3 декабря, пятница
Санкт-Петербург
Войти

«Первому игроку приготовиться», «Не в себе» и еще два фильма Алиса Таёжная препарирует главные новинки кинопроката

Текст: Алиса Таёжная

«Первому игроку приготовиться»

Режиссер: Стивен Спилберг

В ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Бен Мендельсон

Классный и захватывающий экшен Спилберга о виртуальной реальности — возможно, фильм года

Парень Уэйд из бедной семьи, похоронивший родителей (папа — фанат комиксов, мама — наркоманка), живет в трущобах Огайо в 2045 году. После нескольких экологических и энергетических кризисов разрыв между бедными и богатыми достиг астрономических масштабов: большинству не по карману самая простая еда и тем более образование. Единственное укрытие от грязи, нищеты и отнятого будущего — виртуальная вселенная OASIS, копирующая могучую поп-культуру ХХ и ХХI веков. Здесь есть не только дальние галактики и герои любимых комиксов, но и самые высокие волны для серфинга, многотысячные ночные клубы и гонки через Гудзон — стоит только захотеть. Мир OASIS давным-давно придумал гик и интеллектуал Халлидей, повернутый на 80-х: он умер в одиночестве и составил завещание о том, что компанию с ее безграничными возможностями заберет отгадавший три загадки игрок.

«Пасхалка», зашифрованная в игре, — объект для охоты тысячи кланов и могущественной корпорации IOI, которая тренирует армии «пасхантеров», торгует виртуальностью, устанавливает всемирную слежку и зарабатывает на отчаявшихся должниках. Именно в охоте за «пасхалкой» главный герой проверяет на прочность четверых соратников, вместе с которыми попадает не только в мир хитов Depeche Mode и A-ha, но и в невообразимый поп-культурный квест, где есть место и игре Adventure, и Стэнли Кубрику, и Ридли Скотту.

Самый молодежный и веселый фильм последних лет действительно снял 70-летний дедушка — и с этим нужно считаться. Спилберг, заработавший на продаже иллюзий, взял грандиозно высокую планку: шустро написанный и напичканный подростковыми культами всех времен и народов роман Эрнеста Клайна требовал трепетной любви к виртуальным мирам и потрясающего владения спецэффектами. Неподъемный мир, описанный в книге, должен был сокрушить своей мощью и влюбить зрителей с первого взгляда — задача, с которой справиться не смог бы никто, кроме Спилберга; и трейлер не дает и намека на то, каким опытом может стать просмотр этого фильма в полном зале в 3D-очках.

«Первому игроку приготовиться» — два часа динамичной эйфории и поколенческая сенсация, из тех, что выходят раз в несколько лет. «Пятый элемент», «Аватар», «Темный рыцарь», «Властелин колец» — опыт один на миллион, уникальная смелость за огромные деньги с неповторимой авторской иронией и потрясающим чутьем на ритм, юмор и объединяющие всех культурные феномены. Спилберг рвет зал, как делал это с «Инопланетянином» или «Парком Юрского периода», как умеет только он — потому что снимает свой итоговый фильм о ценности сотрудничества, вере в любопытство и силе впечатлений.


Смотреть? Да

«Не в себе»

Режиссер: Стивен Содерберг

В ролях: Джошуа Леонард, Клер Фой, Сара Стайлс

Параноидальный триллер Стивена Содерберга, снятый на айфон

Хрупкая блондинка с растерянным взглядом (Клер Фой из «Короны») спешно звонит маме, завтракает на скамейке салатом и изящно сбегает от домогательств босса. Как мы выясняем в первые минуты фильма, она начала жизнь с нуля на другой работе и в другом городе, потому что сбежала от преследований какого-то мужчины. Теперь у нее новый приступ тревоги и обострение; чтобы снять симптомы давнего расстройства и обезопасить себя, девушка Сойер обращается за помощью в местную больницу, подписывает бумаги о неразглашении — и через несколько минут становится заложницей странного госпиталя будто бы из «Пролетая над гнездом кукушки». Вокруг Сойер — больные в запущенных состояниях, а страх встретить сталкера из прошлого становится все острее. По всем правилам психологического триллера зрителям до последнего не дают разгадки: Сойер действительно не в себе или ее паранойя — на самом деле паника, вызванная реальной опасностью.

