«Бенгальские подонки»: «Мы играем мрачное музло» Подписанты петербургского лейбла Ionoff Music — о страхе жить в страхе, влиянии порно, жизни на «Парнасе» и могиле Пабло Эскобара

«Бенгальские подонки»: «Мы играем мрачное музло»

«Бенгальские подонки», еще одни заметные участники петербургского лейбла Ionoff Music (Гречка, «Ритуальные услуги»), в декабре выпустили альбом «Кайф» — эротично-драматичный пост-панк с внезапным участием Лехи Никонова (ПТВП) в песне «По барабану». Мы поговорили с группой о страхе, жизни в многоэтажке у «Парнаса», группе «Нэнси» и метамодерне. 

Интервью

Юлия Галкина

Фотографии

Виктор Юльев

Слева направо: Стас, Алина (подруга музыкантов), Петр

Мне ничего не нравится. Я долетаю на машине, поднимаюсь, с парковки до дома уже напиваюсь — и все

О страхе и жизни в России

Стас — харизматичный брюнет, одна вторая проекта «Бенгальские подонки» — назначает встречу в «Лабиринте страха», аттракционе на Невском проспекте с бутафорией по мотивам фильмов ужасов. На интервью приходят втроем: помимо самого Стаса и его мизантропичного напарника, гитариста Петра, в разговоре участвует жена Стаса Полина (она же @shoegazeprincess), сексуальные вздохи которой можно услышать в песне «Сладости».  


— Вы тут в первый раз?

Стас: Я да. Ты был тут, Петя?

Петр: Нет. Я не *** (идиот).

— А почему вы решили назначить интервью в «Лабиринте страха»?

Стас: Мне кажется, что такая атмосфера подогревает интерес к интервью. Вдобавок мы играем мрачное музло.

— Это же не случайность, что у тебя в номере телефона сплошные «девятки» и «шестерки»?

Стас: Нет, я специально выбрал такой номер, когда подключался к «Йоте». У меня даже на коленке набит телефонный код «Йоты» (999. — Прим. ред.), только перевернутый.

— Вообще для вас страх — это что? От чего вам по-настоящему страшно?

Стас: Знаешь, как в «Гарри Поттере»: больше всего стоит бояться самого страха. Страшно жить в страхе. Я боюсь когда-нибудь слишком загнаться и перестать функционировать. Как и все, немного боюсь смерти: страшно умереть и не сделать что-то хорошее.

— У тебя во «ВКонтакте» залит клип Shortparis «Страшно». Тебе страшно жить в России?

Стас: Отвечу цитатой из группы «Пасош»: «Я живу в России, и мне не страшно». Они где-то говорили, что надо повторять это как мантру. Петя, что для тебя страх?

Петр: Я не знаю. Я давно перестал что-то чувствовать. Мне все равно.

Стас: Петя у нас как будто светлый, а я — темный (по цвету волос. — Прим. ред.), но на самом деле все наоборот.

Об «Уютном гнездышке» и Placebo

— Давайте все же начнем с того, что вы просто расскажете о себе.

Стас: Я только сегодня, прежде чем выйти из дома, подумал, что если бы я как-то раз не приехал к Пете, и мы не записали нашу первую демку «Кортик», то, возможно, мы бы с тобой сейчас здесь не сидели.

— Как вы познакомились?

Стас: Я играл в группе «Нежить», и мне захотелось обновить состав. Начал искать новых музыкантов и случайно нашел Петю в паблике «Уютное гнездышко» (там ищут жилье или соседей). Он искал соседа в однокомнатную квартиру. Я зашел к чуваку на страницу, а у него там были прикольные пикчи, и самое классное — он слушал Placebo. Первое мое сообщение ему было такое: «Не хочешь поиграть на басу?» Потом я скинул демку и на следующий день приехал к нему на Дыбенко, мы поиграли. Сперва разучивали песни для «Нежити», потом решили сделать сайд-проект.

