«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты Участники фестиваля «Боль» объясняют, может ли андеграунд в России быть прибыльным

«На лапшичку фо-бо денег не остается»: Как зарабатывают на жизнь российские музыканты

В субботу в Москве пройдет фестиваль «Боль» — главный ежегодный смотр российского андеграунда. В этом году организаторы не ограничились новой гитарной музыкой и позвали, кажется, вообще всех — шанс увидеть на одной (а точнее — нескольких) сцене техасского квир-ковбоя Lotic, вездесущего рэпера Хаски, мрачных екатеринбуржцев «4 позиции Бруно» и сладкоголосых «Мальбэк» вряд ли когда-нибудь еще выпадет.

Иллюстрации

Иван анненков

Бонусом к фестивалю идет небольшой, но колоритный скандал — отсутствие в лайнапе прошлогодних хедлайнеров группы «Буерак» промоутер Степан Казарьян объяснил «мелкими пакостями, оскорблениями, шантажом и нелепыми обвинениями» со стороны музыкантов, а те в ответ заявили, что Казарьян «набивает карманы чужими деньгами».

The Village решил выяснить, что же это за деньги и сколько вообще можно заработать андеграундной музыкой в России. Оказывается, очень по-разному — кто-то получает валютные гонорары за саундтрек для Netflix, кто-то прописывает в договоре гонорар в виде 295 пицц.

«Пасош»

Вообще с нашим гастрольным графиком зарабатывать на стороне очень сложно. Работает только часть группы. Петар (Петар Мартич — солист группы. — Прим. ред.) занимается другими музыкальными проектами, Гриша (барабанщик. — Прим. ред.) — звукорежиссер в баре, а наш гитарист Кирилл, кроме «Пасоша», ничем не занимается. Петар в жизни проработал всего полтора часа — работа не совпала с описанием вакансии, он сразу сказал: «Чуваки, мне пора». Кирилл полгода проработал в книжном магазине и большую часть времени хотел убить себя.


«Деньги с мерча во время гастролей мы используем как карманные расходы на наркотики, а бухло и шлюхи нам и так достаются бесплатно»


Денег в целом хватает. Мы можем себе позволить оплачивать аренду — Кирилл и Петар, например, снимают трехкомнатную квартиру в центре. Но доходы от музыки — это очень непостоянно, а описать среднюю выручку за месяц практически невозможно. Как правило, у групп есть два туровых сезона: осень и весна. Прошлой осенью мы отыграли городов 20, а в этом году, когда у нас будет тур в поддержку нового альбома, будет где-то 30 городов. Это прибыльные сезоны, но нужно понимать, что эти деньги должны идти на рост группы, а не тратиться за два-три месяца. Поэтому если ты не умеешь правильно обращаться с доходами, как мы, то окажешься в ситуации, где ты какое-то время шикуешь, а потом ешь гречку. На лапшичку фо-бо с таким раскладом точно не останется.

Первый альбом мы записали практически на коленке — что-то на репбазах, что-то бесплатно в университете у Гриши, что-то вообще дома. Бюджет этого альбома составил тысяч 20–30, деньги понадобились только на студию и для отдельной записи барабанов. Второй альбом стоил где-то 70–80 тысяч рублей. Новый альбом должен обойтись в 160 тысяч. Чем больше мы зарабатываем, тем больше и тратим на запись — не хочется записываться на калькуляторе, а все деньги оставлять на пиво.

Ровно год назад у нас был первый тур, который окупился, а полноценно существовать за счет музыки мы начали только в 2017 году. Самый большой гонорар у нас был на сольном концерте в «Москва-Холле» — 300 тысяч рублей. По регионам наш средний гонорар — 40–70 тысяч рублей плюс «дорожная доля». Мы по-олдскульному путешествуем в фургоне, поэтому организатор оплачивает бензин и жилье. Но за водителя, например, приходится платить из своего кармана, и вообще расходов у группы целая куча.

