«Экстаз» Гаспара Ноэ, «Мэнди» с Николасом Кейджем и новый триллер Полански Алиса Таёжная рассказывает о фильмах этой недели

Текст: Алиса Таёжная

«Экстаз»

Режиссер: Гаспар Ноэ

В ролях: София Бутелла, Жизель Палмер и другие

Новый Гаспар Ноэ — о танцевальной вечеринке с сангрией с «кислотой»

Сняв то ли заброшенный клуб, то ли просто танцевальный зал в глубине леса, 20 артистов-непрофессионалов репетируют коллективный танец. Их, пообещав мировое турне, собрала хедлайнерша Сельва (алжирская танцовщица София Бутелла, популярная в Голливуде). Она провела с ними три дня: за это время танцоры успели привыкнуть друг к другу — настолько, что всю первую четверть фильма они обсуждают, с кем и как хотят заняться сексом. Среди танцоров есть администратор труппы с маленьким сыном, противоречивые брат и сестра с легко читающимся инцестуальным намерением, пара ссорящихся лесбиянок, кокаиновая наркоманка, агрессивный альфа-самец в спортивном костюме, пара чернокожих парней, обсуждающих только задницы девушек, и необъятный диджей. На третий день танцоры организовывают вечеринку с сангрией, в чашу с которой кто-то тайком подсыпает ЛСД: час паники, паранойи, блаженства, бэд-трипов, крови и беспомощности начинается. Наверняка мы знаем только то, что одна окровавленная девушка все-таки свалится в финале в белый сугроб. Интрига как будто бы в том, чтобы узнать, кто подмешал наркотик остальным, — но на самом деле мы наблюдаем сеанс экзорцизма: каждый сходит с ума и освобождает внутренних демонов и смертные грехи — главным образом, похоть и гнев.

«Экстаз» начинается с имитации любительского интервью с танцорами: пока юные парни и девушки отвечают на вопросы о заработке, планах на будущее, наркотиках и прошлых успехах, экран окружают обложки книг и фильмов, из которых сделана фильмография Ноэ. Уже по ним можно составить идеальный список на выходные — «Керель» Фассбиндера и «Сало» Пазолини, книги Уайльда и Батая, Бакунин и Цвейг, Кеннет Энгер и Луис Бунюэль. Вокруг этих имен и того, что от них осталось, Ноэ и провальсирует полтора часа. «Вы презирали „Одного против всех“, вы ненавидели „Необратимость“, вам был отвратителен „Вход в пустоту“, вы проклинали „Любовь“, а теперь попробуйте „Экстаз“» — было написано на постере фильма Ноэ, у которого был один из самых ажиотажных показов в Каннах и самая веселая фестивальная вечеринка: съемочная группа устроила на буржуазной Круазетт импровизированную дискотеку.

«Экстаз» действительно рекомендован фанатам и особенно ненавистникам Ноэ, потому что ничем не выделяется среди прочих его фильмов по градусу слабоумия и отваги. Храбрости здесь, как всегда, больше, чем продуманности и откровенной удачи (особенно это касается актеров-непрофессионалов), камера наматывает круги в замкнутом пространстве, а самый глупый ежедневный треп о сексе запечатлен в затянутых и избыточных сценах. «В каждом из нас спит волк, в каждом из нас спит зверь — я слышу его рычанье, когда танцую», — пел Цой в «Мы хотим танцевать». Новый Ноэ — это рык. Неважно, убедительны ли персонажи (многие — нет), имеет ли смысл их болтовня, кто погибнет, кто полюбит, кто займется сексом, а кто останется в живых — их кружение друг вокруг друга, общий ритм и коллективный страх всасываются в зрителя прямо с экрана. Такое кино может делать только Ноэ.


