Хенде хох, или Вас я попрошу остаться: «Гитлер капут!» Марюса Вайсберга

Хенде хох, или Вас я попрошу остаться: «Гитлер капут!» Марюса Вайсберга

В рубрике «Новая классика» авторы The Village предлагают по-новому взглянуть на фильмы, вышедшие в течение последних 20 лет, но уже успевшие стать классикой — иногда позабытой, иногда не очень. В новом выпуске Мария Бессмертная пересматривает дружно обруганную критиками и зрителями комедию Марюса Вайсберга, чье содержание укладывается в ее название, и рассуждает о том, что фильм говорит о современной России и почему в нынешнем политическом климате ее создатели, скорее всего, имели бы огромные проблемы.

«Гитлер капут!»


Режиссер

Марюс Вайсберг

Выход в прокат

2008 год


В ролях

Павел Деревянко, Анна Семенович, Юрий Гальцев, Юрий Стоянов, Алексей Огурцов, Эвелина Блёданс, Михаил Крылов, Илья Олейников, Алексей Булдаков, Тимати

Сценарий

Марюс Вайсберг

Для начала предупредим. Пока за кадром в немыслимо похабной аранжировке Palast Orchestra играет «Oops!… I Did It Again» Бритни Спирс, на экране появляется шмайссер в сердце из роз и передает привет «Ромео+Джульетте» База Лурмана с Ди Каприо, из-под розовых облачков вылезает свастика и (почему-то) портрет маленького Ильича в красной звезде, а в центре этой бессовестной композиции появляются золотые в бриллиантах буквы, которые складываются в слова «Гитлер капут!». Тут публике самое время узнать, что дальше будет еще и пародия на «Крошку мою» «Руки вверх!», исполненная командой КВН Харьковского авиационного института, и «Чунга-Чанга» на немецком, и пересказ более-менее всех самых ужасных анекдотов про Штирлица. Публика в этот момент начинает подозревать, что капут наступит скорее ей, чем Гитлеру, но зритель, настроенный, скажем, более доброжелательно, увидит после этих титров удивительное кино.

Во-первых, возможно, самую разухабистую карикатуру на Россию нулевых. Во-вторых, комедию если и не в лучших бесстыжих традициях Мела Брукса (про которого кинокритик Роджер Эберт в свое время сказал, что «лучшие свои комедии он ставит на территории, настолько далекой от любого понятия о хорошем вкусе, что, пользуясь его собственным выражением, они стоят выше самого понятия „вульгарность“») и братьев Цукер, то, безусловно, взявшую «Голый пистолет» и «Продюсеров» за эталон. Факт, который, будем честны, должен радовать всех. Вопросу о том, насколько режиссер Вайсберг к этому эталону приблизился, а заодно тому, почему этот дружно обруганный в свое время фильм — во многом идеальный кандидат для рубрики «Новая классика», и будет посвящена наша заметка.

У режиссера Мела Брукса, которого Вайсберг прямо называет своим источником вдохновения, запретных тем не было. Проще сказать, над кем он не издевался за свою карьеру. Но «Продюсеры», его режиссерский дебют, даже по меркам Брукса — изумительная авантюра. Комедию о продюсерах, которые ставят маразматический мюзикл «Весна для Гитлера» (на его месте спокойно мог бы быть «Гитлер капут!»), потому что для успеха задуманной ими аферы им нужен полноценный бродвейский провал, он снял спустя 23 года после окончания Второй мировой. Публика к такому готова не была. Коллеги, в итоге вручившие ему «Оскар» за лучший сценарий, были полностью на его стороне, но зрители — нет. Его, еврея, дружно обвинили в антисемитизме и после премьеры на улицах Нью-Йорка плевали ему в лицо. После «Продюсеров» Брукс хотел снимать комедию про Холокост, но от идеи пришлось отказаться: режиссер решил, что теперь-то его точно убьют.