Недавно у нас случилась история: один небезызвестный московский промоутер, чье имя мы не хотим называть, позвал играть на своем фестивале, но оплатить наш гонорар — 60 тысяч — бюджет ему не позволил. В итоге мы договорились выступать за абонемент на 300 пицц (этот организатор связан с пиццерией, которая нам нравится). Мы составляли контракт: «организатор вправе заменить денежную выплату неденежным вознаграждением в размере 295 продуктов блюд итальянской кухни (пицца)». Пять мы уже съели — попросили авансом. Так как в РФ принято выплачивать процент с таких договоров, нам придется прислать в налоговую четыре пиццы.

Нужно понимать, что тур — это не всегда заработок, а иногда просто возможность показать себя. Например, первые гастроли обошлись нам в минус 50 тысяч рублей. Есть два стандартных способа договора: в первом случае ты получаешь процент от проданных билетов, второй вариант — фиксированный гонорар, иногда с оплатой переезда и жилья. Начинающим группам, как правило, предлагают только первый вариант, а более-менее успешным командам — фиксированное вознаграждение.

Хочется воспользоваться этой возможностью и дать совет тем, кто будет читать этот материал: надо иметь твердые договоренности, чтобы люди не имели возможности тебя кинуть. Очень важно всегда заранее проверять организатора на добросовестность и выбивать какой-то минимум, который хотя бы позволит вам вернуться обратно домой. К сожалению, многие люди безответственны и могут сказать: «Да, я обещал вам 15 тысяч, но пришло очень мало людей, поэтому держите, ребят, 3 тысячи. Я просто торчу Томми Кэшу 400 евро с прошлого концерта». И ты задумываешься: «Да, Томми Кэш классный парень, но с *** ли он ему торчит, а меня сливает?» Это потому, что Томми Кэш — грамотный чувак и заключил договор. Да, сейчас мы рисуем это жуткими красками, но через неприятные ситуации пройти необходимо любой группе. Обязательно будет такая ситуация, когда ты сидишь на вокзале без денег и тебе приходится брать один блинчик вместо двух. Это естественно, и это не значит, что все плохо. Есть много энтузиастов, которые организовывают концерты себе в убыток, вписывают к себе в квартиру и готовят тебе завтрак. Вообще в последний год многие группы позволяют себе тур на 15 городов — по стране появляются отдельные сцены. Раньше такого не было.

Мерч тоже приносит деньги — это очень важная статья доходов и гораздо более существенная штука, чем принято считать. Большинство русских групп пренебрежительно к этому относятся: делают маленькие тиражи, не следят за качеством, не развивают новые дизайны, не рекламируют свой товар — отсюда и соответствующие продажи. Мы заморачиваемся, делаем к каждому туру новые вещи: футболки, стикеры, кассеты. За осенний тур 2016 года мы продали 200 футболок, к следующему туру планируем подготовить 300–400 футболок плюс другие мерчевые предметы, потому что просто футболки — это скучно. Деньги с мерча во время гастролей мы используем как карманные расходы на наркотики, а бухло и шлюхи нам и так достаются бесплатно. За просмотры на YouTube, iTunes и стриминг мы получаем около 10 тысяч рублей в квартал.

Быть музыкантом в России, конечно, трудно. Бывает, что ты играешь шестой концерт подряд, гонорар за это выступление небольшой, ты дико устал, потом едешь на машине восемь часов до следующего города, и так три недели подряд. Но ты выходишь на сцену, отыгрываешь концерт и понимаешь, что это того стоит — это настоящий энергетический обмен с людьми, которые пришли. Ради этого можно пройти через что угодно. Но делать музыку в России становится легче — появляется больше фестивалей для групп нашего формата, больше промоутеров, которые приголубят и нальют водочки. Сцена выросла за последние несколько лет — надеемся, что не без нашего скромного участия. Вообще музыкантом быть хорошо, если ты хочешь им быть, и плохо, если ты не хочешь им быть. Вне зависимости от того, куда ты поехал, сколько ты получил и из чего состоит твоя жизнь.

