Дизайнер оценивает НЛО из фильмов Почему инопланетные корабли выглядят так, а не иначе

Дизайнер оценивает НЛО из фильмов

После премьеры «Притяжения» Федора Бондарчука — первого российского фильма о вторжении пришельцев — редакция задумалась, как должно выглядеть НЛО, чтобы зрители поверили в его внеземное происхождение. Промышленный дизайнер Дмитрий Мареев — креативный директор петербургской студии Forma — рассказал The Village, как создатели кинофантастики придавали инопланетным кораблям футуристичный вид в соответствии со стилистикой своей эпохи.

Дмитрий Мареев

креативный директор студии Forma

«Близкие контакты третьей степени»

Стивен Спилберг, 1977

Если это 70-е, перед нами точно макет, и здесь действуют законы макетостроения. А макет выглядит хорошо, когда в нем много деталей. Это как раз тот случай: проделана большая, качественная работа. Картинку хочется долго рассматривать. Какие образы здесь можно увидеть? Во-первых, это небоскребы будущего, что-то вроде открыток из Нью-Йорка, при этом они находятся не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной. Во-вторых, это стрелы или иглы, благодаря которым корабль выглядит опасным. Некоторые детали напоминают башню танка Т-72. В целом это хороший представитель своего времени, он еще не до конца устарел, но назвать его суперсовременным нельзя.

«Инопланетянин»

Стивен Спилберг, 1982

Обратите внимание на верхушку — это же шляпа волшебника! Уверен, это неслучайно сделано. Если на фото закрыть ее пальцем, у корабля пропадет характер — получится просто шарик. Именно эта деталь добавляет волшебства. Плюс из-под нее выглядывает милый огонек.

Здесь использованы более округлые поверхности: наверное, чтобы детей не напугать. В 1980-х это должно было восприниматься как ретростилистика, отсылающая к 20−30-м годам: примерно так выглядели экспериментальные автомобили тех лет и первые реактивные самолеты. Обшивка корабля состоит из кусочков — это точно не технологии будущего, наоборот что-то теплое и ламповое. Зато понятна механика: очевидно, что двигатели выдвигаются из лючков. Авторам удалось показать, как корабль выглядит в космической среде и как — на твердой поверхности.

«День независимости»

Роланд Эммерих, 1996

Это компьютерные модели с простейшей геометрией и сложными текстурами. Думаю, форма выбрана для оптимизации расчетов. Большой корабль выглядит слишком простым: любой школьник, владеющий программой 3ds Max, сможет его сделать за недельку-другую. Хотя идея интересная: огромное грозовое облако, идущее на город. Думаю, ее могли бы воплотить и в современном кино, просто на более высоком уровне. Формы в принципе устаревать не могут, устаревает стилистика.

Если взять маленький кораблик, у создателей наверняка стояла задача сделать его враждебным, опасным — вот почему он напоминает насекомое. Вообще это интересный момент: в 60−70-х инопланетные технологии были больше похожи на земные, потому что с выходом в космос люди поверили, что будущее уже наступило, а значит, представители высокоразвитых цивилизаций летают на примерно таких же ракетах, что и мы. Представить себе такое сейчас невозможно. Поэтому чем ближе к нашему времени, тем больше в облике НЛО нечеловеческих, зооморфных черт.

«Пятый элемент»

Люк Бессон, 1997

По сравнению с «Днем независимости» геометрия стала сложнее, интереснее — то ли редиска, то ли кокон, из которого должно вылупиться огромное насекомое. Здесь тоже есть биоморфные черты: иллюминаторы похожи на глаза паука, нижняя часть — на хвост скорпиона. Такое ощущение, что приземляться эта перевернутая пирамида не собирается. Вообще, если смотреть на этот объект с точки зрения промышленного дизайна, возникает масса вопросов: как он садится, как дозаправляется, как экипаж попадает внутрь? Правда, перед авторами таких задач, скорее всего, не стояло — наоборот, чем больше загадок, тем лучше.