Содерберг известен тем, что между крепкими и понятными режиссерскими работами время от времени наведывается на территорию непонятного. То снимет апокалиптическое кино об эпидемии, где голливудские знаменитости мрут как мухи каждую минуту. То переоденет Майкла Дугласа в Либераче, а Мэтта Дэймона — в его любовника. То снимет мюзикл со стриптизерами или засунет Шэрон Стоун в детектив на смартфоне. «Не в себе» — карманный клаустрофобный хоррор, снятый на телефон и позже смонтированный самим же Содербергом: самое частое его режиссерское решение и признак полного контроля и сильной авторской любви к конкретному проекту. С наглостью «Ведьмы из Блэр» и «Паранормального явления» Содерберг смотрит в лицо эмоциональной неустойчивости: такую игру он уже предпринимал в «Побочных эффектах», но здесь избегает визуальной стерильности и красивых планов. Его главная героиня трескается в запредельной близости: мы видим ее кожу и лопнувшие капилляры в глазах, трясемся с ней по ночам в проклятой больнице и сидим на том конце провода, когда она решается позвонить. Саспенс в чистом виде и новое упражнение в еще одном жанре — очередное доказательство авторской пластичности Содерберга и его бесконечной готовности снимать то, что никому не по зубам — ни в такой последовательности, ни в таком рьяном исполнении.


Смотреть? Да

«Я сражаюсь с великанами»

Детская сказка среднего дарования о девочке с буйной фантазией

Режиссер: Андерс Вальтер Хансен

В ролях: Мэдисон Вульф, Зои Салдана, Имоджен Путс

В лесу среди оленей бродит подросток Барбара с плюшевыми заячьими ушами: она охотится на монстров и разбрасывает приманки из странных ингредиентов. Мармеладные мишки, кровь, гель для волос, блестки и древесный гриб превращаются в ее подвальчике в вымышленную отраву для гигантов из камня и огня. В реальности Барбара ходит в обычную школу, где ее никто не считает нормальной, и живет дома со старшей сестрой и братом-геймером. Внезапно в ее интроверсивный мир вторгается новенькая девочка из английского Лидса — шатенка Софи, которую дразнят маленькой Пош Спайс. Софи так одинока, что начинает ходить за Барбарой по пятам и навязываться в подружки — и даже не пугается фраз «Я спасаю эту помойку каждый день» и «Семья — это зона второго страйка». Монстры, в которых верит Барбара, располагаются в определенной иерархии и наказывают людей войнами, стихийными бедствиями и несчастными случаями. «Я знаю, что для всех остальных я псих», — констатирует Барбара новой знакомой: войну с жуткими созданиями они никогда не отдаст за то, чтобы быть королевой выпускного.

Визуально впечатляющий первоисточник — комикс «Я убиваю великанов» — очень мало повлиял на странный и неровный фильм, у которого почти нет шансов зацепить взрослого или достучаться до ребенка. Для насмотренного человека здесь слишком много совсем недопустимых клише из дурных блокбастеров, для подрастающего зрителя — достаточно травмирующих и неуклюже реализованных рекомендаций о том, как строить отношения с миром вокруг. Застрявший на середине между полезным для осознанности фильмом в духе «Моя девушка — монстр» и детской версией «Донни Дарко», этот фильм местами отчаянно красив, но чаще всего беспомощен — в рубленых диалогах, предсказуемом исходе и энциклопедической логичности. За сто минут режиссеру не удается вызвать сочувствие к отталкивающей главной героине, объяснить монстров так, чтобы они не казались с первых кадров бредом сумасшедшего, и обставить обсессивно-компульсивное расстройство трогательными ритуалами и умными метафорами. Проваленные амбиции сплющивает и очень буквальный дубляж без полутонов, сводящий на нет напрасные усилия хороших актрис Имоджен Путс и Зои Салдана выдать драму со слезами на глазах.


Смотреть? Нет

«Две матери, две дочери»

Режиссер: Лора Шредер

В ролях: Лолита Шамма, Темис Повель, Изабель Юппер

Терапевтическая драма о трех поколениях женщин с дочерью Изабель Юппер (и с ней самой)

Много лет назад Катрин (Лолита Шамма, родная дочь Изабель Юппер) страдала от послеродовой депрессии и жалела о том, что оставила ребенка. Она исчезла практически в никуда, бросив дочь у собственной мамы. За почти десять лет Альба (сильнейшая детская роль в европейском кино) превратилась в своеобразного и упрямого ребенка — юную теннисистку, воспитанную в ежовых рукавицах, но привязанную к жесткой и уже привычной бабушке. К тому же девочка уже насочиняла всем вокруг, что ее мама — гастролирующая звезда, и возвращение давно исчезнувшей родительницы — то ли эгоистки, то ли предательницы — нарушает привычный ход событий. Катрин замечает, что ее мама воспитывает Альбу, повторяя старые ошибки, а родной ребенок выглядит чужим, напряженным и совершенно безрадостным, несмотря на счастливый детский возраст. Главная героиня будет выбирать, что ей делать с заново обнаруженным ребенком — отдельной личностью со своими интересами и предпочтениями.