Слава КПСС

Как великий современный художник Александр Гоголев, я дал обет никогда не работать. Но работаю.

Первые деньги за свою музыкальную карьеру получил где-то год назад на гиге Боровика Ералаша. Нам дали спеть три песни, после чего Боровик лично подошел и на троих человек — всей моей группе — вручил 1 500 рублей. Было очень приятно, и я подумал: да, стоило написать 40 альбомов в составе группы «Ежемесячные», чтобы получить наконец-то какую-то отдачу. Эти 1 500 рублей для меня стали символом всего прекрасного, что есть в творческом человеке.

Больше всего доходов приносят ломбарды и доходные дома, поэтому если вы хотите заработать, то лучше не музыкой заниматься, а попытаться стать депутатом от какой-нибудь партии или попробовать проскользнуть в епархию. Музыкой люди должны заниматься не для того, чтобы получать за это дивиденды. Вообще было бы идеально, если бы за написание песен расстреливали. Тогда люди писали бы только честную и искреннюю музыку.

Больше всего мне заплатили за участие на веб-выставке — это была сумма с четырьмя нулями. Сумму больше чем с четырьмя нулями я никогда не получал. За мерч объединения «Антихайп» какие-то копеечки капают. 


«Больше всего доходов приносят ломбарды и доходные дома, поэтому если вы хотите заработать, то лучше не музыкой заниматься, а стать депутатом или попробовать проскользнуть в епархию»


Сложно ли быть в России музыкантом, я не знаю, потому что музыкантом в России я никогда не был. Мы делаем узко субкультурный рэп с кучей внутренних приколов. Судя по тому, что на наши концерты в Москве приходит большое количество людей, можно сказать, что аудитория расширилась и даже такой рэп для людей с извращенным чувством юмора и любителям всякого говна нужен, и теперь они могут найти друг друга и начать тусоваться вместе.

IC3PEAK

Мы занимаемся только музыкой. Проект IC3PEAK появился где-то три с половиной года назад, и уже через полгода мы поняли, что пора оставить работу, учебу и все остальное. Это было сознательное решение — лишить себя плана Б и начать посвящать все свое время музыке, которое мы приняли, когда у нас появился минимальный капитал. Сейчас у нас все получается, хоть и с переменным успехом.

Сначала все было очень сложно — у нас действительно почти не было денег. Помогло то, что мы начали делать мерч, когда нас еще не так часто звали выступать. Дело в том, что его в основном покупают за границей, а курс рубля на тот момент сыграл нам на руку. Вообще на Западе нас традиционно больше слушают, чем в России. Там, в Европе и Латинской Америке, сосредоточена, а точнее рассредоточена наша аудитория. Это связано с тем, что мы изначально начали развивать все площадки — не только «ВКонтакте», но и фейсбук с саундклаудом.


«Недавно мы выпустили самый дорогой клип — там мы сжигаем тачку. Пришлось искать самую дешевую машину на ходу, которую можно найти в Москве и Подмосковье. Нашли тачку за 15 тысяч рублей, с правами и всем необходимым»


Более-менее постоянный доход обеспечивают выступления. Средний гонорар за концерт — 20–50 тысяч рублей. Мы часто играем, поэтому жить на такие деньги можно. Стримы тоже приносят деньги, но небольшие — в районе 120–150 долларов в месяц. Еще наши альбомы и треки покупают на Bandcamp, и с этого тоже капает какая-то прибыль. Есть и другие источники дохода — например, недавно у нас купили права на трек для сериала Netflix. Название этого шоу нельзя раскрывать по контракту, но там, конечно, сумма посерьезнее.

Почти все клипы IC3PEAK мы сняли с минимальным бюджетом либо вообще без него. Они сделаны только за счет наших пота, крови, слез и времени людей, которые соглашаются с нами работать. Недавно мы выпустили самый дорогой клип — там мы сжигаем тачку. Пришлось искать самую дешевую машину на ходу, которую можно найти в Москве и Подмосковье. Нашли тачку за 15 тысяч рублей, с правами и всем необходимым. Конечно, было жалко сжигать «нашу ласточку», но это того стоило.

