19 января, среда
Москва
Войти

Дизайнер оценивает НЛО из фильмов Почему инопланетные корабли выглядят так, а не иначе

Дизайнер оценивает НЛО из фильмов

После премьеры «Притяжения» Федора Бондарчука — первого российского фильма о вторжении пришельцев — редакция задумалась, как должно выглядеть НЛО, чтобы зрители поверили в его внеземное происхождение. Промышленный дизайнер Дмитрий Мареев — креативный директор петербургской студии Forma — рассказал The Village, как создатели кинофантастики придавали инопланетным кораблям футуристичный вид в соответствии со стилистикой своей эпохи.

Дмитрий Мареев

креативный директор студии Forma

«Близкие контакты третьей степени»

Стивен Спилберг, 1977

Если это 70-е, перед нами точно макет, и здесь действуют законы макетостроения. А макет выглядит хорошо, когда в нем много деталей. Это как раз тот случай: проделана большая, качественная работа. Картинку хочется долго рассматривать. Какие образы здесь можно увидеть? Во-первых, это небоскребы будущего, что-то вроде открыток из Нью-Йорка, при этом они находятся не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной. Во-вторых, это стрелы или иглы, благодаря которым корабль выглядит опасным. Некоторые детали напоминают башню танка Т-72. В целом это хороший представитель своего времени, он еще не до конца устарел, но назвать его суперсовременным нельзя.

«Инопланетянин»

Стивен Спилберг, 1982

Обратите внимание на верхушку — это же шляпа волшебника! Уверен, это неслучайно сделано. Если на фото закрыть ее пальцем, у корабля пропадет характер — получится просто шарик. Именно эта деталь добавляет волшебства. Плюс из-под нее выглядывает милый огонек.

Здесь использованы более округлые поверхности: наверное, чтобы детей не напугать. В 1980-х это должно было восприниматься как ретростилистика, отсылающая к 20−30-м годам: примерно так выглядели экспериментальные автомобили тех лет и первые реактивные самолеты. Обшивка корабля состоит из кусочков — это точно не технологии будущего, наоборот что-то теплое и ламповое. Зато понятна механика: очевидно, что двигатели выдвигаются из лючков. Авторам удалось показать, как корабль выглядит в космической среде и как — на твердой поверхности.

«День независимости»

Роланд Эммерих, 1996

Это компьютерные модели с простейшей геометрией и сложными текстурами. Думаю, форма выбрана для оптимизации расчетов. Большой корабль выглядит слишком простым: любой школьник, владеющий программой 3ds Max, сможет его сделать за недельку-другую. Хотя идея интересная: огромное грозовое облако, идущее на город. Думаю, ее могли бы воплотить и в современном кино, просто на более высоком уровне. Формы в принципе устаревать не могут, устаревает стилистика.

Если взять маленький кораблик, у создателей наверняка стояла задача сделать его враждебным, опасным — вот почему он напоминает насекомое. Вообще это интересный момент: в 60−70-х инопланетные технологии были больше похожи на земные, потому что с выходом в космос люди поверили, что будущее уже наступило, а значит, представители высокоразвитых цивилизаций летают на примерно таких же ракетах, что и мы. Представить себе такое сейчас невозможно. Поэтому чем ближе к нашему времени, тем больше в облике НЛО нечеловеческих, зооморфных черт.

«Пятый элемент»

Люк Бессон, 1997

По сравнению с «Днем независимости» геометрия стала сложнее, интереснее — то ли редиска, то ли кокон, из которого должно вылупиться огромное насекомое. Здесь тоже есть биоморфные черты: иллюминаторы похожи на глаза паука, нижняя часть — на хвост скорпиона. Такое ощущение, что приземляться эта перевернутая пирамида не собирается. Вообще, если смотреть на этот объект с точки зрения промышленного дизайна, возникает масса вопросов: как он садится, как дозаправляется, как экипаж попадает внутрь? Правда, перед авторами таких задач, скорее всего, не стояло — наоборот, чем больше загадок, тем лучше.

