29 ноября, понедельник
Санкт-Петербург
Войти

«Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша Алиса Таёжная — о трехчасовой драме о любви, взрослении и классовой идентичности в современной Европе

«Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша

В рубрике «Новая классика» авторы The Village предлагают по-новому взглянуть на фильмы, вышедшие в течение последних 20 лет, но уже успевшие стать классикой — иногда позабытой, иногда — не очень. В третьем выпуске Алиса Таёжная рассказывает о «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша — одном из главных квир-фильмов в истории кино и одновременно мелодраме о незащищенности неопытного человека в первой большой любви.

«Жизнь Адель»



ОПИСАНИЕ

Год выхода: 2013

Режиссер: Абделатиф Кешиш

Сценарий: Абделатиф Кешиш, Галия Лакруа, Жюли Маро

В ролях: Адель Экзаркопулос, Леа Сейду, Жереми Лаэрт, Салим Кешьюш


Где смотреть фильм

Megogo

Netflix

iTunes

В книге социолога Ренаты Салецл «Тирания выбора» размышления о трудности быть собой начинаются с анекдотической истории — как сама Рената ошалела, выбирая на Манхэттене сыр для дружеского ужина. Рутинное действие вызвало в ней замешательство и страх: простое решение о продукте на ужин оказалось многоуровневым, включающим неочевидные колебания. То включалась прилежная студентка, которая хотела за пару минут узнать о сыре все по этикетке, то взрослая женщина, злая на свою нерешительность, то срабатывал механизм «помогите мне» и параллельно с этим — недоверие перед консультантами в магазине: они эксперты по сырам или просто впаривают что подороже? За пару абзацев Салецл расписывает, как маленькое решение превращается в травматичный выбор — найти лучшее для себя, проверить свой выбор оценкой других, задаться вопросом о личной ответственности и прийти к выводу, что свободного выбора не бывает. Эта история становится для Салецл способом объяснить, что при кризисе идентичности маленькие вопросы способны втоптать самоуверенность в землю, а выбор, конечно, что-то говорит о нас, но не всегда описывает человека целиком. Выбор — это часто совокупность неуверенности в себе, настроения, сложившихся обстоятельств и желания всем угодить.

О чем-то подобном говорит Абделатиф Кешиш, снимая в мелодраме «Синий — самый теплый цвет» (или «Жизнь Адель» во французском названии и переводе) долгие эпизоды семейных трапез с болоньезе и устрицами. Итак, есть две семьи: семья Адель и семья Эммы. Родители Адель (Адель Экзаркопулос) — обыватели, которые не проводят в магазине слишком много времени и не переживают еду экзистенциально (для гурманской Франции — важная черта). Голодный? Хочешь болоньезе? Положить еще? Спасибо, что помогаете моей дочери с уроками философии, философия — невероятно трудный предмет. Родители Эммы (Леа Сейду), напротив, разбираются в белом вине и подают гостям устриц. Адель не только не ест устриц, но и вообще не любит морепродукты — это не еда ее круга. Ей неловко и странно в гостях, и, кажется, ее выбор что-то о ней говорит. Или не говорит вообще? О чем думает Адель, когда ест дешевые спагетти? О чем думает Эмма, когда пьет дорогое белое вино? Почему им обеим так неловко в гостях друг у друга? Почему они так неистово занимаются сексом до и после родительских трапез?

Учитель — одна из ключевых профессий в драматургии французского кино, к которой авторы возвращаются постоянно: «В доме» Франсуа Озона, «Класс» Лорана Канте, документальный фильм «Быть и иметь», «Невинность» Люсиль Хадзихалилович, фильмы Тешине и Деплешена, «Увертка» того же Кешиша постоянно работают с темой ученичества и наставничества. Интересно, что Кешиш делает Адель учительницей младших классов — тем человеком, который не рассуждает с подростками о философии и великой литературе, а дает детям их первые, часто практические навыки и уроки эмпатии. Профессия Адель явно не очень хорошо оплачиваемая, но базовая, без которой люди не способны совершить свои следующие шаги.

