28 октября, четверг
Санкт-Петербург
Войти

Пороки поп-культуры, зеленый цвет и Sparks: Из чего сделан «Аннетт» Леоса Каракса С Адамом Драйвером и Марион Котийяр в главных ролях

Пороки поп-культуры, зеленый цвет и Sparks: Из чего сделан «Аннетт» Леоса Каракса

В прокат выходит трагический мюзикл Леоса Каракса «Аннетт» с Марион Котийяр и Адамом Драйвером в главных ролях. Широко известный в узких кругах французский режиссер с репутацией визионера готовил этот фильм почти десять лет. Идея же пришла в голову эксцентричному американскому музыкальному дуэту Sparks.

«Аннетт» открыл минувший Каннский кинофестиваль (о самых долгожданных премьерах Канн The Village уже писал), где получил две награды — приз за режиссуру и музыку. «Аннетт» рассказывает о романе стендап-комика Генри и оперной дивы Энн. Их союз привел к появлению на свет кукольной дочки Аннетт, унаследовавшей талант матери, но семейная идиллия обернулась многолетней трагедией. Кинообозреватель The Village Алиса Таёжная рассказывает о создателях и главных мотивах фильма.

«Аннетт»

Annette


Режиссер

Леос Каракс

В кинотеатрах

с 12 августа


В ролях

Марион Котийяр, Адам Драйвер, Саймон Хелберг

Сценарий

Рон Мэл, Расселл Мэл

Внимание, текст содержит спойлеры!

Sparks

«Аннетт» не существовало бы без дуэта Sparks: несколько лет они носили в себе идею мюзикла о несчастной любви и кукольной девочке Аннетт, впитавшей в себя боль своих родителей. Группа Sparks уже дважды неудачно пыталась прорваться в кино: первый раз — с французским режиссером Жаком Тати, второй — с Тимом Бёртоном. Третья попытка увенчалась успехом. Sparks всегда оставались ироничными и ставили себя в противовес истеблишменту, что роднит их с Караксом: масштабный успех тоже всегда обходил его стороной, несмотря на небольшую армию преданных фанатов.

Неутомимые экспериментаторы Sparks перепробовали все жанры за последние полвека и записали больше 20 альбомов, не отвлекаясь на синусоиду триумфов и провалов. Об их уникальном пути в музыке — от рок-н-ролла и глэм-рока до танцевальных гимнов и экспериментального попа — рассказывает выдающийся док Эдгара Райта («Скотт Пилигрим против всех» и «Малыш на драйве») «Братья Спаркс»: в нем Райт рассматривает бешеную дискографию американского дуэта в контексте мировой поп-музыки и берет комментарии у звезд от Бека до Бьорк, воздвигая памятник их авторскому взгляду и бунтарскому духу.

Саундтрек к «Аннетт» уже стал хитом лета и больше всего напоминает два поздних альбома Sparks — революционный «Lil' Bethoven» и последовавший за ним «Hello Young Lovers»: гармоничная мелодика, оркестровое сопровождение, несложная лирика и многократный рефрен. В тройном интервью для Indiewire Каракс и братья Маэл рассказывают, как превратили фирменную тягу Sparks к поп-фантазии в музыкальную трагедию.

Боль утраты

По сюжету «Аннетт» главный герой, стендап-комик Генри МакГенри, из-за гордыни и зависти становится причиной гибели свой жены, оперной певицы Энн, которой поклоняется весь мир. Энн правдоподобно «умирает на сцене» едва ли не каждый день, исполняя трагические женские партии, — и по случайности гибнет на самом деле.

