Как финский режиссер снял роуд-муви в поезде «Москва — Мурманск» Интервью с Юхо Куосманеном — режиссером «Купе номер 6»

Как финский режиссер снял роуд-муви в поезде «Москва — Мурманск»

Золотое правило хорошего фильма — снимай о том, что хорошо знаешь сам. И финский режиссёр Юхо Куосманен, автор «Купе номер 6», ему следует. «Я обожаю поезда, мне кажется, это вообще лучший способ путешествий. Я много ездил по России, и во время одного из путешествий из Москвы в Мурманск познакомился с мужчиной, который представился Лёхой. И когда надо было назвать персонажа «Купе номер 6», сомнений не было — только Лёха и никто другой».

Лёха — компаньон финской девушки-археолога Лауры, главной героини «Купе номер 6», которая, как нетрудно догадаться, едет из Москвы в Мурманск в купе номер 6 и оказывается обречена на общество Лёхи на несколько дней. Герои плохо понимают друг друга, но языковой барьер — ещё не самая большая проблема. Лёха сбивает с ног навязчивым компанейством, пьянством и грубостью, и Лаура предпочитает прятаться в наушники и грустить об оставленной возлюбленной в Москве. Когда горячечный Лёха начинает выпытывать у Лауры, как по-фински говорится «Я тебя люблю», она научит его финскому «Пошёл на хер!» Долгие часы Лаура и Лёха проведут, пытаясь примириться друг с другом — и нет, перед вами вообще не love story о романе финки и русского. Под песню «Voyage, Voyage» перед глазами пронесётся роуд-муви об одиночестве и внезапной дружбе растерянных ровесников, каждый из которых не чувствует себя дома.

Лёху играет главная сенсация российского кино 2021 — всемогущий Юра Борисов. Лауру — неторопливо говорящая по-русски, обаятельно застенчивая Сейди Хаарла. «Купе номер 6» получило в Каннах в этом году второй по важности приз и теплейшие отзывы критиков о режиссёрской проницательности и таланте подмечать детали. «Я люблю обычных людей — для меня они очень интересные. И люблю простые, но не примитивные истории за их деликатность и хрупкость. В эпосе трудно увидеть хрупкие эмоции — и чтобы сделать их видимыми, надо сорвать всё лишнее и оставить только самое простое», — рассказывает Юхо про свой камерный фильм.

В «Купе номер 6» нет фейковой фактуры и надуманных деталей: авторам было важно написать живые диалоги на русском (соавтором Юхо стала сценаристка и режиссёр Любовь Мульменко), снимать в настоящем поезде РЖД на ходу и добраться до сурового русского севера. Поэтому и заспанное, раздражённое лицо проводницы, и содержимое тарелок в вагоне-ресторане, и бабушки на перронах не кажутся карикатурными, схваченными туристическим взглядом. А во времена локдауна фильм о вынужденном соседстве с кем-то совершенно чужим смотрится ещё актуальнее.

Перед московской премьерой «Купе номер 6» кинокритик Алиса Таёжная поговорила с Юхо Куосманеном о поездках по России, компаньонах в путешествиях, грубых мужиках, пандемии и вагонах-ресторанах.

Личное пространство и смягчение грубияна

— «Купе номер 6» основан на книге финской писательницы Розы Ликсом о её путешествиях на поезде по России. Расскажите, как вы нашли эту книгу и почему решили её экранизировать?

— «Купе номер 6» я прочитал в 2011 году, сразу, как она вышла. Это кинематографичная и эмоциональная книга с сильными образами о финской девушке, которая ездит по России на поезде и знакомится с разными, часто не самыми приятными людьми. Сама обстановка, образ поезда — открытый и вдохновляющий к экранизации.

Сюжет книги простой, но история глубокая: в ней много человеческого. По своему генезису она сложнее и шире фильма: нет одного времени повествования и больше персонажей. Так что копировать книгу в фильм было невозможно и совершенно бессмысленно. Потом мы познакомились с писательницей, и она уверила меня, что её книга может быть только материалом, и с ней необязательно работать буквально. Так что мы скорее вдохновлялись историей, нежели пытались воспроизвести её целиком.

