7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
На днях состоялась премьера сериала «Вертинский» — масштабного кинопроекта о жизни русского шансонье, выполненного в восьми сериях под руководством Авдотьи Смирновой. Но вопрос, насколько современный зритель вообще понимает, кто такой Вертинский. Несмотря на величие имени, для многих он так и остается «какой-то важной фигурой из прошлого». Но почему важной?
Как вообще появился Вертинский? Правда ли, что его любил и Сталин, и Борис Гребенщиков? Почему он уехал из СССР в 1920 году и вернулся 20 лет спустя? Мы попросили Дениса Бояринова, музыкального журналиста и редактора Colta.ru, ответить на все эти, а также другие вопросы о Вертинском.
История русского шансона начинается с Александра Вертинского, хотя при его жизни такого жанра не существовало. Бренд этот был придуман в самом начале 90-х, чтобы облагородить набравшую коммерческие обороты авторскую песню с флером криминальной романтики. Он прижился, и сейчас русский шансон — успешная индустрия, которая объединяет непохожих друг на друга артистов и возводит свою родословную не только к Александру Новикову и Михаилу Кругу, но и к Булату Окуджаве и Владимиру Высоцкому, а от них еще дальше — к праотцу Аврааму от русского шансона — Александру Вертинскому.
Что слушали до Вертинского?
Дебютировав еще до революции 1917 года, Вертинский был первым русским шансонье в изначальном французском значении этого слова, то есть автором и исполнителем собственных песен. Иногда он превращал в песни и чужие тексты, обращаясь к стихам Блока, Ахматовой, Иванова и других поэтов-современников. Популярные певцы и певицы той эпохи не придерживались определенных жанров, обладали эклектичным репертуаром и песни себе не писали — в одном концерте могли звучать и фрагменты из оперы или оперетты, и цыганский или русский романс, и городской фольклор, и народная песня. Так выступали крупнейшие звезды дореволюционной российской эстрады: королевы цыганской песни Варя Панина и Анастасия Вяльцева, принц романса Юрий Морфесси и великий оперный бас Федор Шаляпин. Вертинский же был носителем новой городской культуры, подхваченной в нашей стране с оглядкой на Париж и Берлин. В недолгий промежуток между Первой мировой и Гражданской войнами в России был настоящий бум кабаре: в крупнейших городах страны обильно множились развлекательные заведения, которые предоставляли подмостки исполнителям веселых куплетов, скабрезных песенок и жестоких романсов в ритме танго. Переехав в 1913-м из родного Киева в Москву, Александр Вертинский стал завсегдатаем таких заведений, напитался их эстетикой и, соединив с поэтическими находками литераторов Серебряного века, переплавил ее в оригинальные песни.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.