22 сентября, вторник
Москва
Войти

Дизайнер оценивает НЛО из фильмов Почему инопланетные корабли выглядят так, а не иначе

Дизайнер оценивает НЛО из фильмов

После премьеры «Притяжения» Федора Бондарчука — первого российского фильма о вторжении пришельцев — редакция задумалась, как должно выглядеть НЛО, чтобы зрители поверили в его внеземное происхождение. Промышленный дизайнер Дмитрий Мареев — креативный директор петербургской студии Forma — рассказал The Village, как создатели кинофантастики придавали инопланетным кораблям футуристичный вид в соответствии со стилистикой своей эпохи.

Дмитрий Мареев

креативный директор студии Forma

«Близкие контакты третьей степени»

Стивен Спилберг, 1977

Если это 70-е, перед нами точно макет, и здесь действуют законы макетостроения. А макет выглядит хорошо, когда в нем много деталей. Это как раз тот случай: проделана большая, качественная работа. Картинку хочется долго рассматривать. Какие образы здесь можно увидеть? Во-первых, это небоскребы будущего, что-то вроде открыток из Нью-Йорка, при этом они находятся не только в вертикальной плоскости, но и в горизонтальной. Во-вторых, это стрелы или иглы, благодаря которым корабль выглядит опасным. Некоторые детали напоминают башню танка Т-72. В целом это хороший представитель своего времени, он еще не до конца устарел, но назвать его суперсовременным нельзя.

«Инопланетянин»

Стивен Спилберг, 1982

Обратите внимание на верхушку — это же шляпа волшебника! Уверен, это неслучайно сделано. Если на фото закрыть ее пальцем, у корабля пропадет характер — получится просто шарик. Именно эта деталь добавляет волшебства. Плюс из-под нее выглядывает милый огонек.

Здесь использованы более округлые поверхности: наверное, чтобы детей не напугать. В 1980-х это должно было восприниматься как ретростилистика, отсылающая к 20−30-м годам: примерно так выглядели экспериментальные автомобили тех лет и первые реактивные самолеты. Обшивка корабля состоит из кусочков — это точно не технологии будущего, наоборот что-то теплое и ламповое. Зато понятна механика: очевидно, что двигатели выдвигаются из лючков. Авторам удалось показать, как корабль выглядит в космической среде и как — на твердой поверхности.

«День независимости»

Роланд Эммерих, 1996

Это компьютерные модели с простейшей геометрией и сложными текстурами. Думаю, форма выбрана для оптимизации расчетов. Большой корабль выглядит слишком простым: любой школьник, владеющий программой 3ds Max, сможет его сделать за недельку-другую. Хотя идея интересная: огромное грозовое облако, идущее на город. Думаю, ее могли бы воплотить и в современном кино, просто на более высоком уровне. Формы в принципе устаревать не могут, устаревает стилистика.

Если взять маленький кораблик, у создателей наверняка стояла задача сделать его враждебным, опасным — вот почему он напоминает насекомое. Вообще это интересный момент: в 60−70-х инопланетные технологии были больше похожи на земные, потому что с выходом в космос люди поверили, что будущее уже наступило, а значит, представители высокоразвитых цивилизаций летают на примерно таких же ракетах, что и мы. Представить себе такое сейчас невозможно. Поэтому чем ближе к нашему времени, тем больше в облике НЛО нечеловеческих, зооморфных черт.

«Пятый элемент»

Люк Бессон, 1997

По сравнению с «Днем независимости» геометрия стала сложнее, интереснее — то ли редиска, то ли кокон, из которого должно вылупиться огромное насекомое. Здесь тоже есть биоморфные черты: иллюминаторы похожи на глаза паука, нижняя часть — на хвост скорпиона. Такое ощущение, что приземляться эта перевернутая пирамида не собирается. Вообще, если смотреть на этот объект с точки зрения промышленного дизайна, возникает масса вопросов: как он садится, как дозаправляется, как экипаж попадает внутрь? Правда, перед авторами таких задач, скорее всего, не стояло — наоборот, чем больше загадок, тем лучше.