— Как менялись ваши отношения с главными героями, пока вы работали над историей? Насколько я знаю, книжные образы — немного другие. Главная героиня куда более уязвима, а её спутник в купе номер 6 куда более угрожающий.

— Силовая динамика по сравнению с книгой должна была измениться. Мы хотели сделать финскую героиню Лауру менее робкой. Напряжение книги построено на постоянном чувстве угрозы и опасности: героиню всю дорогу окружают жестокие люди. Мне это показалось скучным и повторяющимся. Мне важно было придумать героиню и найти актрису, за которых не надо будет бояться. Чтобы зритель не замирал в напряжении: «А что же с ней произойдёт?»

С русским персонажем Лёхой тоже надо было избежать клише. С первого взгляда он должен был раздражать и расстраивать, но в конце мы должны проникнуться им и почувствовать его. Я хотел, чтобы к концу фильма Лаура и Лёха стали друг другу скорее братом и сестрой. Людьми, чьи различия в конечном счёте не имеют значения. И ничего бы не воплотилось в жизнь, если бы я не нашёл своих актёров — на пробах с Сейди и Юрой всё встало на свои места. Одно дело — написать персонажа, а другое — найти человека, который даст ему новое измерение.

— Смягчить агрессивного мужлана — сложная задача для автора фильма. Трудно сделать его обаятельным, глубоким и человечным.

— Лёха должен был постепенно влюблять в себя, опускать щит этого стереотипного грубияна, с которым не хочется иметь ничего общего. Как человек Лёха исполняет роль твёрдого мужчины, чтобы ему было проще выжить — ему нужно время, чтобы раскрыться. Постепенно на наших глазах он из брутального мужчины превращается в ребёнка, показывает свою живую природу и непосредственность.

— Лёха, что называется, постоянно нарушает чужие границы. Лично я, пока смотрела «Купе номер 6», вспоминала десятки историй, когда случайные попутчики заставляли меня чувствовать себя неловко или общаться с ними, когда я этого не хотела. Как вы сами относитесь к таким людям, как Лёха?

— Да, меня такое тоже бесит. Люди, которые не чувствуют ситуацию и других людей, раздражают. И надо сказать, второй компаньон Лауры — финский парень с гитарой — тоже уничтожает атмосферу и перетягивает внимание на себя. Так что с любыми намерениями люди могут разрушать и общее настроение, и вторгаться в чужое личное пространство.

Баранья нога и другие приключения в поездах

— Кажется, «Купе номер 6» мог снять только человек, который сам проехал тысячи километров на поезде. Вы много путешествовали? Что вам запомнилось из этих поездок?

— Я обожаю поезда, мне кажется, это лучший способ путешествий. Я много ездил на поездах по России — и до начала съёмок фильма: из Хельсинки в Москву, из Москвы в Иркутск и Улан-Батор, много раз — из Москвы в Мурманск. Собственно, во время одного из таких путешествий из Москвы в Мурманск я и познакомился с мужчиной, который представился Лёхой. И когда надо было назвать персонажа «Купе номер 6», сомнений не было — только Лёха и никто другой.

Были и запоминающиеся истории. Однажды в поездке мы услышали странный запах в другой части вагона — и в одном из соседних купе нашли четверых мужчин, которые готовили баранью ногу. У них было с собой много еды, потому что они ехали на рыбалку далеко в Арктику. Они, естественно, начали нас поить и угощать — и мы провели замечательный вечер. Ещё замечательные работники и пассажиры почти всегда встречаются в вагоне-ресторане: за разговорами с ними можно провести часы. А однажды я видел вырубившегося мужчину, чья искусственная челюсть выпала изо рта.

— Вы снимали в настоящем поезде, который ехал из Петербурга в Мурманск, арендовали железнодорожный состав, снимали в пути, импровизировали на остановках. Расскажите о ваших приключениях.

