Как Tequilajazzz стала великой русской группой? Разбираемся вместе с ее лидером Евгением Федоровым «Не пытаться делать что-то модное, а делать сразу вечное»

Сложно сказать, в какой момент и почему музыкальную группу начинают считать культовой. Кому-то на это требуются десятилетия, другим пара песен и красивая легенда, ну а большинство просто уходит в небытие. Группа Tequilajazzz как будто сразу возникла в статусе гениальной — по крайней мере так кажется из 2021 года. Дружба с Sonic Youth, альбом «Целлулоид» — который сразу же после релиза называли выдающимся, и, наконец, брошенное в одном интервью Борисом Гребенщиковым и тут же поднятое на знамя звание великой русской группы (которое до сих пор преследует группу).
В итоге до наших дней Tequilajazzz добралась в виде всеми уважаемого коллектива, любовь к которому может объяснить далеко не каждый поклонник. Ну, знаете, всегда есть какие-то вещи, в которых лень разбираться, но принято хвалить. Один мой знакомый бармен даже набил татуировку в честь Tequilajazzz, но на вопрос о любимой песне с трудом вспомнил лишь «Зимнее Солнце». Кто-то что-то слышал у Дудя, другие в детстве на «Нашем радио» — но в целом, откуда взялась любовь к группе Евгения Федорова и почему так вышло, что она великая — никто не помнит. Кроме знатоков и тех, кто действительно застал и прожил ее лучшие песни.
Музыкальный журналист Николай Грунин вырос на Tequilajazzz. Впервые кассета, на бумажном вкладыше которой было криво выведено название группы, попала ему в руки в 1997 году. Кассету передал сын преподавателя кружка по классической гитаре из ДК через дорогу, долго и витиевато объяснявший, что «Ария» и «Алиса» — тогдашние фавориты Николая — глубоко вторичны. Настоящую музыку же играют Sonic Youth. Или вот «Текила». Чуть сомневаясь, Николай вставил кассету в потрепанную магнитолу. Звук перемотки, и вот уже злобный и отчаянный голос кричит «Бей, барабан!» и поет песню... от имени пистолета? Эти музыка изменила его навсегда.
Мы попросили Николая поговорить с автором этих песен — басистом и лидером группы Евгением Федоровым — и вместе с ним рассказать историю Tequilajazzz, а также попытаться ответить на вопрос: почему же все-таки это великая русская группа.

На дворе осень 2021 года, и мне в телеграм прилетает новый, первый за долгое время, «электрический» альбом Tequilajazzz «Камни» — вместе с предложением вживую пообщаться на отвлечённые темы с человеком, голос которого сопровождал меня практически всю сознательную жизнь. И вот я уже созваниваюсь по зуму с Евгением Фёдоровым — брутальным фронтменом с харизмой дракона с острова Комодо, который в свои 56 лет является самым витальным божеством пантеона российской рок-музыки. Евгений только что отвёз ребёнка в школу и приехал на репетицию. Его коллеги пьют виски (на дворе 11 утра) и готовятся прогонять программу будущих выступлений Tequilajazzz с презентацией нового материала. Евгений спокоен, насмешлив и строг. Чувствуется, что он не любит давать интервью, но чётко соблюдает правила шоу-бизнеса. Он курит одну за одной и с неохотой погружается в прошлое, что делает обычно только по просьбе журналистов.
Со стороны проще всего охарактеризовать Tequilajazzz как кармических преемников ленинградского рок-клуба. Переродившийся в «Текилу» «Объект Насмешек» вырос из кругов культовых «Автоматических Удовлетворителей», где также вращался, например, Виктор Цой, а барабанщик Александр «Дусер» Воронов играл в ещё одной важной питерской группе «Ноль». При этом ничего более далёкого от словосочетания «ленинградский рок-клуб», чем музыка Tequilajazzz, невозможно себе даже представить — кажется, что у «Текилы» больше общего с остервенелым сибирским панком, чем с детьми обеспеченных родителей из культурной столицы.
