Энтропия Нолана: 5 доводов пойти на главный фильм года и разочароваться

Внимание: Текст переполнен спойлерами — иначе про «Довод» писать невозможно

В прокат выходит новый фильм Кристофера Нолана — шпионский экшен «Довод». Для индустрии это первый большой релиз за полгода и главный довод вернуть зрителей в зал хотя бы в защитных масках: за последние месяцы дата выхода переносилась несколько раз. Снятый на пленку «Довод», по требованию режиссера и студии, выходит только на больших экранах.

Детали сюжета до выхода фильма держались в секрете: статьи с заголовками «Что известно о новом проекте Нолана?» не объясняли примерно ничего, кроме того, что на картину потратили порядка 200 миллионов долларов. Актеры, занятые в главных ролях (в частности, Роберт Паттинсон), судя по интервью, сами не до конца понимали, в чем снялись, и обтекаемо называли «Довод» размышлением о природе времени.

Мы все всё равно посмотрим этот фильм, но вот несколько причин, из-за которых «Довод» может разочаровать.

Новая бондиана

По форме «Довод» — шпионский экшен с философской и околонаучной составляющей, где живость действия поддерживается постоянной сменой часовых поясов и прыжками не только во времени, но и между континентами (ну, как в «Начале», вы понимаете). Учитывая, что большинство из нас в последние полгода перемещались в основном между квартирой и продуктовым магазином, приключения героев «Довода» в Прибалтике и Мумбаи, Лондоне и Киеве покажутся роскошью навсегда утраченного прошлого. Неизвестно, когда в следующий раз индустрия сможет позволить себе такой фильм.

Американский агент, прошедший травмирующую проверку на спецзадании (звезда «Черного клановца» Джон Дэвид Вашингтон, сын Дензела Вашингтона), попадает в паутину шпионских игр, где загадочное слово TENET открывает двери в мир людей, принимающих решения. Заговоры множатся, игроки становятся серьезней. Протагонист Вашингтона без имени и фамилии (а заодно и черт личности) борется со злом: вначале это зло местечковое, потом — планетарное, потом переходит границы физического мира. Телесно же ему все это время противостоит олигарх Андрей с русскими корнями, звериными инстинктами, трофейной женой и огромной коллекцией оружия. Все черты жанра на месте: неизвестно кем нанятый напарник (Роберт Паттинсон), яхты на солнечном берегу, автомобильные погони, планы Пентагона, аферы с ограблением, цена ошибки — смерть.

Если «Начало» и «Интерстеллар» — кино для абитуриента, то с «Доводом» справится и сообразительный старшеклассник. Если размотать клубок Нолана, нас ждет история не сильно сложнее «Ангелов Чарли» или поздних «Борнов» (что в целом не обязательно плохо, но от английского режиссера обычно почему-то ждут большего). В самые ленивые моменты «Довод» вообще напоминает недавний «Гемини» с двумя Уиллами Смитами одновременно (обычным и омоложенным) — кажется, тот фильм исчез с радаров быстрее, чем его постеры из кинотеатров.

Если бы не имя Нолана в титрах, наверное, «Довод» с бородатым Вашингтоном ждал бы такой же шумный плюх в прокате и быстрое забвение. Фразы «Мы живем в сумрачном мире», «Нет друзей на закате» и «Трагедия страшнее, чем ядерный холокост» — суповой набор фильма-катастрофы, название которого вы не вспомните на следующий день. Но если так говорят у Нолана, само собой, это неспроста: любого кинокритика разорвут за то, что он придирается к лидеру зрительских рейтингов.

Спойлеры

Спойлеров в разговоре о Нолане надо бояться и нельзя избежать. В «Доводе» это примерно любая информация, включая трейлер и имена главных героев. Но при этом не очень понятно, что, собственно, могут испортить спойлеры — удивляться на этот раз по-настоящему нечему. В руках Нолана арсенал все тех же «Помни» и «Начала», главный вопрос: захочется ли посмотреть «Довод» снова, когда все в сюжете встанет на свои места? Спойлер: вряд ли — если только вы не учитесь на режиссера монтажа.

