Инди-рок из Минска и Пинска: Познакомьтесь с группой «Союз» «Беларусь — это очень классный буфер»

Инди-рок из Минска и Пинска: Познакомьтесь с группой «Союз»

Окрестности минского микрорайона Грушевка — странное место. С одной стороны — 15 минут езды что до туристического Троицкого предместья, что до проспекта Независимости, что до любого другого места в центре города. С другой — стоит перейти дорогу, как новостройки, развязки и прочая цивилизация заканчивается и появляются одноэтажные избушки с огородами, собаки, гаражи, низкие панельные дома.

«Это то, что не вытеснил город. Все слегка покрылось мхом, но выглядит очень колоритно, — говорит Алексей Чумак, вокалист и автор музыки в минской инди-группе „Союз“, стоя возле клуба „Агломерат“, где группа должна выступить на открытии Moscow Music Week. — Вот мама моя, когда заезжает ко мне туда на машине, любит приговаривать: „Вспоминаю 70-е годы. Тут у вас, конечно, самые что ни на есть 70-е“». В этом районе Чумак провел первые годы своей жизни и теперь снова переехал туда жить.

В мае «Союз» выпустил на лейбле Ивана Дорна Masterskaya свой второй альбом «II» — и стал по-настоящему востребованным за пределами белорусской столицы. Презентация проходила в московском клубе Powerhouse, из приглашенных гостей на альбоме — Петар Мартич из «Пасош» с куплетом об особенностях гастрольной жизни и Евгений Горбунов с… ну, тем, что у него получается обычно. Это, впрочем, не оттеняет главного героя альбома.

«Конечно, меня вдохновляет именно Минск», — продолжает Чумак. По его словам, переезд в родной район сыграл для него важную роль в процессе записи альбома. И действительно, если на прошлогоднем первом альбоме «Это все совсем не то» группа еще хотела сочинять песни, пускай и на репетиции в последний момент, то теперь их почти не осталось.

На «II» нет хитов, очень мало хуков, но вот музыки, такой же, немного сонной, как и город, которым она вдохновлена, очень много. Что-то взято из наших нынешних представлений о советской музыке, что-то — из психоделики, что-то — из джаза и фанка, что-то — из бразильской тропикалии. Одна из песен называется «Мируз», по фамилии французского композитора Жан-Пьера Мируза, и это уже отчетливый кивок в сторону того, чем вдохновлялись Чумак с басистом Никитой Орловым и барабанщиком Станиславом Мурашко.

А в песнях, если они и появляются, поется все о том же: «Я помню все пути, которыми ходили в детстве мы, — почти шепотом говорит Чумак в песне „Лирическая“. — Мне дороги они, я рад, что снова там могу пройти». The Village встретился с «Союзом» перед последним концертом группы в Москве и поговорил о музыке, минских сайтах и рэпе.

Интервью: Паша Яблонский

Редактор: Лев Левченко

Видео- и фотосъемка: Анастасия пожидаева

Интервью
Паша Яблонский

Редактор
Лев Левченко

Видео- и фотосъемка
Анастасия пожидаева

Монтаж

Наташа Шляховая

— По музыке заметно, что вы не просто так здесь собрались. Вы учились где-то?

Алексей: Из общепринятого образования у нас есть только музыкальная школа по классу фоно — только сегодня узнал, что у Никиты оно тоже есть. Все остальное мы постигали сами. Первую запись я сделал в Guitar Pro, когда мне было десять лет, — кажется, она до сих пор лежит на одном из жестких дисков. Прикольно, что я тогда совсем не умел играть на гитаре, поэтому, когда прописывал ее в программе, не учитывал, что там в принципе есть лады — я писал ее по нотам. Поэтому у меня могли получиться аккорды, где есть второй лад и 12-й.

— Что ты тогда слушал?

А.: Ну, наверное, тогда, лет в 10–12, я слушал прогрессив-рок. King Crimson немного, но в основном мне очень нравилась другая группа — не такой столп, как King Crimson, — она уже появилась в 90-е, называлась Dredg. На них меня подсадил мой старший брат. У них были интересные гармонии, необычные ходы — меня всегда это привлекало в музыке, и я искал, где можно найти такие ходы и такие решения. Когда я услышал Dredg, я подумал: «Вау, вот оно! Может, вся прикольная музыка — это и есть прогрессив-рок?»