Одна из самых распространенных трактовок «Жизни Адель» — что это история о доминировании класса над личными чувствами: твое происхождение разрушает твою любовь, если вы люди из разных кругов. Адель — юная старшеклассница из обычной школы, растущая в мире, где быть лесбиянкой — что-то как минимум странное, а как максимум — плохое. Она настроена на отношения с мальчиками (сейчас это называют гетеронормативностью), но они не вызывают у нее почти никаких сильных чувств, несмотря на попытки сблизиться. Зато поцелуй с курящей девушкой на лестнице будит внутри Адель что-то новое. Вообще, она хочет быть учительницей в младших классах, потому что мечтает «отдать обществу долг» за все, что оно сделало для нее. Эмма, в которую Адель влюбляется уже по-настоящему, — девушка повзрослее, ученица арт-школы, которая занимается живописью и графикой. Поддержка родителей и артистичный отец внушили ей природную уверенность, что можно рассчитывать на талант и не думать о куске хлеба. У Эммы скоро выставка, она открытая лесбиянка с синими волосами, которая курит за одним столом с родителями. В ее семье нет иерархии и секретов между собой: родители и дочка — друзья. Сцены с богемными устрицами и пролетарской пастой смонтированы одна к другой и противопоставляют семьи Адель и Эммы, а следом и их самих, как два мира — интеллектуальный и рабочий, — которые не совпадают с самого начала. Но вряд ли все настолько просто.

Большинство удаленных сцен из 800 часов съемок недоступны, но уже по некоторым можно понять, какой нарратив был построен вокруг главных героинь, а от какого можно отказаться. В частности, семейные сцены и сцены общения героинь с друзьями отодвинуты на задний план — например, эта сцена семейного обсуждения первой любви и серьезных отношений родственников, где не перечислено почти ничего, что переживает и проносит в себе Адель: мы слышим стандартные семейные романтические истории, рядом с которыми мы растем и усваиваем наши представления о правилах любви.

Еда уже была центром повествования другой драмы Абделатифа Кешиша — фильма, его по-настоящему прославившего, гимна постколониальной Европы, в которой еще ничего не решилось окончательно. «Кускус и барабулька» — история о том, как попытаться сохранить и одновременно продать свою идентичность: бедный и уволенный араб ценой огромных усилий открывает на ржавом корабле ресторан с национальной едой. Копеечные кускус и барабульку собираются подавать обеспеченным людям как специалитет и относительную экзотику. Этот фильм — история выстраданная, а не выдуманная: Кешиш родился в Тунисе и с шести лет рос на юге Франции среди людей, максимально далеких от мира кино. Он — один из немногих европейских режиссеров из неевропейской семьи — знает об адаптации и разнице доходов все. И именно тему бедности он делает главной в «Кускусе и барабульке», где главному герою нужно буквально лечь костьми, чтобы объединить семью из 20 человек, жену и любовницу, родных детей и чужую дочь, которая стала ему как своя. От всех близких он слышит о нужде и необходимости сводить концы с концами, деньги беспокоят каждого, и общий бизнес становится сценарием коллективного спасения. Белых европейцев можно накормить кускусом и барабулькой с тунисской кухни, Запад можно помирить с Востоком, католичество — с исламом, богатых — с бедными, а потом — умереть спокойно. Это и происходит в напряженном финале, где привилегированные люди едят тунисскую еду под танец живота, пока главный герой падает без сил на пустой улице.

Другие важные фильмы о взрослении:

«400 ударов» Франсуа Трюффо

«Клуб „Завтрак“» Джона Хьюза

«Отрочество» Ричарда Линклейтера

«Джуно» Джейсона Райтмана

«Кальмар и кит» Ноа Баумбаха

«Девственницы-самоубийцы» Софии Копполы

«Бунтарь без причины» Николаса Рэя

«Академия Рашмор» Уэса Андерсона

«Вероятно, дьявол» Робера Брессона

«Розетта» братьев Дарденн

Помирить разное Кешиш старается и в «Жизни Адель», только на этот раз объясняет, что союз двух разных людей устроен намного сложнее, чем взаимопроникновение двух сообществ. Еда становится постоянным мотивом — как и синий цвет в волосах, море, платьях, пейзажах, цвете маникюра, украшениях. Как-то Адель захочет сделать приятное интеллектуальным гостям Эммы и приготовит те самые болоньезе: гостям такая еда будет непривычна. В конце фильма Адель придет на вернисаж Эммы (та наконец пришла к успеху) и от неловкости схватит бокал дорогого игристого. У Адель есть и персонаж-двойник, сопровождающий ее на протяжении фильма, — молодой парень арабского происхождения. На вышеупомянутой вечеринке для интеллектуальных друзей единственным человеком, который оценит жест с болоньезе и заведет с Адель неповерхностный разговор, будет только он. Он начинающий актер, играющий террористов в сериалах на ТВ, потому что ни на что большее во французской киноиндустрии он рассчитывать не может: укол Кешиша в сторону фрейминга и ксенофобии в европейской культуре, которая неохотно прислушивается к непривычным голосам. В последней сцене на вернисаже — той самой, где Адель будет трепетать с бокалом игристого в руках, — этот же парень расскажет, как сложилась его жизнь: он снова единственный, кто в разговоре с ней избежит формальностей. Что же, жизнь — странная штука: он хотел быть актером, но в итоге стал риелтором. А Адель все еще осталась школьной учительницей для малышей — работа, в которой Эмма не находила ничего вдохновляющего, агитируя свою девушку вложиться в писательское мастерство. Пока художники и кураторы вальсируют в галереях, риелторы продают нам квартиры, а учителя воспитывают наших детей.