«Война миров»

Стивен Спилберг, 2005

Треножник мне нравится, он классный! В профиль машина напоминает живое существо с головой и тазом, а спереди похожа то ли на очень современный самолет, то ли на концептуальный автомобиль (в начале 2000-х российский дизайнер Владимир Пирожков сделал похожий концепт-кар для «Тойоты»). У нее логичная конструкция: три ноги — значит, не будет качаться; пальцы на ногах помогают передвигаться по ненадежному грунту. Цветовая гамма, представляющая собой градации серого, — абсолютно беспроигрышный вариант. Вот такая машина может появиться и в сегодняшнем кино — наверное, из-за сходства с самолетами; скажем, самолеты 70-х смотрятся актуально по сей день.

«Район № 9»

Нил Бломкамп, 2009

Здесь нет космических деталей, которым мы могли бы удивиться, это вариации на тему обычного индустриального пейзажа. Если мы возьмем какой-нибудь Киришский нефтеперерабатывающий завод и перевернем, получится как раз этот корабль. В отличие от предыдущих объектов он явно не новый, на нем видны заплатки. Есть такой отечественный художник Алексей Андреев, который вписывает понятные советские образы в необычную обстановку — например, заставляет взлетать электрички. Здесь мы видим нечто похожее. Думаю, была задача очеловечить инопланетян, приблизить их к зрителю.

«Трансформеры: Эпоха истребления»

Майкл Бэй, 2014

А это свежий, 2010-х годов, да? Сразу хочется провести параллель с автомобилями Lamborghini: в 2000-х они были гладкими, хоть и немного рифлеными, а в последних концептах поверхность очень сложная. Чтобы появился такой тренд, должны были продвинуться и технологии проектирования, и технологии производства. Где были бы все эти идеи, если бы производители не могли гнуть металл с радиусом в один миллиметр и спекать карбон в ломаной форме так, чтобы он сохранял свою жесткость?

Если мы вернемся к кораблю, создание такой компьютерной модели тоже невозможно без продвинутых технологий. Это очень качественная работа, у нее есть и свой образ, и своя невероятно хитрая конструкция. Что? В фильме его используют как тюрьму? Похоже скорее на суперкар или на крепость. Хотя вряд ли космический корабль можно сделать похожим на земную тюрьму: не решетки же на нем ставить.

«Прибытие»

Дени Вильнёв, 2016

Этот корабль в своей простоте ушел гораздо дальше, чем айфон: по сути, это металлическое мыло. Если бы нечто подобное появилось в российском фильме, думаю, это был бы провал, и вот почему. В сложном объекте легче прятать недостатки, он будет внушать уважение, даже если вы промахнетесь с освещением и пропорциями. Намного сложнее выбрать элементарную форму и заставить нас поверить, что это космический корабль. Нужно выставить правильный свет, выбрать правильную текстуру, правильно позиционировать модель на комбинированных съемках. Здесь это получилось. Выглядит очень убедительно: ясно, что объект огромный и что он из будущего. В профиль эта форма похожа на разрез крыла самолета, у которого верхняя огибающая длиннее, чем нижняя, и поэтому зритель верит, что такая штука может летать.

«Притяжение»

Федор Бондарчук, 2017

Я вижу «Звезду смерти» с несколько измененным дизайном. Нормальная работа, не вызывающая отторжения, но без новаторства, без души. Корабль не выглядит загадочным, как в «Прибытии», не поражает своей сложностью, трудоемкостью, как в «Трансформерах». Кольца — настолько заезженный прием, что в XXI веке его стыдно использовать. Ну да, похоже на атом, но все равно это не слишком футуристичный образ. Спереди и сзади объект выглядит одинаково — кажется, что авторы банально сэкономили на графике. Наверняка на спецэффекты было потрачено много времени, но было бы намного лучше, если бы на старте проекта больше внимания уделили концепции.