Историю Tequilajazzz можно охарактеризовать как «larger than life»: андеграундные панк-корни, дружба с мировыми рок-звёздами, концерт на Эльбрусе — кажется, что это чересчур для одной музыкальной карьеры, тем более русской группы. И всё-таки самое главное, почему этот бренд всё ещё актуален в 2021 году — не наследный статус и не богатая на события биография, а музыка. Глубокая, живая, никогда никого не копировавшая и сочетающая страсть и философский взгляд на мир, жёсткость и психоделичность, многослойная и комплексная, но временами привязчивая как поп-хит. Меняющая жизни, грандиозная и вечная. Вот как она создавалась.

«Объект Насмешек» и «Дикий Восток»
Ранние песни «Объекта Насмешек» совершенно не похожи на политизированную музыку членов Ленинградского рок-клуба. Вместо glasnost и советского прошлого музыканты смеются над вещизмом и увлечением детективами, а вместо Горбачева их героем становится Бельмондо. Значительную роль в звуке играет синтезатор, а наряду с традиционными рок-зонгами группа играет твист и регги. С одной стороны, звук «ОН» создавался с прицелом на актуальных музыкантов эпохи (от Talking Heads до XTC), c другой — этот мелодичный и ироничный пост-панк и для 2021 года звучит удивительно актуально. В похожем стиле сейчас играет, к примеру, группа «Интурист». «Рок-клубы — это глупо», — заявляет лирический герой «Объекта», и этого индивидуалистического кредо Евгений Фёдоров и его коллеги-музыканты продолжают придерживаться и по сей день.
Евгений Фёдоров: «Изначально существовала группа КСК („Климакс Скандального Кризиса“), ею руководил мой брат Андрей „Дюша“ Михайлов. Мы играли актуальную и, в целом, довольно весёлую музыку — пост-панк и нью-вейв. В 1985 году из армии вернулся Рикошет — и мы поняли, что такой классный певец и харизматичный фронтмен хорошо дополнит наш состав. Так родился „Объект Насмешек“. Первый альбом „Смеётся О.Н. — ОН смеётся последним“ на 90 % состоит из песен КСК 83-85 годов — это была близкая мне музыка, и многое оттуда перекочевало в Tequilajazzz. Затем Рикошет взял бразды правления в свои руки, и группа стала развиваться так, как хотелось ему, постепенно превращаясь в русский рок, каким мы его знаем сегодня. Я имею в виду стандартный формат „Нашего Радио“ и все негативные коннотации, которые с этим связаны.
На фоне популярности перестроечного рока всё это ещё как-то работало, но я активно сопротивлялся этим музыкальным тенденциям, и постепенно „Объект“ начал распадаться. В этом предраспадном состоянии записан последний альбом „Объекта“ того периода „Сделано в джунглях“. К написанию музыки на нём я приложил руку в большей степени — и кое-что из него тоже в итоге перешло в Tequilajazzz. Когда „Объект“ уже практически развалился, нас пригласили принять участие в съёмках фильма „Дикий Восток“ Рашида Нугманова. В главных ролях там играли Рикошет и гитарист Объекта Константин Фёдоров [в дальнейшем — гитарист Tequiljazzz периода 1993-2015-го — прим. ред.]. Уже под занавес работы над фильмом меня сняли в небольшом эпизоде и привлекли к работе над саундтреком. Именно сочинение музыки к этому фильму стало толчком, чтобы мы собрались как Tequilajazzz и начали делать что-то более актуальное. „Дикий Восток“ — и эстетически, и музыкально — это дистопический мир „Безумного Макса“. Он полностью отражал настроения, которые царили в то время в мире, и которые были интересны для нас.