Потом я понял, что, конечно, ошибаюсь, и продолжал искать — в какой-то момент у меня был период мат-рока и эмо. В то же самое время я мог слушать какой-нибудь дрим-поп и шугейз, например. Примерно тогда, лет восемь назад, у меня даже была своя мат-рок-группа — я там играл какие-то дикие запилы на гитаре и пел. Это все еще было по-английски — тогда была другая музыкальная парадигма.

Алексей Чумак
Станислав Мурашко

— Тогда вы еще не были знакомы между собой?

А.: Да, мы познакомились около трех лет назад.

— А как пришли к музыке Стас и Никита?

Никита: Свои первые записи я делал на магнитофон Sony, у которого были встроенные микрофоны — записывал разговоры с друзьями, а потом коллажировал все это с радиозаписями. Получались такие экспериментальные детские записи. Мне это очень нравилось. Теперь я нахожу эти записи, они супер. В десять лет я начал делать что-то во FruityLoops, затем переключился на Ableton — в нем я работаю до сих пор. Мне тогда очень нравился Моби, так что я тоже старался делать что-то электронное.

Станислав: Это даже слышно в ранних треках Applepicker (сольном проекте Никиты Орлова. — Прим. ред.).

Н.: Вместе с этим я тоже слушал и прог-рок, и что-то танцевальное. Дома всегда было много кассет и пластинок — было из чего выбирать.

— А вы ведь все из Минска?

А.: Нет-нет, Никита из Пинска.

— Я просто читал одно из ваших интервью и подумал, что это опечатка.

С.: Нет-нет, никакая не опечатка! У вас тут есть магазины «Пинскдрев» — это мы к вам сюда возим мебель из Беларуси.

А.: Мы, мы! Думаете, просто так сейчас к вам на поезде приехали? Нет, сначала надо было в товарный вагон зайти, вещи закинуть.

Н.: В общем, нет, никаких заявок на форумах я не оставлял, все это происходило через личные знакомства.

С.: «Музыкальная газета» у нас была. Вот там-то я и смотрел ориентиры с Metallica и «ДДТ».

Никита Орлов

— Я правильно понимаю, что в «СОЮЗе» вначале играли Леша и Никита?

А.: Вначале мы вдвоем пытались что-то делать, но подумали, что хорошо бы взять его кого-то — тут как раз подвернулся Стас, и мы стали «Союзом».

— Вы сейчас живете в Минске, ваш лейбл, Masterskaya находится в Киеве, при этом вы постоянно выступаете в Москве — как это для вас работает?

А.: Ну, к «Мастерской» мы особо не привязаны — просто выпустили там несколько альбомов. Нам для этого даже не нужно ездить в Киев, мы все делаем в Минске — у себя в студии, где мы и репетируем. Наш второй альбом записан в той же комнате, где мы все эти песни придумываем и разбираем.

Из того, что попало на альбомы, на «Мастерской» записаны только синты из «Партнеров по бизнесу». Причем их я писал прямо на диктофон айфона. Просто я в это время был в Киеве — работал на «Мастерской», но это никак не было связано с «Союзом».

— Чем вы занимаетесь, помимо группы? Вы же не можете зарабатывать только музыкой и сидеть целыми днями репетировать?

С.: Ха, ну вот Никита может! У него легко может быть по четыре-пять репетиций в день. Кстати, я сам когда-то был очень на него похож — бывает, выступаешь на небольшом фестивале и играешь в трех группах из пяти.

— У вас много концертов в Москве, основная ваша аудитория в России. Вы не думали переехать сюда?

А.: Интересно, что в последних поездках — мы вот сейчас ездили в Москву, Уфу и Казань — нас в каждом городе спрашивали об этом.

— Внутри России это логичный шаг для групп, которые становятся известными — все постепенно стягиваются кто в Москву, кто в Питер.