В скорбном фильме Каракса сквозит его чувство вины из-за смерти любимой жены, актрисы Екатерины Голубевой. Голубева не дожила нескольких месяцев до 45 лет и погибла при загадочных обстоятельствах в Париже: есть версии как о несчастном случае, так и (от близко знавших Голубеву) о самоубийстве из-за длительного психического расстройства, однако никаких официальных данных о диагнозе Голубевой нет. В титрах «Аннетт» написано «Посвящается Насте» — общей дочери Леоса Каракса и Екатерины Голубевой; сама Настя появляется во вступлении и финале фильма. Другой страшный факт из биографии Голубевой: ее дочь от первого брака с Шарунасом Бартасом погибла в этом году, когда каталась на велосипеде. Кроме как страшным роком, такую череду событий не назовешь.

Выворачиваясь наизнанку, Каракс выводит неприятный автопортрет эгоцентричного лицедея Генри, чья карьера стендапера строится вокруг самосозерцания. Нарциссизм приводит к невнимательности и слепоте к близким — зацикленный на себе и завидующий таланту жены, Генри принимает семью как должное. Желание конкурировать с близким человеком и ядовитая маскулинная самоуверенность неминуемо приводят к разрушению — и в «Аннетт» Каракс исповедуется не только в своей боли, но и в причинах мучающего его горя.

Мюзикл как эксперимент

Мюзикл — обманчиво легкомысленный жанр коммерческого происхождения, и многие режиссеры-авторы играют с его природой, донося до зрителей совсем не развлекательные истории. Так было, например, с «Кабаре» Боба Фосса о берлинской богемной жизни накануне победы нацизма. Или с рок-оперой «Иисус Христос — суперзвезда», разоблачавшей фарисейскую церковь и потребительскую культуру: в мюзикле Вебера Иуда был не предателем, а голосом разума — он восставал против Иисуса-суперзвезды, предвидя его распятие. Успешными стали и трагичные «Отверженные» по Виктору Гюго, и советская рок-опера «Юнона и Авось».

Самым известным мюзиклом обманутых ожиданий можно назвать «Танцующую в темноте» Ларса фон Триера с танцевальными номерами на фабрике, Катрин Денёв в косынке у станка и Бьорк в роли слепнущей беднячки Сельмы. Брюно Дюмон снимает в форме мюзикла страсти маленькой Жанны д’Арк, а филиппинский экспериментатор Лав Диас поет в четырехчасовом «Времени чудовищ» о Филиппинах времен гражданской войны, пытках и полицейском произволе. На фоне голливудских хитов типа «Ла-Ла Ленда» или будущего ремейка Спилберга «Вестсайдской истории» мюзикл Леоса Каракса тоже не выглядит краудплизером — умиротворяющим и развлекательным зрелищем для всех. Но кое-что смешное в «Аннетт» все же есть — интро, разрушающее четвертую стену, Драйвер, поющий во время куннилингуса, или врачи, хором поющие «Тужься!», когда рожает главная героиня.

Леос Каракс

При желании фильмографию звездного французского режиссера без регалий (приз в Каннах за режиссуру — долгожданное официальное признание автора за 40 лет его карьеры) можно осилить за одни выходные: это будут разные по интонации, но бескомпромиссные в подаче фильмы.

Но начинать знакомство с Караксом, если вы ничего у него не видели, стоит с «Корпорации „Священные моторы“» — его прошлого фильма, тоже автобиографичного мюзикла. В нем постоянный актер Каракса Дени Лаван (его можно встретить и в «Парень встречает девушку», и в «Дурной крови», и в «Любовниках Нового моста») играет перевоплощающегося актера Оскара, который работает в разных образах в фильмах всех жанров. В исчерпывающем видеоэссе «Весь мир — сцена?» объясняется, как Каракс демонтирует фабрику грез, плачет над несбывшимися мечтами и сокрушается над общечеловеческим желанием обманывать себя.

Как и в «Аннетт», в «Корпорации» Каракс деконструирует природу актерской работы. Смена костюмов, масок и амплуа — пластичность, которую может позволить себе только настоящий одиночка, человек-зеркало. И именно пограничность актерской профессии делает романтическую связь людей сцены такой опасной: если твоя жизнь строится на представлении себя другим, рано или поздно будет сложно вспомнить, кто ты сам по себе, и разглядеть партнера.