фотографии: обложка – Sony Pictures, 1 – Columbia Pictures, 2 – Universal Pictures/Amblin Entertainment, 3 – 20th Century Fox/Centropolis Entertainment, 4 – Gaumont, 5 – Paramount Pictures, 6 – BVSPR, 7 – Централ Партнершип, 8 – WDSSPR, 9 – Sony Pictures

Share
скопировать ссылку

Тэги

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду

Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»

Первая полоса

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина
Чем заняться в Москве с 14 по 23 января

Чем заняться в Москве с 14 по 23 января
Выставка про Цоя, фестиваль экспериментальной электроники и дегустация отечественного вина

Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом
Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом
Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом

Скорее всего, вы пьете не настоящий матча. Как цветной напиток стал великим московским обманом

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Составили список таких стран

Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду
Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду
Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду

Чайная пара, кружки и целый сервиз: Где покупать красивую посуду

Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»
Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце» Алиса Таёжная — о главном фильме этой зимы
Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»

Как Пол Томас Андерсон переосмыслил жанр подростковой драмы в «Лакричной пицце»
Алиса Таёжная — о главном фильме этой зимы

«Спасите мою душу»:
С чем боролись художники, создавая свои работы
Спецпроект
«Спасите мою душу»: С чем боролись художники, создавая свои работы
«Спасите мою душу»:
С чем боролись художники, создавая свои работы
Спецпроект

«Спасите мою душу»: С чем боролись художники, создавая свои работы

Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом
Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом
Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом

Кто такие охотники за северным сиянием и как его увидеть под Петербургом

Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса
Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса Выяснили, стоит ли судиться в такой ситуации
Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса

Монеточка обвинила Mash в раскрытии ее московского адреса
Выяснили, стоит ли судиться в такой ситуации

«Пять гребаных лет за говно»
«Пять гребаных лет за говно» Что пишут в соцсетях про уголовное дело против автора инсталляции в виде какашки
«Пять гребаных лет за говно»

«Пять гребаных лет за говно»
Что пишут в соцсетях про уголовное дело против автора инсталляции в виде какашки

Как обсуждать повышение зарплаты
Как обсуждать повышение зарплаты Чтобы не поссориться с начальником и добиться своего
Как обсуждать повышение зарплаты

Как обсуждать повышение зарплаты
Чтобы не поссориться с начальником и добиться своего

Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар
Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар
Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар

Внутреннее море, футуризм и современное искусство: Зачем ехать в Катар

В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок
Спецпроект
В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок
В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок
Спецпроект

В моменте или в инстаграме? Как изменилось наше отношение к фотографиям с вечеринок

Ограничивать время в соцсетях
Ограничивать время в соцсетях Чтобы больше успевать и сохранять душевное равновесие
Ограничивать время в соцсетях

Ограничивать время в соцсетях
Чтобы больше успевать и сохранять душевное равновесие

Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты
Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты
Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты

Почему не стоит думать, что заводить полезные знакомства могут только экстраверты

Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»
Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»
Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»

Место для шага назад: Что можно узнать о Цое из выставки-байопика «Виктор Цой. Путь героя» в «Манеже»

Загадки Центрального телеграфа
Спецпроект
Загадки Центрального телеграфа От главного пункта связи страны до праздничной иллюминации
Загадки Центрального телеграфа
Спецпроект

Загадки Центрального телеграфа
От главного пункта связи страны до праздничной иллюминации

«Орнитология», Макбет и книга про лес
«Орнитология», Макбет и книга про лес Что слушать, смотреть и читать на выходных
«Орнитология», Макбет и книга про лес

«Орнитология», Макбет и книга про лес
Что слушать, смотреть и читать на выходных

Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs
Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs
Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs

Дорогой аудиодневник: Чем хорош «Caprisongs» — на первый взгляд необязательный микстейп FKA Twigs

Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности
Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности
Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности

Код курьера: Зачем компании за свой счет переучивают таксистов, кладовщиков и доставщиков на IT-специальности

Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»
Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»
Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»

Драки под Чайковского и опиум в православном кресте: Что происходит в фильме «King’s Man: Начало»

Подпишитесь на рассылку