Лимонный пирог сыграл решающую роль в выборе Адель Экзаркопулос на главную роль. На нее принципиально искали непримелькавшееся свежее лицо, и хотя Кешиш признается, что Адель очаровала его с первого взгляда и он практически сразу решил утвердить ее на съемки, именно их встреча в кафе определила будущее фильма. Та манера, с которой Адель ела лимонный пирог, показала Кешишу, что она идеальная исполнительница для 18-летней героини, пробующей жизнь на вкус.

«Жизнь Адель» легко укладывает двух героинь в резюме: а чего добился ты? Как на встрече выпускников, мы видим, кто и к чему пришел — но эти результаты совершенно не описывают ни Эмму, ни Адель. Ведь самое важное — как они смотрят исподлобья, с какими лицами идут по улице, как улыбаются новым гостям и танцуют под Ликке Ли. Волшебство трехчасового фильма, который многим кажется затянутым, необязательным и излишне подробным — в подсвечивании постоянного движения: мы не можем влиять на других людей, они, находясь с нами в одном пространстве, всегда движутся в свои стороны. Адель движется по своей траектории, но ее родители, одноклассники, дети, которых она учит, — совсем другая песня. Одноклассники сменяются однокурсниками и коллегами, ровесники — детьми, которых надо обучать, девушка ускользает из ее жизни, а общих знакомых спустя годы не вспомнить по именам.


Чтобы завершить свой последний — слишком длинный и слишком рискованный — проект «Мектуб, моя любовь», от которого в ходе постпродакшена отказались продюсеры, Кешиш выставил на аукцион картины и «Золотую пальмовую ветвь», полученную в Каннах в 2013 году.

Отличия между фильмом и комиксом «Синий — самый теплый цвет»

«Синий — самый теплый цвет» — графический роман Жюли Маро, по мотивам которого придуман фильм. «По мотивам» — ключевые слова, потому что события романа и фильма перекликаются, но не дублируются. Самое главное: объект любви главной героини — действительно девушка с синими волосами, но многие определяющие вещи в сюжете разнятся.

Главную героиню зовут не Адель, а Клементина.

Весь сюжет графического романа построен как чтение дневника покойной Клементины ее бывшей девушкой Эммой.

История отношений девушек в романе охватывает почти 15 лет.

Девушки по очереди живут в домах родителей друг друга (и с этим связан один из самых гомофобных моментов в романе).

Клементина в романе не учительница малышей, а преподавательница в старших классах.

Судьба Клементины заканчивается глубокой наркотической зависимостью и очень ранней смертью.

Время неустойчивости Адель — продолжение важнейшего канона в кино: фильмов о переходе из детства в юность, во время которого герои продолжают быть детьми в новых телах с большими сомнениями о праве находиться среди уважаемых людей, настоящих взрослых. Взросление Адель — в первую очередь в осознании того, что она не может влиять на желание своей девушки двигаться дальше, в понимании своей беспомощности и принятии однозначно печальных и неловких событий — как драматичного финального свидания, полного слез, так и обжигающего равнодушием появления на вернисаже. Другая сторона тирании выбора — в угрозе быть отверженным: пока ты перебираешь новые возможности, другой человек может так же перебирать — и в итоге не выбрать тебя.