В России проще быть музыкантом, чем в США. После турне по Штатам у нас сложилось впечатление, что там сложно обеспечивать себя музыкой: жизнь там дороже, а гонорары меньше. Несмотря на наличие индустрии или благодаря этому, там больше конкуренция. Но если вернуться к вопросу о деньгах, то, конечно, быть музыкантом в России тяжело — индустрии тут нет, как, откровенно говоря, и аудитории. Многое приходится делать с нуля, особенно если занимаешься нишевой музыкой. У нашего общества такой менталитет: тебя воспринимают всерьез, только если ты зарабатываешь большие гонорары.

Но в последнее время становится проще. Люди объединяются, образуют отдельные сцены: появилась новая гитарная музыка, рэперы, электронные музыканты, техно-сцена. Круто, когда делаются мероприятия вроде фестиваля «Боль», которые эти сцены смешивают. Нам нравится такой формат, потому что можно послушать сразу все, а жанры в 2017 году становятся условностью.

Verbludes

Постоянно у нас работает только часть группы. Басистка Таня — в кофейне, а барабанщик Саша — в рекламном агентстве. Солист группы Антон и гитарист Андрей пытаются перебиваться на фрилансах — они ведут творческий образ жизни и не имеют возможности ходить в офис, потому что у них все слишком хаотично. Но с фрилансов много денег не заработаешь, если нет хорошей самоорганизации. В офисе в этом плане проще.

На музыке получается зарабатывать небольшие деньги, но они всегда уходят обратно в группу. Сейчас мы едем в тур, нужны средства — например, на аренду машины. Поэтому мы соглашаемся на все денежные мероприятия. Если у нас стоит в один день два концерта — один за деньги, другой — бесплатно, то мы, конечно, выберем первый вариант.


«Бывшая группа нашего солиста Антона отыграла на выставке одного влиятельного фотографа, приближенного к президенту, — его дочь оказалась их большой фанаткой. Было странно: под ритм плавно покачивала головой Ольга Свиблова»


Мы молодая группа, но музыкой занимаемся давно. У нас есть свои инструменты, но мы их переделываем, ломаем, чиним, а также платим аренду за репетиционную студию. На все это приходится откладывать деньги — частично с концертов, частично с работы. Надо понимать, что мы живем в России, и тут многие хорошие группы остаются без внимания. Возможно, нам было бы проще записывать мейнстримную музыку, например хип-хоп. Но это идеологический вопрос — нам хочется делать именно то, что мы любим, и продвигать свою историю, несмотря на то что она интересна меньшему количеству людей. Все мы слышали про мух, которые не могут ошибаться.

Деньги нам начали предлагать только несколько месяцев назад, до этого мы играли на чистом энтузиазме. Организаторы видят, что к нам приходит молодежь, мы собираем какие-то клубы, иногда даже под завязку. Интерес значительно возрос после того, как мы начали снимать клипы. Делаем их сами, без единой потраченной копейки — чистый DIY.

Больше всего денег мы зарабатываем, конечно, на вечеринках и выступлениях — это где-то 10–20 тысяч рублей за концерт. На втором месте идет мерч, мы им активно занимаемся, но денег он приносит не очень много. А на Bandcamp мы зарабатываем один доллар в несколько дней. Эти деньги мы не трогаем, даже не смотрим, что у нас там. Надо, кстати, с этим разобраться. У прошлой группы Антона OneGin Please самый большой гонорар составил 100 тысяч рублей за полтора часа выступления. Но это единичный случай, который он будет помнить до старости. Его группа отыграла на выставке одного влиятельного фотографа, приближенного к президенту, — его дочь оказалась их большой фанаткой. Было странно: под ритм плавно покачивала головой Ольга Свиблова.

