Feduk: «„Розовое вино“ — попса, но это круче группы Hi-Fi» Соавтор летнего боевика — о смене стиля, английских хулиганах и московских чиновниках

Feduk: «„Розовое вино“ — попса, но это круче группы Hi-Fi»

Федор Инсаров, он же Feduk — московский музыкант с непростой биографией. Его первый известный хит — трек «Околофутбола», записанный специально для одноименного фильма Антона Борматова в 2013 году. С тех пор Федук менял стиль (впрочем, не до конца забывая футбольные корни: в прошлом году вышел номер «Tour De France», посвященный столкновению российских и английских фанатов на чемпионате Европы в Марселе) — и наладил выпуск танцевальных песен. Самая известная из них — «Розовое вино», записанное совместно с Элджеем — оказалась одним из главных русскоязычных хитов года.

14 ноября на него вышел клип, а Федук и Элджей разругались — буквально из-за порядка имен в названии видео. В какой-то момент видео удалили с YouTube по требованию стороны Элджея, но, «оценив ситуацию трезво», он «решил не губить Федуку карьеру» — клип вернулся и продолжает наматывать просмотры.

Мы встретились с Федуком, чтобы обсудить жизнь после «Розового вина» (менеджер музыканта заранее предупредила, что конкретно конфликт их сторона комментировать не будет), околофутбольщиков, баттл-рэп и московских чиновников.

Текст

Степан Нилов

Жизнь после «Розового вина», околофутбольное прошлое и новый стиль

— Как изменилась твоя жизнь после «Розового вина»?

— Стало больше концертов, предложений. Если на бытовом уровне — меня и до выхода клипа узнавали практически каждый день, но теперь стал подходить совершенно разный контингент — работники аэропортов, например. Забавные случаи есть, кто-то недавно сказал: «О, это ты, Кравц!»

— Сейчас, когда в топах чартов закрепились песни «Розовое вино» и «Моряк», ты жалеешь, что несколько лет назад записал «Околофутбола»?

— Нет. Большая часть российской публики услышала меня именно после этого фильма. Тогда у меня была своя фанбаза — где-то 10 тысяч человек. После «Околофутбола» она выросла в два раза, все начало развиваться. Есть стереотип: о чем я читал в треке — такой я человек. Но там я повествую от третьего лица. Ни о чем не жалею: не было бы одного, не было бы другого — того же «Вина», например. Поэтому я очень благодарен этому фильму и съемочной команде.

— Говоря об аудитории: трек «Околофутбола» стал неофициальном гимном движения «околофутбольщиков» и любителей «спросить за шмот».

— Скорее безголовых околофутбольщиков. В фильме принимали участие настоящие хулиганы, взрослые ребята — и они меня критиковали: «Чувак, ну вроде нормальная песня, для фильма пойдет, но это рэпчик какой-то». И за «Tour De France» тоже. Подхватывает это все более молодая аудитория, та, которая чаще ходит на концерты. Не скажу, что я писал какой-то гимн. Молодежь у нас, да и я сам, очень впечатлительная. Поэтому, если бы я посмотрел фильм «Околофутбола» с этим треком, конечно, я бы под впечатлением вышел с пацанами, может, даже насилия какого-то бы захотелось. Но нет. Если есть голова на плечах, то все нормально, а если нет — с возрастом все пройдет. Это дело вкуса, воспитания и осознания происходящего в целом.

— Что проще записать: «Розовое вино» или, скажем, трек «Гуччи мейн вернулся к маме»?

— В принципе, одинаково. Хотя «Гуччи мейн вернулся к маме» сделать было даже сложнее. Вообще, к записи каждого трека я подхожу одним образом — нужно уединиться в будке с минусовкой в ушах и понять, какой необходим мотив. Когда мне присылают музыку, я как будто получаю сигнал из космоса: «здесь должен быть конкретный мотив, и никакой другой». Под него я подгоняю текст, который все это время напевал. Никаких сложностей нет — только поиск идеальной мелодии и гармонии.

— Ты еще поддерживаешь связь с Пашей Техником? Пока готовился к интервью, наткнулся на YouTube на ваш совместный блог, где ты готовишь шаурму в палатке.

— Мы знакомы, но особо не общаемся. В этом видео мы приглашали людей на концерты — и таким образом решили привлечь внимание. Это не мой лайфстайл, но я и так угореть могу. Еще мы тогда записали песню «Навали на меня». Во всем этом есть какой-то русский прикол, русская современная душа, о которой многие предпочитают не говорить. Так что в клипе получилось олицетворение нашего андерграунда.