В Ленинградский рок-клуб нам вступать не хотелось — эта структура уже в середине 80-х казалась нам устаревшей, как в музыкальном плане, так и в плане организации. И всё-таки вступить пришлось — просто Костя Кинчев очень хотел, чтобы мы с ним играли на пару, а условием легального выступления было наше членство. И мы до сих пор это расхлёбываем. По сей день приходится в интервью отвечать на вопросы о рок-клубе, хотя сами мы о нем почти никогда не вспоминаем».

«Стреляли?» и «Вирус»
Эстетика «Безумного Макса» — разрушенные войной города, по которым скитаются люди как тени прошлого, тотальная анархия, в которой единственными героями становятся бандиты и пираты, и лязг ржавого железа в качестве основного саундтрека — всё это в полной мере про первые два альбома Tequilajazzz. На некоторое время главной концертной площадкой группы в России становится питерский клуб TaMtAm — запоздавший на пару десятилетий российский вариант легендарного CBGB, где формируется настоящая андеграундная сцена: «Последние Танки в Париже», «Химера», «Король и Шут». Тем не менее, «Текила» довольно быстро перерастает их по качеству звука и разнообразию музыкального материала — и на долгие годы становится чуть ли не единственным выбором российских промоутеров в качестве разогрева для главных западных групп — от Sonic Youth до Motorhead. При этом рамки пост-советской России, где на всю страну пока всего несколько адекватных звучанию группы концертных площадок, сдерживают потенциал Tequilajazzz — и все 90-е музыканты активно гастролируют за рубежом, задолго до t.A.T.u. обретая статус главного музыкального экспортного бренда нашей страны.
Евгений Фёдоров: «„Стреляли?“ не теряет актуальности — эти песни мы до сих пор с удовольствием играем на концертах. Они довольно точно характеризуют наше творчество, хотя Tequilajazzz в дальнейшем и поменяли эстетику на более мягкую, прозрачную, психоделичную. Если „Стреляли?“ — это в первую очередь романтически-революционный настрой, Че Гевара, страны третьего мира, бардак и текила рекой, то „Вирус“, несмотря на всю грубость, — это более северная пластинка со спокойным, холодным осознанием того, что всё пошло не так.
В тот период мы вдохновлялись музыкой и отношением к миру Einsturzende Neubauten, Ника Кейва, Swans — но в музыкальном плане мы на них не ориентировались. Я, например, большой поклонник Густава Малера, но это не значит, что мне хочется писать музыку для симфонического оркестра. Да, в наших песнях можно услышать образы кейвовской южной готики или распадающегося урбанистического пейзажа, как у „нойбаутен“. Эти вещи влияют на нас до сих пор — нет-нет, да и скажешь на репетиции: „Давай вот здесь сделаем гитару, как у Einsturzende“. Просто Бликса Баргельд и его музыканты — зачастую, кстати, играющие не на традиционных инструментах, а просто на каких-то железяках — используют очень нетривиальные способы звукоизвлечения. Рок-музыка ведь уже к средине 70-х годов стала глубоко консервативным явлением: бас–барабаны–гитара и певец на грани нервного срыва. Это по-своему великолепная формула, но она застывшая, ригидная. Нам важно расширять звуковую палитру — это позволяет не оставаться в приевшейся парадигме классического рока.
Едва появившись, Tequilajazzz привлекла внимание разных западных ребят, которые приезжали в Петербург на волне интереса к горби-культуре, включая европейских промоутеров. Образовались мы в 1993 году, а уже в 94-ом выехали на первые западные гастроли, и следующие несколько лет провели в бесконечных поездках от Гамбурга до юга Испании. Мы были одной из самых гастролирующих групп России — нас опережал только „АукцЫон“. При этом для экспатов мы играли только в США, Израиле и иногда в Германии, в целом русскоязычная аудитория для нас была редкостью. В принципе, мы изначально и рассчитывали кататься по миру и быть интересными публике в глобальном масштабе. На английском мы никогда не пели — в отличие от многих наших друзей, с которыми мы начинали на сцене TaMtAm. За границей мы обнаружили, что наша музыка, создаваемые ею образы сами по себе говорят с публикой на многих языках, вне зависимости от того, на каком языке поётся текст.