Все, кто занимается андеграундом — это особый класс людей, которые более идеологично смотрят на мир. Они занимаются этим именно ради искусства, верят в свою идею, и это здорово. Быть музыкантом в России тяжело, но это лучше, чем просто быть чуваком и работать в офисе.

Lucidvox

У нас все работают: вокалистка Алина — в детском центре, басистка Аня занимается установкой экранов, Надя (барабанщица группы. — Прим. ред.) работает в концертном агентстве Connected, которое занимается в том числе и фестивалем «Боль», и совместно с Глашей (гитарстка. — Прим. ред.) делает зин «Сторона». Группа пока не приносит нам денег, не считая отдельных концертов.

Гонорары не окупают платы за репетиции, выпуск альбомов, сведение и все остальное. У нас свои инструменты, на которые мы долго копили, — это очень важно, потому что без своего оборудования — как без рук. На новый инвентарь нам не хватает — например, одна тарелка стоит 20 тысяч рублей. Мы всегда откладываем деньги на что-то совместное с гонораров (например, к «Боли» мы готовим особенное украшение сцены), но приходится добавлять и из личного бюджета. Есть заработок с Bandcamp и iTunes, но незначительный — раз в два месяца снимаем оттуда где-то пять тысяч рублей. Средний гонорар за концерт — 10–15 тысяч рублей. Когда сольник, то, конечно, больше.


«Стоит учесть, что у нас не самая простая для восприятия музыка. Наверное, условной „Пошлой Молли“ удается жить на концертные деньги»


Вначале мы просто хотели попробовать себя и как-то вообще не думали о том, что это может приносить какие-то деньги. Просто было радостно, что наше творчество в принципе оказалось кому-то интересно. Сейчас ощущения, что музыкой на жизнь не заработаешь никогда, уже нет, потому что с течением времени все становится более окупаемым, а также появился интерес за рубежом. Надеемся, что все еще впереди. Еще стоит учесть, что у нас не самая простая для восприятия музыка. Наверное, условной «Пошлой Молли» удается жить на концертные деньги.

На Западе, может быть, проще — например, в августе мы едем в Берлин, выступать на фестивале Pop-Kultur. Нам оплачивают всю дорогу и предложили хороший гонорар. С другой стороны, в апреле мы ездили на Tallinn Music Week, и нам ничего не заплатили. Хотя тут деньги не очень важны, мы скорее расцениваем такие поездки как шанс показать себя.

Арчанга

Я ничем не занимаюсь, кроме творчества, потому что понял: все остальное не приносит такого удовольствия. Но я не мейнстримный артист, чтобы покупать себе тачки или дома. Живу просто, потребности у меня скромные: не трачу много денег на еду, передвигаюсь на общественном транспорте. И живу в свое удовольствие. У меня был опыт офисной работы, но было и невыносимое ощущение того, что я должен заниматься чем-то совершенно другим. Деньги — другой вопрос. Возможно, если достаточно долго заниматься тем, что тебе нравится, то с опытом придет качество и возможность зарабатывать, но это не точно. Некоторых художников поняли только посмертно. Чтобы зарабатывать, время от времени я принимаю заказы на музыку для рекламы, работал с Yota и Vogue. Также у меня есть некоторые идеи по монетизации: например, думаю разобраться со стримами, делать уникальный мерч своими руками. Но больше всего денег сейчас приносят гонорары за концерты. Когда я перезапустил сольную карьеру под именем Арчанга, снова начал активно выступать в разных городах. Когда немного абстрагируешься от себя, сложно оценить свою музыку — как ее можно оценить, она ведь сама приходит? Но, абстрагировавшись от скромности, ты ставишь условия. Тут все зависит от ситуации: между подвальным дружеским концертом и спонсорской вечеринкой с алкоголем существует большая разница. Точные цифры называть не хочется — мы ведь не у Дудя все-таки. Есть свой кайф выступать у друзей на раздолбанном квартирнике, где твои песни десятилетней давности все знают наизусть, но острые ощущения можно получить и от выступления в гостинице Radisson. Время от времени нас с парнями приглашают на такие мероприятия — как «Копы в огне» (совместный проект Арчанги, SuperSonyc и Kotzi Brown, как и группа «Всигме». — Прим. ред.) или «Всигме», — и концерты получаются классными.