— Этот фильм было необходимо снимать в настоящем поезде и в России — чтобы всё подсмотренное попало в фильм и не было притворства. Это была настоящая головная боль — не столько для меня, сколько для продюсеров, которые думали над логистикой. Мы арендовали настоящий поезд (а это очень дорого), ездили по действующим железнодорожным маршрутам — и при этом должны были не вмешиваться в реальное расписание поездов и не мешать другим составам. Мы выехали с Витебского вокзала в Санкт-Петербурге и снимали в течение каждого дня сцены в движущемся поезде. Было много людей и мало свежего воздуха — и это требовало большой выносливости от всей группы. Мы даже ели в вагоне-ресторане.

— Что-то с майонезом?

— Нет, у нас был кейтеринг и вкусная еда. Так что, если и был майонез, то я его не помню.

Работа с Мульменко, случайные попутчики и русская душа

— Что вы знали о российском ландшафте, Северо-Западе и российской жизни в 90-е и нулевые до съёмок фильма? Важно ли для вас было побороть сложившиеся стереотипы?

— Я не жил и не путешествовал по России во времена, о которых идёт речь в фильме. Впервые я приехал к вам в начале нулевых. Для фильма я пытался узнать всё, что мог, много разговаривал с Любой Мульменко (сценаристкой фильма — Прим. ред.), которая написала нам русские диалоги, ведь сперва у нас был только англоязычный сценарий. Она придумала и добавила многое — например, мечты Лёхи о его собственном бизнесе с офисом или упоминание Пелевина. Я много говорил с актёрами — не только с Юрой Борисовым, но и с Юлией Ауг и Динарой Друкаровой — и это тоже помогало сделать фильм глубже.

Интервью

Из сценариста в режиссеры: Большое интервью с Любовью Мульменко «Судя по "Дунаю", мои герои по-прежнему чересчур много болтают»

Читать 

Удивительным образом меня часто спрашивают, откуда я так хорошо понимаю русскую душу. Но для меня самым главным было снимать не про неё, не про столкновение Финляндии и России, а про взаимопонимание человеческих существ. И тогда я сказал себе: «Что же, я сам человеческое существо, я понимаю, каково им быть, поэтому как-нибудь да справлюсь». Несмотря на наши различия, каждый из нас хочет быть любим, понят и принят таким, какой он есть. И в то же время каждый боится, что остальные увидят, какой он внутри. В этом наше главное противоречие.

— В «Купе номер 6» несколько раз звучит фраза о том, что людям стоит знать свои корни, чтобы лучше понимать, откуда они пришли и кто они такие. Насколько вам близка эта мысль?

— Эту банальную фразу я использовал скорее в ироничном ключе. Это одна из тех общих фраз, с которыми легко согласиться и которые люди часто повторяют: звучит интеллектуально, но на самом деле под этим ничего не скрывается. В фильме главная героиня повторяет эту фразу за интеллектуалами, которыми восхищается — просто копирует их поведение, потому что хочет казаться глубже и умнее. Мне самому кажется важным принимать свои корни, но все рассуждения о том, что необходимо знать, откуда мы пришли, кажутся мне общими и поверхностными.

— Фильм смотрится совсем иначе в период пандемии, хотя снят был ещё в доковидное время. Сейчас многие из нас живут с чувством, что обречены ехать в купе в поезде с теми, кого не выбирали попутчиками, — и неизвестно, сколько это продлится.

— Когда меняется реальность, те же фильмы и события мы действительно видим по-другому. Как ни странно, я рад, что мы можем выпустить фильм сейчас. Думаю, что-то точно сыграет сильнее в новом контексте. Помните сцену, когда Лаура теряет камеру, где записывала на кассеты свои походы в гости, вечеринки, смех и прогулки? Плача, она горюет не просто по камере и воспоминаниям, но и по потерянной Москве. Она описывает то, что мы так или иначе потеряли и неизвестно когда обретём снова. Это мы снимали задолго до пандемии. Но когда я монтировал фильм, я чувствовал похожую скорбь.

Простые истории и человеческая химия

— Судя по вашему предыдущему фильму «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» и «Купе номер 6» вы любите небольшие истории. Это связано с бюджетами, или вы действительно предпочитаете скромные сюжеты про маленьких людей?