Мы действительно довольно много играли тогда на разогреве у западных команд — во многих случаях это был их собственный выбор. И если Smashing Pumpkins выбирали из набора: „Вопли Видоплясова“, „Мумий Тролль“, Tequilajazzz, то Faith No More во второй приезд сами попросили организаторов поставить на support именно нас. Играть с большими западными командами всегда очень любопытно и очень неудобно. Это жёсткие рамки касательно саундчека, расписания, возможностей нормально подготовиться к выступлению. Фанатского запаса тоже минимум — людям в зале ты, скорее всего, по барабану. Это нужно выстоять, пережить, это научило нас нормальному, здоровому пофигизму, мы в целом стали сильнее. С другой стороны, мы всегда тепло общались с западными музыкантами — например, с Sonic Youth и с большей частью Smashing Pumpkins. А после выступления на фестивале „Учитесь Плавать“ к нам в гримёрку зашёл Том Морелло, приобнял Сашу Дусера и сказал: „Классный ты драмер, нам бы такого!“».
«Целлулоид» и «Сто Пятьдесят Миллиардов Шагов»
В 1998-1999 годах вышли альбомы, резко переместившие Tequilajazzz из андеграунда в высший эшелон мейнстрима и открывшие её для огромной аудитории. «Целлулоид» и «Сто Пятьдесят Миллиардов Шагов» — это концептуальные пластинки, на которых можно услышать целую палитру нестандартных аранжировочных элементов, от ситара до брейк-бита. «Тему прошлого лета», «Зимнее солнце», «Стратосферу» до сих пор можно услышать в эфире радиостанций, а на «Тишину и волшебство», «Кроме звёзд» и «Меня здесь нет» были сняты арт-клипы, пришедшиеся ко двору на только что начавшем вещание «MTV Россия». На разнообразное звучание пластинок непосредственное влияние оказал опыт Евгения Фёдорова в создании музыки для кино, телевидения и театра. Для иных преображение группы в тот момент стало шоком, те же, кто был знаком с экспериментальным совместным альбомом Tequilajazzz и группы «Колибри» «Бес Сахара», ещё в 97 году понимали, что с хардкором ранних альбомов покончено.
Евгений Фёдоров: «К 97 году мы подустали от постоянного пребывания в альтернативной тусовке. „Учитесь Плавать“ — прекрасный фестиваль, но несколько однобокий, а нам хотелось чего-то большего. Мы и музыку слушали несколько другую, не замкнутую на всём этом альт-роке. С „Колибри“ мы варились в одной петербургской музыкальной тусовке: они часто ходили на наши концерты, а мы — на их. Девчонки — в первую очередь Наташа Пивоварова и Инна Волкова — тогда сами устали от образа эдаких птичек и очень хотели записать по-настоящему жёсткую, хардкоровую пластинку. А мы, в свою очередь, устали от тяжеляка, и нам хотелось нежного, прозрачного звука. Борьбу двух этих начинаний и можно услышать на „Бес Сахара“. Победила, конечно, жёсткость — потому что девушки всегда добиваются того, чего хотят.
„Целлулоид“ — это был резкий поворот. Мы делали то, чего никогда раньше не пробовали, и делали это весело, радостно, воодушевленно, без тягостного ощущения большого труда. Это концептуальная пластинка, которая задумывалась как некий саундтрек — в частности, некоторые песни с неё не предполагалось исполнять живьём. А „Сто Пятьдесят Миллиардов Шагов“ уже вытекает из „Целлулоида“ как родной, эти две пластинки дополняют друг друга. Это более грустная запись, обратная сторона медали.