— К вопросу о видеоприглашениях: твой недавний видеоанонс концерта в «Главклубе» в комментариях называют чуть ли не твоим лучшим треком.

— Мне всегда нравилось прикольно подходить к видеоприглашениям. И людям нравится, когда ты их специально приглашаешь на свое мероприятие, а не просто выставляешь афишу: для меня это прошлый век. В октябре 2015 года мы с Лехой Рожковым (менеджер музыканта. — Прим. ред.) сняли приглашение в клуб Brooklyn на нью-скульный трек с быстрой читкой. Получилось стильно, народ начал писать: «Новый уровень». По поводу последнего приглашения: я за 20 минут записал ночью трек на черновой текст, отправил его режиссеру Артему Судьбину. Задумка заключалась в том, чтобы позвать наших друзей и попросить их станцевать — даже тех, кто не умеет. Получилось очень стильное дерьмо, которое всех прокачало. Сейчас люди просят выпустить это как полноценный трек — и он скоро выйдет.

— Переход от «аирмаксов» к хаус-эстетике…

— Каких «аирмаксов»?

— «Запрети мне носить аирмаксы».

— Это трек 2011 года.


Есть стереотип: о чем я читал в «Околофутболе» — такой я человек. Но там я повествую от третьего лица. Ни о чем не жалею: не было бы одного, не было бы другого — того же «Вина», например. Поэтому я очень благодарен этому фильму и съемочной команде.


— Да. Переход от старых треков к новому звучанию — насколько это осознанная смена стиля?

— Суперосознанная. Это даже не смена стиля, а прогрессия: началось все с гитары. Потом я начал слушать рэп, потом начал сам пробовать читать, потом начал пробовать читать рэп и петь под гитару одновременно, потом начал записывать на студии именно рэп. Тогда я думал: «Какие песни, это не формат, надо записывать только рэп». У нас была группа BRM, мы увлекались граффити, хип-хопом, футболом — московский лайфстайл. Потом наша команда разошлась, и я понял: «Я уже не в группе, теперь могу делать что хочу». Начал напевать, у меня незаконченное музыкальное образование по классу «флейта», четыре года отходил. Почувствовал, что все это время сковывал в себе потенциал — и начал завывать в припевах, протягивать окончания. Народ сказал: «О, ты смешиваешь песни с рэпчиком, ты Noize MC!» — тогда песни под гитару ассоциативно вызывали у людей такой штамп. Я начал активнее петь и записывать рэпчик и под биты, и под гитару.

Я всегда слушал разную музыку — рок, хаус, рэп, транс, драм-н-бейс. И мне всегда нравилась попса, особенно западная. Русская меня смущает тем, что она слишком галимая, я всегда на нее ругаюсь, потому что в российском шоу-бизнесе существует гигантская монополия — несколько продюсеров выпускают одинаковую музыку, и народ хавает. То же самое происходит с российским кинематографом — чем картина проще, тем больше народу на нее ходит. Это бизнес. Вот я сделал трек «Розовое вино» — это ведь попса?

— Поп-трек, да.

— Поп-трек. Но согласись, что это покруче, чем группа Hi-Fi? Меня иногда тошнит от того, что играет на радио. Мы с Элджеем сделали офигенный трек на мировом уровне — там есть нотки UK-хауса. Английский хаус — это вообще самая крутая танцевальная музыка.

— Но это не мешает тебе читать «F*ck the UK».

— Не мешает, потому что у нас был конфликт с английскими фанатами. Я респектую английской музыке, но не английским хулиганам.

Возвращаясь к вопросу: я всегда хотел сделать не просто пародию, а что-то авторское. Почему я не сделал этого раньше: в России очень мало битмейкеров, которые делают хорошую прямую бочку, не из стандартных плагинов и звуков. Качественная танцевальная музыка у нас начала появляться только недавно. Как только я понял, что грамотные ребята есть, и начал с ними работать, пошла волна танцевальной разрэповки. Мне чем-то проще: я могу и за девочку партию спеть, и за себя — не надо привлекать сторонних вокалистов. Сижу на студии, как в лаборатории: тут эффект добавить, тут автотюн убрать. Процесс записи — это постоянный эксперимент.

Аудитория Федука, отношение к рэп-баттлам, Луне и Москве

— У тебя нет продюсера, который стоит над тобой и говорит: «Нам нужен хит». Как ты для себя определяешь, когда нужно сделать трек для чартов?

