5 декабря, воскресенье
Санкт-Петербург
Войти

«Апокалипсис сегодня»: Путешествие в сердце тьмы Рассказываем об одном из главных фильмов в истории

«Апокалипсис сегодня»: Путешествие в сердце тьмы

7 апреля Френсису Форду Копполе исполнилось 80 лет. О масштабе личности живого классика Голливуда, как и о взлетах-падениях его карьеры написана не одна книга. В 1970-е годы, Коппола был главным режиссёром на планете, сняв подряд четыре шедевра: «Крестный отец», «Разговор», «Крестный отец 2» и «Апокалипсис сегодня». Последний, в повторный прокат, к 40-летию фильма, выпустила компания «ИНОЕКИНО». Картина выйдет с 11 апреля в Redux-версии с улучшенной цветокоррекцией и в режиссерском видении (202 минуты) на английском языке с русскими субтитрами.

«Апокалипсис сегодня»



Описание

Год выхода: 1979

Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола

Сценарий: Майкл Герр, Джон Милиус

В ролях: Марлон Брандо, Роберт Дюваль, Мартин Шин


Где смотреть

hdlava.me

История многострадального создания «Апокалипсиса сегодня» ещё до выхода картины стала притчей во языцех. В 1974 году, на пике популярности, Коппола решает интерпретировать на большой экран роман английского писателя Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Для гарантий полной творческой свободы он не привлекает сторонних денег. Первоначальный бюджет — $13 млн — режиссер собрал из личных средств, которые заработал на феноменальном успехе дилогии «Крестный отец».

Чтобы отбить эти деньги в прокате, фильму была нужна звезда. Но от главной роли, которую Фрэнсис предлагал Джеку Николсону, Роберту Редфорду и многим другим, именитые артисты стали безоговорочно отказываться. Подвёл режиссера даже его протеже и друг — Аль Пачино. Все потому, что съемки планировались на Филиппинах. А расписание смен предполагало постоянное нахождение на площадке в течение трех месяцев. Звёзд пугала не только смена обстановки с фешенебельных особняков на Беверли-Хиллс, но и страх подхватить, например, малярию и иные тропические болезни. В отчаянии, режиссер выбросил из окна своего дома все свои «Оскары» и утвердил на главную роль малоизвестного Харви Кейтеля.

На этом проблемы не закончились. Пентагон, который обычно предоставлял технику и солдат за бравое освещение армии США на экране, отказался сотрудничать с постановщиком, пока тот не внесет критические правки в сценарий. О нем мы подробно поговорим ниже. Единственное, что надо знать сейчас — Вьетнамская война, которая позором легла на плечи руководства страны, в фильме была показана без прикрас. Когда Коппола отказался менять сюжет, вояки даже назвали его предателем, а картину охарактеризовали как «антиамериканскую». Поэтому режиссеру пришлось подружиться с коммунистом-диктатором Фердинандом Маркосом, который позволил арендовать у Филиппин 20 военных вертолетов вместе с пилотами. В это время, в стране бушевала гражданская война, но мысль, что съемки будут происходить вблизи от настоящих боевых действий режиссера лишь раззадорила. В начале 1976 года Коппола прилетел на Филиппины вместе с женой и тремя детьми. Вскоре, на место прибыла его группа. Первые кадры «Апокалипсиса сегодня» были сделаны под звуки открывающегося шампанского.

Съемка и проблемы

Через пару недель производства стало ясно, что Кейтель совершенно не годится на главную роль. Артиста уволили, а Коппола полетел обратно в Голливуд, чтобы найти замену. Благо, нашёл он её быстро, потому что день простоя съёмок стоил режиссеру $70 тыс. Теперь протагониста исполнял Мартин Шин. Его персонаж — страдающий от посттравматического стресса и алкоголизма спецагент ЦРУ, так понравился артисту, что тот ушёл в настоящий запой прямо на съемках. Через месяц пьянства в тропической духоте, у Шина случился сердечный приступ и он чуть не умер. От климата, кстати, страдала вся команда. Поэтому обмороки стали обычным делом. Куда менее приятным оказалось знакомство с местной фауной. Жуки, москиты, муравьи, пауки и кобры регулярно давали знать о своем постоянном присутствии. Одни кишели под ногами днём, другие кусали по ночам. Но и это оказалось меньшей из бед. 19 мая 1976 года на Филиппины обрушился тайфун «Ольга». Съемочная площадка, вместе с реквизитом и декорациями, были полностью разрушены. Часть команды чуть не погибла при наводнении, а другая несколько дней спасалась от стихии в полуразрушенном доме. Восстановить разруху у Копполы не было денег. Поэтому режиссер решил прекратить съемки и вернуться в Лос-Анджелес, чтобы найти новых инвесторов и переждать непогоду.