Неторопливый фильм о ревности и преемственности родительских ошибок, о том, как близкие лучше всех знают наши больные места, открыли широкой аудитории Лолиту Шамма — сказочную актрису, чья похожесть и непохожесть на Юппер играет на руку ее ускользающему образу. Дочь, которая не хочет быть похожей на мать, и все равно ее повторяет. Заколдованный мир женского воспитания, когда единственная родительница — источник любви и одновременно с этим всех проблем, разбирается Лорой Шредер через недосказанности и недоигранности. В фильме, который в оригинале называется «Заграждение», весь фокус — на невидимом барьере между родными людьми, которые не общались десятилетие, неартикулированной боли и невыраженном протесте. Получается камерное, интимное и проникновенное кино о дурном воспитании и детской травме, которую мы часто несем с собой через всю жизнь.


Смотреть? Да


Обложка: kinomania

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

21 фильм, который нужно посмотреть этой весной
21 фильм, который нужно посмотреть этой весной От нового Спилберга и «Дэдпула» до «Леди Берд» и «Проекта Флорида»
21 фильм, который нужно посмотреть этой весной

21 фильм, который нужно посмотреть этой весной
От нового Спилберга и «Дэдпула» до «Леди Берд» и «Проекта Флорида»

12 ролей Хоакина Феникса: От худшей к лучшей
12 ролей Хоакина Феникса: От худшей к лучшей В ближайшие полгода актер появится на экранах минимум трижды — время вспомнить его главные заслуги (и промахи)
12 ролей Хоакина Феникса: От худшей к лучшей

12 ролей Хоакина Феникса: От худшей к лучшей
В ближайшие полгода актер появится на экранах минимум трижды — время вспомнить его главные заслуги (и промахи)

«Зачем нужна Москва, когда есть Питер?»: Познакомьтесь с группой «Ритуальные услуги»
«Зачем нужна Москва, когда есть Питер?»: Познакомьтесь с группой «Ритуальные услуги» Музыка о молодости, записанная девочками-подростками из Петербурга — и снова лейбл Ионова
«Зачем нужна Москва, когда есть Питер?»: Познакомьтесь с группой «Ритуальные услуги»

«Зачем нужна Москва, когда есть Питер?»: Познакомьтесь с группой «Ритуальные услуги»
Музыка о молодости, записанная девочками-подростками из Петербурга — и снова лейбл Ионова

Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией»
Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией» Художественный директор фонда V-A-C — о ГЭС-2, «Генеральной репетиции» и том, как привлечь москвичей совриском
Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией»

Франческо Манакорда: «Ценнее быть заинтересованными, чем владеть информацией»
Художественный директор фонда V-A-C — о ГЭС-2, «Генеральной репетиции» и том, как привлечь москвичей совриском

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

«Работа в госучреждениях — это активизм»

20 фильмов зимы

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

10 лучших ресторанов осени в Петербурге

Первая полоса

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей
Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей Фестиваль «Золотая маска», выставка «Сырое и приготовленное» в Этнографическом музее и Антоха МС в «Морзе»
Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей

Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей
Фестиваль «Золотая маска», выставка «Сырое и приготовленное» в Этнографическом музее и Антоха МС в «Морзе»

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»

Он вернулся: Кафе «Рубинштейн» на набережной Фонтанки
Он вернулся: Кафе «Рубинштейн» на набережной Фонтанки Самый богемный ресторан Петербурга — теперь в двух шагах от БДТ
Он вернулся: Кафе «Рубинштейн» на набережной Фонтанки

Он вернулся: Кафе «Рубинштейн» на набережной Фонтанки
Самый богемный ресторан Петербурга — теперь в двух шагах от БДТ

Автомобильный дзен
Промо
Автомобильный дзен Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей
Автомобильный дзен
Промо

Автомобильный дзен
Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды 28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»? И как таким людям удается найти работу
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
И как таким людям удается найти работу

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

От Альп до флакона:
Спецпроект
От Альп до флакона: Какой путь проходит сырье для косметики
От Альп до флакона:
Спецпроект

От Альп до флакона:
Какой путь проходит сырье для косметики

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино Чем заняться на выходных
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
Чем заняться на выходных

Подпишитесь на рассылку