— У меня нет кого-то, кто мне диктует, но во многих делах мне помогают Леха и Оля (представители объединения Random Crew, куда входит Feduk. — Прим. ред.). Вообще я такие вещи не определяю: у меня просто есть видение, что клево, а что нет.

— Ты предвидел масштабы популярности «Розового вина»?

— Только по активности в соцсетях, когда выложил фрагмент песни в Insta Stories, люди начали спрашивать: «Когда трек?» А так, нет, конечно, не предвидел. Это вопрос момента — звезды сходятся, и трек стреляет. Да, хит можно пытаться сделать специально, по продюсерским схемам: спамить, выбирать слова на злобу дня, подгонять их к инфоповоду, но лучше недооценить композицию, чем потом удивляться, что же она не стреляет. У меня не было цели сделать хит. Возможно, у кого-то она и была: продюсеры Элджея, может, понимали что песня будет хитом, поэтому и произошла такая ситуация. А я думал: «Какой прикольный трек, и как круто нам его свели». Ни о каких «сейчас всю Россию объезжу, на телек попаду» речи вообще не было.

— Допустим, русская попса не очень, а украинскую ты слушаешь?

— Я не различаю ее по странам: для меня все, что на русском, — это русская попса.

— Ну, вот певица Луна, например.

— Луна офигенная, я ее очень люблю как исполнительницу. Да, может это и поп, но не для меня. Я Антоху МС называл танцевальным Виктором Цоем, и в случае с Луной провожу аналогию с «Кино» и рок-группами: там есть ударные и звуки из той эпохи, стиль исполнения. Для меня это скорее инди-поп, несмотря на то, что у нее есть продюсер, поп-музыка, но суперсамобытная, не для всех. Под Луну не хочется бухать и поднимать руки вверх — интересны именно ее слова. Кстати, был на ее концерте в «16 тоннах» — не знаю, помнит ли она меня, но мы познакомились. Луна клевая!

— С чем бы ты связал возросшую, уже, можно сказать, народную любовь к хип-хопу? Почему в 2017 году она настолько укоренилась?

— Основная активная аудитория, которая ходит на концерты, — это молодежь от 14 до 22 где-то. Россия сейчас встает на уровень с Западом — чуть-чуть по качеству музыки, чуть-чуть по посещаемости концертов. Там хип-хоп был всегда популярен, у того же Обамы есть любимые рэперы: Future, Chance the Rapper. Хотя казалось бы, президент, серьезный человек. Сейчас у нас идет трансформация стереотипов о хип-хопе, сначала это была «музыка черных», потом «музыка подъездов», а сейчас он уже играет на радио. Главное — делать мелодично, на русском радио простой речитатив — это не формат. Вот на Западе все уже давно объезжено, все больше кайфуют с текстов, нежели с того, что это просто «какой-то рэп».

— А Lil Pump, у которого текста вообще практически нет?

— Это другой вопрос. Наши ребята сейчас подхватили эту тенденцию с Запада: запрещенный, качевый рэп с пердящими битами сейчас на пике. Для меня фрешменами, людьми, которые начали делать что-то новое, в России были Pharaoh, Boulevard Depo, Young Russia, Dead Dynasty, Dopeclvb — самобытный (но с оглядкой на Запад) русский трилл, трэп, нью-скул. Что-то связанное с запрещенными препаратами, пошловатое — это всегда привлекало молодежь. Посмотрите на солд-ауты, большие концерты — там ее 70–80 %. Под Фейса в толпе не прыгают взрослые дяденьки и тетеньки, на балконе не сидит дядя в пиджаке, слушая песню про бургеры (хотя не ходил на его концерты, точно не знаю). Молодежь — это новый рэп, но не молодежь тоже рэпчик слушает: Баста сделал из дворового рэпа форматный музон и теперь собирает «Олимпийский». Вся музыка прогрессирует, прогрессирую и я: у меня многогранное творчество, и я уверен, что у меня всегда будет разноплановая аудитория, несмотря на мои взлеты и падения.

— Твоя аудитория сейчас — это кто?

— Если смотреть по инстаграму — где-то 60 % девочек, 40 % мальчиков. До «Розового вина» было 50 на 50. В основном это молодежь от 14 до 25–26 лет. Но вообще аудитория расширяется — на моих концертах бывают и их родители. Приходят взрослые дяди и тети, за столики садятся, кушают, слушают — пускай, не могу же я им запретить.

— Возвращаясь к народным увлечениям — твое отношение к баттл-рэпу поменялось после поединка с Yung Trappa?