«Война миров»

Стивен Спилберг, 2005

Треножник мне нравится, он классный! В профиль машина напоминает живое существо с головой и тазом, а спереди похожа то ли на очень современный самолет, то ли на концептуальный автомобиль (в начале 2000-х российский дизайнер Владимир Пирожков сделал похожий концепт-кар для «Тойоты»). У нее логичная конструкция: три ноги — значит, не будет качаться; пальцы на ногах помогают передвигаться по ненадежному грунту. Цветовая гамма, представляющая собой градации серого, — абсолютно беспроигрышный вариант. Вот такая машина может появиться и в сегодняшнем кино — наверное, из-за сходства с самолетами; скажем, самолеты 70-х смотрятся актуально по сей день.

«Район № 9»

Нил Бломкамп, 2009

Здесь нет космических деталей, которым мы могли бы удивиться, это вариации на тему обычного индустриального пейзажа. Если мы возьмем какой-нибудь Киришский нефтеперерабатывающий завод и перевернем, получится как раз этот корабль. В отличие от предыдущих объектов он явно не новый, на нем видны заплатки. Есть такой отечественный художник Алексей Андреев, который вписывает понятные советские образы в необычную обстановку — например, заставляет взлетать электрички. Здесь мы видим нечто похожее. Думаю, была задача очеловечить инопланетян, приблизить их к зрителю.

«Трансформеры: Эпоха истребления»

Майкл Бэй, 2014

А это свежий, 2010-х годов, да? Сразу хочется провести параллель с автомобилями Lamborghini: в 2000-х они были гладкими, хоть и немного рифлеными, а в последних концептах поверхность очень сложная. Чтобы появился такой тренд, должны были продвинуться и технологии проектирования, и технологии производства. Где были бы все эти идеи, если бы производители не могли гнуть металл с радиусом в один миллиметр и спекать карбон в ломаной форме так, чтобы он сохранял свою жесткость?

Если мы вернемся к кораблю, создание такой компьютерной модели тоже невозможно без продвинутых технологий. Это очень качественная работа, у нее есть и свой образ, и своя невероятно хитрая конструкция. Что? В фильме его используют как тюрьму? Похоже скорее на суперкар или на крепость. Хотя вряд ли космический корабль можно сделать похожим на земную тюрьму: не решетки же на нем ставить.

«Прибытие»

Дени Вильнёв, 2016

Этот корабль в своей простоте ушел гораздо дальше, чем айфон: по сути, это металлическое мыло. Если бы нечто подобное появилось в российском фильме, думаю, это был бы провал, и вот почему. В сложном объекте легче прятать недостатки, он будет внушать уважение, даже если вы промахнетесь с освещением и пропорциями. Намного сложнее выбрать элементарную форму и заставить нас поверить, что это космический корабль. Нужно выставить правильный свет, выбрать правильную текстуру, правильно позиционировать модель на комбинированных съемках. Здесь это получилось. Выглядит очень убедительно: ясно, что объект огромный и что он из будущего. В профиль эта форма похожа на разрез крыла самолета, у которого верхняя огибающая длиннее, чем нижняя, и поэтому зритель верит, что такая штука может летать.

«Притяжение»

Федор Бондарчук, 2017

Я вижу «Звезду смерти» с несколько измененным дизайном. Нормальная работа, не вызывающая отторжения, но без новаторства, без души. Корабль не выглядит загадочным, как в «Прибытии», не поражает своей сложностью, трудоемкостью, как в «Трансформерах». Кольца — настолько заезженный прием, что в XXI веке его стыдно использовать. Ну да, похоже на атом, но все равно это не слишком футуристичный образ. Спереди и сзади объект выглядит одинаково — кажется, что авторы банально сэкономили на графике. Наверняка на спецэффекты было потрачено много времени, но было бы намного лучше, если бы на старте проекта больше внимания уделили концепции.


фотографии: обложка – Sony Pictures, 1 – Columbia Pictures, 2 – Universal Pictures/Amblin Entertainment, 3 – 20th Century Fox/Centropolis Entertainment, 4 – Gaumont, 5 – Paramount Pictures, 6 – BVSPR, 7 – Централ Партнершип, 8 – WDSSPR, 9 – Sony Pictures

Share
8
скопировать ссылку

Комментарии

8 комментариев
Показать все

Кого? Неопознанные объекты? Да бросьте =)

Тэги

Люди

Прочее

Новое и лучшее

«Я потерял обоих родителей в пандемию»

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»

Первая полоса

«Я потерял обоих родителей в пандемию»
Личный опыт

«Я потерял обоих родителей в пандемию»История о беспомощности человека в медицинской системе