«Война миров»

Стивен Спилберг, 2005

Треножник мне нравится, он классный! В профиль машина напоминает живое существо с головой и тазом, а спереди похожа то ли на очень современный самолет, то ли на концептуальный автомобиль (в начале 2000-х российский дизайнер Владимир Пирожков сделал похожий концепт-кар для «Тойоты»). У нее логичная конструкция: три ноги — значит, не будет качаться; пальцы на ногах помогают передвигаться по ненадежному грунту. Цветовая гамма, представляющая собой градации серого, — абсолютно беспроигрышный вариант. Вот такая машина может появиться и в сегодняшнем кино — наверное, из-за сходства с самолетами; скажем, самолеты 70-х смотрятся актуально по сей день.

«Район № 9»

Нил Бломкамп, 2009

Здесь нет космических деталей, которым мы могли бы удивиться, это вариации на тему обычного индустриального пейзажа. Если мы возьмем какой-нибудь Киришский нефтеперерабатывающий завод и перевернем, получится как раз этот корабль. В отличие от предыдущих объектов он явно не новый, на нем видны заплатки. Есть такой отечественный художник Алексей Андреев, который вписывает понятные советские образы в необычную обстановку — например, заставляет взлетать электрички. Здесь мы видим нечто похожее. Думаю, была задача очеловечить инопланетян, приблизить их к зрителю.

«Трансформеры: Эпоха истребления»

Майкл Бэй, 2014

А это свежий, 2010-х годов, да? Сразу хочется провести параллель с автомобилями Lamborghini: в 2000-х они были гладкими, хоть и немного рифлеными, а в последних концептах поверхность очень сложная. Чтобы появился такой тренд, должны были продвинуться и технологии проектирования, и технологии производства. Где были бы все эти идеи, если бы производители не могли гнуть металл с радиусом в один миллиметр и спекать карбон в ломаной форме так, чтобы он сохранял свою жесткость?

Если мы вернемся к кораблю, создание такой компьютерной модели тоже невозможно без продвинутых технологий. Это очень качественная работа, у нее есть и свой образ, и своя невероятно хитрая конструкция. Что? В фильме его используют как тюрьму? Похоже скорее на суперкар или на крепость. Хотя вряд ли космический корабль можно сделать похожим на земную тюрьму: не решетки же на нем ставить.

«Прибытие»

Дени Вильнёв, 2016

Этот корабль в своей простоте ушел гораздо дальше, чем айфон: по сути, это металлическое мыло. Если бы нечто подобное появилось в российском фильме, думаю, это был бы провал, и вот почему. В сложном объекте легче прятать недостатки, он будет внушать уважение, даже если вы промахнетесь с освещением и пропорциями. Намного сложнее выбрать элементарную форму и заставить нас поверить, что это космический корабль. Нужно выставить правильный свет, выбрать правильную текстуру, правильно позиционировать модель на комбинированных съемках. Здесь это получилось. Выглядит очень убедительно: ясно, что объект огромный и что он из будущего. В профиль эта форма похожа на разрез крыла самолета, у которого верхняя огибающая длиннее, чем нижняя, и поэтому зритель верит, что такая штука может летать.

«Притяжение»

Федор Бондарчук, 2017

Я вижу «Звезду смерти» с несколько измененным дизайном. Нормальная работа, не вызывающая отторжения, но без новаторства, без души. Корабль не выглядит загадочным, как в «Прибытии», не поражает своей сложностью, трудоемкостью, как в «Трансформерах». Кольца — настолько заезженный прием, что в XXI веке его стыдно использовать. Ну да, похоже на атом, но все равно это не слишком футуристичный образ. Спереди и сзади объект выглядит одинаково — кажется, что авторы банально сэкономили на графике. Наверняка на спецэффекты было потрачено много времени, но было бы намного лучше, если бы на старте проекта больше внимания уделили концепции.


