Из чего состоит «Земля кочевников» Фрэнсис МакДорманд, жизнь на дороге и финансовый кризис — разбираем оскаровского фаворита на составляющие

Из чего состоит «Земля кочевников»

Один из главных претендентов на «Оскар» в этом году — социальная драма китаянки Хлои Чжао «Земля кочевников»: фильм получил шесть номинаций в ведущих категориях и после успеха на фестивалях в Венеции и Торонто имеет все шансы взять несколько наград Американской киноакадемии. «Земля кочевников» — история зрелой американки, вынужденно переезжающей в автофургон: в нем она начинает бессрочное путешествие по стране, которая переживает жесточайший финансовый кризис конца нулевых годов. Она встречает таких же кочевников, узнает их истории и учится жить в движении без крыши над головой.

Случай Чжао — уникальный для современного кино: американка с китайскими корнями (сама Чжао предпочитает идентифицировать себя как китаянку) сняла до «Земли кочевников» два малобюджетных фильма, а после уже была подписана на съемки блокбастера Marvel. «Земля кочевников» — не твой типичный социально заряженный американский фильм: он открыто критикует страну и сложившуюся в ней капиталистическую систему — с протагонисткой-маргиналкой, которая задается вопросами личной свободы, нищеты и смерти. Кинокритик Алиса Таёжная разбирается, из чего состоит этот фильм.

«Земля кочевников»

Nomadland


Режиссер

Хлоя Чжао

Сценарий

Хлоя Чжао, Джессика Брудер


В ролях

Фрэнсис МакДорманд, Гэй ДеФорест, Патриша Грайр, Линда Мэй, Анджела Рэйс и другие

Фрэнсис МакДорманд

Одна из лучших американских актрис наших дней (и лауреатка «Оскара» за лучшую женскую роль в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури») — главная приманка «Земли кочевников» для тех, кто не знает имя режиссера фильма и не питает слабости к социальным драмам. Но дело не только в этом. Биография МакДорманд уникальна для Голливуда, а ее личный жизненный опыт непосредственно влияет на экранное воплощение кочевницы Ферн.

Фрэнсис, воспитанная матерью-одиночкой и позже удочеренная священником и медсестрой, выросла в дисциплине и бедности. Все детство она переезжала с места на место: церковные посты приемного отца требовали постоянных перемещений. МакДорманд — настоящая селфмейд-актриса: в отличие от многих потомственных голливудских актеров с влиятельными родителями и кастингами с младенческих лет, она сама поступила на актерский в Йель, а первые шаги делала в театре и независимом кино уже в зрелом возрасте. Ее экранный дебют в детективе «Просто кровь» стал прорывом не только для нее, но и для дуэта братьев Коэн (с одним из которых, Джоэлом, МакДорманд потом создала семью).

Продолжая карьеру в инди-кино и театре, она также усыновила ребенка, а на вручении премии «Оскар» произнесла одну из главных речей движения Time’s Up о необходимости инклюжен-райдера в индустрии и новых возможностях для женщин в кинобизнесе. Последовательная феминистка, которой одинаково удаются как комедийные («Фарго», «После прочтения сжечь»), так и драматические роли («Оливия Киттеридж», «Человек, которого не было»), в «Земле кочевников» МакДорманд с обветренным лицом и небрежной стрижкой воплощает женскую зрелость — до сих пор не самый типичный образ для современного мейнстрима.

Америка — страна дорог

Америка — одна из немногих стран, в которой автомобиль — не роскошь и не средство передвижения, а скорее продолжение собственного тела. Роуд-муви — истории о переменах в жизни героев, пока они находятся в дороге, — важный американский жанр со времен золотого века Голливуда («Это случилось однажды ночью») и до наших дней («Маленькая мисс Счастье» или «Зеленая книга»). «Земля кочевников» рассказывает о том, как жизнь в пути становится не временным решением или приключением, а альтернативным образом жизни без срока давности.

Ферн, как и многие американские бедняки, вкладывает последние деньги в обустройство подходящего для жизни фургона, чтобы перемещаться с места на место и оставаться неуловимой для властей. Жизнь на колесах — ночевки на парковке и долгосрочные поселения водителей на фургонах — в Штатах нелегальна: несколько сцен в «Земле кочевников» посвящены тому, как альтернативные сообщества сталкиваются с истеблишментом, который их не признает, и справляются с вызовами бездомности.

Теперь это не редкий феномен и не диковинка из мифологии битников, а вынужденная социальная практика, поэтому и дорога становится не соединительной линией между пунктами А и Б, а альтернативной средой бессрочного обитания.

