Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов Соррентино, Альмодовар и новый фильм с Камбербэтчем

В минувшую субботу в Венеции завершился ежегодный кинофестиваль, который в этот раз решили провести офлайн — несмотря на ограниченную посадку, сложности с билетами и нерешенную ковидную ситуацию в Европе. Кинообозреватель The Village Алиса Таёжная рассказывает о премьерах в Венеции, которых стоит дождаться в России: многие из них куплены в прокат и будут показаны уже этой осенью и ранней зимой, без ковровых дорожек, но и без суеты.
«Событие», реж. Одри Диван
Драма о французской студентке начала 60-х, для которой беременность становится бедой
«Венецианский фестиваль выиграла драма об аборте» — заголовки большинства изданий по завершении фестиваля, надо сказать, не очень продающие. В конкурсе с большими именами фильм Диван точно не был фаворитом, так что и посмотреть его, в отличие от новых Альмодовара и Соррентино, удалось немногим. История, которая легла в основу фильма Диван, — печальная и пугающе универсальная для своего времени. Даже во Франции 60-х аборт был нелегален и преследовался: под опалу попадала не только выжившая в результате нелегальной операции женщина, но и врачи, делавшие операцию, и свидетели, которые умолчали о положении девушки.
Главная героиня — образованная и амбициозная девушка из простой семьи с традиционными мусульманскими корнями — узнает о беременности во время выпускных экзаменов. Воспитание нежеланного ребенка оказывается несовместимо с академическими планами и независимым будущим, аборт грозит бесплодием и тюрьмой. Напоминающий в тональности «Никогда, редко, иногда, всегда» (американский хит прошлого года об американской девушке, отправляющейся на аборт в другой штат), «Событие» — описание чувств и будней молодой женщины, чья беременность — не радостное событие, а бытовая трагедия. Незапланированный ребенок как бремя и государство и окружение как жесткая пенитенциарная система, а не поддержка уязвимому человеку — это, с одной стороны, сюжет полувековой давности, с другой — констатация никуда не девшегося репродуктивного давления, от которого телом и душой пострадали и продолжают страдать миллионы женщин.
«Рука бога», реж. Паоло Соррентино
Возвращение в неаполитанское детство глазами одного из современных итальянских классиков
Личный и в лучшем смысле слова сентиментальный фильм Соррентино о его взрослении в Италии 80-х годов. Окруженный шумными и не очень благополучными родственниками подросток Фабьетто, проводящий лето в кино, на пляже и на семейных сборищах, узнает о приезде в Неаполь Диего Марадоны — и, как любой фанат футбола его возраста (а кем еще может быть итальянский мальчик-подросток того времени?), мчится на стадион. В это время дома произойдет трагедия, и беззаботный ребенок останется сиротой. Возвращаясь к реальной личной трагедии — в 16 лет режиссер остался без матери и отца, — Соррентино снимает прочувствованный и горький фильм о хрупкой реальности, которая ломается на раз, и жизни, перевернувшейся от одной случайности. Летняя жизнь в мафиозном и непростом Неаполе, какой ее видит безалаберный подросток с широко раскрытыми глазами, крошится на глазах у зрителей.
«Холодный расчет», реж. Пол Шредер
Покер-триллер с Оскаром Айзеком, которого не отпускает военное прошлое
Герою Оскара Айзека не привыкать жить с покер-фейсом: несколько лет он провел в жесточайших условиях в тюрьме Абу-Грейб во времена пребывания в Ираке американских солдат. Сейчас его образ жизни — постоянные переезды из города в город, из отеля в отель, где он снимает недорогие номера, а выиграв значительную сумму, не привлекая внимания, движется дальше. Прошлое мучает игрока живучими кошмарами, которые вот-вот просочатся в настоящее, но за его цементной манерой ничего этого не угадать. Режиссер и сценарист Пол Шредер, прорвавшийся в кино Нового Голливуда и совершивший впечатляющий камбэк несколько лет назад с «Первой реформаторской церковью», снова снимает о мужчине, который несет на себе не видимую для окружающих ношу, а когда снимает доспехи — становится непоправимо уязвимым.