На запись и продвижение альбома было решено занять денег у ребят, с которыми страшно было разговаривать. Заняли довольно крупную сумму даже по нынешним временам — чтобы работать в студии столько, сколько мы захотим, без всяких ограничений, плюс снять видеоклипы. Пластинка вышла за два дня до дефолта 1998 года. Я помню, что мы тогда были в Крыму на „Казантипе“, и прилетели готовиться к презентации заранее, за несколько дней — а многие наши друзья прилететь оттуда уже не смогли. Для того, чтобы выбраться из долговой ямы, нам пришлось дать огромное количество концертов. Но мы выбрались.
Ни до, ни после того периода у нас не было денег на съемки клипов — мы же нищая петербургская группа, а не московские дети богатых родителей. На видео нам не хотелось выглядеть как стандартная брутальная рок-группа — поэтому мы делегировали работу с ним людям, у которых было своё, особенное видение, и ничего им не навязывали. Кстати, мой самый любимый клип — не из этого периода. Это видео на песню „Звери“, оно очень точно совпадает с замыслом самой композиции. Это фантастическая работа Димы Резчикова — не съёмка, а анимация, работа с рельефной фактурой. А я в ней снимался как кукла внутри кукольного мультфильма».
«Выше Осени» и «Журнал Живого»
Получив все мыслимые для России конца 90-х почести за «Целлулоид» и «Сто Пятьдесят Миллиардов Шагов», в 2002 году Tequilajazzz выпускает, возможно, свой главный альбом «Выше Осени» — зрелую, сложную работу без массовых хитов, но с новой, философской интонацией и песнями о расставании с прошлым. Вишенкой на торте должен был стать дуэт с бас-гитаристкой и вокалисткой Sonic Youth Ким Гордон, не случившийся только из-за трагического стечения обстоятельств. После этой работы нового студийного альбома придётся ждать целых семь лет, хотя группа продолжит активно гастролировать и выступит даже на склоне Эльбруса на высоте 4 800 метров над уровнем моря. Выложенный для свободного скачивания на официальном сайте группы «Журнал Живого» расколет аудиторию: кто-то посчитает материал чересчур легковесным и проходящим скорее по адресу многофигурного сайд-проекта Фёдорова Optimystica Orchestra, а кто-то — что расцвеченное мажорными духовыми и изобилующее самоцитатами звучание группе к лицу.
Евгений Фёдоров: «„Выше Осени“ — пластинка о личных вещах, увиденных с высоты кавказских гор. Это взгляд из заснеженного, обледеневшего, абсолютно одинакового на протяжении веков мира, находящегося выше облаков. Что-то надчеловеческое, надмирное, с высоты Господа — или демона. В 2001 году меня пригласили поработать над музыкой для фильма о восхождении в горы. Работа предполагала подъём вместе со съёмочной группой. Это был очень сложный маршрут — 6Б, высшая категория сложности, гора Шхара, её ещё называют гора-убийца. Маршрут до конца пройден не был, экспедиция закончилась трагически. По возвращению на большую землю мне стало очень трудно общаться с людьми, так как я, скажем так, увидел нечто другое. Приходил в себя я долго. При этом „Выше осени“ не то, чтобы непосредственно об этом, — просто это приключение укрепило меня в мысли, что не надо смотреть на то, что происходит вокруг: что о тебе думают люди в тусовке, журналисты или коллеги-музыканты. Нужно гнуть свою линию и делать то, чего тебе хочется в данный момент. Не пытаться делать что-то модное, а делать сразу вечное.
С Ким Гордон получилось так. Мы хотели, чтобы она записала песню „Двойники“. Когда мы её придумали, флюиды Sonic Youth прямо летали вокруг — и проявились в аранжировке. Мы уже договорились с Ким о записи, но помешали печально известные события 11 сентября 2001 года. Тогда ещё не было так распространено заочное сотрудничество, которое сейчас возможно благодаря интернету. Из-за последствий теракта визу в США нам не выдали, хотя мы до этого уже были там несколько раз. Ехать в Россию также не входило в планы Ким — так что нам пришлось отказаться от этой идеи. В 2003 году, когда Tequilajazzz и Sonic Youth вместе играли на финском фестивале „Илосаари-рок“, мы за кулисами со смехом и лёгкой грустью вспомнили эту историю. Впрочем, может, ещё удастся сделать что-то вместе.