Финансовый кризис

«Земля кочевников» поставлена по документальной книге Джессики Брудер с подзаголовком «Выживая в Америке в XXI веке» (название в итоге стало официальным слоганом фильма). В ней Брудер общается с немолодыми американцами наподобие Ферн, которые вынужденно отправились в путешествие, потеряв все после мирового финансового коллапса 2008 года. Так и в историях тех, кого встречает Ферн, объясняется феномен современной бездомности.

Люди попадают на улицу не по своей вине, а по совокупности несчастливых обстоятельств, из-за государственной несправедливости или отсутствия должной социальной поддержки. Опустевшие индустриальные моногородки становятся непригодными местами для жизни, потому что исчезает инфраструктура: и кроме долгой дороги до ближайшего населенного пункта, уединенным домохозяйствам не на что рассчитывать. Настоящей бедой для обычного работящего американца становится серьезная болезнь или смерть кормильца. Вернувшиеся с войны ветераны годами не могут справиться с ПТСР и адаптироваться к жизни. Для кого-то становится непосильной ипотечная ставка или штраф. Пенсионная система построена так, что, работая с 15 лет, ты не можешь рассчитывать на спокойную старость. Куда ни посмотри, нежданная беда может сломить тебя — и общественная система никак не подстрахует.

Несмотря на то что «Земля кочевников» касается американских проблем, маргинализация среднего и рабочего классов — общемировое послекризисное явление: честно работая и получая хорошее образование, человек в условиях экономического коллапса оказывается совершенно беспомощным — дарвинистская система построена так, что автоматически выкидывает слабых. Хлоя Чжао осознанно работает с маргинализацией социально уязвимых и концентрируется на силе человеческой воли и чувстве собственного достоинства тех, кто не теряет себя даже в ситуации глобальной рецессии и неопределенности.

Скорбь

Центральная тема в «Земле кочевников» — потеря близких людей, скорбь по ним и утрата почвы под ногами. Похоронившая мужа, главная героиня Ферн тем не менее считает себя все еще замужней. Многие встреченные ею люди дистанцировались от семьи, потеряли родителей, партнеров или детей и учатся принимать глобальное одиночество. Чем чище и глубже чувства между людьми, тем сильнее травма вынужденного расставания: чувство вины, что сделал недостаточно, обида на то, что отношения оборвались слишком рано, предчувствие скорой смерти и желание ценить каждую минуту отпущенного срока — то, о чем говорят собеседники Ферн. Все они находятся в разных стадиях принятия собственной конечности и смиряются с незначительностью отдельной жизни в сопоставлении с целым человечеством.

Аутсайдеры

Гражданское общество, горизонтальные объединения и независимые инициативы — важная часть американской жизни, несмотря на общественно одобряемый вектор на индивидуальный успех. По мере крушения веры в американскую мечту начали набирать обороты низовые движения — от митингующих за права меньшинств до традиционно сильного в Штатах местного самоуправления. Земля кочевников — еще одно разбросанное по стране стихийное сообщество, хаотичное только на первый взгляд.

Современные номады, которые выработали систему взаимной заботы и поддержки и делятся навыками выживания и общения с властью — это граждане альтернативного необъявленного государства, говорящие на одном языке. Хлоя Чжао, говорящая в интервью о важности для нее как для китаянки коллективного опыта, находит в историях номадов позитивный пример человеческого неравнодушия и общности, не зависящих от официальных законов и правил выживания в мегаполисе.

Выросшая в дороге и не раз переезжавшая из города в город и из страны в страну, Чжао ассоциирует себя с аутсайдерами и анализирует способность людей стихийно приходить друг другу на помощь исключительно из-за эмпатии, а не опасаясь социального осуждения или государственного наказания. Законы человеческого сострадания среди номадов работают тогда, когда государство самоустраняется.

Собственность или свобода передвижения?

Потребительский бум XXI века вызывает у Хлои Чжао большие вопросы: она выражает обеспокоенность тем, что современный человек потребительски относится к этому миру — природным ресурсам, другим людям, товарам и услугам, — сильно превосходя свои истинные потребности. Пандемия, посреди которой «Земля кочевников» выходит в прокат, только подтверждает ее мнение: в то время как жизнь большинства людей на планете кардинально ухудшилась — включая вопросы жизни и здоровья в самых бедных странах, проблемы домашнего насилия, растущую безработицу, — многие из числа «золотого миллиарда» смогли позволить себе еще больше товаров и услуг через онлайн-сервисы.