«Капитан Волконогов убежал», реж. Наталья Меркулова и Алексей Чупов
Пугающе современная притча об энкавэдэшнике, убегающем от расплаты
Главный российский фильм в Венеции этого года — драма режиссерского дуэта Меркуловой и Чупова («Интимные места», «Человек, который удивил всех», «Колл-центр») о Советском Союзе 1937-го, который слишком легко спутать с Россией наших дней. Уважаемый «профессионал» капитан Волконогов узнает, что его душа может быть спасена, если хотя бы одна из его жертв сможет его простить. Скрываясь от вчерашних соратников, Волконогов несется на поиски того, кто вытащит его из ада, по улицам то ли Ленинграда, то ли Петербурга, через толпы тех, кто убивал и кого убивали. Страшное напоминание о сталинских временах, про жертвы которых не принято и даже наказуемо теперь говорить вслух, фильм Меркуловой и Чупова — не дотошная реконструкция советского мира почти столетней давности, а аллюзия на наши дни. Актерская манера, костюмы, монтаж и камера только приближают не решившийся за десятилетия конфликт Волконогова с теми, кто пострадал от его рук.
«Спенсер: Тайна принцессы Дианы», реж. Пабло Ларраин
Портрет принцессы крупным планом накануне развода с Принцем Чарльзом
Пабло Ларраин, уже снимавший любимицу нации и жену-селебрити Джеки Кеннеди после убийства мужа, теперь взялся за канонизированную принцессу Диану — и тоже в ее самое турбулентное время. Кристен Стюарт перевоплощается в икону 80–90-х — всенародную любимицу и самого теплого человека в британской королевской семье за десятилетия монархии — накануне ее решения развестись с нелюбимым мужем. Как и в работе над «Джеки», в арсенале Ларраина детали роскошной и угнетающей благополучной жизни, крупные планы фрустрированной девушки в беде, блуждающая по королевским залам камера и нагнетающий тревогу аудиоряд. Вряд ли удастся узнать о Диане что-то большее (с этим отлично справляются биографические сериалы), а вот почувствовать себя в ее шкуре — вполне.
«Закат», реж. Мишель Франко
Распадающаяся семья на фоне мексиканской войны картелей в Акапулько
Продолжающая предыдущий фильм Мишеля Франко «Новый порядок», драма о слепоте и эгоизме привилегированных белых людей. Шарлотта Генсбур и Тим Рот играют пару взрослых, приехавших на каникулы в Мексику с двумя подростками. После тревожного звонка четверо срываются в аэропорт, чтобы вернуться в Европу, но главный герой забывает паспорт и обещает догнать остальную семью на ближайшем рейсе. Но не делает этого. В экзистенциальную семейную драму Франко вплетает латиноамериканскую политику и криминальный саспенс, показывая растерянного западного человека, который не привязан ни к дому, ни к семье. Да и вообще не чувствует сопричастности к боли и переживаниям других людей — как родных, так и случайных встречных.
«Мама, я дома», реж. Владимир Битоков
«Подмена» глазами ученика Сокурова — о ненастоящем сыне, вернувшемся с войны в Сирии
Еще один выпускник мастерской Александра Сокурова в Нальчике, Владимир Битоков дебютировал на «Кинотавре» три года назад с «Глубокими реками» — о суровой мужской семье в российских лесах. Его новый фильм — о женщине из Нальчика, к которой возвращается с войны в Сирии сын-наемник. По документам это ее ребенок, а на самом деле — совершенно чужой человек. Героиня пытается выяснить, что это за мужчина и какие у него мотивы: сына она считает потерявшимся или погибшим, государству важнее статистика и бумажки. Дуэт Ксении Раппопорт и Юрия Борисова передает боль, непонимание и скованность новых поколений родителей и детей, на долю которых тоже выпала война, про которую невозможно узнать правду.
«Последняя дуэль», реж. Ридли Скотт
Средневековый эпос о последней французской дуэли: мужчины рискуют властью, женщина рискует жизнью
В Нормандии ХIV века ушедший на войну рыцарь узнает, что в его отсутствие соперник изнасиловал его жену. Но на стороне обидчика — сильные союзники, и теперь сам рыцарь и его жена подвергаются опале. Единственная возможность восстановить справедливость — вызвать насильника на честный рыцарский поединок, о чем главный герой лично просит короля: если бой будет им проигран, он погибнет, а его жену сожгут на костре за ложные обвинения. Исторический эпик с голливудскими звездами в доспехах, Мэтт Дэймон, Адам Драйвер и Бен Аффлек играют реально живших французов в средневековой Европе. Суровый север, настроение «Игры престолов» и соревнования во власти — глазами трех главных героев: двух мужчин и одной женщины; истории которых не похожи между собой ни по фактам, ни в интонации. Притча о том, что историю пишут победители, а правда — понятие субъективное.
«Хеллоуин убивает», реж. Дэвид Гордон Грин
Вторая часть современной франшизы о буйствах маньяке в демонический американский праздник
Героиня Джейми Ли Кёртис в прошлой части, кажется, порешила своего многолетнего преследователя — но не для счастливого финала перезапускаются старые слэшеры. Маньяк снова сбежал, и теперь за главную героиню стоит не только ее семья, но и все жители города, которые жаждут смерти абсолютного зла. Нынешний «Хеллоуин» ждет продолжение, значит, их приговору не суждено исполниться — будет несколько погонь, скримеры и трупы от неутомимого маньяка. Автор негромких инди-фильмов Дэвид Гордон Грин пересел на другую лошадку и вполне комфортно чувствует себя автором жанрового кино. «Хеллоуину» уже больше 40 лет, но у зрителей короткая память. И вместо того, чтобы придумывать нового маньяка и новых жертв, можно покататься на старых: мало кто из купивших билет на «Хеллоуин убивает», скорее всего, знает про первоисточник Джона Карпентера.
«Прошлой ночью в Сохо», реж. Эдгар Райт
Красочный триллер о путешествиях во времени и убийстве суперзвезды
Автор «Малыша на драйве» и «Скотта Пилигрима» снял неоново-свингующий триллер о молодой девушке, приехавшей в Лондон. Студентка колледжа моды, стеснительная и еще не чувствующая себя в чужом городе своей, во сне она оказывается в Лондоне 60-х в призрачном мире известной тусовщицы и фэшн-иконы Сэнди. Лондон во сне — место куда более захватывающее, чем город бедной студентки, и Элоиза все чаще погружается в миражи старого Сохо. Но ее прототип ждут не только розы и овации, но и недоброжелатель, угрожающий жизни. Искристый и ироничный фильм — впрочем, как и всегда у Эдгара Райта, — с переселением душ, танцами, яркими вывесками и двумя совершенно не похожими по органике и внешности актрисами в главных ролях.
«Власть пса», реж. Джейн Кэмпион
Вестерн с женской оптикой о суровых нравах Монтаны, семейной тирании и ревности
Альфа-самец и хозяин края в исполнении Бенедикта Камбербэтча с пёсьим сторожевым взглядом не хочет признаваться себе во внезапных чувствах, а тем более открывать их другим. Причина его смуты — пришлая жена младшего брата, которую тот привез из чужих краев. Взявшись за «воспитание» чужой жены, главный герой больше всего боится своей уязвимости, что никак не укладывается в его каменный образ самого себя. Вестерн-мелодрама о травмах патриархата от Джейн Кэмпион, известной по фильму «Пианино» и сериалу «Вершина озера» — других историй о подавленных чувствах, которые некстати вырываются на поверхность.
«Параллельные матери», реж. Педро Альмодовар
Альмодовар на знакомой земле: дочки-матери, секреты и параллельные истории жизни
Две главные героини фильма испанского режиссера — матери, которые рожают одновременно. Одна — состоявшаяся взрослая женщина и известный профессионал. Другая — растерянная вчерашняя девочка-подросток. Но уравнивает их то, что у обеих ребенок не был в планах. Разбираясь с ближним кругом и собственными желаниями, главные героини помогают друг другу встать на ноги и лучше понимают себя. Альмодовар приходит в знакомое женское царство и описывает царствующий там порядок: сестринство, слезы, взаимопомощь, испытания материнства и секреты прошлого диктуют правила отдельного мира. Это мы уже видели в «Возвращении», «Все о моей матери» и «Женщинах на грани нервного срыва», но посмотрим еще раз — тем более, главную роль в «Параллельных матерях» играет любимица Альмодовара Пенелопа Крус.
«Пропавшая дочь», реж. Мэгги Джилленхол
Экранизация Элены Ферранте о сложном материнстве, женской доле и чувстве вины

Успешная женщина Леда пытается устроить себе беззаботный отпуск в Греции, но ее беспокойный ум постоянно находит себе занятие. Заметив на пляже молодую мать, главная героиня пускается в воспоминания о том, как она воспитывала двух дочерей: она рано стала матерью, не до конца была уверена в своем браке и очень любила работу, которая, в отличие от семейных обязанностей, давала уверенность и внутренний покой. Сейчас, когда дочери уже выросли, Леда пытается справиться с гнетущим чувством упущенных возможностей и уколами совести. Актриса Мэгги Джилленхол сняла дебют о том, что такое быть родителем вообще и матерью в особенности, как успокоить себя в жизненном выборе и почему баланс между собственным благополучием, карьерой и семьей — такая многослойная гендерная проблема.
Фотографии: обложка – Gianni Fiorito / Netflix, 1 – Netflix