— Нет.

— Тебе не кажется, что баттл-рэп стал уже каким-то совсем народным весельем: на Первом канале проходят комплиментарные баттлы Басты с Галкиным.

— Ну да, потому что у баттл-рэпа огромная аудитория, просмотры — все взаимосвязано. Мне скорее в школе нравилось слушать, как кто-то кого-то обсирает. С возрастом я понял, что это полная дичь: насколько надо кого-то не любить или воображать что-то в своей голове, чтобы так друг друга засирать? Рэппинг, конкретно сам речитатив без музыки — это для людей, у которых проблемы в социуме. Кто-то на этом выехал и стал увереннее от популярности, но изначально это неуверенные в себе люди. У негатива есть причины, а у меня, например, все хорошо, поэтому даже мысли никогда не было кого-то унизить.

— Почему ты тогда решил выйти на баттл?

— Потому что меня позвали. Для меня это была популяризация, если вы помните, я вышел и не стал читать, а спел два куплета. Не стал подстраиваться под их формат, а сделал так, как я делаю обычно. Для кого-то это было неожиданно: «Чего это он поет? Это же не рэп». А я и не говорю, что я — это рэп. Ты меня наверняка сейчас спросишь: «А будешь ли ты еще участвовать в баттлах?» Отвечу: если будет интересный формат, интересный соперник. Не люблю ограниченность, хотя у нее две стороны: например, когда чувак всю жизнь делает одно и то же, не изменяя своему стилю и идее, — за это респект. Но вариться в одном и том же и не прогрессировать — отстой. Я не могу жить, ограничивая себя галимым рэпом.

— У тебя в инстаграме есть совместное фото со Славой КПСС и Замаем. Вы общаетесь?

— У нас было совместное выступление. Не понимаю, почему к ним такой интерес, обычные пацаны. Парни в соцсетях более интересны, чем в жизни.

— Хотел спросить про строчку, которую не понял: «Псевдомосквичи — полупокеры и джи. Вас как малышей надо стеречь над пропастью во ржи». Отсылку к Сэлинджеру я уловил, но кто такие полупокеры и джи?

— Псевдомосквичи — это люди, которые приехали в Москву. Москва их кормит — здесь у них работа. Но когда они говорят: «Я сейчас поеду домой», — они едут к себе в другую страну, город. То есть для них дом — это малая родина, но когда речь идет о том, откуда они, начинается: «Москва». Нас в последнее время постоянно спрашивают: «Вы откуда? Че, прям в Москве родились?» Говорим: «Да, мы коренные москвичи». Для меня это дикий вопрос. Поэтому я не очень люблю людей, которые не считают своим домом город, который их кормит. Полупокеры — это полупидоры, ненастоящие люди: их образ скрашивает одежда или увлечения, а сами они беспонтовые. «Стеречь над пропастью во ржи» — это образное выражение, призывающее людей следить за тем, что они говорят и как они себя ведут.

— «Полупидоры» — ты про геев, что ли?

— Нет. Ни о каких меньшинствах тут речи нет. Есть люди, которые одеваются как педики, но не являются гомосексуалами, это типа фэшн.

— Как тебе кажется, жизнь в России становится лучше?

— Да, конечно. Десять лет назад я вернулся из Будапешта (с 2004 по 2008 год Федук жил в Венгрии. — Прим. ред.) в серый, душный город, полный людей, которые приехали зарабатывать бабки и готовы тебе перерезать горло за место под солнцем. Но постепенно я понял, что Москва — это мой любимый город. Чиновники начали круто его обживать. Некоторым респект, некоторым нет. Кто-то реально кайфует и идейно настроен на то, чтобы сделать Москву комфортной для всех. А бесконечная стройка, это понятно, она будет всегда. (Наклоняется к диктофону.) Не воруйте деньги, не воруйте столько денег, пожалуйста! Оставьте что-нибудь на кирпичи, на плитку — чтобы не лопалась.

— А как ты относишься к действующей власти?

— Я не шарю за политику и не хочу шарить: мне это мешает. Гармоничная и приятная музыка с ней вообще никак соприкасаться не может.


У меня не было цели сделать хит. Возможно, у кого-то она и была: продюсеры Элджея, может, понимали что песня будет хитом, поэтому и произошла такая ситуация. А я думал: «Какой прикольный трек, и как круто нам его свели». Ни о каких «сейчас всю Россию объезжу, на телек попаду» речи вообще не было.