«Есть свой кайф выступать у друзей на раздолбанном квартирнике, где твои песни десятилетней давности все знают наизусть, но острые ощущения можно получить и от выступления в гостинице Radisson»


В России для музыкантов есть и плюсы, и минусы, причем это две стороны одной монеты. Тут очень мало самобытной музыки, потому что большинство людей ориентируются на конъюнктуру и просто копируют стиль. Как говорил Курехин, в музыке должно быть три составляющих: авангард, традиция и мейнстрим. Если все три компонента сбалансированы, то получается нормальное искусство. В России мало самобытного, а если такое и случается, то качество, как правило, низкое. Но то, что тут мало клевой музыки, — это плюс, потому что, когда появляется что-то стоящее вроде Антохи МС, все замечают. Вот мы буквально пару дней назад опубликовали новый альбом нашей группы «Всигме» «Река» — и, судя по отклику, людям нравится, сразу посыпались запросы на выступления. Зарабатывать музыкой — это лотерея. Хемингуэй говорил: если можешь не писать, то лучше не пиши. Если хочешь заниматься музыкой в России, то о деньгах стоит думать в последнюю очередь. В первую — о том, как делать клевую музыку.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Хаски — об общежитии МГУ и одиночестве
Хаски — об общежитии МГУ и одиночестве Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге
Хаски — об общежитии МГУ и одиночестве

Хаски — об общежитии МГУ и одиночестве
Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве и Петербурге

«Пару раз просыпался там в подсобке»: Музыканты, промоутеры и посетители — о закрытии клуба «Дич»
«Пару раз просыпался там в подсобке»: Музыканты, промоутеры и посетители — о закрытии клуба «Дич» Сабуров, «Пасош», Jars и другие рассказывают о концертах, звуке и сотрудничестве друг с другом
«Пару раз просыпался там в подсобке»: Музыканты, промоутеры и посетители — о закрытии клуба «Дич»

«Пару раз просыпался там в подсобке»: Музыканты, промоутеры и посетители — о закрытии клуба «Дич»
Сабуров, «Пасош», Jars и другие рассказывают о концертах, звуке и сотрудничестве друг с другом

Кедр Ливанский — о Марьине и любви к советскому андеграунду
Кедр Ливанский — о Марьине и любви к советскому андеграунду Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве, Петербурге и Екатеринбурге
Кедр Ливанский — о Марьине и любви к советскому андеграунду

Кедр Ливанский — о Марьине и любви к советскому андеграунду
Интересные люди говорят с The Village о важных для них местах в Москве, Петербурге и Екатеринбурге

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики? «Место силы» активистов
Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?

Почему в «Открытое пространство» постоянно приходят силовики?
«Место силы» активистов

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым«Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым

Большой разговор с Эдуардом Лукояновым «Блэк-метал — это про безграничную свободу, но не за счет другого, как в мамлеевщине, а за счет себя»

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra Квир-техно, Шакира и отношение к наготе
Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra

Репортаж Роберта Гараева из стамбульского клуба Mecra
Квир-техно, Шакира и отношение к наготе

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(«Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'(

Интервью с фронтменом HMLTD — группы, которая должна была выступить на «Боли» в 2022 :'( «Настоящее искусство существует на границе с безвкусицей и дерьмом, как фильмы Феллини»

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы
Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией

Алиса Таёжная — о главном фестивале документального кино с острой политической позицией
Протесты в Ираке, ультраправые в Польше и жизнь после сиюминутной славы

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Большое интервью с композитором Сергеем Невским Почему важно слушать музыку тех, кто остался?
Большое интервью с композитором Сергеем Невским

Большое интервью с композитором Сергеем Невским
Почему важно слушать музыку тех, кто остался?

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест