Сергей Лозница — о «Киевском процессе», возмущении украинцев и пропаганде в кино «Нельзя отдавать ни Путину, ни России русскую культуру и язык»

Сергей Лозница — о «Киевском процессе», возмущении украинцев и пропаганде в кино

В сентябре в Венеции показали новый фильм Сергея Лозницы «Киевский процесс». В нем украинский режиссер реконструирует ключевые моменты судебного процесса, состоявшегося в январе 1946 года. «Киевский процесс» — также известный как «Киевский Нюрнберг» — один из первых послевоенных судов над нацистами. В фильме мы видим заявления подсудимых и показания свидетелей, в том числе выживших в Освенциме и Бабьем Яре.

Про документальные кадры «Киевского процесса» не знал никто, даже историки. Лозница наткнулся на них, пока копался в архиве для другого своего документального фильма — «Бабий Яр. Контекст». Режиссер сравнивает эти кадры с записями Эйхмана, а сам фильм очевидным образом пересекается с работой Ханны Арендт «Эйхман в Иерусалиме: банальность зла». В текстовом комментарии к фильму Лозница говорит об обращении к истории для извлечения уроков и ждет, «когда виновные в преступлениях против человечества, совершенных в Украине сегодня, предстанут перед судом».

Кинокритик Анна Стрельчук встретилась с Лозницей после премьеры «Киевского процесса» и поговорила о деколониализме и советском универсализме, культуре во время войны, а также методах создания монтажного кино.

Сергей Лозница

— В вашем фильме слышно, что некоторым украинцам и украинкам сложно говорить по-русски, но их все равно заставляют говорить и требуют от них понимания этого языка. Как вы относитесь к насаждению языка, культуры и в целом к советской идее «универсального человека», растворяющей все различия внутри многонационального государства?

— Мы все находимся в ситуации, когда мы вынуждены искать какой-то общий язык для общения. Вот здесь я в основном даю интервью на английском, и не важно, разговариваю я с журналистами из Бельгии, Австрии или Германии. У нас есть один язык, и можно назвать его колониальным, но он нам нужен для общения. В Евросоюзе язык общения — английский, несмотря на то, что Великобритания покинула его. Мне кажется, эта проблема навязана нам, чтобы отодвинуть нас от главного. Мы сейчас занимаемся разговорами о языке и культуре, а в это время идет *****, гибнут люди. Решая проблему языка и культуры, мы не решим проблему *****.

Если вам интересно, в случае с Украиной, я за швейцарскую модель, когда в одном государстве может быть несколько официальных языков. Киев в начале XIX века говорил по-польски. Город Львов в 1939 году говорил по-польски и на идише: 60 % населения составляли поляки и 25 % — евреи, еще были армяне и украинцы. Если говорить с точки зрения лингвистики португальский, испанский французский, итальянский — это все диалекты латыни. Они все друг друга понимают. Джонатан Литтелл (американский и французский писатель, автор романа «Благоволительницы». — Прим. ред.) говорит здесь по-итальянски, хотя живет в Барселоне и там говорит по-испански. Он говорит, ему нужно лишь немного менять ударения и растягивать гласные. Все эти языки стали различаться, потому что появились государства. Государственные образования требуют языка. К примеру, Германия до объединения была разрозненными образованиями, которые объединил Бисмарк и ввел общепринятый немецкий. И эта унификация Германии происходила и в периоды двух мировых войн. Мы сейчас говорим о политике, о политиках, о тех силах, которые вовлекают людей и направляют их на определенные действия.

Помню свою жизнь в Киеве. Я прожил там до 25 лет. Я изучал украинский язык в школе восемь лет. Мой язык — русский, мама у меня — русская, отец — украинец, и я не помню, чтобы там были какие-то проблемы с языком. Никаких проблем, пока политики не начали разыгрывать эту карту. Для меня решение — это признать право всех языков на существование, не давать ни Путину, ни России русскую культуру и достижения и не отдавать им язык. Это же все связано с Киевской Русью. Самое страшное, что может быть, — трансформация этой ***** между тоталитарным и либеральным/демократическим обществом в ***** между народами. Это то, к чему подталкивает российское государство и пропаганда. Это то, чему нужно противостоять. Это не ***** между народами.

В этом году на Каннском фестиваля вы выступили против бойкота русскоязычной культуры, «которая является также и достижением, и богатством Украины». Это вызвало возмущение многих украинцев. Вы задумывались, почему так произошло?