Машины и люди

Лучшему спецагенту, как и обычно в шпионском кино, положено лучшее оружие (завязка «Довода» — загадочные пули с инвертированным движением) и самая красивая женщина. Но если с машинами Нолан давно договорился, то человеческое в «Доводе» ему упорно не дается. По большому счету здесь не важно, кто кого играет: у каждого актера в титрах были и точно будут роли сильно лучше. Любого можно беспрепятственно заменить кем-то в его роде, а отношений между персонажами никогда не было даже на бумаге. Возиться Нолану с людьми неинтересно: в таблицу Менделеева их не засунуть, в теорию относительности тоже, в космосе с ними вдоволь не полетаешь.

Только этой ленью можно объяснить, что бойца-протагониста необъяснимо тянет к дубовой британской галеристке (самый неудачный кастинг фильма — Элизабет Дебики). Та переживает о своих отношениях с сыном, похожим на Гном Гномыча, и пытается вернуть расположение мужа-душегуба. «Я хочу, чтобы у нас все наладилось, Андрей!» — увещевает английская леди русского изверга. «Побудем вместе, нас ждет закат. И немного водки еще осталось», — вот что происходит, когда герои «Довода» пытаются быть человечными. Нолану действительно проще поджечь настоящий «Боинг» и раскрошить аэропорт, чем подружить в кадре живых людей. Пока харизму и юмор не допилить в CGI, для Нолана это будут заповедные территории.

Мегаломания

Фильм за 200 миллионов долларов — «самый дорогой», «самый стремительный», «самый авторский» — Нолан придумывал шесть лет: строил, строил и наконец построил. О режиссерских амбициях «надеть все лучшее сразу» и снять великое кино всей жизни есть замечательный фильм Чарли Кауфмана «Синекдоха, Нью-Йорк». В нем герой-режиссер придумывает свой главный спектакль, но в процессе застревает в замысле, вовлекает в проект всех вокруг и спустя несколько десятилетий плетется к финалу стариком в разросшихся декорациях, которые стали городом. «Довод» — пример такого режиссерского подвига, который Нолан совершил сам для себя.

Все это мы где-то уже видели, у Нолана же в первую очередь. Это кино «совсем не о путешествиях во времени» и, конечно, в том числе о путешествиях во времени. О физических законах Вселенной и относительности оптики. О большой политике и кошмарах ядерной войны. О родительской любви, смерти и раке. Об отрядах специального назначения и международных оружейных магнатах. Об инверсии и энтропии — бессмысленном рассеивании энергии.

Слово «энтропия» то и дело возникает в сценарии и явно полюбилось Нолану: кажется, он, сам того не понимая, охарактеризовал свой режиссерский метод. В центрифугу «Довода» всасываются идеи прошлых фильмов, дюжина локаций и десятки персонажей (включая Майкла Кейна с единственной в фильме шуткой). Разбираться в «Доводе» муторно не из-за нарушенного течения времени, а от того, что в прыжках туда-сюда теряется все важное и все второстепенное. После подорванного аэропорта, задымленного зала Киевской оперы и мумбайского небоскреба стоит столб пыли, в котором ничего не разглядеть.

Красная угроза и ядерная война

Западным зрителям «Довода» пришлось полегче: им можно скормить чебурашек, красную кнопку и Чернобыль, никак не раня их чувства. Смотреть «Довод» с российским паспортом — ежеминутно получать по башке книжкой русских народных сказок. Это смешно, больно, нелепо и с какого-то момента очень утомительно. И более того — вызывающе несовременно.

Про кагэбэшников куда смешнее недавно снял Бессон, гадалки и самовары удались в «Джоне Уике», русский апокалипсис раскручен в «Хеллбое» с Распутиным и избушкой на курьих ножках. Что же нам приготовил Нолан за 200 миллионов долларов? Оружейного олигарха Андрея Сатора (серьезно?) родом из закрытого города Стальск-12, где случилась ядерная катастрофа с участием плутония.

«Моя жизнь всегда была связана с радиацией», — так могли бы называться его мемуары; к сожалению, Сатор говорит это про себя вслух. Андрей — животное, травмированное холодной войной, хитрый и грубый Доктор Зло и домашний абьюзер. Его играет пьющий водку на жаре Кеннет Брана с чудовищным акцентом, который всем в Голливуде продолжает казаться уместным и смешным. Его свита из орков (присутствует Юрий Колокольников с одолженной из «Игры престолов» мимикой одичалого) мочит людей терками, колотушками для мяса и золотыми слитками. И это едва ли не лучшие экшен-сцены в «Доводе».