Сюжет такой: в Германии 1945 года накануне капитуляции вовсю работает советский супершпион Александр Исаевич (!) Осечкин (он же штандартенфюрер СС Олаф Шуренберг, он же Павел Деревянко), который в свободное от шпионской деятельности время пьет, тоскует по родной деревне и выращивает помидоры в секретной теплице по адресу 007-Штрассе. У коллег тоже все не слава богу: Гитлер все время обдолбан, Ева Браун (прекрасная Ксения Собчак) хочет в Дубай на майские праздники, Борман (не менее прекрасный Юрий Стоянов, который в этом году сыграл лучшую роль в карьере в «Вампирах средней полосы») пытается склеить всех парней на своем пути, и только Мюллер (устрашающий, как обычно, Юрий Гальцев) что-то подозревает, но поздно: страна, в общем, скорее напоминает Веймарскую республику — все кутят как в последний раз и пилят недопиленные бюджеты. И это не говоря о конкурсах на лучшие зиги (да, есть и такое) и эпизодический выход Тимати в роли американского шпиона по имени 50 Бундес-Шиллингов.

Все это китчевое безобразие, по сравнению с которым «Comedy Club» — это практически институт благородных девиц, тем не менее неожиданно приобретает вполне себе подрывной характер — если вспомнить, когда и где «Капут!» вышел в прокат. А вышел он в России в сентябре 2008 года (премьеру хотели устроить 9 мая, но в итоге благоразумно перенесли) — в Давосе к этому моменту уже состоялся Всемирный экономический форум, на котором, в частности, было официально признано, что мировая экономика переживает финансовый кризис, только что прошла российско-грузинская война, Ходорковский вот уже как три года сидел в тюрьме, а официальный миф о путинских «сытых нулевых» начинал потихоньку схлопываться. Окончательно он прекратит свое существование в 2012 году, когда за день до инаугурации Путина был жестко разогнан «Марш миллионов». По иронии в тот же год выйдет другой шедевр категории «Б» Вайсберга «Ржевский против Наполеона», где французского императора сыграл будущий президент Украины и муза Вайсберга Владимир Зеленский, но об этом в другой раз.

До недавних пор официальных муз у Вайсберга было три: Павел Деревянко, Владимир Зеленский и Светлана Ходченкова (сейчас у режиссера период Александра Реввы, который играет главную роль в фильмах про «Бабушку легкого поведения»). На второстепенные роли он любит брать непрофессиональных актеров. Помимо Собчак и Тимати, у него в роли святого Валентина снимался Филипп Киркоров, а одну из главных ролей в «Гитлер капут!», радистку Зину, коллегу и подругу Осечкина, сыграла Анна Семенович — еще один символ русской поп-культуры нулевых. Сам Вайсберг объясняет свою любовь к камео знаменитостей вполне откровенно. Они, с одной стороны, привлекают к фильму своих фанатов, а с другой — с ними быстрее работается: достаточно выбрать персонажа, который соответствует их темпераменту. Благодаря этому комедии Вайсберга, которые со стороны часто выглядят как набор гэгов, неожиданно приобретают черты хроники.

Сейчас, когда президент выступает в качестве историка, пишет ревизионистские статьи об истории Второй мировой и выступает в качестве единственного в Европе защитника ее «уроков», представить себе, что такой фильм, как «Гитлер капут!», мог выйти в прокат накануне 9 мая, невозможно. До отмены проката фильма «Номер 44», когда детектив о серийном убийце в послевоенной Москве был отозван из-за приближающихся празднований в честь 70-летия Победы, оставалось семь лет, до запрета комедии «Смерть Сталина» — десять. В 2008 году, вопреки международным новостям, официальный нарратив был вполне себе оптимистичным. В ежегодном послании Федеральному собранию в 2007 году Путин заявлял: «Сейчас Россия не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. За период с 2000 года более чем в два раза увеличились реальные доходы населения. И хотя разрыв между доходами граждан еще недопустимо большой, но все-таки в результате принятых в последние годы мер почти вдвое сократились масштабы бедности в России».