— Тебе не кажется, что фраза «Главный девиз России — это пить и драться» — это как минимум спорно?

— А ты серьезно воспринял эту фразу? Я писал это с целью выстебать то, что про нас думают. Те, кто это не понял, думают: «А-а-а, я — русский, над нами издеваются, опять происки ЗОГа». (Смеется.) Эти строчки провоцируют человека, показывают его истинное я. Адекватный человек поймет, что это стеб. Когда я в Будапеште учился в школе, одноклассники говорили: «У вас реально ходят медведи по улицам?» Классическая схема: на заборе написано ***, а за забором какая-то промзона.

— Но в треке «Tour De France» этот «русский медведь» звучит агрессивно и довольно однозначно. Я ошибаюсь?

— Разбор текстов — это отдельная тема. Для чего ты сравниваешь?

— Сравниваю, потому что это два твоих патриотических трека.

— В «Tour De France» «русский медведь» — это чтобы знали, что у нас есть ребята, которые могут и за себя постоять, и за страну. Но я не понимаю, зачем вырывать из текста строчки и сравнивать.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп»
«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп» Кто входит во временное правительство российского хип-хопа
«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп»

«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп»
Кто входит во временное правительство российского хип-хопа

Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27»
Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27» Самый популярный рэпер «ВКонтакте» — о славе, ментальных проблемах и феминизме
Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27»

Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27»
Самый популярный рэпер «ВКонтакте» — о славе, ментальных проблемах и феминизме

Смертельная здесь только скука: Что не так с новым альбомом Славы КПСС
Смертельная здесь только скука: Что не так с новым альбомом Славы КПСС Феликс Сандалов — о попытке фронтмена «Антихайпа» сделать серьезную запись
Смертельная здесь только скука: Что не так с новым альбомом Славы КПСС

Смертельная здесь только скука: Что не так с новым альбомом Славы КПСС
Феликс Сандалов — о попытке фронтмена «Антихайпа» сделать серьезную запись

«В магазине Gucci тает розовое вино»: Гид по русскоязычным хитам 2017 года
«В магазине Gucci тает розовое вино»: Гид по русскоязычным хитам 2017 года 20 самых прилипчивых песен уходящего года — и где мы их могли услышать
«В магазине Gucci тает розовое вино»: Гид по русскоязычным хитам 2017 года

«В магазине Gucci тает розовое вино»: Гид по русскоязычным хитам 2017 года
20 самых прилипчивых песен уходящего года — и где мы их могли услышать

Тэги

Новое и лучшее

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

От айфона до iHerb: Как сейчас заказать из-за рубежа одежду, технику и витамины

На границе с Финляндией у туристов изымают евро. На границе с Эстонией — не пропускают с валютой

Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village

Первая полоса

Не служившей петербурженке пришла повестка

Где умирают мобилизованные? Нет, не в Украине

Экс-директор «Ночлежки» запустил проект, помогающий избежать мобилизации

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»
Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда

Вечное 24 февраля. Лев Левченко — о том, что теперь мы будем жить с ****** всегда
Выступление Путина ждали как последнюю серию «Игры престолов»

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии
Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Философ Теодор Адорно — о восприятии военных преступлений, культуре и лжи в нацистской Германии

Длиннющая очередь на границе России с Грузией закончилась — Северо-Кавказская таможня

Ссылка дня: Медиапроект о волонтерской помощи бездомным «Где-то рядом»

Силовики пришли с обыском к математику Сергею Шпилькину. Он не раз доказывал, что выборы в России фальсифицируют

После объявления мобилизации москвичи начали срочно продавать квартиры. Еще и с большой скидкой

Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска
Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска «Я сказал, чтобы никто не плакал, потому что вернемся и будем бороться»
Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска

Как Казахстан принимает россиян. Репортаж The Village из Уральска
«Я сказал, чтобы никто не плакал, потому что вернемся и будем бороться»

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Собирать виноград, слушать джаз и помогать беженцам

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)
Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне

Это страшно и уродливо. 12 хороших российских фильмов о войне
Нагиев у Невзорова, дебют Бекмамбетова об Афгане и Охлобыстин в антивоенном фильме (бывало и такое)

Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды
Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды Что увидел Василий Крестьянинов — специально для The Village
Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды

Сотк — три часа от Еревана. Здесь только что падали снаряды
Что увидел Василий Крестьянинов — специально для The Village

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе АрагацФоторепортаж The Village из Армении

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац

Mutabor на выезде: Как прошел Sensor — фестиваль на горе Арагац Фоторепортаж The Village из Армении

Силовики попытались попасть в квартиру активистки Полины Титовой через окно соседки. Потом просто постучались и ушли

Этот момент настал. H&M закрывает магазины в России

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

Как репортер The Village свалил из страны на велосипеде через Ларс

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

«Шел третий месяц нищеты и безнадеги»: Как живет Тихвин, в котором из-за ***** встал градообразующий завод

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию
«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

«Я попробовал — у меня не получилось»: Истории людей, которые вернулись в Россию

Антоха МС победил в суде! Теперь он не должен 2,5 миллиона рублей своему бывшему продюсеру за исполнение своих песен

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему? «Приехали и все время плачут»
Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?