фотографии: обложка – Sony Pictures, 1 – Columbia Pictures, 2 – Universal Pictures/Amblin Entertainment, 3 – 20th Century Fox/Centropolis Entertainment, 4 – Gaumont, 5 – Paramount Pictures, 6 – BVSPR, 7 – Централ Партнершип, 8 – WDSSPR, 9 – Sony Pictures

Share
скопировать ссылку

Тэги

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Акция в поддержку Алексея Навального

За 14 дней, неделю или сутки: За сколько нужно бронировать столик в популярные рестораны Москвы

Как выглядит центр Петербурга перед протестной акцией, которую анонсировали сторонники Навального

«Русская смерть», Сироткин, оскаровские фильмы и другие планы на эту неделю

Микродермалы, трагус и боль: Все, что нужно знать о пирсинге, прежде чем идти в салон

Первая полоса

Акция в поддержку Алексея Навального
Акция в поддержку Алексея Навального Возможно, последняя перед признанием ФБК экстремистами
Акция в поддержку Алексея Навального

Акция в поддержку Алексея Навального
Возможно, последняя перед признанием ФБК экстремистами

За 14 дней, неделю или сутки: За сколько нужно бронировать столик в популярные рестораны Москвы
За 14 дней, неделю или сутки: За сколько нужно бронировать столик в популярные рестораны Москвы Примета времени — очереди повсюду
За 14 дней, неделю или сутки: За сколько нужно бронировать столик в популярные рестораны Москвы

За 14 дней, неделю или сутки: За сколько нужно бронировать столик в популярные рестораны Москвы
Примета времени — очереди повсюду

Как выглядит центр Петербурга перед протестной акцией, которую анонсировали сторонники Навального
Как выглядит центр Петербурга перед протестной акцией, которую анонсировали сторонники Навального
Как выглядит центр Петербурга перед протестной акцией, которую анонсировали сторонники Навального

Как выглядит центр Петербурга перед протестной акцией, которую анонсировали сторонники Навального

«Русская смерть», Сироткин, оскаровские фильмы и другие планы на эту неделю
«Русская смерть», Сироткин, оскаровские фильмы и другие планы на эту неделю
«Русская смерть», Сироткин, оскаровские фильмы и другие планы на эту неделю

«Русская смерть», Сироткин, оскаровские фильмы и другие планы на эту неделю

Микродермалы, трагус и боль: Все, что нужно знать о пирсинге, прежде чем идти в салон
Микродермалы, трагус и боль: Все, что нужно знать о пирсинге, прежде чем идти в салон
Микродермалы, трагус и боль: Все, что нужно знать о пирсинге, прежде чем идти в салон

Микродермалы, трагус и боль: Все, что нужно знать о пирсинге, прежде чем идти в салон

Как заботиться о позвоночнике и суставах в 20, чтобы потом не было больно
Как заботиться о позвоночнике и суставах в 20, чтобы потом не было больно Диета, нагрузки, массаж и другие рекомендации врачей
Как заботиться о позвоночнике и суставах в 20, чтобы потом не было больно

Как заботиться о позвоночнике и суставах в 20, чтобы потом не было больно
Диета, нагрузки, массаж и другие рекомендации врачей

Оформить судебную доверенность
Оформить судебную доверенность Чтобы родственники и друзья могли попасть к вам в суд и в спецприемник
Оформить судебную доверенность

Оформить судебную доверенность
Чтобы родственники и друзья могли попасть к вам в суд и в спецприемник

Зеленый сезон: 8 рецептов небанальных, но простых салатов
Зеленый сезон: 8 рецептов небанальных, но простых салатов
Зеленый сезон: 8 рецептов небанальных, но простых салатов

Зеленый сезон: 8 рецептов небанальных, но простых салатов

Сколько стоит жизнь в Абхазии
Сколько стоит жизнь в Абхазии Квартиры только для местных, маршрутка из Сухума в Гагру и бюджетный кофе на песке
Сколько стоит жизнь в Абхазии