Главная героиня фильма Ферн, вынужденно покидающая дом с грузовиком реликвий, скопленных ею за всю жизнь, к концу путешествия к самой себе приходит к выводу, что все скопленные вещи сковывают ее, а не помогают двигаться дальше. Самого любимого человека и ощущение стабильности она потеряла много месяцев назад, а в дороге встретилась с сотней людей, которых постигли куда большие несчастья, чем ее саму. Свободу быть ценной самой по себе, единение с природой и возможность быть услышанной даже посторонними оказалось невозможно сопоставить с грудой старых, хоть и имеющих сентиментальную ценность вещей.

Зрелость и последняя треть жизни

Что происходит с человеком в последнюю треть жизни и почему ее принято воспринимать как «доживание» или «выживание»? «Земля кочевников» рассказывает о людях, которые находятся с вечностью в других отношениях: они видят пункт назначения, могут окинуть взглядом прошлое и иначе расставляют приоритеты. Кому-то проще признать собственные промахи, когда впереди остается совсем мало времени. Кто-то, будучи развалиной, хочет прожить с благодарностью каждый новый день, подаренный свыше. Кто-то начинает ценить малое. И никто из героев не принимает себя как списанную в утиль машину: пока человек живет, дышит и мыслит, он способен влиять на других и меняться.

Хлоя Чжао берет интонации Александра Пейна («О Шмидте» и «Небраска») и даже Михаэля Ханеке («Любовь»), чтобы показать, насколько культ молодости — самонадеянная и поверхностная концепция. И, вероятно, в этом случае тоже уместно упомянуть китайские корни режиссера: невозможно представить китаянку, относящуюся без уважения к опыту пожилого человека.

Фотографии: «Дисней Студиос»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

10 фильмов кинофестиваля в Берлине, которых стоит дождаться в России
10 фильмов кинофестиваля в Берлине, которых стоит дождаться в России
10 фильмов кинофестиваля в Берлине, которых стоит дождаться в России

10 фильмов кинофестиваля в Берлине, которых стоит дождаться в России

Фильмы, игры, концерты, выставки, театр: Все планы на весну
Фильмы, игры, концерты, выставки, театр: Все планы на весну
Фильмы, игры, концерты, выставки, театр: Все планы на весну

Фильмы, игры, концерты, выставки, театр: Все планы на весну

15 актуальных женщин-режиссеров, снимающих прямо сейчас
15 актуальных женщин-режиссеров, снимающих прямо сейчас
15 актуальных женщин-режиссеров, снимающих прямо сейчас

15 актуальных женщин-режиссеров, снимающих прямо сейчас

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

Как научиться отдыхать

Отмена обязательного штампа о браке — благо или зло?

«Конечно, жалела»: Анна Зосимова — о жизни после кэнселинга Мартича и первом альбоме без него

Потупчик пошла навстречу художнику, чей дизайн использовала для футболки

Почему второй сезон «Теда Лассо» — один из лучших сериалов года (опять)

Первая полоса

Как научиться отдыхать
Как научиться отдыхать И делать это не только в отпуске
Как научиться отдыхать

Как научиться отдыхать
И делать это не только в отпуске

Отмена обязательного штампа о браке — благо или зло?
Отмена обязательного штампа о браке — благо или зло? Спросили об этом у юриста
Отмена обязательного штампа о браке — благо или зло?

Отмена обязательного штампа о браке — благо или зло?
Спросили об этом у юриста

«Конечно, жалела»: Анна Зосимова — о жизни после кэнселинга Мартича и первом альбоме без него
«Конечно, жалела»: Анна Зосимова — о жизни после кэнселинга Мартича и первом альбоме без него «Обида — она тогда обида, когда ты обижаешься»
«Конечно, жалела»: Анна Зосимова — о жизни после кэнселинга Мартича и первом альбоме без него

«Конечно, жалела»: Анна Зосимова — о жизни после кэнселинга Мартича и первом альбоме без него
«Обида — она тогда обида, когда ты обижаешься»

Потупчик пошла навстречу художнику, чей дизайн использовала для футболки
Потупчик пошла навстречу художнику, чей дизайн использовала для футболки Впрочем, к магазину блогера все еще есть вопросы
Потупчик пошла навстречу художнику, чей дизайн использовала для футболки

Потупчик пошла навстречу художнику, чей дизайн использовала для футболки
Впрочем, к магазину блогера все еще есть вопросы

Почему второй сезон «Теда Лассо» — один из лучших сериалов года (опять)
Почему второй сезон «Теда Лассо» — один из лучших сериалов года (опять) История футбольного клуба «Ричмонд» и его неунывающего тренера
Почему второй сезон «Теда Лассо» — один из лучших сериалов года (опять)

Почему второй сезон «Теда Лассо» — один из лучших сериалов года (опять)
История футбольного клуба «Ричмонд» и его неунывающего тренера

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Экскурсии, «Велолето на „Стрелке“», фестиваль женственности и еще десяток мероприятий
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Экскурсии, «Велолето на „Стрелке“», фестиваль женственности и еще десяток мероприятий

