Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства
Когда на улице начинали стрелять, саратовские дети знали, что надо делать. «Это входило в пакет воспитания», — вспоминает Настя Пальчикова, 38-летняя сценаристка, недавно дебютировавшая в режиссуре с фильмом «Маша», в общих чертах основанным на ее детстве. «Нам было лет по 12–13, когда мы сидели в садике и началась перестрелка — мы спрятались под беседку. А один из наших парней побежал ложиться под машину — и его убило шальной пулей. И мы пошли огромной толпой говорить его маме, что ее сын только что погиб. Долгое время мы жили с ощущением, что это норма, что так у всех. Я поняла, насколько это страшные истории, только когда стала рассказывать их другим; вдруг увидела округлившиеся от ужаса глаза, мне говорили: „Ты серьезно?! Это все правда?!“ Я, наверное, до сих пор не понимаю, почему это так страшно. Было и было».
Есть в фильме, который вышел в прокат 1 апреля и получил приз за лучший дебют на «Кинотавре», и про это, есть и про другое — это в принципе история взросления. Альтер эго Пальчиковой — 13-летняя Маша (Полина Гухман). Она взрослеет в российской провинции — город не называется, но Поволжье считывается однозначно — в 90-х под опекой местного мафиози Крестного (Максим Суханов) в эпоху, когда бандитские разборки касались каждого школьника, а в кровь месились под шлягеры Наташи Королевой. Жуткая трагедия приведет Машу в Москву — подросшая, она исполнит свою детскую мечту и станет джазовой певицей (Анна Чиповская).
До «Маши» Настя Пальчикова долго работала в кино и писала сценарии, самая известная ее работа — сценарий к фильму Валерия Тодоровского «Большой». «Машу» Настя тоже не собиралась снимать самостоятельно: написала сценарий для продюсеров, но полтора года он ко всеобщему разочарованию лежал на полке. Тогда Настя выкупила собственную работу у продюсера вдвое дороже и решила снимать фильм сама — народная история Маши всем ужасно нравилась. На главную роль утвердили дебютантку из Петербурга — непосредственную и обаятельную Полину Гухман. Теперь Настя Пальчикова готовит следующий фильм тоже по собственному сценарию и не собирается прощаться с режиссерским креслом.
Кинообозреватель The Village Алиса Таёжная встретилась с Настей Пальчиковой и Полиной Гухман после премьеры «Маши» и обсудила с ними отечественных гопников, ранние фильмы Джармуша, жизнь в заброшках и испарившийся дух 90-х, которые сейчас так любят вспоминать в кино.
«Маша»
Режиссер
Анастасия Пальчикова
В кинотеатрах
с 1 апреля
В ролях
В ролях Плина Гухман, Аня Чиповская, Максим Суханов:
Сценарий
Анастасия Пальчикова
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.