Пропустившим уроки истории Нолан объяснит, что «крах Советского Союза — самый опасный момент в истории» и объединит в сюжете ядерные элементы с ядерными державами. Конспирология «Довода» держится на несложной математике, и, не переоценивая зрителей, Нолан время от времени напоминает, о чем была речь десять минут назад. Что чувствует обычный русскоязычный человек на сцене штурма в Киеве и фрагментах, сворованных из «Сталкера»? Что слова «ядерный холокост» бросают здесь как «водка-мартини: взболтать, а не смешивать», а «Довод» похож на Измайловский кремль в Припяти. А упырь с русским именем в голливудском блокбастере все еще возможен в эпоху инклюзии и политкорректности. В будущее явно возьмут не всех. Нас пока не берут.


Обложка: «Каро-Премьер»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Плохие белые: Бывают ли сейчас позитивные русские персонажи в голливудском кино?
Плохие белые: Бывают ли сейчас позитивные русские персонажи в голливудском кино? Иногда, несмотря на вторую холодную войну
Плохие белые: Бывают ли сейчас позитивные русские персонажи в голливудском кино?

Плохие белые: Бывают ли сейчас позитивные русские персонажи в голливудском кино?
Иногда, несмотря на вторую холодную войну

«Чики» — главный русский сериал года. Мы поговорили с его автором Эдуардом Оганесяном
«Чики» — главный русский сериал года. Мы поговорили с его автором Эдуардом Оганесяном «Пусть у нас вокруг все будет хеппи. Тогда будут хеппи-энды»
«Чики» — главный русский сериал года. Мы поговорили с его автором Эдуардом Оганесяном

«Чики» — главный русский сериал года. Мы поговорили с его автором Эдуардом Оганесяном
«Пусть у нас вокруг все будет хеппи. Тогда будут хеппи-энды»

22 сериала осени
22 сериала осени Новые сезоны «Фарго» и «Мандалорца», ремейк «Утопии» и другие шоу
22 сериала осени

22 сериала осени
Новые сезоны «Фарго» и «Мандалорца», ремейк «Утопии» и другие шоу

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

«Русская смерть», Сироткин, оскаровские фильмы и другие планы на эту неделю

Как заботиться о позвоночнике и суставах в 20, чтобы потом не было больно

Зеленый сезон: 8 рецептов небанальных, но простых салатов

Сколько стоит жизнь в Абхазии

Оформить судебную доверенность

Первая полоса

«Русская смерть», Сироткин, оскаровские фильмы и другие планы на эту неделю
«Русская смерть», Сироткин, оскаровские фильмы и другие планы на эту неделю
«Русская смерть», Сироткин, оскаровские фильмы и другие планы на эту неделю

«Русская смерть», Сироткин, оскаровские фильмы и другие планы на эту неделю

Как заботиться о позвоночнике и суставах в 20, чтобы потом не было больно
Как заботиться о позвоночнике и суставах в 20, чтобы потом не было больно Диета, нагрузки, массаж и другие рекомендации врачей
Как заботиться о позвоночнике и суставах в 20, чтобы потом не было больно

Как заботиться о позвоночнике и суставах в 20, чтобы потом не было больно
Диета, нагрузки, массаж и другие рекомендации врачей

Зеленый сезон: 8 рецептов небанальных, но простых салатов
Зеленый сезон: 8 рецептов небанальных, но простых салатов
Зеленый сезон: 8 рецептов небанальных, но простых салатов

Зеленый сезон: 8 рецептов небанальных, но простых салатов

Сколько стоит жизнь в Абхазии
Сколько стоит жизнь в Абхазии Квартиры только для местных, маршрутка из Сухума в Гагру и бюджетный кофе на песке
Сколько стоит жизнь в Абхазии

Сколько стоит жизнь в Абхазии
Квартиры только для местных, маршрутка из Сухума в Гагру и бюджетный кофе на песке

Оформить судебную доверенность
Оформить судебную доверенность Чтобы родственники и друзья могли попасть к вам в суд и в спецприемник
Оформить судебную доверенность

Оформить судебную доверенность
Чтобы родственники и друзья могли попасть к вам в суд и в спецприемник

Что такое pasta fresca (или домашняя паста)? А pasta secca? Большой гид по пасте
Что такое pasta fresca (или домашняя паста)? А pasta secca? Большой гид по пасте
Что такое pasta fresca (или домашняя паста)? А pasta secca? Большой гид по пасте

Что такое pasta fresca (или домашняя паста)? А pasta secca? Большой гид по пасте

Как справиться с тревогой
Как справиться с тревогой Несколько действенных техник из когнитивной терапии
Как справиться с тревогой

