Гид по Beat Film Festival 2022 Что получилось привезти в этом году

C 19 июня по 3 июля пройдет ежегодный фестиваль документальных фильмов о современной культуре — Beat Film Festival. За более чем 10 лет своего существования Beat Film Festival вырос из московского фестиваля доков о музыке в культурное событие на несколько городов России с публичной программой, а в этом году еще и с фестивальным центром: лекциями, круглыми столами, подкастом, телесными практиками и показами российских коротких метров. Конечно, показывать новые зарубежные фильмы по время ***** непросто — поэтому в программе много фильмов прошлых лет. Но есть и новинки.
Кинокритик Алиса Таёжная выбрала пять самых интересных фильмов BFF-2022 из программы этого года. Во время фестиваля большую часть фильмов BFF можно будет посмотреть в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск».
«Джейн глазами Шарлотты»
реж. Шарлотта Генсбур
Вдумчивый и нехайпожорский док Шарлотты Генсбур о ее матери — Джейн Биркин, замечательной артистке, которую большинство знает только как модель и актрису 60-х и 70-х или жену Сержа Генсбура. Кино Генсбур — это фильм-диалог, доверительный и вкрадчивый: он избегает сенсационности и останавливается на главных темах отношений матери и дочери, причем практически любой матери и дочери. Слава богу, Шарлотте хватает такта и эмпатии поговорить с матерью о сокровенном, не вытягивая из нее ответы для заголовков. О том, каково быть средней дочерью в семье. Каким испытанием может быть материнство. Что такое — осознавать свою смертность и неизлечимо болеть (у Биркин — рак). О том, что с нами делает прошлое. И как мы заводим и поддерживаем близкие связи — и насколько это само по себе можно назвать творческим процессом.
«Мы были „Детками“»
реж. Эдди Мартин
Горький, захватывающий, непосредственный фильм о жизненном пути актеров, взятых с улицы на съемки тинейджерской контркультурной классики «Детки». Во главе проекта стоял фотограф-документалист и режиссер — белый немолодой бородач Ларри Кларк. Его тинейджер-протеже Хармони Корин получил после «Деток» мощнейший карьерный старт и стал титулованным режиссером. Хлоя Севиньи и Розарио Доусон превратились в звезд. А вот полтора десятка скейтеров и уличных ребят, подросших в бедности и не видевших ничего, кроме асфальта и пожаров в неблагополучных районах, были выплюнуты в неблагополучную среду сразу после окончания проекта. Фильм Эдди Мартина через интервью участников съемок и красноречивых архивов тинейджерского отрыва 90-х дает голос тем, кого перестало быть слышно — и совершенно напрасно. Это кино об эксплуатации и злоупотреблении, наглой апроприации чужого опыта и подростковом драйве, который спасает даже самую заурядную идею.
«История кино: Новое поколение»
реж. Марк Казэнс
Задумчивое путешествие на 2 часа 40 минут (надо набраться терпения) по фильмам новейшего времени, их общим мотивам и различиям — вне зависимости от жанра и страны происхождения. То самое кино, в котором поэзия Апичатпонга Вирасетакула соседствует с болливудскими суперхитами и «Дэдпулом» в размеренном пересказе Марка Казэнса. Интонация автора может усыпить зрителя, так что к фильму стоит подготовиться: замедлившись, как перед длительной медитацией. Наблюдения Казэнса о современном кино очень точны — он без наглых обобщений проводит параллели между независимым фестивальным кино, инди со всего мира и региональными хитами, не привыкшими к критическому взгляду. Казэнса интересует, как кино ХХI века воспитывает в нас новые способы зрения: меняет темп и оптику нашего восприятия — ненавязчиво направляет искать ответы и удовлетворять собственное любопытство. К тому же если вы регулярно задаетесь вопросом, что бы этакого посмотреть, здесь есть десятки неочевидных рекомендаций — от братьев Сэфди до какого-нибудь эстонского хоррора. Если вы фанаты «Истории кино: Одиссея», тоже придуманной Казэнсом, — это стопроцентный маст.
«Чарли XCX: Вместе в одиночестве»
реж. Брэдли Белл и Пабло Джонс-Солер
Скринлайф-хроника создания альбома исполнительницы Чарли XCX в ковидные времена. Раздавленная карантином Чарли, привыкшая постоянно общаться с фанатами на концертах, остается в четырех стенах своего дома с незапно переехавшим к ней бойфрендом (за несколько лет отношений на расстоянии они были вместе не больше двух недель подряд). На камеру и на глазах у тысяч фанатов Чарли проживает кризисный период и решает делать новый альбом, чтобы не сойти с ума: устраивает брейнстормы Live для написания текстов, выбирает при помощи фанатов лучшие аранжировки, устраивает голосование за обложку альбома. Среди фанатов Чарли много ЛГБТ+ ребят, так что их голоса и их проблемы — тоже на экране. Всех беспокоит примерно одно и то же: вынужденное заточение, выдернутость из контекста, невозможность свободно самовыразиться в обычной жизни (а не только на концертах с другими фанатами). Док о силе коллективного разума, горизонтальности и полуавтоматизации творчества. А еще о том, что звездный статус в начале 2020-х требует как от артиста, так и от фанатов немало нарциссизма. В подтверждение последнему — другой док фестиваля, о преждевременно погибшем XXXTentacion.
«Корова»
реж. Андреа Арнольд
Безмолвный взгляд на окружающий мир с точки зрения Лумы — живущей на современной ферме коровы, ничем не примечательной и типичной, что называется, a cow. За документальный фильм о заточении животного на ферме одна из главных женщин-режиссеров наших дней Андреа Арнольд взялась примерно в одно время с тем, как Виктор Коссаковский собрался снимать свою свинью Гунду в Скандинавии. Но здесь история куда более жестокая и прозаичная: мораль фильма сводится к душераздирающему рассказу Платонова «Корова». Жизнь домашнего животного под охраной человека монотонна, скучна, несвободна, подчинена неестественному порядку и ничего не напоминает рекламные картинки с альпийских лугов. Как минимум это фильм о том, чтобы посмотреть на мир глазами заключенного животного, а не свободного, пользующегося им человека. Как максимум — весомая причина отказаться от животных продуктов.
Обложка: Beat Film Festival