Адам Драйвер и Марион Котийяр

Две суперзвезды такого масштаба в главных ролях (один с номинацией на «Оскар», другая — с «Оскаром») — первый опыт для Леоса Каракса, не работавшего прежде с голливудскими знаменитостями. А вот для Драйвера и Котийяр небольшие авторские проекты — не исключение. Драйвер и вовсе пришел из независимого кино, став звездой негромкого «Патерсона» Джармуша и инди-фильмов Ноа Баумбаха, а Марион Котийяр, уже будучи суперзвездой, играла у братьев Дарденн и Ксавье Долана.

Любовная гармония Генри и Энн в первой половине фильма — плод непохожести их характеров: агрессивная и саркастичная манера Генри МакГенри смягчается плавностью и глубиной Энн. Для стендапа, которым занимается Генри (напоминающий одновременно Ленни Брюса или Марка Мэрона), требуется тяга к саморазрушению и мизантропия, для искреннего исполнения оперных арий — способность к эмпатии и умение проживать чистые эмоции. И если в гармоничный период Генри и Энн дополняют друг друга, то в момент кризиса героев разносит по разным берегам. Непохожие в пластике и внешности Драйвер и Котийяр воплощают заложенный в их истории дисбаланс.

Зеленый цвет

Если сосредоточиться на цветовых решениях «Аннетт» (а темп фильма дает для этого все возможности), можно заметить распространенное цветовое сочетание красного и зеленого — в первую очередь в костюмных и декораторских решениях. Соседство контрастных красного и зеленого (базовая книга Йоаханнеса Иттена «Искусство цвета» нам в помощь) определяет визуальный стиль многих легендарных фильмов — скажем, «Головокружения» Альфреда Хичкока или «Любовного настроения» Вонга Кар-Вая. На постоянном соседстве зеленого и красного построен и визуальный стиль «Амели», и большинство фильмов Педро Альмодовара и Дугласа Сёрка.

Зеленый стал символическим цветом еще в прошлом фильме Каракса «Корпорация „Священные моторы“», и в «Аннетт» зеленый снова несет большую символическую нагрузку. В зеленый халат одет на выступлениях комик Генри, и зеленым светом освещена его публика в зале. В зеленом лесу держатся за руки влюбленные Генри и Энн, когда начинается их роман, а потом они переезжают в дом, окруженный зелеными джунглями. Чем драматичнее развивается сюжет, тем более угрожающим становится зеленый, переходя в тревожный неоновый. И дополняющий его красный цвет со временем тоже радикализируется.

Пороки поп-культуры

Каракс в «Аннетт» жестко нападает на поп-культурную эксплуатацию живых людей и нездоровое современное инфополе. С начала отношений Генри и Энн преследуют папарацци, упаковывая их жизнь в продающие заголовки. Главный конфликт Генри — невозможность соответствовать жене, которая занимается «большим искусством». Падающие продажи на собственные выступления раздражают его настолько, что ни супружеское счастье, ни появление дочери на свет не способны его успокоить: популярность бесповоротно искажает его восприятие.

Генри окончательно превращается в монстра, когда решает эксплуатировать маленькую дочь и ее талант: Аннетт как вундеркинда растаскивают на рекламные кампании, игрушки и постеры, а в какой-то момент она даже открывает Гиперкубок (сатира на Супербоул в Штатах). Почти ни у кого не возникает вопросов, что при этом чувствует и хочет маленький ребенок, — ни Генри, ни остальные не видят в Аннетт живого человека. Летает ли она из столицы в столицу, чтобы концертировать, проводит ли свободное время сама с собой, каждая ее минута расписана так, чтобы она была удобна взрослым. Леос Каракс снимает еще один фильм о расчеловечивании и форматировании искусства — именно по этой причине он практически не дает интервью и не участвует в пресс-конференциях, где его обязательно спросят «Что хотел сказать режиссер?».