— Думаю, это связано с моим режиссёрским отношением. Я люблю обычных людей — для меня они очень интересные. И люблю простые, но не примитивные истории за их деликатность и хрупкость. Как только в кино появляются большие события, сильные сюжетные линии и резкие повороты, на их фоне теряются важные для меня оттенки. В эпосе трудно увидеть хрупкие эмоции — и чтобы сделать их видимыми, надо сорвать всё лишнее и оставить только самое простое.

— Поэтому вам было важно дистанцироваться от противопоставления России и Финляндии, времени действия истории?

— Если следовать политической логике, человеческое опять останется в тени. Не будет возможности прочувствовать глубину этих людей и их эмоции и переживания. Самое важное в моём кино — человеческая химия. А отвлекаясь на обстоятельства, отношения Финляндии и России, политические рамки, мы так по-настоящему и не узнаем наших героев.

— Для вас было важно, чтобы встреча Лауры и Лёхи не стала историей любви?

— Для начала, у меня не было причины менять то, что описала в своей книге Роза. Вешать на героиню ярлык — лесбиянка она или бисексуалка — мне тоже не хотелось. В начале фильма у неё роман с женщиной, но я не уверен, что это целиком исчерпывает её сексуальность. Романтический поворот в фильме испортил бы первоначальную идею внезапной встречи и именно человеческого сближения людей из разных культур без флирта и перспективы отношений.

— Вы уже упоминали о том, что главные герои, как и все люди, прячутся за щитами стереотипов и первых впечатлений. Как вам кажется, им удалось снять оборону в финале?

— Думаю, что в моменте, когда Лаура и Лёха валяются в снегу, они наконец воссоединяются. Здесь они перестают производить впечатление и притворяться кем-то другим — а веселятся, как дети, не думая о последствиях.

— Как нам всем отказаться от этих щитов в общении друг с другом и понять другого, как это получилось у Лёхи и Лауры?

— Нам нужно больше принятия и меньше контроля. Контроль — ключевая проблема. Мы хотим быть определёнными людьми и начинаем следить за каждым нашим шагом и поведением, подчиняем их нашей идее о себе. Немного ослабить контроль над собой и поработать над принятием пойдёт нам всем на пользу.

Фотографии: «СППР»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Французский вестник» как торжество незначительности
«Французский вестник» как торжество незначительности Из чего состоит новый фильм Уэса Андерсона
«Французский вестник» как торжество незначительности

«Французский вестник» как торжество незначительности
Из чего состоит новый фильм Уэса Андерсона

Из сценариста в режиссеры: Большое интервью с Любовью Мульменко
Из сценариста в режиссеры: Большое интервью с Любовью Мульменко «Судя по "Дунаю", мои герои по-прежнему чересчур много болтают»
Из сценариста в режиссеры: Большое интервью с Любовью Мульменко

Из сценариста в режиссеры: Большое интервью с Любовью Мульменко
«Судя по "Дунаю", мои герои по-прежнему чересчур много болтают»

Тэги

Новое и лучшее

Эксклюзив The Village: Запрет на выезд из России можно проверить на черном рынке

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Кафе Birds в Белграде

Криптовалюта — все еще удобный способ вывода денег. Варианты для уехавших

Проблемы диаспоры. Лев Левченко — о том, почему русские в эмиграции не здороваются друг с другом

Первая полоса

Последнее слово Ильи Яшина*. Редакция считает важным опубликовать эту речь целиком

(признан иноагентом)

Россия попала в мировой топ-5 по числу новых случаев ВИЧ

Какие еще страны оказались в этом рейтинге?

Силовики под видом покупателей на «Юле» задержали москвича и отвезли в военкомат

Где он сейчас?

Цены на мандарины в Петербурге выросли более чем на 50%

Почему подорожали цитрусовые?

Какую погоду стоит ожидать в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде на этой неделе

Доброго понедельника!

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат

Где они находятся сейчас?

Жительницу Казани оштрафовали за плакат «Я люблю своего папу»

В отделе полиции силовики издевались над девушкой

Матвиенко предложила оснастить все сельские клубы баянами и гармонями за госсчет

Сколько это может стоить?