Главный скандал, связанный с фильмом, касался условий, в которых снимались актрисы Леа Сейду и Адель Экзаркопулос. Позже они заявили, что никогда больше не будут играть у Кешиша, потому что он злоупотреблял властью на площадке и пренебрегал чувствами своих исполнительниц. В очень подробном интервью Леа и Адель рассказали о десятидневных съемках сексуальных сцен, с которых вообще началась работа над фильмом — актрисы тогда были представлены друг другу, но еще не были хорошо знакомы. Кешиш ответил им так, что это не оставило надежды хоть на какое-то примирение в будущем: «Я точно не заставлял никого страдать. Слово „страдать“ совершенно не подходящее для съемочного процесса. Когда актер говорит про страдания, я могу только смеяться — в такой прекрасной профессии, где ты создаешь через свои эмоции и тело, для меня нет никакого страдания. Работа актера — для избалованных детей. Ты просыпаешься, тебя приводят в порядок, ты делаешь несколько дублей в прекрасном освещении. Не будем погружаться в мое происхождение, но я видел тяжкий труд, и это несопоставимые вещи».

Одна из как будто бы проходных, но на самом деле важнейших сцен в истории Адель — Адель обменивается парой реплик со своей однокурсницей, которая не просто обращает на нее внимание и делает комплименты, но флиртует и проявляет инициативу в поцелуе. Для Адель это часть ее биографии, где каждый человек является камушком в уникальном собственном пути, пустяковое общение, ведущее к чему-то большему.

Лесбийская любовь с ярко выраженным male gaze — то, за что больше всего критиковали «Жизнь Адель» и продолжают критиковать новый фильм Кешиша «Мектуб, моя любовь». Кинокритик Sight and Sound написала о Кешише: «Его знакомая маскулинная идеализация возбуждающей аппетит женственности замещает новый лесбийский голос (Жюли Маро) старым добрым мужским взглядом, в котором распущенность спутана с освобождением».

Еда и образ жизни — одна из центральных тем Кешиша — прорабатывается в сюжете несколько раз. Так, при знакомстве с родителями Адель, которые не понимают, что девушки встречаются и кормят обеих как подружек, на столе фигурирует болоньезе. В гостях у родителей Эммы подают другую еду (устриц) и поят белым вином. Позже спагетти станут тем блюдом, которое Адель приготовит для высоколобых друзей Эммы — действительно, ковыряние вилкой в тарелке с соусом не сочетается с их вернисажно-фуршетным образом жизни.

Адель — имя исполнительницы главной роли, которое приписали героини по ходу съемок. Сперва в фильме использовали имя из графического романа, но Кешиш постоянно снимал Адель Экзаркопулос вне съемочной площадки — в дороге, на улице — и слышал, как актрису зовут ее настоящим именем. К тому же «адель» на арабском означает «справедливость», и Кешишу понравилось это добавленное значение к имени прямолинейной и искренней главной героини.

Абделатиф Кешиш снял 800 часов материала, из которого выбрал три часа для финального монтажа — именно длительные съемки позже вменили ему в вину: по словам участников процесса, режиссер сам не понимал, что хочет видеть в итоге.

Леа и Адель столько прожили на камеру за три часа экранного времени и почти тысячу часов всех съемок, что незаметно для себя и, очевидно, для всех зрителей стали соавторами фильма: Каннское жюри в 2013 году наградило «Пальмовой ветвью» не только Кешиша, но и двух его актрис. Актрисы действительно держат на себе разлившийся по экрану фильм: он будто бы может длиться и три, и десять, и сотню часов. На что мы смотрим все это время? На их телесность и органику общения — пламенеющего и угасающего. На вечеринки, с которых они уходили. На людей в кроватях после трудного дня. На завтраки в городе. На ссоры на пустом месте из-за одного, когда нас на самом деле злит другое. На проживаемую жизнь, в которой все пустяк, но нет ничего второстепенного — и к которой стремились приблизиться все режиссеры, волновавшиеся за реализм: от итальянских классиков до братьев Дарденн. Жизнь, которая проходит, пока мы строим планы. Или пытаемся совершить правильный выбор, окидывая мир возможностей голодным взглядом 18-летних.


Фотографии: Кино Без Границ

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

12 лучших фильмов Каннского кинофестиваля
12 лучших фильмов Каннского кинофестиваля Кино от Ларса фон Триера, Терри Гиллиама, Сергея Лозницы и других участников фестивальных программ
12 лучших фильмов Каннского кинофестиваля

12 лучших фильмов Каннского кинофестиваля
Кино от Ларса фон Триера, Терри Гиллиама, Сергея Лозницы и других участников фестивальных программ

Главные фильмы этого лета
Главные фильмы этого лета Постапокалиптика от Джеймса Франко «Мир будущего», «Лето» Кирилла Серебренникова про отечественный рок 80-х и еще 19 премьер сезона
Главные фильмы этого лета