Фотографии: «Планета Информ»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?
«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить? Неглупый европейский ромком о раздражающем идеале
«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?

«Я создан для тебя»: Можно ли влюбиться в робота? А разлюбить?
Неглупый европейский ромком о раздражающем идеале

«Отряд самоубийц 2»: Продолжение экшена об аутсайдерах с Марго Робби в главной роли
«Отряд самоубийц 2»: Продолжение экшена об аутсайдерах с Марго Робби в главной роли Алиса Таёжная — об одной из самых ожидаемых премьер этого лета
«Отряд самоубийц 2»: Продолжение экшена об аутсайдерах с Марго Робби в главной роли

«Отряд самоубийц 2»: Продолжение экшена об аутсайдерах с Марго Робби в главной роли
Алиса Таёжная — об одной из самых ожидаемых премьер этого лета

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

«Это Маша, она выросла на кладбище»: Как устроена жизнь в доме из мема про «тихих соседей»

«Цифровые двойники станут нормой»: Людмила Норсоян — о цифровой моде и российских дизайнерах, NFT и Dota 2

HMOT, сооснователь Klammklang — о российской электронике, неолиберализме и пении птиц

БДСМ про животных: Что такое пет-плей и причем здесь латексные костюмы зверей?

В галерею «Свиное рыло» в Петербурге пришли следователи. Художников обвиняют в оскорблении ветеранов

Первая полоса

«Это Маша, она выросла на кладбище»: Как устроена жизнь в доме из мема про «тихих соседей»

«Это Маша, она выросла на кладбище»: Как устроена жизнь в доме из мема про «тихих соседей»

«Это Маша, она выросла на кладбище»: Как устроена жизнь в доме из мема про «тихих соседей»

«Это Маша, она выросла на кладбище»: Как устроена жизнь в доме из мема про «тихих соседей»

«Цифровые двойники станут нормой»: Людмила Норсоян — о цифровой моде и российских дизайнерах, NFT и Dota 2
«Цифровые двойники станут нормой»: Людмила Норсоян — о цифровой моде и российских дизайнерах, NFT и Dota 2
«Цифровые двойники станут нормой»: Людмила Норсоян — о цифровой моде и российских дизайнерах, NFT и Dota 2

«Цифровые двойники станут нормой»: Людмила Норсоян — о цифровой моде и российских дизайнерах, NFT и Dota 2

HMOT, сооснователь Klammklang — о российской электронике, неолиберализме и пении птиц
HMOT, сооснователь Klammklang — о российской электронике, неолиберализме и пении птиц «Какого черта кто-то считает, что может отнять у нас право мечтать?»
HMOT, сооснователь Klammklang — о российской электронике, неолиберализме и пении птиц

HMOT, сооснователь Klammklang — о российской электронике, неолиберализме и пении птиц
«Какого черта кто-то считает, что может отнять у нас право мечтать?»

БДСМ про животных: Что такое пет-плей и причем здесь латексные костюмы зверей?
БДСМ про животных: Что такое пет-плей и причем здесь латексные костюмы зверей? Продолжаем выпускать рубрику «Люди в городе» в видеоформате
БДСМ про животных: Что такое пет-плей и причем здесь латексные костюмы зверей?

БДСМ про животных: Что такое пет-плей и причем здесь латексные костюмы зверей?
Продолжаем выпускать рубрику «Люди в городе» в видеоформате

В галерею «Свиное рыло» в Петербурге пришли следователи. Художников обвиняют в оскорблении ветеранов
В галерею «Свиное рыло» в Петербурге пришли следователи. Художников обвиняют в оскорблении ветеранов
В галерею «Свиное рыло» в Петербурге пришли следователи. Художников обвиняют в оскорблении ветеранов

В галерею «Свиное рыло» в Петербурге пришли следователи. Художников обвиняют в оскорблении ветеранов