Отлично помню, как мы записывали «Кортик». Хотели сделать EP, но записали только одну демку на стихи нашего друга Леши Франчески. Скинули ему. Мы назвали это «Ритуалом», а он — «Бенгальскими подонками» (может, из-за того, что у меня так страница во «ВКонтакте» называется). Леша выложил эту демку у себя на странице, ее лайкнул Александр Ионов, с тех пор мы начали активно сотрудничать с клубом «Ионотека».

— То есть вы встретились два года назад? Ого, в 2016-м кто-то слушал группу Placebo.

Петр: Я всегда ее буду слушать. Это вообще единственная группа, которую можно слушать.

Об «Ионотеке» и Гречке

— Что там было дальше с «Ионотекой»?

Стас: Ионов лайкнул нашу запись, и мы подумали, что, может быть, у нас неплохо получается. Решили записать полноценный EP из восьми треков. Порепетировали на Ваське, нас позвали на нашу первую «Ионосферу» (фестиваль клуба «Ионотека». — Прим. ред.), в Сети есть видео. Мы, конечно, совсем зеленые были, не то что сейчас.

— А вам по сколько лет?

Стас: Я хочу это сохранить в тайне. Быть вечно молодым, вечно пьяным.

Петр: Мне 24.

— Как вы относитесь к успеху певицы Гречки, которая год назад была флагманом «Ионотеки»?

Стас: Мы очень хорошо относимся к успеху наших коллег по цеху. Долгое время со сценой в России все было не очень здорово, и я рад, что она начала развиваться. Единственное: мне кажется, сейчас сцена в первую очередь состоит из поп-исполнителей, мне бы хотелось, чтобы музыка была разнообразнее. Например, есть отличная группа Ssshhhiiittt!, у которой почти 70 тысяч подписчиков: я бы их хотел увидеть в «Вечернем Урганте». А Насте (Гречке. — Прим. ред.) мы желаем всяческих успехов в дальнейшем творчестве. Мы пересекаемся в «Ионотеке», она туда по-прежнему заходит.

— Какие группы лейбла Ionoff Music вы могли бы рекомендовать?

Стас: Это, естественно, те ребята, с которыми мы начинали: например, «Црвених Цветова» и «Несогласие». Петя, может, ты назовешь какие-нибудь команды?

Петр: Я не слушаю популярную музыку. Популярная музыка — это очень плохо. С лейбла «Ионотеки» пусть будет группа «Серф Позерс». Как только они станут популярными, мне разонравятся.

О «Парнасе» и Выборге

— Вы оба из Петербурга?

Стас: Мы сейчас живем в Петербурге. Я из Выборга, а Петя из Мурманска, но некоторое время жил в Твери.

Петр: Слишком много надежд возлагал на этот Питер.

Стас: Несчастный пост-панкер.

— Как на вас влияют те районы, в которых вы живете? На творчество и самоощущение.

Полина: Как «Парнас» (станция метро в Петербурге, рядом с которой находится микрорайон новостроек «Северная долина». — Прим. ред.) повлиял на твое творчество?

Стас: Ты же в курсе, что Парнас — это из мифологии? Это гора, на которой живут поэты и музыканты.

Полина: Еще есть парижское кладбище Монпарнас.

Стас: Нас вдохновляет. Может быть, мы бы хотели сменить квартиру, но не район.

Петр: А я слишком часто переезжаю, чтобы понять. И мне ничего не нравится. Я долетаю на машине, поднимаюсь, с парковки до дома уже напиваюсь  — и все

— Ну ладно, я вообще почти не выхожу из дома.

Петр: Завидую. Я бы тоже лучше не выходил никуда и никогда.

— О Выборге хотела спросить. Стас, ты, видимо, застал то нынешнее состояние Выборга, к которому город шел последние лет 20?

Стас: Там особо ничего не меняется. Сейчас разве что стало больше сетевых продуктовых магазинов. Убрали хороший парк, в котором стоял Калинин, — теперь там какая-то стела (имеется в виду площадь Выборгских полков. — Прим. ред.). Мне всегда было больно за город, потому что его старая часть разрушалась, а деньги на реставрацию не выделяли. Однажды мы шли мимо старого дома и с него что-то упало, чуть ли не на голову. При этом в Выборг постоянно приезжают финны и плачут, потому что город красивый — даже по сравнению с остальной Финляндией.