Вторая командировка на Филиппины произошла через 3 месяца. Но черная полоса не думала обрываться. Сперва, у Копполы началась паранойя. Режиссеру казалось, что поредевшая вдвое команда считает его неудачником и совсем не верит в успех фильма. Тем временем, группа, во главе с актером Деннисом Хоппером, подсела на всевозможные наркотики: марихуану, кокаин, ЛСД, амфетамин. План съемок безбожно срывался. Американские журналисты стали называть проект Копполы «Апокалипсис никогда». Потому к паранойе режиссера добавилась и депрессия. В какой-то момент, он объявил жене, что хочет спрыгнуть со скалы или застрелиться. Поэтому инвесторы решили застраховать жизнь постановщика на $15 млн., чтобы, в случае его гибели, хоть как-то отбить вложения. Тем временем, бюджет картины раздулся вдвое. А многие траты были безосновательными и глупыми. Например, слоны и экзотические птицы были доставлены на площадку, но режиссеру не понадобились. А дрессированный тигр, которого прислали из Америки за $4 тыс. в день, снялся в тридцатисекундном эпизоде, пробыв на съемках больше месяца. И это не говоря о сотнях килограммов спагетти, оливкового масла, замороженных стейков и ящиках вина, которые заказывал себе Коппола из Италии. Несмотря на обжорство, режиссер похудел на 45 килограмм. Да и вновь выделенный бюджет стал кончаться. Поэтому после триумфа оригинальных «Звездных войн», когда Джордж Лукас проснулся миллионером, ему домой пришла странная телеграмма, которая состояла всего из трех слов: «Вышли денег. Фрэнсис».

Приезд на площадку Марлона Брандо слегка восстановил рабочую атмосферу. Стоит отметить, что в 70-е звезда «Последнего танго в Париже» и «Крестного отца» считался главным актером на планете. Поэтому он имел право вести себя, как вздумается. За участие в «Апокалипсисе сегодня» Брандо получил гонорар $3 млн. долларов и процент от проката за 3 недели работы. Задерживаться хоть на день дольше артист не хотел, поэтому стал откровенно кошмарить всех причастных к съемкам, чтобы управиться в срок. К тому моменту, ситуация на площадке стала напоминать сумасшедший дом. Одуревший от наркотиков декоратор притащил на площадку несколько трупов, чтобы сделать логово персонажа Брандо более зловещим. По декорациям бродили туземцы из племени ифугао, которые снимались в массовке за кур и буйволов. Ритуалы дикарей вдохновили Копполу на кульминационную сцену фильма с жертвоприношением. В реалиях современного Голливуда представить это невозможно, но для съемок убили настоящего быка. Его мясом накормили всех причастных к созданию картины. Так группа отметила скорый финал их безумной работы.

Но вернёмся к Брандо. Когда он ознакомился со сценарием, тот показался ему настолько ужасным, что актер отказался учить свои реплики. Его видение в корне отличалось от желания режиссера. Коппола видел персонажа маньяком-психопатом, который мнит себя Богом, а Марлон решил изображать просто свихнувшегося патриота. В ругани и спорах прошла вся первая неделя из трёх. После съёмок, Брандо называл Фрэнсиса исключительно «злобным и жадным толстяком», а режиссер начинал фыркать при одном упоминании имени артиста. Однако, постановщик все же признал Марлона гением, а его образ полковника Курца навсегда вошёл в историю кино. Вскоре после завершения смены Брандо, в 1977 году, съемки закончились.

Монтаж и премьера

Монтаж картины происходил два года. В итоге, получившийся фильм шёл 15 часов. В таком формате показывать его публике было невозможно. Поэтому премьера откладывалась 4 раза. У боссов студии United Artists, которая купила права на прокат, сдали нервы, поэтому инвесторы пообещали режиссеру отобрать у него все имущество, если кино не выйдет в 1979-ом. Тогда Коппола решил урезать «Апокалипсис сегодня» до 4 часов и показать его критикам. Это был оглушительный провал. Фильм разнесли, назвав его «пустышкой» и «выброшенными на ветер деньгами автора и временем зрителей».