Карелия и Ленобласть: куда уехать из Петербурга на время локдауна
Карелия и Ленобласть: куда уехать из Петербурга на время локдауна 5 отличных загородных отелей: леса, озера, Ладожские шхеры и крепость Орешек
Карелия и Ленобласть: куда уехать из Петербурга на время локдауна

Карелия и Ленобласть: куда уехать из Петербурга на время локдауна
5 отличных загородных отелей: леса, озера, Ладожские шхеры и крепость Орешек

«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза
«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза Как реклама игрушечных звездолетов превратилась в аниме об одиночестве и травме
«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза

«Ковбой Бибоп»: Космический нуар под звуки джаза
Как реклама игрушечных звездолетов превратилась в аниме об одиночестве и травме

Можно ли отчислить из вуза за лайк?

И что делать студенту, если это произошло

Можно ли отчислить из вуза за лайк?
И что делать студенту, если это произошло

Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы
Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы
Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы

Пора утепляться: Где покупать свитеры и кардиганы

Куда поехать в нерабочие дни
Куда поехать в нерабочие дни В каких российских городах вы сможете зайти в кафе или в музей по QR-коду
Куда поехать в нерабочие дни

Куда поехать в нерабочие дни
В каких российских городах вы сможете зайти в кафе или в музей по QR-коду

26 главных событий этой недели
26 главных событий этой недели Ретроспектива Родченко в Доме радио, OQJAV, фестиваль Halloween Riot и кинофестиваль «Послание к человеку»
26 главных событий этой недели

26 главных событий этой недели
Ретроспектива Родченко в Доме радио, OQJAV, фестиваль Halloween Riot и кинофестиваль «Послание к человеку»

QR-код вместо карты: Выбираем самый выгодный способ оплаты для бизнеса
Промо
QR-код вместо карты: Выбираем самый выгодный способ оплаты для бизнеса
QR-код вместо карты: Выбираем самый выгодный способ оплаты для бизнеса
Промо

QR-код вместо карты: Выбираем самый выгодный способ оплаты для бизнеса

Церковь в смартфоне, органайзер аптечки, умная футболка
Промо
Церковь в смартфоне, органайзер аптечки, умная футболка И другие стартапы от школьников и студентов
Церковь в смартфоне, органайзер аптечки, умная футболка
Промо

Церковь в смартфоне, органайзер аптечки, умная футболка
И другие стартапы от школьников и студентов

Не только Паралимпиада
Спецпроект
Не только Паралимпиада Победитель игр и тренеры рассказывают об инклюзивном спорте
Не только Паралимпиада
Спецпроект

Не только Паралимпиада
Победитель игр и тренеры рассказывают об инклюзивном спорте

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права
Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам

Гуляем с Евгенией Воскобойниковой по Хамовникам
Говорим об иноагентах, доступной Москве и борьбе за свои права

«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге
«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге Все о «нерабочих днях» с 30 октября по 7 ноября
«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге

«Чтобы москвичи не приехали»: Гид по локдауну в Петербурге
Все о «нерабочих днях» с 30 октября по 7 ноября

Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA
Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA Все, что нужно для холодной погоды. И не только
Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA

Что покупать в совместной коллекции H&M и PETA
Все, что нужно для холодной погоды. И не только

Как отказаться от кофе и кому это нужно?
Как отказаться от кофе и кому это нужно? Кофеиновая зависимость — это болезнь, но избавиться от нее легче, чем бросить курить
Как отказаться от кофе и кому это нужно?

Как отказаться от кофе и кому это нужно?
Кофеиновая зависимость — это болезнь, но избавиться от нее легче, чем бросить курить

«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»
«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле» «Выхода нет» поколения зумеров
«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»

«Русские горки»: Качели как символ ушедшего детства в клипе «Элли на маковом поле»
«Выхода нет» поколения зумеров

Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве
Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве
Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве

Гастрономический трансфер: 5 шеф-поваров из Санкт-Петербурга, преуспевших в Москве

Подпишитесь на рассылку