— Я говорил очевидные вещи. Сейчас человечество сталкивается с абсолютно теми же проблемами, что в первые две мировые войны, когда пытались, с одной стороны, отменить немецкую культуру, а с другой — английскую и французскую. Конечно, культуру отменить нельзя. Об этом могут говорить только безграмотные люди. Очень важно понимать, что в Украине живет, на мой взгляд, 30 % людей, говорящих на русском языке. Нельзя запрещать русский язык, потому что, когда пытаются запрещать язык, начинают запрещать и культуру. Я абсолютно не понимаю, зачем во время настоящей ***** надо начинать еще внутреннюю символическую войну против своих граждан. Сейчас начинается определенная дикость. Пытаются убрать музей Булгакова в Киеве, сняли табличку с гимназии, в которой он учился. На мой взгляд, это варварство и не надо это поддерживать. Те, кто это делает, действуют точно так же, как поступала советская власть. Это история нашего города, зачем ее вычеркивать? Зачем уподобляться своему врагу?

Что касается негативной реакции на мои высказывания. Она в основном была в определенных кругах.

И в СМИ.

— Да, но СМИ тоже принадлежат людям. Я сейчас работаю в Украине. И я общался с людьми из киносреды, спрашивал в связи с плохой реакцией на мои высказывания, какое будет отношение ко мне, если я захочу с кем-то сотрудничать. 9 из 10 сказали, что «тебе пожмут руку и будут с тобой работать». Очень легко объединять ненависть вокруг определенного человека. Я думаю, что все это пройдет, кому-нибудь будет стыдно, но будут и те, которым не будет. Приведу пример.

Есть такой режиссер Аскольд Куров. Он снял фильм об Олеге Сенцове. Ни один украинский режиссер не поехал снимать процесс, снимать фильм о человеке, которого преследует Путин и ФСБ, потому что это очень опасно. Когда этот фильм был показан в Украине и в мире, все украинские кинематографисты двумя руками были за него и очень радовались, что он был снят. Сейчас же, когда они говорят о запрете русских фильмов, его фильм также под него попадет. Это абсурд и предательство человека, который рисковал собой ради того, чтобы говорить правду. Так нельзя поступать. ***** или не *****, нельзя позволять себе такие аморальные вещи.

Ранее вы говорили, что «проблема (языка) навязана нам», и что «решая проблему языка и культуры, мы не решим проблему *****». Почему тем не менее вам было важно сказать именно о культуре на Каннском фестивале?

— Для меня это было важно сказать, потому что есть очень много людей, которые попадают под санкции и преследования со стороны России, и со стороны культурного сообщества они попадают под то же самое. Мне непонятно, зачем это делать, зачем отторгать собственного союзника.

Кадр из фильма «Бабий Яр»

В «Государственных похоронах», «Естественной истории разрушения», «Бабьем Яре» и, наконец, «Киевском процессе» вы наследуете документальному методу Эсфирь Шуб, Дзиги Вертова. При этом они ставили в своих исторических архивных документальных картинах (как в недавно отреставрированной «Годовщине революции») агитационную цель. Есть ли у вас идея, «месседж» за каждым документальным фильмом или вы отдаете выводы на откуп зрителю?

— Что касается школы, а речь идет именно о ней, то этого не избежать. Вертов, как и Шуб, — это очень важные точки в истории, которые, естественно, наложили отпечаток и на меня. Я тоже развиваю метод работы с архивным материалом. И это даже не связано с моим желанием. Это традиция. Вертов был пропагандистом, но он верил в то, что снимал. Он точно был коммунистом, но также и гениальным человеком. В кино гений всегда побеждает пропагандиста. Есть известная история с фильмом Вертова «Колыбельная»: когда эта картина вышла на экраны, она пробыла в прокате всего два дня — после этого ее сняли по указке Сталина. Он увидел в картине то, что может увидеть человек проницательный, — а именно точное описание государства, которое он построил, государство, которое крутится вокруг одного человека. Именно поэтому я бы не стал называть картины Вертова пропагандистскими.

У меня всегда есть общая идея, когда я делаю тот или иной фильм. Для ее выражения я располагаю такими инструментами, как звук, монтаж, общая структура. Структура позволяет почувствовать, к чему я веду. Кроме того, у меня всегда есть право на финальное слово, на коду в картине. Это высказывание не такое прямолинейное. Это не голос за кадром, который вам все объясняет. Я предлагаю зрителю самому попытаться разобраться и подталкиваю его к тому, чтобы он лицом к лицу встретился с вопросами.

Поэтому в ваших документальных фильмах нет «говорящих голов» (только титры), закадрового голоса и других классических документальных приемов?

— Да, мои фильмы — это открытая структура. Конкретно в случае с «Киевским процессом» я хотел перенести зрителя в тот зал, чтобы он посмотрел этот процесс своими глазами… Да и что там комментировать? Это интересно видеть. Для меня эти фильмы — это машина времени. В «Государственных похоронах» можно увидеть всю систему, которую построил Сталин во время ее пика и распада. Со смертью Сталина произойдет ее крушение. В фильме видно, как все понимают: после смерти вождя государство рухнет. На похоронах они оплакивают не столько его, сколько свое будущее, которое они хоронят вместе с ним. Эта система очень долго рушилась. Неслучайно фильм, снятый четырьмя известными советскими режиссерами, который я использовал в своем, не был выпущен из-за запрета политбюро. Не снимать этот фильм было нельзя, но не выпустить они могли. Так пленка ушла в специальное хранилище, и только в 1988 году все материалы были рассекречены. Это говорит о том, что Хрущев и товарищи знали, какие судьбы их ждут.

Вы повторяете одну и ту же речь женщины, которая живая прыгнула в овраг за секунду до расстрела, и сцену казни в «Бабьем Яре» и «Киевском процессе». Почему?

— Я не мог убрать эту сцену из «Киевского процесса» и не мог не включить ее в «Бабий Яр». Я немного сократил ее для первого фильма. Кстати, эпизод с казнью работает по-разному в этих двух фильмах, несмотря на то, что он идентичен в этих двух фильмах. Для меня это был интересный опыт.

Рассказ Дины Проничевой (украинская актриса, спасшаяся из Бабьего Яра. — Прим. ред.) — это очень известная история, которая еще была описана у Кузнецова в книге «Бабий Яр». Несмотря на то что там описана вся оккупация, это одна из самых ярких историй в книге. И даже историки не знали, что есть материал этого эпизода. Они не знали, что он хранился в Красногорском киноархиве, возможно, он был засекречен в какое-то время, и я совершенно неожиданно его нашел, когда готовил фильм «Бабий Яр». Три часа материала о процессе, о котором мало кто знает. О процессе забытом, но очень важном, где людям дали возможность говорить, что с ними произошло. Очень вероятно, что с людьми работали перед фильмом, но они все равно высказались. И это история не только евреев, но и всех народов на оккупированных территориях, а также свидетельства немецких палачей. То, как они рассказывают о своих преступлениях, поражает. Поражает их беспристрастность и отсутствие эмпатии. Для них это все были технические вещи.

Фотографии: обложка, 2 — Atoms & Void, 1 — Pascal Le Segretain / Staff / Getty Images

Share
скопировать ссылку

Новое и лучшее

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Эксперты и урбанисты объясняют, почему БКЛ только открылась, но с ней уже куча проблем

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики

Первая полоса

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Евгений Мякишев сажал девушек на цепь у себя дома и насиловал. Свидетельства

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Евгений Мякишев сажал девушек на цепь у себя дома и насиловал. Свидетельства

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

Как выживает независимый книжный бизнес?
Как выживает независимый книжный бизнес? Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие
Как выживает независимый книжный бизнес?

Как выживает независимый книжный бизнес?
Рассказывают Сурков («Циолковский»), Куприянов («Фаланстер»), Пархоменко и другие

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войныАвторский обзор Анны Аксеновой на The Village

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны

В натисках бури. Украинская поэзия до и во время войны
Авторский обзор Анны Аксеновой на The Village

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году
«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем

«Годы» — сериал 2019 года, в котором Россия вторгается в Украину, а США начинает ядерную войну с Китаем
Мы пересмотрели его и рассказываем, как политическая сатира автора «Это грех» смотрится в 2023 году

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Что делать в Белграде в конце марта?
Что делать в Белграде в конце марта? Fake Trailers, вечеринка бродяг и кино о балканских трансгендерах
Что делать в Белграде в конце марта?

Что делать в Белграде в конце марта?
Fake Trailers, вечеринка бродяг и кино о балканских трансгендерах

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?
Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 1
Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?

Как так вышло, что мы пропустили The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 1

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?

Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»
Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша» «Показали досье, папки, фото, там были даже фотографии детей»
Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»

Как кыргызстанские силовики преследуют активистов российского проекта «Красная крыша»
«Показали досье, папки, фото, там были даже фотографии детей»

Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта
Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта Благотворительный маркет в Secret Place и концерт Kedr Livanskiy
Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта

Самые важные и интересные события в Грузии в конце марта
Благотворительный маркет в Secret Place и концерт Kedr Livanskiy

Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?
Чем заняться в Москве и Питере в конце марта? «400 ударов» в «Авроре» и спектакль инклюзивного кружка в «ГЭС-2»
Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?

Чем заняться в Москве и Питере в конце марта?
«400 ударов» в «Авроре» и спектакль инклюзивного кружка в «ГЭС-2»

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России
«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии

«Солнце мое», взгляни на себя. Проникновенная драма Шарлотты Уэллс о памяти и рефлексии
Папа и дочка в турецком отеле all inclusive — фильм, который могли бы снять в России

Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?
Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России? «У тебя была возможность иметь больше детей»
Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?

Как война влияет на демографическую ситуацию и репродуктивную политику в России?
«У тебя была возможность иметь больше детей»

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране
Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда

Сотрудники Wildberries — о забастовке из-за рабских условий труда
Генпрокуратура начала проверку крупнейшего онлайн-магазина в стране

Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге
Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге Это преподаватели СПбГУ
Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге

Познакомьтесь с экспертами, которые помогают сажать за антивоенную позицию в Петербурге
Это преподаватели СПбГУ

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым«Бутер Бродский», муниципальная политика, чилийская хунта и досмотры в метро

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым

Большое интервью с политологом Ильей Матвеевым «Бутер Бродский», муниципальная политика, чилийская хунта и досмотры в метро

Что делать в Ереване во второй половине марта
Что делать в Ереване во второй половине марта Kedr Livanskiy, большой маркет и новые части «Джона Уика» и «Крика»
Что делать в Ереване во второй половине марта

Что делать в Ереване во второй половине марта
Kedr Livanskiy, большой маркет и новые части «Джона Уика» и «Крика»

Что говорят на российском телевидении о смерти
Что говорят на российском телевидении о смерти «Лучше умереть на войне, чем от болезни или пьянства»
Что говорят на российском телевидении о смерти

Что говорят на российском телевидении о смерти
«Лучше умереть на войне, чем от болезни или пьянства»

Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну
Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну Феминистская притча о кровной мести, док Netflix о меновой торговле и ЛГБТ-мелодрама
Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну

Оказались в Грузии? Вот 8 фильмов, чтобы лучше понять эту страну
Феминистская притча о кровной мести, док Netflix о меновой торговле и ЛГБТ-мелодрама

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса От эмо до интеллигентного драм-н-бейса
«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса

«Тепло» — музыкальный сборник представителей локальных сцен: от Якутска до Буэнос-Айреса
От эмо до интеллигентного драм-н-бейса

Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?
Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?
Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?

Роскомнадзор против всех. За что ведомство блокировало даже самые безобидные и не политические ресурсы?

«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны
«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны
«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны

«Смотрите внимательнее!»: Николай Овчинников — об обличающих колонках и российской музыке во время войны

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 13 марта

Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

☮️ О войне по воскресеньям. Выпуск 13 марта
Пять минут — для самого важного, что случилось на войне за неделю

Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула
Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула От эмигрантского радиобара до места, где собираются турецкие металлисты
Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула

Танцуй и помогай: 8 клубов Стамбула
От эмигрантского радиобара до места, где собираются турецкие металлисты

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики
Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики Ну, типа
Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики

Казус Волкова-Венедиктова. Колонка Льва Левченко — о возвращении российской публичной политики
Ну, типа

«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты
«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты Пересматриваем провидческий анимационный шедевр вместе с Алисой Таёжной
«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты

«Остров собак»: Коронавирус, государственные репрессии и протесты
Пересматриваем провидческий анимационный шедевр вместе с Алисой Таёжной

7 винтажных магазинов Стамбула
7 винтажных магазинов Стамбула Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе
7 винтажных магазинов Стамбула

7 винтажных магазинов Стамбула
Солнцезащитные очки Jean Paul Gaultier из коллекции 70-х годов и американские рубашки лесоруба по цене чашки кофе

10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»
10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий» Якобсон и Леви-Стросс, Арендт и Ясперс, Екатерина Великая и Вольтер, а еще Салли Руни
10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»

10 лучших книг-переписок: Выбор «Подписных изданий»
Якобсон и Леви-Стросс, Арендт и Ясперс, Екатерина Великая и Вольтер, а еще Салли Руни

Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов
Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов CCCР против Эйнштейна и Россия против Черноруссии
Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов

Русские продолжают оставаться врагами в видеоиграх даже после холодной войны. Вот 7 таких сюжетов
CCCР против Эйнштейна и Россия против Черноруссии

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года? Хуже монстров здесь только сами люди
За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?

За счет чего The Last of Us уже стал главным сериалом года?
Хуже монстров здесь только сами люди

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентахФоторепортаж Григория Радченко с протестов

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах

«Ара! Русул! Канонс!» Как улицы Тбилиси победили местный закон об иноагентах Фоторепортаж Григория Радченко с протестов