Прогулка по объекту ЮНЕСКО — Биостанции Павлова под Петербургом

Прогулка по объекту ЮНЕСКО — Биостанции Павлова под Петербургом

Прогулка по объекту ЮНЕСКО — Биостанции Павлова под Петербургом

Прогулка по объекту ЮНЕСКО — Биостанции Павлова под Петербургом

От владельца ларька до карьерного потолка
Спецпроект
От владельца ларька до карьерного потолка Найди свое место в ритейле
От владельца ларька до карьерного потолка
Спецпроект

От владельца ларька до карьерного потолка
Найди свое место в ритейле

Реинкарнация «Симачева» в MO, пластинки и пицца в Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной», бранч FLØR в KU:
Реинкарнация «Симачева» в MO, пластинки и пицца в Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной», бранч FLØR в KU:
Реинкарнация «Симачева» в MO, пластинки и пицца в Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной», бранч FLØR в KU:

Реинкарнация «Симачева» в MO, пластинки и пицца в Found Record Store & Pizzeria в универмаге «Цветной», бранч FLØR в KU:

Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона
Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона Что слушать, читать и смотреть в выходные
Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона

Николас Джаар и Darkside, «Тед Лассо» и биография Джона Леннона
Что слушать, читать и смотреть в выходные

Почему выбрасывать ненужную одежду экологичнее, чем сдавать ее в аренду
Почему выбрасывать ненужную одежду экологичнее, чем сдавать ее в аренду
Почему выбрасывать ненужную одежду экологичнее, чем сдавать ее в аренду

Почему выбрасывать ненужную одежду экологичнее, чем сдавать ее в аренду

Существуют ли параллельные миры?
Промо
Существуют ли параллельные миры? И пересекаются ли они с нашим?
Существуют ли параллельные миры?
Промо

Существуют ли параллельные миры?
И пересекаются ли они с нашим?

Где есть лисички в Москве
Где есть лисички в Москве Салаты, паста, хот-доги и даже картофель-фри с грибами
Где есть лисички в Москве

Где есть лисички в Москве
Салаты, паста, хот-доги и даже картофель-фри с грибами

Сколько стоит жизнь в Мирном
Сколько стоит жизнь в Мирном Зарплаты в «Алросе», дома на краю карьера и якутский театр, который ничем не уступает якутскому кино‎
Сколько стоит жизнь в Мирном

Сколько стоит жизнь в Мирном
Зарплаты в «Алросе», дома на краю карьера и якутский театр, который ничем не уступает якутскому кино‎

Пришел, увидел, полюбил
Промо
Пришел, увидел, полюбил Как выбрать планшет для работы и развлечений
Пришел, увидел, полюбил
Промо

Пришел, увидел, полюбил
Как выбрать планшет для работы и развлечений

Есть, пить, отдыхать: 10 новых веранд в городе
Есть, пить, отдыхать: 10 новых веранд в городе
Есть, пить, отдыхать: 10 новых веранд в городе

Есть, пить, отдыхать: 10 новых веранд в городе

Как выглядело уникальное солнечное гало над Москвой
Как выглядело уникальное солнечное гало над Москвой Собрали лучшие кадры утреннего явления
Как выглядело уникальное солнечное гало над Москвой

Как выглядело уникальное солнечное гало над Москвой
Собрали лучшие кадры утреннего явления

«Как я сыграл самый северный диджей-сет и попал в Книгу рекордов Гиннесса»
«Как я сыграл самый северный диджей-сет и попал в Книгу рекордов Гиннесса» История океанографа-музыканта, который поехал на Новую Землю
«Как я сыграл самый северный диджей-сет и попал в Книгу рекордов Гиннесса»

«Как я сыграл самый северный диджей-сет и попал в Книгу рекордов Гиннесса»
История океанографа-музыканта, который поехал на Новую Землю

«Двойка», которая проехала через 18 стран от Праги до Улан-Удэ

«Двойка», которая проехала через 18 стран от Праги до Улан-Удэ

«Двойка», которая проехала через 18 стран от Праги до Улан-Удэ

«Двойка», которая проехала через 18 стран от Праги до Улан-Удэ

Курсы Skyeng, выпускники которых перечисляют компании часть зарплаты
Курсы Skyeng, выпускники которых перечисляют компании часть зарплаты Для тех, у кого нет денег на обычное онлайн-обучение
Курсы Skyeng, выпускники которых перечисляют компании часть зарплаты

Курсы Skyeng, выпускники которых перечисляют компании часть зарплаты
Для тех, у кого нет денег на обычное онлайн-обучение

Подпишитесь на рассылку