Тогда режиссер вновь перемонтировал свой magnum opus и отправил картину в Канны. И вновь скандал! Председательница жюри фестиваля, сценаристка Франсуаза Саган, назвала фильм чудовищным. Тем временем, само жюри и дирекция смотра нарекли его шедевром и планировали отдать Копполе «Золотую пальмовую ветвь». В итоге, все переругались. Саган даже грозилась сложить свои полномочия из-за оказанного на нее давления. Но главную награду «Апокалипсис сегодня» все равно получил, разделив ее с драмой «Жестяной барабан». Что для кинофестивалей, по сей день, беспрецедентный случай. Во время вручения «ветви» режиссер произнес легендарную фразу:


«Мой фильм не о Вьетнаме, мой фильм и есть Вьетнам. Мы снимали его так же, как американцы воевали,— нас было слишком много, мы не вылезали из джунглей, мы были завалены оборудованием и деньгами и тоже постепенно сходили с ума»


Для американского проката, который начался в августе 1979-го, фильм снова полностью перемонтировали, сократив до двух с половиной часов. Это позволило «Апокалипсису сегодня» стать кассовым хитом, окупить все затраты и приумножить вложения в несколько раз. Вскоре картина стала культовой, но получила всего два технических «Оскара» — за звук и работу оператора. Коппола даже привёз её на Московский кинофестиваль, чтобы показать вне тамошнего конкурса. Интересный факт: для правильной премьеры фильма в СССР, режиссер привез целый самолет с техникой Dolby. На фото ниже, Фрэнсис общается с Андреем Кончаловским.

Но, несмотря на успех, антивоенный замысел режиссера мало кто понял. Коппола хотел, чтобы его кино дошло до массового зрителя, но представлял просмотр «невыносимым опытом, чтобы после выхода из кинотеатра люди вели себя так, будто вернулись с войны». Этого не вышло. Может быть, разочарование или полное творческое опустошение проектом мечты не позволили Фрэнсису Форду Копполе снять больше ни одного великого фильма.

Однако, в 2000 году компания Zoetrope Studios выпустила режиссерскую версию картины, которая стала длиннее на час и расставила акценты таким образом, что теперь ни у кого не может быть сомнений: сняв фильм о войне, Коппола сделал одно из главных пацифистских высказываний в истории.

Зачем смотреть это кино сейчас

Ответов на этот вопрос несколько. Во-первых, с 11 апреля в прокат выходит именно режиссерская версия. Во-вторых, «Апокалипсис Сегодня» — культурная веха кинематографа. Делать кино так сегодня попросту невозможно. Поэтому картину можно рассматривать, как музейный экспонат времен, когда большое Голливудское кино могло быть беспрецедентным авторским высказыванием. В-третьих, ценность этого высказывания с годами лишь возросла. Чтобы попытаться его, наконец, анализировать — обратимся к сюжету.

1969 год. Вьетнам. Разгар войны. Капитан Бенджамин Уиллард (Шин) — спецагент ЦРУ, которому поручают найти и убить безумного полковника Курца (Брандо). Тот дезертировал со своим отрядом и, под защитой местных жителей, которые считают военного — Богом, основал свое королевство где-то в джунглях Камбоджи. Киллер отправляется на поиски полковника, но после беглого знакомства с его личным делом, Уиллард невольно проникается уважением к своей жертве.

Но это лишь часть истории. В этой одиссее, капитан, как и вверенный ему в подчинение отряд солдат, увидит весь ужас и бессмысленность войны: ковровую бомбардировку джунглей, убийство невинных из прихоти, мост, который каждый день отстраивают утром, чтобы взорвать вечером. От такого зрелища легко сойти с ума, поэтому все персонажи постепенно начнут терять связь с реальностью и отдаваться первобытным инстинктам. Единственный шанс окончательно не превратиться в животное — найти Бога, а значит — смысл. Но Коппола безжалостно перечеркивает религиозную тему. «Если Господь создал нас по своему подобию — он та ещё сволочь», — рассуждает один из военных. При этом, одна из центральных тем в искусстве, сформированная ещё «Фаустом», в фильме все равно отображена. Это, конечно, метание души между Адом и Раем. Такое сочетание несочетаемого и олицетворяет собой полковник Курц.