Смотреть? Да

«Мэнди»

Режиссер: Панос Косматос

В ролях: Николас Кейдж, Андреа Райзборо и другие

Восхитительный хоррор с Николасом Кейджем, каких уже не делают

Пара средних лет Рэд и Мэнди (Николас Кейдж, по которому мы так соскучились, и восхитительная Андреа Райзборо) живут уединенно, читают эскапистские книги и иногда слушают тяжелую музыку. Вокруг них — темный лес и гробовая тишина, которую в какой-то момент нарушает секта то ли экс-хиппи, то ли просто городских сумасшедших. Группировка, как будто бы выбравшиеся из красной комнаты из «Твин Пикса», называется «Дети новой зари»: предводитель сообщества решает похитить Мэнди при помощи обалдевших от наркотиков местных Ангелов Ада. Эксперименты Тимоти Лири точно привели не туда: Мэнди держат в плену и Реду не остается ничего, кроме мести. Девушка в беде мерещится мужу, является объектом своеобразного культа у похитителей и вообще постепенно превращается в потустороннюю сущность, идею самой себя. На дворе, как говорится в титрах, 1983 год от Рождества Христова — но бог эту планету покинул давно.

Такого Николаса Кейджа вы не помните с «Диких сердцем» и «Глаз змеи». Такую Райзборо с огромными потусторонними глазами вы просто не знаете. Такое кино в какой-то момент просто перестало существовать. Если вы любите малобюджетную фантастику, то знаете, что «За черной радугой» Паноса Косматоса — едва ли не лучший сай-фай последних лет (местами дающий прикурить «Бегущему по лезвию» в исполнении Вильнева). У Косматоса есть великий папа, снявший культовое кино эпохи видеопроката (и которому режиссер «Мэнди» передает пару приветов), но самое главное — вкус и папина видеотека, объяснившая сыну основные категории прекрасного. Это американский авангард (и совершенно точно Кеннет Энгер), Дарио Ардженто, Кен Рассел, Джордж Ромеро и Джон Карпентер, кислотные клипы эпохи рейвов и клавишные Анджело Бадаламенти, сериал «Дикие пальмы» и Кроненберг до глобального признания. Косматос — тот режиссер, которого по праву можно назвать визионером, потому что он мыслит наваждениями, а не кадрами, интуитивно выискивает трансгрессию там, где некоторые режиссеры (например, Аронофски) только мечтают, и понимает самую суть всасывающего в экран медитативного фильма. «Мэнди» тонет в крови и больной фантазии, не нуждается в сюжете и существует помимо законов жанра, рынка и тенденций 2018 года. Фильм-спасение для всех, кто устал от глянцевых триллеров в стерильных интерьерах.


Смотреть? Да

«Основано на реальных событиях»

Режиссер: Роман Полански

В ролях: Ева Грин, Эммануэль Сенье

Посредственный триллер Романа Полански о писательнице и ее преследовательнице

На автограф-сессии к уставшей писательнице Дельфин (божественная Эммануэль Сенье) подходит ее горячая фанатка Элизабет в красной помаде и с дьявольским блеском в глазах (Ева Грин в традиционном амплуа). Позже Дельфин и Элль (как она себя называет) встречаются в гостях — и писательница все-таки подписывает книгу своей поклоннице. Между женщинами образуется своеобразная связь — и вот уже Эль живет в квартире напротив и помогает Дельфин с советами о будущей работе. Как каждый писатель после выхода книги, Дельфин страдает от страха чистого листа и чувствует себя очень уязвимой в отсутствие мужа — издателя, который постоянно путешествует через океан на встречи с Иэном Макьюэном и Бретом Истоном Эллисом. Между делом Элль заявляет, что ей требуется съехать с квартиры и она хочет занять пару свободных детских комнат в квартире Дельфин: дети выросли и квартира пустует. Одновременно с этим Дельфин начинает получать некрасивые анонимные письма, обвиняющие ее в ошибках прошлого, которые она давно ото всех скрывает. Как только Элль переезжает на территорию Дельфин, она меняется на глазах: приступы ярости и ревности, замечания, колкости и откровенное хамство, а потом и насилие. Дельфин становится заложницей в собственном доме без возможности связаться с мужем и детьми.