А.: Просто Беларусь — это очень классный буфер: вот здесь близко Россия, а проехал 100 километров в другую сторону — и там уже ЕС. Добрался до Вильнюса, а оттуда уже можно куда угодно лететь. Так что Беларусь — это все равно супер.

Плейлист с самыми интересные минскими группами, который составил для нас Никита Орлов

— Вернемся все же к работе и рутине — расскажите хоть вкратце, чем вы занимаетесь. Я периодически включаю вашу песню «Офисная» и начинаю расстраиваться. Я знаю, что ты, Леша, как раз-таки написал ее, сидя в офисе.

С.: Где бы ты ни работал, везде есть эта болезнь — замыливание разума, когда ты сидишь и думаешь: «Что, черт возьми, я здесь делаю?»

— Мы в таких случаях открываем заголовки минского The Village в конце рабочего дня: «Знакомые Коли Лукашенко рассказали, какой он человек», «Красный домик в Минске перекрашивают в розовый», «На Октябрьской избили парней, назвав их пидорами»…

А.: О-о-о, вот это супергорячая тема, последняя! Мы выступали на фестивале в «ОК16», и там висели постеры в поддержку ЛГБТ. Они были резко антигомофобные — на них большими буквами было напечатано «Да, я тоже пидор». Потом поборники традиционной семьи стали клеить поверх свои странные коллажи, будто бы сделанные в «Пейнте» или найденные в «Одноклассниках». Например, там была замечательная картинка, на которой изображена семья: с неба на них льется шестицветная радуга, но муж держит над женой и детьми зонтик, так что на них ничего не попадает. И там была целая новость про «Войну плакатов», так что я не удивлен, что сейчас все дошло до драки.

— Давайте вернемся к музыке — вам что-то нравится из того, что делают другие группы?

С.: Мне очень нравится «Петля пристрастия» — они и в России известны, сейчас вот на «Урганте» были. Я за ними очень давно слежу и пропитался их песнями — я просто плачу под них. Мне нравится лирика, музыка, да и люди там все прикольные. Не уверен, что я бы хотел так же, но они меня на что-то вдохновляют. Я помню первый концерт группы, в которой я играл очень долго, — был на разогреве у «Петли пристрастия» в клубе на 50 человек. Это было круто.

Н.: Я бы хотел вернуться к разговору о работе и через него перейти и к отечественной музыке. Я работаю на репетиционной «Студии 42», где мы, собственно, и записываемся. И мне очень интересно следить за минскими группами — как они появляются, как репетируют, как записывают новый материал…

С.: Как умирают…

Н.: На самом деле и это тоже, да. Параллельно с этим я смотрю анонсы и альбомы на «Родном звуке», но меня это не так цепляет — следить за местной сценой намного интереснее.

— Как получился фит с Петаром Мартичем?

А.: С «Пасош» мы просто как-то законнектились в прошлом году — мы с Петаром были на связи, ему нравилась наша музыка, еще когда выходил первый альбом.

С.: Я понимаю, как это работает: наш менеджер Максим — очень известный минский промоутер, через его руки проходят все знаковые артисты — и старые, и новые. Он очень любит рассказывать про нашу группу, и, мне кажется, он получил какой-то фидбэк от людей, с которыми мы начали контачиться. Вероятно, с «Пасош» так и произошло. К нам пришел Максим и сказал: «Ребята послушали, не против замутить фит».

— Откуда взялся речитатив?

А.: Петар послушал трек в первой версии, где был инструментальный второй куплет вместо читки, и сказал: «Ну, я здесь не могу услышать ничего другого, кроме рэпчика. Так что давайте я продолжу историю из первого куплета и дополню ее своим опытом».

С.: Никаких проблем с рэпчиком у нас нет — весь вопрос в том, насколько это гармонично звучит. В данном контексте я тоже ничего другого там представить не могу. Лично я бы вообще записал с ребятами целый альбом — может быть, и с «Пасош», а может быть, просто в какой-то рэп-направленности. Когда есть читка, повышается информативность — ты можешь раскрыть тему, и это не скучно.

— У «Пасош» весь последний альбом посвящен усталости от туров и переездов — вас эта тема тоже уже успела коснуться?