— В Выборге есть какая-то музыкальная сцена?

Стас: Не знаю, что там сейчас, — говорят, особо ничего нет. Но чудесные «Свиньи в космосе» — из Выборга. У них есть отличный кавер на песню «Виселица» группы «Химеры» (мы, кстати, ее тоже каверили). Понятно, «ПТВП» — тоже из Выборга.

О Кобейне и группе «Нэнси»

— Петр вырос на Placebo, а ты, Стас?

Стас: У меня отчасти говнарские вкусы, потому что, если ты растешь не в изоляции, будешь слушать и популярные группы, и не очень известные. По большей части это была западная музыка. Из российской нравился панк — такие группы, как «Смех», «Порт 812». Мы с другом слушали «ПТВП», когда шлялись по Выборгу. Также являюсь поклонником творчества Курта Дональдовича Кобейна — мне кажется, он очень сильно повлиял на музыку в целом. Кроме того, он же *** (драматичный страдалец), мы в России такое любим. Люблю маленькие группы типа Peace Burial at Sea. I Love You But I’ve Chosen Darkness в свое время заставили меня обратить внимание на пост-панк. Очень люблю Nine Inch Nails, Трент Резнор, на мой взгляд, великий человек. Blink 182 — у меня есть татушка на руке.

Сейчас я больше слушаю русские группы. Вообще я вырос, слушая в том числе «Руки вверх», «Мумий тролля», «Агату Кристи», — это если в детство копнуть. А еще была группа «Нэнси», помнишь такую?

— «Дым сигарет с ментолом»?

Стас: Да-да. Но мне больше нравилось (напевает) «Я тебя нарисовал, только так и не познал…» Аранжировка не модная, как у Nine Inch Nails, но, блин, видно, что есть интересная мелодия — не такая простецкая, как во многих эстрадных песнях.

Об альбоме «Кайф» и переменах

— Поговорим об альбоме «Бенгальских подонков». Как происходила запись?

Стас: Мы очень долго делали этот альбом, начали еще год назад. Когда я приступал к работе над текстами, был полностью вымотан тем образом жизни, который мы вели. На песне «Мосты», которая стала довольно востребованной среди наших слушателей, долго запаривались над текстом, я читал на «Википедии» информацию про всяких серийных убийц и религиозные секты, пытался все это скомпоновать, представить в виде истории. А фраза «Чем ярче горят мосты, тем светлее дорога впереди» — из печеньки с китайским предсказанием, которое вытянул мой друг Сережа.

В осеннем туре мы разговорились с Ионовым, он предложил свое видение альбома, заинтриговал, мы согласились. За несколько дней записали все партии, в том числе голос. Потом они уже с Ваней (Грибоедовым, звукорежиссером альбома. — Прим. ред.) стали работать, они высылали нам песни, мы делали правки — в том числе Полина внесла что-то от себя и поучаствовала в песне «Сладости», наахала-наохала.

— Про заглавную песню «Кайф». Меня удивил образ лирического героя: такого очень пресыщенного, который все познал. А вы — извини, опять к возрасту возвращаюсь — все-таки молодые люди. Нет ли тут комического эффекта?

Стас: Я в какой-то степени на это и рассчитывал. Судя по реакции в некоторых пабликах, люди не совсем понимают, что я хотел вложить во фразу «Я попробовал все, и мне не понравилось». Начинают советовать: «Ну ты попробуй сперва ядерную физику…» Дело в том, что когда говорят «в этой жизни надо попробовать все», обычно имеют в виду не ядерную физику. Тебе предлагают, например, попробовать кислоту в гараже на окраине Питера. И фраза об этом. О том, что, может быть, пора бы уже действительно заняться ядерной физикой вместо кислоты?