Расстановки сил в подобном триллере более или менее известны заранее: если вы хоть немного знакомы с французскими детективами Озона, Корно или Клузо, то представляете себе пару-тройку вариантов развязки. В этом случае самое главное и интересное таится в актерской игре, эстетике и диалогах, которые насыщают знакомую схему всем, за что ценят психологические триллеры. К сожалению, с таким наполнением у Полански в последнем фильме не сложилось — это не «Венера в мехах» и совершенно точно не «Призрак» о гострайтере. С Евой Грин в каждом фильме за последний десяток лет происходит примерно одно и то же: она улыбается дикой улыбкой и угрожающе сверкает глазами — в триллере это убивает все полутона. Эммануэль Сенье на ее фоне, с одной стороны, выигрывает в разы, с другой — дуэт выглядит несыгранным с актрисами разных диапазонов из разных фильмов. Интрига о подмене написана так, что фильм можно смотреть одним глазом, на слух угадывая кульминации — от моментов какого-нибудь «Мизери» до фантомов «Бассейна». Жанровый фильм, не выдерживающий жанр, — обидное исключение в достойной поздней фильмографии Романа Полански, в свое время снявшего лучшие фильмы в жанре. Именно из-за его «Жильца», «Отвращения», «Ребенка Розмари» и «Китайского квартала» зрители десятилетиями не могут найти себе места.


Смотреть? Нет


Обложка: «Вольга»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Маньяк»: Почему сериал режиссера первого сезона «Настоящего детектива» лучше пропустить
«Маньяк»: Почему сериал режиссера первого сезона «Настоящего детектива» лучше пропустить Журналист Никита Лаврецкий — о новом сериале Netflix с Эммой Стоун и Джоной Хиллом
«Маньяк»: Почему сериал режиссера первого сезона «Настоящего детектива» лучше пропустить

«Маньяк»: Почему сериал режиссера первого сезона «Настоящего детектива» лучше пропустить
Журналист Никита Лаврецкий — о новом сериале Netflix с Эммой Стоун и Джоной Хиллом

«Я снималась в новом фильме Гаспара Ноэ»
«Я снималась в новом фильме Гаспара Ноэ» Русская девушка, которая танцует вог в Европе и Америке, рассказала о балах и съемках у известного режиссера
«Я снималась в новом фильме Гаспара Ноэ»

«Я снималась в новом фильме Гаспара Ноэ»
Русская девушка, которая танцует вог в Европе и Америке, рассказала о балах и съемках у известного режиссера

«Война» Алексея Балабанова
«Война» Алексея Балабанова Превратно понятый (как всегда у Балабанова) и запустивший карьеру Алексея Чадова фильм о второй чеченской, плене и мести
«Война» Алексея Балабанова

«Война» Алексея Балабанова
Превратно понятый (как всегда у Балабанова) и запустивший карьеру Алексея Чадова фильм о второй чеченской, плене и мести

Александр Горчилин — о театре, комплексе Иисуса и «Кислоте»
Александр Горчилин — о театре, комплексе Иисуса и «Кислоте» Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге
Александр Горчилин — о театре, комплексе Иисуса и «Кислоте»

Александр Горчилин — о театре, комплексе Иисуса и «Кислоте»
Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

«Работа в госучреждениях — это активизм»

20 фильмов зимы

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

10 лучших ресторанов осени в Петербурге

Первая полоса

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Как провести первую неделю зимы в Москве
Как провести первую неделю зимы в Москве День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room
Как провести первую неделю зимы в Москве

Как провести первую неделю зимы в Москве
День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Что покупать и куда идти на non/fiction№23? Главные книги и события московской книжной ярмарки
Что покупать и куда идти на non/fiction№23?

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Главные книги и события московской книжной ярмарки

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»

9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени
9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени
9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени

9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени

Автомобильный дзен
Промо
Автомобильный дзен Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей
Автомобильный дзен
Промо

Автомобильный дзен
Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды 28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»? И как таким людям удается найти работу
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
И как таким людям удается найти работу

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

Подпишитесь на рассылку