Возвращение в мертвый город: Жители Мариуполя массово едут домой. Почему?
«Приехали и все время плачут»

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего
Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

Молодые пары, которые поженились из-за *****, — об отъезде, дискриминации за границей и отсутствии будущего

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Срочно в Израиль
Срочно в Израиль Экстренные советы по эмиграции и репатриации
Срочно в Израиль

Срочно в Израиль
Экстренные советы по эмиграции и репатриации

С начала мобилизации из России уехали от 600 000 до 1 миллиона человек — Forbes Russia

Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду
Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду
Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду

Гид по ателье: Где в Москве сшить новую или переделать старую одежду

На дочь журналистки Ирины Славиной составили протокол о «дискредитации армии» из-за пикета в память о матери

Спектакль «Первый хлеб» — состоится. По словам представителей «Современника», в постановку не успели ввести актера

Ссылка дня: Аудиосборник «Рассказы про эмоции» от актеров «Гоголь-центра»

Полицейского, который избил подростка во время «антинаркотического рейда», приговорили к трем годам колонии

Трафик в торговых центрах упал в среднем на 20 %

В Казани одиннадцатиклассница пыталась поджечь военкомат в знак протеста против *****

Товар дня: Пакеты-повестки в магазине «Веселая затея»

Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября
Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября Обсуждать «хороших русских» и  слушать The Cure
Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября

Что делать в Риге? Выпуск № 1, начало октября
Обсуждать «хороших русских» и  слушать The Cure

В России в три раза вырос спрос на заморозку спермы из-за мобилизации

На границе Эстонии и России — гуманитарная катастрофа. Беженцы из Украины сутками стоят там в очередях

Дмитрий Озерков ушел из Эрмитажа. 22 года он отвечал за современное искусство в музее

Более 180 человек получили повестки на КПП «Верхний Ларс»

«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?
«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии? Авантюрная комедия от режиссёра «Лалай-балалай»
«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?

«Экспресс»: Как смешать Гайдая и Гая Ричи и снять фильм в современной Черкесии?
Авантюрная комедия от режиссёра «Лалай-балалай»

Число уголовных дел за уклонение от службы с весны достигло десятилетнего максимума

К Земле приближается астероид. Его диаметр достигает полкилометра

В сеть слили данные клиентов и сотрудников DNS

В России заблокировали музыкальный сервис SoundCloud

Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан
Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан
Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан

Режиссер Михаил Бородин – о «Продуктах 24», гольяновских рабах и возвращении в Узбекистан

За что прокуратура Петербурга хочет признать «Весну» экстремисткой организацией

На студента составили протокол о «дискредитации» за слово «могилизация»

Билеты из России в безвизовые страны подешевели. Рассказываем, какие цены теперь

Рэпер Walkie покончил с собой из-за мобилизации

Автобус LuxExpress из Петербурга в Финляндию задержался на 7 (!) часов

Монголия выдаст виды на жительство всем россиянам, которые об этом попросят

Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village
Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village Три утра Музея Москвы во время мобилизации
Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village

Теперь в кафе Les прощаются с любимыми. Репортаж The Village
Три утра Музея Москвы во время мобилизации

В ереванском баре Tuf начали продавать матрасы и подушки для переехавших по френдли-прайсу

InLiberty набирает учеников в онлайн-школу «Сделай сам» — для тех, кто занимается или хочет заниматься соцпроектами

Айтишникам начали приходить инструкции по получению брони от мобилизации. Но есть нюанс

Полицейским запретили выезжать из страны — Baza и 47news

Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь Бороться с колониальным мышлением и слушать панк
Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 1, сентябрь-октябрь
Бороться с колониальным мышлением и слушать панк

Никита Михалков попросил отсрочку для участников съемок «нравственных» и «общественно значимых» фильмов

Apple перевезла большинство российских сотрудников в Кыргызстан — «Ведомости»