Постмодерн был направлен на саморазрушение. Всякие клише — «живи быстро, умри молодым», «в этой жизни надо попробовать все» — они оттуда. А сейчас новое время, когда мы видим, что реально можем что-то изменить. Мы перешли в метамодерн и постиронию. Поэтому и фраза такая. Многие в глубине души считают, что вовсе не хотели бы пробовать все, что им предлагается в этом мире.

— Ты упомянул некий образ жизни, который вы вели до записи «Кайфа». Что ты имеешь в виду?

Стас: Тусовки, выпивка, всякое такое. Причем до того, как начать играть в «Бенгальских подонках», я на протяжении долгого времени вел трезвый образ жизни: не пил и не курил. Потом снова начал. А теперь опять бросил, потому что здоровье не то. А до этого — сладости и слабости, пестики-тычинки, пальчики-колечки, пополам разбитые очки-сердечки. В общем, попробовал все, и мне не понравилось.

Я по жизни был человеком довольно тревожным, а потом стало хуже: постоянно волновался из-за того, что жизнь очень резко перевернулась несколько раз. За два года мы с Петей съездили в два тура, я успел полежать в больнице с пневмонией, покрылся бóльшим количеством татуировок, чем за последние восемь лет.

Песни для предыдущего альбома я придумывал, когда жил на квартире у друга, у меня не было работы, меня бросила девушка. Я ничего не мог делать, кроме как писать музло. А потом поехали в тур, и мы с Полиной начали пить водку прямо в вагоне поезда. А в конце тура я сделал Полине предложение на сцене московского клуба «ДИЧ», который сейчас уже закрылся. Потом мы поженились, уехали в Барселону. И все это в течение небольшого промежутка времени. Я очень много чего пережил. Как и Петя: он познакомился с девушкой, разошелся, сменил работу, вернулся на старую — попробовал все, и ему не понравилось.

О Лехе Никонове и Пабло Эскобаре

— Как случилось знакомство и фит с Никоновым?

Стас: У меня была песня «Мне все по барабану», и я думал: блин, было бы так круто, если бы один фрагмент в ней спел Леша Никонов (мы тогда не были знакомы). Я сказал об этом Саше (Ионову. — Прим. ред.), он написал Алексею, скинул демку. Ему очень понравилось, он на следующий день ворвался на фит — считаю, очень удачно.

— Чем заканчивается фраза, которую пропевает Никонов? «Я нюхаю кокс» — а дальше что-то неразборчивое про Пабло Эскобара.

Стас: «Я нюхаю кокс с могилы Пабло Эскобара». Я смотрел передачу про телохранителя Пабло Эскобара: он рассказывал, что молодые люди приезжают на могилу, чтобы освятить на ней оружие, или просто нюхают кокаин с надгробия. И я подумал: боже мой, это такой сильный и противоречивый художественный образ, который очень емко передает настроение лирического героя в песне. Полина знает, что я на самом деле волновался за эту строчку: в тяжелое время живем.

О поклонниках и оммаже группе HIM

— Я хотела пойти на ваш недавний концерт в «Ионотеке», но заболела и не пошла. А кто пришел, что это за слушатели?

Стас: Пришли наши поклонники, Леша Никонов залетел…

Петр: Пришла моя мама.

— И как?

Петр: Нормально, нажрались все.

Стас: Нас слушают люди разных возрастов. Я думаю, они такие же, как мы с Петей: не укладываются в ярлыки типа «midwest emo», клон группы «Пасош» или «Пошлой Молли». Думаю, нас сложно отнести к какой-то категории. Говорю это с грустью: мне бы хотелось быть частью общества, но я постоянно никуда не вписываюсь.

Петр: Я не вписываюсь даже туда, куда ты не вписываешься.

Стас: Поэтому я с тобой и играю.

— У тебя на концерте футболка с надписью «Твое милое личико будет гореть в аду». За этим стоит какая-то история?