А.: У нас там все же разные куплеты — Петар рефлексирует на свою тему, читает о том, что ему близко. Он, кажется, записал вокал в Powerhouse в последний день перед отъездом в тур.

— Да, сейчас же у вас все идет от музыки.

А.: Все верно, слова у нас вообще часто пишутся в последний момент.

— А как случился совместный трек с «интуристом»? По стилистике-то вы намного больше похожи.

А.: Да как-то так же, через Макса. Но да, мне очень нравится то, что делает Женя.

Максим: Леша любит «Интуриста», а я люблю бухать с Мидборном — так и зародилась дружба разных стран. Вообще, Леша нашелся с Женей, потому что сильно уважает его творчество — и «ГШ»…

— Narkotiki…

М.: Какие наркотики, мы же из Минска! Ну а мы с Мидборном давно друзьяшки, да. В общем, я не могу вспомнить точный момент, когда вся эта история завертелась, но помню классный ответ Горбунова. Я ему говорю: «Запишем что-нибудь вместе?» — «Только при условии, что песня будет максимально отъехавшая». Так и было.

А.: По сути, я получил карт-бланш.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции
«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции Одна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе
«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции
Одна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе

«Интурист»: «Я рожден быть дедом»
«Интурист»: «Я рожден быть дедом» Женя Горбунов рассказывает про «Командировку», ругает молодежь и предсказывает будущее
«Интурист»: «Я рожден быть дедом»

«Интурист»: «Я рожден быть дедом»
Женя Горбунов рассказывает про «Командировку», ругает молодежь и предсказывает будущее

«Кис-кис» — о «Нашествии», старых фанатах и о том, как сделать поп-панк толерантным
«Кис-кис» — о «Нашествии», старых фанатах и о том, как сделать поп-панк толерантным «Поедем по Невскому на огромной розовой вагине. Или даже на розовом танке!»
«Кис-кис» — о «Нашествии», старых фанатах и о том, как сделать поп-панк толерантным

«Кис-кис» — о «Нашествии», старых фанатах и о том, как сделать поп-панк толерантным
«Поедем по Невскому на огромной розовой вагине. Или даже на розовом танке!»

Как певица Олег Мусор делает русский рок для дворов
Как певица Олег Мусор делает русский рок для дворов 19-летняя Саша Горбачева — она же Олег — о любви к Жулебину, постбардах и отношении к Земфире
Как певица Олег Мусор делает русский рок для дворов

Как певица Олег Мусор делает русский рок для дворов
19-летняя Саша Горбачева — она же Олег — о любви к Жулебину, постбардах и отношении к Земфире

Тэги

Сюжет

Люди

Места

Прочее

Новое и лучшее

Гуляем с Алексеем Квашонкиным по Китай-городу

Гуляем с Чумой Вечеринкой по Кузнецкому Мосту и «Эрмитажу»

Как привить детям любовь к чтению

Куда пойти на этой неделе: Подборка классных событий в Москве

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Первая полоса

Гуляем с Алексеем Квашонкиным по Китай-городу
Гуляем с Алексеем Квашонкиным по Китай-городу Говорим о реинкарнации, Собянине, «Кровостоке» и «Вышке»
Гуляем с Алексеем Квашонкиным по Китай-городу

Гуляем с Алексеем Квашонкиным по Китай-городу
Говорим о реинкарнации, Собянине, «Кровостоке» и «Вышке»

Гуляем с Чумой Вечеринкой по Кузнецкому Мосту и «Эрмитажу»
Гуляем с Чумой Вечеринкой по Кузнецкому Мосту и «Эрмитажу» Говорим о российской моде, азиатской культуре и зумерской музыке
Гуляем с Чумой Вечеринкой по Кузнецкому Мосту и «Эрмитажу»

Гуляем с Чумой Вечеринкой по Кузнецкому Мосту и «Эрмитажу»
Говорим о российской моде, азиатской культуре и зумерской музыке

Как привить детям любовь к чтению
Как привить детям любовь к чтению И почему не надо при любой возможности читать им книги вслух
Как привить детям любовь к чтению