Сколько стоит жизнь в Абхазии
Квартиры только для местных, маршрутка из Сухума в Гагру и бюджетный кофе на песке

Что такое pasta fresca (или домашняя паста)? А pasta secca? Большой гид по пасте
Что такое pasta fresca (или домашняя паста)? А pasta secca? Большой гид по пасте
Что такое pasta fresca (или домашняя паста)? А pasta secca? Большой гид по пасте

Что такое pasta fresca (или домашняя паста)? А pasta secca? Большой гид по пасте

Как справиться с тревогой
Как справиться с тревогой Несколько действенных техник из когнитивной терапии
Как справиться с тревогой

Как справиться с тревогой
Несколько действенных техник из когнитивной терапии

Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»
Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского» Говорим об аскезе, сплетнях, музыкальных крашах и реставрации города
Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»

Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»
Говорим об аскезе, сплетнях, музыкальных крашах и реставрации города

Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям
Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям Говорим о репетициях до первой крови, Radiohead и благотворительности
Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям

Гуляем с Никитой Кукушкиным по Патрикам и окрестностям
Говорим о репетициях до первой крови, Radiohead и благотворительности

Как выбрать уход за кожей по сезону
Как выбрать уход за кожей по сезону И как на ее состояние влияет менструальный цикл
Как выбрать уход за кожей по сезону

Как выбрать уход за кожей по сезону
И как на ее состояние влияет менструальный цикл

Новый альбом Энди Стотта, «Отец» с Энтони Хопкинсом и книга «Как я разлюбил дизайн»
Новый альбом Энди Стотта, «Отец» с Энтони Хопкинсом и книга «Как я разлюбил дизайн» Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас
Новый альбом Энди Стотта, «Отец» с Энтони Хопкинсом и книга «Как я разлюбил дизайн»

Новый альбом Энди Стотта, «Отец» с Энтони Хопкинсом и книга «Как я разлюбил дизайн»
Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас

«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники»
«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники» Как среди ужасов войны отыскать надежду
«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники»

«Мертвые — это неприятно, но это не страшно»: Выставка Виктории Ивлевой «Африканские дневники»
Как среди ужасов войны отыскать надежду

В книжном магазине, на заводе и в спальном районе: Три новых магазина винила в Москве
В книжном магазине, на заводе и в спальном районе: Три новых магазина винила в Москве «Во весь голос», Stoprobot и «Это винил»
В книжном магазине, на заводе и в спальном районе: Три новых магазина винила в Москве

В книжном магазине, на заводе и в спальном районе: Три новых магазина винила в Москве
«Во весь голос», Stoprobot и «Это винил»

Кофейня и красивый ресторан в кинотеатре «Художественный», суши-бар на Страстном и шведский стол на «Стрелке»
Кофейня и красивый ресторан в кинотеатре «Художественный», суши-бар на Страстном и шведский стол на «Стрелке»
Кофейня и красивый ресторан в кинотеатре «Художественный», суши-бар на Страстном и шведский стол на «Стрелке»

Кофейня и красивый ресторан в кинотеатре «Художественный», суши-бар на Страстном и шведский стол на «Стрелке»

Мифы и факты о воде
Промо
Мифы и факты о воде Откуда в ней лекарства, как бороться с примесями и что не так с городским водопроводом
Мифы и факты о воде
Промо

Мифы и факты о воде
Откуда в ней лекарства, как бороться с примесями и что не так с городским водопроводом

Специалистка по детскому сну Юлия Доманова — о ночных пробуждениях, укачивании и совместном сне
Специалистка по детскому сну Юлия Доманова — о ночных пробуждениях, укачивании и совместном сне
Специалистка по детскому сну Юлия Доманова — о ночных пробуждениях, укачивании и совместном сне

Специалистка по детскому сну Юлия Доманова — о ночных пробуждениях, укачивании и совместном сне

Подпишитесь на рассылку