Как справиться с тревогой
Несколько действенных техник из когнитивной терапии

Как выбрать уход за кожей по сезону
Как выбрать уход за кожей по сезону И как на ее состояние влияет менструальный цикл
Как выбрать уход за кожей по сезону

Как выбрать уход за кожей по сезону
И как на ее состояние влияет менструальный цикл

Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»
Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского» Говорим об аскезе, сплетнях, музыкальных крашах и реставрации города
Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»

Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»
Говорим об аскезе, сплетнях, музыкальных крашах и реставрации города

Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям
Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям Говорим о репетициях до первой крови, Radiohead и благотворительности
Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям

Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям
Говорим о репетициях до первой крови, Radiohead и благотворительности

Новый альбом Энди Стотта, «Отец» с Энтони Хопкинсом и книга «Как я разлюбил дизайн»
Новый альбом Энди Стотта, «Отец» с Энтони Хопкинсом и книга «Как я разлюбил дизайн» Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас
Новый альбом Энди Стотта, «Отец» с Энтони Хопкинсом и книга «Как я разлюбил дизайн»

Новый альбом Энди Стотта, «Отец» с Энтони Хопкинсом и книга «Как я разлюбил дизайн»
Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас

«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники»
«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники» Как среди ужасов войны отыскать надежду
«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники»

«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники»
Как среди ужасов войны отыскать надежду

В книжном магазине, на заводе и в спальном районе: Три новых магазина винила в Москве
В книжном магазине, на заводе и в спальном районе: Три новых магазина винила в Москве «Во весь голос», Stoprobot и «Это винил»
В книжном магазине, на заводе и в спальном районе: Три новых магазина винила в Москве

В книжном магазине, на заводе и в спальном районе: Три новых магазина винила в Москве
«Во весь голос», Stoprobot и «Это винил»

Кофейня и красивый ресторан в кинотеатре «Художественный», суши-бар на Страстном и шведский стол на «Стрелке»
Кофейня и красивый ресторан в кинотеатре «Художественный», суши-бар на Страстном и шведский стол на «Стрелке»
Кофейня и красивый ресторан в кинотеатре «Художественный», суши-бар на Страстном и шведский стол на «Стрелке»

Кофейня и красивый ресторан в кинотеатре «Художественный», суши-бар на Страстном и шведский стол на «Стрелке»

Мифы и факты о воде
Промо
Мифы и факты о воде Откуда в ней лекарства, как бороться с примесями и что не так с городским водопроводом
Мифы и факты о воде
Промо

Мифы и факты о воде
Откуда в ней лекарства, как бороться с примесями и что не так с городским водопроводом

Специалистка по детскому сну Юлия Доманова — о ночных пробуждениях, укачивании и совместном сне
Специалистка по детскому сну Юлия Доманова — о ночных пробуждениях, укачивании и совместном сне
Специалистка по детскому сну Юлия Доманова — о ночных пробуждениях, укачивании и совместном сне

Специалистка по детскому сну Юлия Доманова — о ночных пробуждениях, укачивании и совместном сне

Как у бабушки: Кафе «Снежинка» на Петроградской стороне
Как у бабушки: Кафе «Снежинка» на Петроградской стороне Старейшая рюмочная Петербурга в руках Кати Бокучавы
Как у бабушки: Кафе «Снежинка» на Петроградской стороне

Как у бабушки: Кафе «Снежинка» на Петроградской стороне
Старейшая рюмочная Петербурга в руках Кати Бокучавы

Как начать играть в шахматы, если вы в них никогда по-настоящему не играли
Как начать играть в шахматы, если вы в них никогда по-настоящему не играли
Как начать играть в шахматы, если вы в них никогда по-настоящему не играли

Как начать играть в шахматы, если вы в них никогда по-настоящему не играли

Нужно ли менять уход за волосами весной?
Нужно ли менять уход за волосами весной? И нет, и да
Нужно ли менять уход за волосами весной?

Нужно ли менять уход за волосами весной?
И нет, и да

6 уютных «пивных двориков» в центре Москвы
6 уютных «пивных двориков» в центре Москвы Столичные биргартены — не как в Берлине, но тоже отличные
6 уютных «пивных двориков» в центре Москвы

6 уютных «пивных двориков» в центре Москвы
Столичные биргартены — не как в Берлине, но тоже отличные

Подпишитесь на рассылку