В челябинском детсаду попросили не одевать детей в Бэтмена на новогодние утренники

И предложили альтернативу

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечноПолная история

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно Полная история

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»

А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

Глава СК Бастрыкин получил премию «юрист-правозащитник года»

Угадайте, какую премию получил чиновник из «ДНР»?

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году

Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»

Что говорят об этом сами активисты?

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов

Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

В России появятся казачьи факультеты

Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ

Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Официанты и бармены остались без работы

Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24? «Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
«Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь Смотреть аналоговое кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Смотреть аналоговое кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?
Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Можно ли отказаться идти на войну через суд?

Собрали все известные случаи

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве?Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве? Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь Изучать коррупцию и ездить на велосипеде
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Изучать коррупцию и ездить на велосипеде

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила»Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила» Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Совфед одобрил закон о запрете митингов у зданий органов власти и церквей

Сотрудники склада Ozon в Подмосковье заболели менингитом. Госпитализировано более 10 человек

Совфед одобрил пакет законов о запрете «пропаганды» ЛГБТ, педофилии и смены пола в кино, книгах, рекламе и СМИ

Сырки «Б. Ю. Александров» вернутся на прилавки

Popcorn Books больше не издают и не продают квир-книги. Завтра последний день, когда их можно купить

«За него все подписали и теперь везут в военную часть в Твери». Данила Шершева из «Кружка» забрали в армию

В «Черную пятницу» россияне потратили более 13 миллиардов рублей

На обвиняемую в распространении «фейков» про армию России Викторию Петрову давят в СИЗО через ее сокамерниц

«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой
«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой Психолог лаборатории опознания трупов из Чечни теперь работает с жертвами войны в Украине
«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой

«Забрать свой цинк». История Ольги Гуровой
Психолог лаборатории опознания трупов из Чечни теперь работает с жертвами войны в Украине

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химииЧто ей делать?

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии Что ей делать?

«Почта России» запустила доставку одежды из Европы. Также стало известно, кто займет место H&M в торговых центрах

МИД закупил подарки для оставшихся в России иностранных дипломатов — Baza

«Яндекс» запустил тариф «Вместе» для поездок с незнакомцами в такси

Сколько пожертвовали москвичи на строительство православных храмов за 12 лет

Спрос на iPhone 14 в России упал в 2,5 раза по сравнению с продажами гаджетов предыдущей модели

В Minecraft появился постсоветский зимний двор — с пятиэтажками, гаражами и турниками

Какая погода ожидается в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде в начале декабря

В 1976 году Путин провел обыск за надпись «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков» на Петропавловке

Студентку, рассказавшую о принудительных гуманитарных сборах, исключили из техникума

«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта
«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта Ужасно, когда на войне погибают, но порой еще хуже, когда с нее возвращаются
«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта

«Мама, я дома»: Как мать наемника ЧВК ждет сына с фронта
Ужасно, когда на войне погибают, но порой еще хуже, когда с нее возвращаются

Гид по рынкам Тбилиси
Гид по рынкам Тбилиси Продукты на Дезертирке и в Глдани, антиквариат на «Навтлуги», фуд-корт на Bazari Orbeliani, а еще цветочный рынок и «Золотая биржа»
Гид по рынкам Тбилиси

Гид по рынкам Тбилиси
Продукты на Дезертирке и в Глдани, антиквариат на «Навтлуги», фуд-корт на Bazari Orbeliani, а еще цветочный рынок и «Золотая биржа»

В парках Москвы открылся 21 каток с искусственным льдом

«ВКонтакте» заблокировала группу «Совета матерей и жен военнослужащих»

Ведущая «Спокойной ночи, малыши» предложила привезти на фронт Хрюшу со Степашкой и попросить украинцев «остановиться»

РПЦ безвозмездно получила здание петербургской РАНХиГС. Студентов чуть не выселили

В ноябре число объявлений о срочной продаже квартир в России достигло рекорда

Little Big покинули двое музыкантов. Похоже, что группа распалась