Стас: Мне было нечего делать, и я написал эту фразу на своей футболке белыми акриловыми красками. Это дань уважения группе HIM и Вилле Вало. Мне очень нравится их творчество, мистика, какие-то оккультные вещи. У Вилле Вало на одном из концертов был пиджак с надписью «Your pretty face is going to hell» (название песни Stooges. — Прим. ред.). Я решил перевести эту фразу на русский язык.

Мне бы хотелось быть частью общества, но я постоянно никуда не вписываюсь

О фильмах ужасов и порно

Полина: Следующий вопрос будет: сколько ты зарабатываешь и дрочишь?

Стас: Петя, сколько ты дрочишь?

Петр: Больше, чем зарабатываю, а зарабатываю я до *** (много).

— О другом спрошу. Вы же в курсе, что происходило с отменами концертов — Хаски, «Френдзона», Ic3peak — в России?

Петр: Слава богу, мы на *** (совсем) никому не нужны.

— Возвращаясь к теме страха: вы боитесь Роскомнадзора?

Стас: Я не вижу никакого призыва к суициду в наших песнях. При этом понимаю, что докопаться можно до любого, какие бы попсовые песенки ты ни пел. А если ты в своем творчестве поднимаешь какие-то серьезные темы, до тебя проще дотянуться. Но бессмысленно делать искусство, если ты не пытаешься что-то сказать. Я знаю, что делаю, и готов все объяснить, если мне зададут вопросы.

Полина: Нет смысла цензурировать темы, которые просто есть. Нельзя взять и спрятать суицид или наркотики, они от этого не перестанут существовать.

Стас: Призыв к суициду — это то, чем занимались ребята из так называемых «групп смерти». Мы, конечно, группа, но далеко не смерти. Например, в «Танце мертвеца» можно много до чего докопаться, а в итоге люди подходят и говорят: «Чувак, мне помогла эта песня, спасибо огромное». Понимаешь, Юля, когда ты неважно себя чувствуешь, тебе не хочется слушать Dua Lipa — от этого будет еще хуже. А через творчество, в котором поднимают непростые темы, можно прийти облегчению.

Полина: Пусть лучше будет в творчестве, чем выльется в жизни в наихудшей форме.

Стас: Я считаю, что мы многим обязаны двум вещам — фильмам ужасов и порно. Обязаны тем, что мы сейчас более-менее благополучные люди и не кидаемся друг на друга на улицах. Потому что не было порно — была инквизиция, не было фильмов ужасов — люди ходили на войну и друг друга убивали.

Я бы хотел давать людям облегчение. Чтобы они приходили на концерт, и дурь, нечисть из них выходила. Поэтому наш образ, наша музыка, наша тематика — они такие.

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции
«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции Одна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе
«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции

«Пасош» — о Китай-городе, Мандельштаме и полиции
Одна из главных молодых рок-групп момента рассказала The Village о любимом районе

Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода
Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода 17-летняя артистка из «ВКонтакте» уверенно набирает популярность. Кто она такая?
Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода

Гречка: От Кингисеппа до Москвы за полгода
17-летняя артистка из «ВКонтакте» уверенно набирает популярность. Кто она такая?

«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке»
«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке» От поэтического баттла до «Диско-сенокоса» — шесть дней в эпицентре петербургского андерграунда
«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке»

«Блейзер», водка и танцы за сотку: Как я провел неделю в «Ионотеке»
От поэтического баттла до «Диско-сенокоса» — шесть дней в эпицентре петербургского андерграунда

«Зачем нужна Москва, когда есть Питер?»: Познакомьтесь с группой «Ритуальные услуги»
«Зачем нужна Москва, когда есть Питер?»: Познакомьтесь с группой «Ритуальные услуги» Музыка о молодости, записанная девочками-подростками из Петербурга — и снова лейбл Ионова
«Зачем нужна Москва, когда есть Питер?»: Познакомьтесь с группой «Ритуальные услуги»

«Зачем нужна Москва, когда есть Питер?»: Познакомьтесь с группой «Ритуальные услуги»
Музыка о молодости, записанная девочками-подростками из Петербурга — и снова лейбл Ионова

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?