Персонаж Брандо подчинил себе саму суть современной войны, которую навязывает народу правительство и стоящие за ним олигархи. В своем маленьком королевстве он основал новое общество, которое построено на насилии, но не прибегает к нему. Это общество всегда против всех, и всегда только за себя. Оно отрекается от цивилизации и любых социальных систем. Оно безумно? Без сомнения. Но именно в безумии Коппола, как и его персонаж, видят освобождение человечества от навязанных ему рамок и идей. А судя по истории ХХ века этой идеей стала ненависть. Поэтому кино и называется «Апокалипсис сегодня». Человек сам сделал так, чтобы цивилизация превратила жизнь неугодных ей в бесконечную муку.

В то же время, главный герой — часть этой системы. Уиллард не мыслит жизни без войны. В его ушах звучат выстрелы и взрывы, а вентилятор напоминает лопасти вертолета. Он — дитя цивилизации. Поэтому его встреча с Курцем неизбежна. В антураже почти древнегреческой трагедии, Коппола рассказывает о противостоянии этих двух идеологических формаций. Но ответа на вопрос кто же из них победил режиссер не дает. Да и глупо это. Ведь стоит посмотреть любые новости, как все станет ясно. Этой безнадёжной определенностью дышит каждый кадр фильма. Его финал лишь с сожалением констатирует, что при возможности выбирать самому, какой путь выбрать и какой дорогой пойти, человек привык полагаться на кого-то другого. Это и является причиной Апокалипсиса, который, оказывается, наступил уже так давно, что сегодня считается нормой.


Фотографии: «Апокалипсис сегодня».

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Старикам тут не место» братьев Коэн
«Старикам тут не место» братьев Коэн Американский триллер по одноимённому роману Кормака Маккарти
«Старикам тут не место» братьев Коэн

«Старикам тут не место» братьев Коэн
Американский триллер по одноимённому роману Кормака Маккарти

«Малхолланд Драйв» Дэвида Линча
«Малхолланд Драйв» Дэвида Линча Один из самых загадочных фильмов в истории
«Малхолланд Драйв» Дэвида Линча

«Малхолланд Драйв» Дэвида Линча
Один из самых загадочных фильмов в истории

Зимняя серия регат в Сочи
Зимняя серия регат в Сочи Гонки Sochi Winter Cup проходили с ноября по апрель
Зимняя серия регат в Сочи

Зимняя серия регат в Сочи
Гонки Sochi Winter Cup проходили с ноября по апрель

Иерей Виктор Писоцкий: «Любой священник может оказаться Иудой»
Иерей Виктор Писоцкий: «Любой священник может оказаться Иудой» О сексе, кризисе веры и роли священнослужителя сегодня
Иерей Виктор Писоцкий: «Любой священник может оказаться Иудой»

Иерей Виктор Писоцкий: «Любой священник может оказаться Иудой»
О сексе, кризисе веры и роли священнослужителя сегодня

Тэги

Сюжет

Прочее

Новое и лучшее

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Первая полоса

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей
Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей Фестиваль «Золотая маска», выставка «Сырое и приготовленное» в Этнографическом музее и Антоха МС в «Морзе»
Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей

Чем заняться в Петербурге на этой неделе: 20 идей
Фестиваль «Золотая маска», выставка «Сырое и приготовленное» в Этнографическом музее и Антоха МС в «Морзе»

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Царство тунца в Thunnus и берлинский стрит-фуд-бар Kiki
Царство тунца в Thunnus и берлинский стрит-фуд-бар Kiki
Царство тунца в Thunnus и берлинский стрит-фуд-бар Kiki

Царство тунца в Thunnus и берлинский стрит-фуд-бар Kiki

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Он вернулся: Кафе «Рубинштейн» на набережной Фонтанки
Он вернулся: Кафе «Рубинштейн» на набережной Фонтанки Самый богемный ресторан Петербурга — теперь в двух шагах от БДТ
Он вернулся: Кафе «Рубинштейн» на набережной Фонтанки

Он вернулся: Кафе «Рубинштейн» на набережной Фонтанки
Самый богемный ресторан Петербурга — теперь в двух шагах от БДТ

От Альп до флакона:
Спецпроект
От Альп до флакона: Какой путь проходит сырье для косметики
От Альп до флакона:
Спецпроект

От Альп до флакона:
Какой путь проходит сырье для косметики

Подпишитесь на рассылку