The Village запускает серию материалов, в которых профессионалы киноиндустрии будут советовать кино и сериалы, вдохновляющие их самих. Впереди — рекомендации операторов и художников по костюмам, гримёров и авторов саундтреков. В первом же выпуске о своих любимых телешоу рассказывают сценаристы отечественных сериалов.

   

Елена Ванина

сериалы «Завтра», «Квест», «Лондонград»

Сюда не вошли многие работы, которые я люблю всю жизнь и пересматриваю регулярно. Ну, просто потому что кто не любит «Твин Пикс» или «Секретные материалы»? Этот список тоже довольно очевидный, но в нём те сериалы, про которые я в последнее время думала по тем или иным причинам.

«Война и мир» BBC. У меня есть чёткое ощущение, что британцы в последнее время чувствуют русскую классику лучше, чем мы сами. И если сначала «Война и мир» кажется слегка лубочной, то к концу понимаешь, что всё, что в это произведение было заложено Толстым, там случилось. И даже точнее, чем ты рассчитывал. Отдельное спасибо за песню «Ох, горе-горюшко», замешанную с электронными битами.

Оба сезона «Краха». Отличный пример нового подхода к персонажам, когда и антагонист, и протагонист одинаково патологичны и одинаково привлекательны. На Джиллиан Андерсон можно было бы смотреть часами, даже если бы она просто мыла посуду, но здесь она особенно хороша.

«Больница Никербокер». Про этот сериал даже и говорить нечего. Всё уже сто раз сказали. Содербергу удалось всех ловко обхитрить. Первый сезон мы смотрели и охали: «Как снято, какая музыка, какой монтаж, какой Клайв Оуэн!» А потом добавляли: «Вот ведь, даже обычная мыльная опера может быть сделана как шедевр». В конце второго сезона все драматические линии неожиданно вышли на такой уровень точности и остроты, что осталось лишь ещё раз повторить: Содерберг — гений.

«Книжный магазин Блэка». Простой и очень иронично написанный британский сериал про мрачного, циничного и сильно пьющего владельца книжного магазина, которого играет Дилан Моран. Кажется, что здесь нет ничего особенного, но мне в России очень не хватает абсурдных историй про простых парней, которые пьют в соседнем баре. Ничего сверхдраматичного, снято за три копейки, но написано и сыграно так, что оторваться невозможно.

«Мост». Хоть мода на скандинавские холодные сериалы уже проходит, датский оригинал я очень люблю. Не в последнюю очередь потому, что создатели не побоялись сделать главную героиню настолько странной и даже отталкивающей на первый взгляд. У нас такое почти невозможно. Всем кажется, что зритель не оценит и не поймёт. Хотите, чтобы был кто-то странный? Давайте сделаем странную подругу. Но не главного героя.

«Хорошая жена». Этот сериал в принципе можно разбирать на учебники по драматургии. Всё точно, кейсы почти не повторяются, и это при том, сколько их было. Главное, что сериал — вертикально-горизонтальный: там одинаково важны и кейсы, которые есть в каждой серии, и линии персонажей, которые тянутся из сезона в сезон. Авторы удерживают и то и другое на невероятном уровне.

«Любовники». Очень хороший пример того, как совсем простая на первый взгляд в смысле драматургии история может работать и держать внимание зрителя. Израильтянам такие вообще удаются на отлично. Казалось бы, чего проще — на одно и то же происшествие всегда есть как минимум два взгляда, её и его версия. Но тут эти версии рассказаны так, что уже хотелось бы оторваться, а не получается.

«Гуща событий». Такой сериал мог появиться только в Великобритании. Сказать, что в России не хватает политических сериалов, — значит не сказать ничего. Мы с Романом Волобуевым даже попытались написать один, но жизнь у него была краткой, хоть и яркой. И вдохновлял нас главным образом именно этот британский комедийный сериал. Про крошечный отдел в британском правительстве, который даже такое простое задание, как озеленение газона, умудряется превратить в катастрофу вселенского масштаба.

«Озабоченные, или Любовь зла». Тут всё довольно просто. Я очень часто и очень громко смеялась. У Хлебникова и Слепакова получились крутейшие персонажи, в которых узнаёшь людей, которые живут вокруг тебя. Для российских сериалов это редкость. Это не какие-то условные жанровые герои, не откровенно комедийные ребята из ситкомов, а слегка нелепые, слегка неловкие, не очень удачливые люди, которым хочется сопереживать и за которыми интересно наблюдать.

«Мастера секса». Не могу сказать, что с точки зрения драматургии этот сериал выдающийся, но, во-первых, там есть Лиззи Каплан. Пожалуйста, снимайте Лиззи Каплан везде и всегда. Во-вторых, у её партнёра Майкла Шина удивительная харизма. В первых сериях ты думаешь: «Господи, что это?» А потом влюбляешься. Ну и потом, сериал, где секс разбирают по кирпичикам, — это просто интересно.