

10 музыкальных историй этого года
10 музыкальных историй этого года Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай
10 музыкальных историй этого года

10 музыкальных историй этого года
Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае И что со всем этим готовить
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
И что со всем этим готовить

Куда можно поехать в отпуск
Куда можно поехать в отпуск От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень
Куда можно поехать в отпуск

Куда можно поехать в отпуск
От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень

Где гулять в Москве
Где гулять в Москве 9 маршрутов и музыка для них
Где гулять в Москве

Где гулять в Москве
9 маршрутов и музыка для них

Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома

Как приготовить пасхальный кулич дома

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе
Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе Отвечаем на рабочие вопросы в День труда
Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе

Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе
Отвечаем на рабочие вопросы в День труда

Как в инстаграме появились сторис
Как в инстаграме появились сторис И почему Facebook так и не купил Snapchat
Как в инстаграме появились сторис

Как в инстаграме появились сторис
И почему Facebook так и не купил Snapchat

Ognivo на Васильевском острове, Sixty Four на Мойке, пекарня Hobz и Soul Place
Ognivo на Васильевском острове, Sixty Four на Мойке, пекарня Hobz и Soul Place
Ognivo на Васильевском острове, Sixty Four на Мойке, пекарня Hobz и Soul Place

Ognivo на Васильевском острове, Sixty Four на Мойке, пекарня Hobz и Soul Place

Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Промо
Как тратить деньги и зарабатывать на этом Разбираемся с ВТБ, Mastercard и Ксенией Дукалис
Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Промо

Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Разбираемся с ВТБ, Mastercard и Ксенией Дукалис

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Перерыв на игру: Помогите волку пройти рабочий лабиринт
Спецпроекты
Перерыв на игру: Помогите волку пройти рабочий лабиринт И узнайте, где черпать силы, чтобы офис не казался дремучим лесом
Перерыв на игру: Помогите волку пройти рабочий лабиринт
Спецпроекты

Перерыв на игру: Помогите волку пройти рабочий лабиринт
И узнайте, где черпать силы, чтобы офис не казался дремучим лесом

Криптоарт — новый этап в истории искусства
Криптоарт — новый этап в истории искусства Почему туда пришли бизнесмены, художники и Пэрис Хилтон
Криптоарт — новый этап в истории искусства

Криптоарт — новый этап в истории искусства
Почему туда пришли бизнесмены, художники и Пэрис Хилтон

Подпишитесь на рассылку