Уроки «Кинотавра»-2018: Любые зверства и бесстыдства могут изображаться на экране Юрий Ратнер — об одном из главных российских кинофестивалей, свободе фильмов и свободе выбора

Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева в интервью «Российской газете» призналась, что для нее 29-ый фестиваль — лучший за последние 13 лет. Отличие его и ценность — в свободе фильмов и свободе выбора. Президент «Кинотавра» Александр Родняннский в заключительном слове на закрытии отметил метафоричность и символику названия фильма-победителя «Сердце мира»: «Кинотавр» стремится стать сердцем кинематографического мира, а назначение кино — быть универсальным тестом общества на прочность. По мнению организаторов¸ каждый фильм нового «Кинотавра» — честное и прямое высказывание авторов фильмов о времени и о себе.
Cочинский журналист Юрий Ратнер, который любит кино и много лет о нем пишет, попытался разобраться, соответствуют ли декларации организаторов смыслам, отобранным для показа фильмов.

Что касается слова «свобода» то ее и в прежние годы никто не ограничивал. Ни в тематике, ни в стилистике. Однако на этот раз слово «свобода» во всех ее смыслах было ключевым и определяющим (как, пожалуй, и слово «милосердие»). Оно звучало и при оценке киноязыка, и при осмыслении мессэджа и фильмов. О милосердии по отношению к людям, лишенным свободы (Кирилл Серебренников, Олег Сенцов и другие) говорили на открытии и на закрытии «Кинотавра», на конференциях по фильмам.
Банальная истина: подлинное искусство всегда — в сухом остатке — проповедь добра. Как ни крути. Поэтому не удивительно, что так много и страстно говорилось о кризисе гуманизма, поиске новых, свежих слов и новых смелых проектов, каждый из которых — послание в заэкранный мир о главном, в том числе о «милости к падшим». Ведь вся наша литература, и всё искусство зиждились на глубоко христианской идее: благодать выше закона.

Об этом трагическая пронзительная картина Авдотьи Смирновой. «История одного назначения». История из середины XIX века о невинно осужденном солдате оказалась сегодня остро актуальной и, пожалуй, самой внятной картиной. Военного писаря тогда не только казнили, но и могилу его сравняли с землей, чтобы памяти не осталось. Но память осталась. История дается нам затем, чтобы ее не повторять опасно. Надо помнить не только славные страницы нашего прошлого, но и скорбные. Как у классика: «и горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных не смываю…».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.