До вершины Эльбруса мы с концертом не добрались, хотя план был именно такой, — помешали погодные условия. Это был конец сезона, поднялся сильный ветер и сдул снег на нужных участках — поэтому мы не смогли поднять туда гитары, барабаны, усилители, генераторы. Мы остановились на скалах Пастухова, и там дали небольшой концерт для сопровождавших и приглашённых — человек для 20. Но вообще всё это приключение было большой глупостью, потому что это как раз те места, где музыка может звучать разве что ради рекорда. Скрип снега, стук ледорубов и шум ветра — вот звуки, которые должны там царствовать. Этот опыт подвёл меня к мысли, что музыка уместна далеко не везде — а если уместна, то далеко не всякая.
„Журнал Живого“ — очевидно кризисный альбом. Такие альбомы есть у всех, и они должны быть. Если человек записывает кризисный альбом и потом на какие-то месяцы или годы прекращает активную деятельность — это, по-моему, как раз показатель здоровья. Как сказал однажды Булат Окуджава Олегу Митяеву: „Не пишется? Значит, пока читай“».

«НЕБЫЛО» и «Камни»
В марте 2010 года Tequilajazzz объявили о распаде. И хотя первое совместное выступление Фёдорова и Дусера состоялось уже в 2012, а в 2013 «Текила» вновь вышла на сцену в оригинальном составе, чтобы отыграть концерт в честь 20-летнего юбилея, поклонникам трудно было поверить в полноценное возвращение — до тех пор, пока не появился новый студийный материал. Записывала его группа уже в обновлённом составе — к двум сооснователям присоединились Константин Чалых («Мои ракеты вверх») и Роман Шатохин (i-Laska). Выпущенный в 2018 году альбом акустических версий песен Tequilajazzz стал одной из самых нежных и воздушных записей года. С тех пор Евгений Фёдоров и компания заметно активизировались — выкладывали в соцсети ранее не опубликованные песни («Бонни»), выступали с жёсткой критикой устаревшего формата «Нашего радио», играли живьём от начала до конца «Целлулоид». Отдельного упоминания стоит шикарный народный трибьют группе, до сих пор не оценённый по достоинству; между тем, на нём группа «Звери» поёт «Зверей», а другие песни Tequilajazzz предстают в невероятном многообразии версий — от джаза и кухонной акустики до хардкора и шугейза.
И вот, в пост-карантинном 2021 году выходят «Камни» — первый полноценный альбом за 12 лет. «Камни» — это альтернативный рок в мажоре («Ненавижу минорные тональности», — комментирует Евгений Фёдоров), девять песен о надвигающейся катастрофе и стоицизме, исполненные прозрачного, мирового уровня звука и изобретательных инструментальных партий.
Евгений Фёдоров: «„НЕБЫЛО“ почему-то не принято причислять к нашим номерным альбомам. Это очень печально, потому что это абсолютно новые аранжировки, новый подход — фактически другие песни. Новые музыканты в составе Tequilajazzz Костя и Роман привнесли собственный звук и идеи, а самое важное — у них велико желание играть, а не почивать на лаврах. Альбом появился благодаря тому, что они присоединились к коллективу: мы сидели с ними как-то дома, в тихой обстановке, и разбирали партии старых песен на акустических гитарах. И неожиданно для самих себя обнаружили: если выключить перегруз, изъять навороченные партии барабанов — песни раскрываются совершенно иначе.
Обычно unplugged — чисто коммерческая затея, смягчённая версия программы, чтобы играть по клубам перед людьми, поглощающими стейки. У нас же была совершенно другая задача — раскрыть те аспекты, которые изначально заложены в музыке, но прячутся за громом барабанов и рёвом гитар. И теперь наоборот, элементы аранжировок, сделанных для „НЕБЫЛО“, входят в нашу эклектическую программу. Этот опыт очень пригодился и во время пандемии: мы много играли квартирных, подпольных концертов для маленькой аудитории. Мы тогда вспомнили, что такое настоящий квартирник: не что-то, с понтом разрекламированное в интернете, а концерт в самой настоящей квартире, когда приходят друзья, шапка пускается по кругу, и играется тихая, домашняя программа.