Как привить детям любовь к чтению
И почему не надо при любой возможности читать им книги вслух

Куда пойти на этой неделе: Подборка классных событий в Москве
Куда пойти на этой неделе: Подборка классных событий в Москве Аукцион в поддержку политзаключенных, «Гунда» и 6 лет System 108
Куда пойти на этой неделе: Подборка классных событий в Москве

Куда пойти на этой неделе: Подборка классных событий в Москве
Аукцион в поддержку политзаключенных, «Гунда» и 6 лет System 108

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Каким получился кинотеатр «Художественный»

«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику
«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику Продюсер проекта Юлия Рузманова рассказывает, зачем мы это сделали
«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику

«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику
Продюсер проекта Юлия Рузманова рассказывает, зачем мы это сделали

Гуляем с Варварой Шмыковой по Мещанскому району
Гуляем с Варварой Шмыковой по Мещанскому району И говорим о славе, астрологии и отказе от токсичных людей
Гуляем с Варварой Шмыковой по Мещанскому району

Гуляем с Варварой Шмыковой по Мещанскому району
И говорим о славе, астрологии и отказе от токсичных людей

Изящное необистро Bardot на Остоженке, кофейня FL/P при ММСИ, гастроли шеф-поваров в Touche
Изящное необистро Bardot на Остоженке, кофейня FL/P при ММСИ, гастроли шеф-поваров в Touche
Изящное необистро Bardot на Остоженке, кофейня FL/P при ММСИ, гастроли шеф-поваров в Touche

Изящное необистро Bardot на Остоженке, кофейня FL/P при ММСИ, гастроли шеф-поваров в Touche

Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной
Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной

Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга
«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга
«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга

«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга

Гуляем по Пресне с Сергеем Мезенцевым
Гуляем по Пресне с Сергеем Мезенцевым Говорим о зоопарках, гениальности Стрыкало, мудизме и смерти
Гуляем по Пресне с Сергеем Мезенцевым

Гуляем по Пресне с Сергеем Мезенцевым
Говорим о зоопарках, гениальности Стрыкало, мудизме и смерти

Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки
Промо
Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки
Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки
Промо

Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки

Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства
Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства
Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства

Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства

«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей
«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей Алиса Таёжная — об одном из главных оскаровских фаворитов этого года
«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей

«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей
Алиса Таёжная — об одном из главных оскаровских фаворитов этого года

Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты
Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты
Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты

Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты

Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho
Промо
Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho Защита от солнца, свобода движений и целых 8 вариантов длины
Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho
Промо

Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho
Защита от солнца, свобода движений и целых 8 вариантов длины

Тима Якимов из «тима ищет свет» о песнях, которые он слушал в 5, 10, 15 и 20 лет
Тима Якимов из «тима ищет свет» о песнях, которые он слушал в 5, 10, 15 и 20 лет И своем новом альбоме «Зеркало»
Тима Якимов из «тима ищет свет» о песнях, которые он слушал в 5, 10, 15 и 20 лет

Тима Якимов из «тима ищет свет» о песнях, которые он слушал в 5, 10, 15 и 20 лет
И своем новом альбоме «Зеркало»

Почему важно правильно выбрать соседей
Промо
Почему важно правильно выбрать соседей Как люди, с которыми мы живем, влияют на наше счастье
Почему важно правильно выбрать соседей
Промо

Почему важно правильно выбрать соседей
Как люди, с которыми мы живем, влияют на наше счастье

Близкая Сибирь: Что делать на тюменских курортах
Близкая Сибирь: Что делать на тюменских курортах Горячие источники, холод и очень много истории
Близкая Сибирь: Что делать на тюменских курортах

Близкая Сибирь: Что делать на тюменских курортах
Горячие источники, холод и очень много истории

«Новые честные»: Что такое автофикшн
«Новые честные»: Что такое автофикшн И как книги без сюжета захватывают российскую литературу
«Новые честные»: Что такое автофикшн

«Новые честные»: Что такое автофикшн
И как книги без сюжета захватывают российскую литературу

Подпишитесь на рассылку