Главные фильмы этого лета
Постапокалиптика от Джеймса Франко «Мир будущего», «Лето» Кирилла Серебренникова про отечественный рок 80-х и еще 19 премьер сезона

«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри
«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри Журналист Артем Макарский — о фильме, в котором любовь проиграла
«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри

«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри
Журналист Артем Макарский — о фильме, в котором любовь проиграла

«Трудности перевода» Софии Копполы
«Трудности перевода» Софии Копполы Кинокритик Маша Бессмертная — о фильме, открывшем миру Скарлетт Йоханссон и перезапустившем карьеру Билла Мюррея
«Трудности перевода» Софии Копполы

«Трудности перевода» Софии Копполы
Кинокритик Маша Бессмертная — о фильме, открывшем миру Скарлетт Йоханссон и перезапустившем карьеру Билла Мюррея

Тэги

Сюжет

Люди

Прочее

Новое и лучшее

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

Первая полоса

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды 28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton

Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей
Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей Фестиваль «Золотая маска», выставка «Сырое и приготовленное» в Этнографическом музее и Антоха МС в «Морзе»
Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей

Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей
Фестиваль «Золотая маска», выставка «Сырое и приготовленное» в Этнографическом музее и Антоха МС в «Морзе»

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»? И как таким людям удается найти работу
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
И как таким людям удается найти работу

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино Чем заняться на выходных
«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино

«На ножах», новый сезон «Великой» и роман Тарантино
Чем заняться на выходных

«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы
«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы Гимн, награды и наказания для сотрудников
«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы

«Пятерочка» и орден грифона: Какой была корпоративная культура сети в самом начале работы
Гимн, награды и наказания для сотрудников

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»
«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»
«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

«У меня шизофрения, и я живу нормальной жизнью»

Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран
Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран Сколько стоят билеты и хорошо ли там жить
Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран

Куда россияне сейчас летят на зимовку: 10 самых популярных стран
Сколько стоят билеты и хорошо ли там жить

Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Спецпроект
Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить
Спецпроект

Время новых вещей: Глобальные тренды модной индустрии, которые нельзя упустить

Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов
Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов
Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов

Квартира на Патриарших прудах: Кино, коллекция графики и связи в мире килимов

Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна
Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна И где сейчас находится рэпер
Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна

Продажа наркотиков, нелегальный алкоголь и пропаганда паразитизма: За что преследуют Моргенштерна
И где сейчас находится рэпер

Сколько россияне тратят на котов и собак
Сколько россияне тратят на котов и собак Что попадает в рацион питомцев и как часто они бывают у ветеринара
Сколько россияне тратят на котов и собак

Сколько россияне тратят на котов и собак
Что попадает в рацион питомцев и как часто они бывают у ветеринара

Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»
Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»
Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»

Cruel Tie — о песнях на английском, усталости и своем новом альбоме «Simplicity You Lack»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

«Все пройдет»: Новый миниальбом эмо-группы «Сердоболь»

Французское бистро Mon ChouChou, «Шесть сезонов», безалкогольный джин и тайный бар «Шум»
Французское бистро Mon ChouChou, «Шесть сезонов», безалкогольный джин и тайный бар «Шум»
Французское бистро Mon ChouChou, «Шесть сезонов», безалкогольный джин и тайный бар «Шум»

Французское бистро Mon ChouChou, «Шесть сезонов», безалкогольный джин и тайный бар «Шум»

От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Спецпроект
От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет» Как создавать значимые городские события
От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Спецпроект

От лекционных циклов InLiberty до культурной афиши ДК «Рассвет»
Как создавать значимые городские события

Запах метро, сырого теста 
и Санкт-Петербурга
Спецпроект
Запах метро, сырого теста и Санкт-Петербурга Как ароматы вызывают воспоминания
Запах метро, сырого теста 
и Санкт-Петербурга
Спецпроект

Запах метро, сырого теста и Санкт-Петербурга
Как ароматы вызывают воспоминания

«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции
«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции
«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции

«Гараж» прирастет «Шестигранником»: Как будет устроен новый корпус музея — рассказывает директор и авторы реконструкции

Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3
Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3 Тестируем телефон с гибким экраном за 170 тысяч рублей
Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3

Планшет пополам: Стоит ли покупать Samsung Galaxy Z Fold3
Тестируем телефон с гибким экраном за 170 тысяч рублей

«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор
«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор
«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор

«Мой мальчик»: Как петербурженка усыновила чайку по имени Фёдор

Подпишитесь на рассылку