Сейчас рок выходит уже на третью волну самоповтора. Это довольно забавно — супер-прогрессивной считается музыка, которая была модной, когда мне было 20. Это даёт нам фору — мы можем продолжать играть то, что играли всегда, и при этом никто не скажет, что мы занимаемся ретро. Песни из „Камней“ появились на очень лёгком катере — радостно, спонтанно, что говорит об их потенциально долгой жизни. Это не вымученные произведения, созданные от головы или в погоне за модными тенденциями.
Для меня совершенно очевидно, что „Камни“ — продолжение альбома „Вирус“. Это альбом о предчувствии, что всё скоро рухнет, эдакое спокойствие обречённого. При этом, разумеется, каждый, кто послушает альбом, вынесет из него что-то своё, совсем не то, что мы в него закладывали — так происходит абсолютно всегда. Мы наблюдаем, как мир катится в пропасть — в экологическом, экономическом, во всех смыслах. Это вызывает целую палитру эмоций. Но у меня полностью отсутствует один из обязательных компонентов жизни здорового человека — ностальгическое чувство. Мир летит в тартарары, и чёрт с ним».
До этого интервью Николай встречался с Евгением Фёдоровым трижды — а он с ним ни разу. Однажды, годы спустя после прослушанной в 1997 году кассеты, Николай увидел солиста Tequilajazzz на одном из московских уличных маркетов около Новой Третьяковки: высоченный, выше самого Николая (к чему он с ростом в 190 сантиметров совсем не привык), в тельняшке и чём-то вроде матросского бушлата, Федоров излучал такую брутальную уверенность, что подойти с банальными восторгами Николай не решился. Вторая встреча была уже на сцене — в период, когда Tequilajazzz формально не существовала. В Зелёном театре Парка Горького непривычно окостюмленный Евгений руководил многоголовым ансамблем Optimistica Orchestra и исполнял блаженно-мажорные версии песен “Текилы”. Это оставило Николая обескураженным.
Наконец, третья односторонняя встреча произошла во время реюньона Tequilajazzz в старом составе. Со знаменитым вороным MusicMan наперевес, Фёдоров с равной лёгкостью и напором исполнял как “пиратскую” классику, так и более поздние, философские вещи. Тогда Николай подумал, что он выглядит как капитан корабля, готового не отплыть в вечность, как большинство русрокеров, а взять на абордаж пару-тройку гвардейских кораблей.
Прошло еще несколько лет, и вот Николай лично пообщался с Федоровым.
Довольно стремно встречаться с кумирами юных лет. Многие считают, что этого лучше не делать вовсе — слишком велик риск разочароваться. Но разговор с Федоровым, разменявшим шестой десяток, наоборот убедил Николая в том, что тот не растерял ни энергии, ни грации. Ни, что самое важное — позитивно заряженной злобы ко всему, что стоит на пути. И кто знает, может быть, он и правда дракон с острова Комодо, который умудрённо глядит на остальное человечество, а сам цедит себе под нос: «Крабы, рыбы, чайки, совы, мыши, змеи, рыси, волки — все придут ко мне. Воду, воздух, камни, травы, соки, пламя, снег и сосны поднесут мне. И тогда, как всегда, все исправится. Кроме нас никого не останется».
24 декабря Tequilajazzz представят новый альбом в клубе «Космонавт» в Петербурге, а 14 января — в московском «Главклубе».
Фотографии: обложка – Анжела Липкевич, Виталий Ветров / Zapal, 1, 4 – Виктория Назарова / Zapal, 2 – Tequilajazzz, 3 – Валерий Потапов / Объект Насмешек,