«Я потерял обоих родителей в пандемию»
Личный опыт

«Я потерял обоих родителей в пандемию» История о беспомощности человека в медицинской системе

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки
Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно!
Рецепты шефов

Как полюбить кашу? Приготовить ее правильно! 8 рецептов манной, пшенной, гречневой и овсянки

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животныхЧтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах
Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных
Будущее

Как российские айтишницы придумали умную переноску для животных Чтобы упитанные коты и большие собаки могли безопасно летать на самолетах

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)
Косметика

От похмелья, для ягодиц и бандажная: Маски для всех частей тела (и лица)

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например
Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме»
Гид The Village

Артхаус с европейских фестивалей: Что смотреть на «Панораме» Израильский медиатриллер и корейская трагикомедия, например

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба
Продукты

Шоколад Mojo Cacao со вкусом бананового хлеба

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений
Гид The Village

«Оябун», «Коленки пчелы» и «Сюси-Пуси»: рестораторы — о названиях своих заведений

«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа
«Мне повезло, что я остался без работы»Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности
«Мне повезло, что я остался без работы»
Работа

«Мне повезло, что я остался без работы» Когда вслед за увольнением в пандемию пришли новые возможности

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Золотые кроссовки Reebok Classic Leather
Покупка недели

Золотые кроссовки Reebok Classic Leather

Главные книги осени
Планы на сезон
Главные книги осениРоман о секте, нон-фикшн о мире для мужчин и почему дальше все будет только хуже
Главные книги осени
Планы на сезон

Главные книги осени Роман о секте, нон-фикшн о мире для мужчин и почему дальше все будет только хуже

«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
Книга недели
«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории
Книга недели

«Мифы о диетах»: Почему не нужно считать калории

«re:Марки»: 
Первый подкаст-путеводитель 
The Village и re:Store
СПЕЦПРОЕКТ
«re:Марки»: Первый подкаст-путеводитель The Village и re:StoreДля путешествий с комфортом
«re:Марки»: 
Первый подкаст-путеводитель 
The Village и re:Store
Спецпроекты
СПЕЦПРОЕКТ

«re:Марки»: Первый подкаст-путеводитель The Village и re:Store Для путешествий с комфортом

Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
ПРОМО
Глобальная удаленка: Как мы к ней привыклиИ как ищем работу по новым правилам
Глобальная удаленка:
Как мы к ней привыкли
Спецпроекты
ПРОМО

Глобальная удаленка: Как мы к ней привыкли И как ищем работу по новым правилам

Может ли гаджет быть универсальным
ПРОМО
Может ли гаджет быть универсальнымИ помогать с рабочими задачами и развлечениями сразу
Может ли гаджет быть универсальным
Спецпроекты
ПРОМО

Может ли гаджет быть универсальным И помогать с рабочими задачами и развлечениями сразу

Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)
Музыка
Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)На своем совместном альбоме «Снова возвращаюсь домой»
Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас)
Музыка

Как «Пасош» и «Увула» объединили Москву и Петербург (и всех нас) На своем совместном альбоме «Снова возвращаюсь домой»

Большой гид по Турции, которая вас удивит
Путешествия
Большой гид по Турции, которая вас удивитМарсианские пейзажи, яхтинг и бараньи кишки
Большой гид по Турции, которая вас удивит
Путешествия

Большой гид по Турции, которая вас удивит Марсианские пейзажи, яхтинг и бараньи кишки

Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Открытия недели
Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке
Открытия недели

Пиццерия в Большом Черкасском переулке, авторская кухня на Патриках, розе в Калашном и кафе в арке на Таганке

Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Гид The Village
Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед
Гид The Village

Холодает: Выбираем свитеры и водолазки на полгода вперед

Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря
Истории
Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеряИ куда теперь сдавать ненужные вещи
Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря
Истории

Свалить на другого: Почему проект «Свалка» раскололся на два враждующих лагеря И куда теперь сдавать ненужные вещи

Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга
Паттерн
Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга Муниципальный ЖЭК-арт: откуда он взялся и зачем нужен?
Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга
Паттерн

Бегемоты-полицейские и криповые чебурашки во дворах Петербурга Муниципальный ЖЭК-арт: откуда он взялся и зачем нужен?

Подпишитесь на рассылку