Строго говоря, и в 2008 году против выхода фильма протестовали. Отличились традиционно члены одиозной общественной организации «Коммунисты Петербурга и Ленобласти». За день до выхода фильма на их сайте появилось официальное сообщение, где говорилось: «Межрегиональная организация „Коммунисты Петербурга и Ленобласти“ требует у Министерства культуры РФ и комитета по культуре Петербурга не выпускать в кинопрокат безнравственный и провокационный „фильм“ „Гитлер — капут“ и лишить всю съемочную группу фильма права работать в отечественной кинематографии. Выход фильма нанесет ущерб здоровью и моральному состоянию ветеранов войны, блокадников, всех, кто чтит память погибших советских солдат, всех, кто относит себя к русской и советской культуре. Фильм оскорбляет такие шедевры отечественного кинематографа, как „Горячий снег“, „Семнадцать мгновений весны“, „Щит и меч“, „Майор Вихрь“, „Баллада о солдате“, „Освобождение“. Особенно опасное воздействие фильм может оказать на сознание подростков, которые мало знают о Великой Отечественной войне».

Этот благодушный настрой, впрочем, разделяли не все: за два года до премьеры «Капута!» Вайсберга вышел, например, «Сахарный кремль» Владимира Сорокина, действие которого происходит в России 2028 года, отгороженной от остального мира Великой Русской Стеной и восстановившей самодержавие. За стеной лютуют коррумпированные правоохранительные органы, страна погрязла в репрессиях, главенствующая идеология — квасной патриотизм, а главный источник дохода (за полным отсутствием производства) — продажа природных ресурсов и взятки. С романом Сорокина фильм Вайсберга составляет интересную пару.

Говоря прямо, они друг друга зеркалят, а фильм Вайсберга (выпускника киношколы Университета Южной Калифорнии, где в свое время учились Джордж Лукас, Рон Ховард и Джон Карпентер) где-то будет и побезумнее. В уставших гестаповцах «Семнадцати мгновений весны» советский зритель видел брежневских функционеров, в кретинах Вайсберга, обсуждающих офисную жизнь, Рублевку и хищения в особо крупных размерах, еще и сыгранных главными героями нулевых — от Собчак до ветеранов «Аншлага», — современный зритель, по идее, должен был безошибочно узнавать путинских функционеров.

В 2008-м, однако, на фильм смотрели как на собрата «Самого лучшего фильма» и не стеснялись в выражениях (в прокате он тем не менее не провалился). Тем более «Капут!» выходил и в некотором смысле, будем честны, являлся продолжением пыточной серии отечественных комедий нулевых, апофеозом которой был как раз «Самый лучший фильм» и продолжения «Иронии судьбы» и «Карнавальной ночи» (особенно грустно от этого становится, когда понимаешь, что в 2008-м в прокат вышел первый «Железный человек», с которого начнется победоносное шествие Marvel по свету, — вот уж люди времени не теряют).

Так что избранный Вайсбергом принцип «чем хуже, тем лучше» требовал в этих обстоятельствах от зрителя известного терпения и определенного вкуса на подобного рода развлечения. И Брукс, и Цукеры, которых мы вспоминали выше, без сомнений, и талантливее, и злее, и изобретательнее, лучше чувствуют комедийную паузу. Но в зеркало смотреть тоже полезно: отвечая на вопрос, какой фильм точнее всего характеризует путинскую эпоху, кажется, следует говорить не о Звягинцеве, а о фильме, где кордебалет в эсэсовской форме выстраивается в «сердечки».

Фотографии: «Централ Партнершип»

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Трудности перевода» Софии Копполы
«Трудности перевода» Софии Копполы Кинокритик Маша Бессмертная — о фильме, открывшем миру Скарлетт Йоханссон и перезапустившем карьеру Билла Мюррея
«Трудности перевода» Софии Копполы

«Трудности перевода» Софии Копполы
Кинокритик Маша Бессмертная — о фильме, открывшем миру Скарлетт Йоханссон и перезапустившем карьеру Билла Мюррея

«Война» Алексея Балабанова
«Война» Алексея Балабанова Превратно понятый (как всегда у Балабанова) и запустивший карьеру Алексея Чадова фильм о второй чеченской, плене и мести
«Война» Алексея Балабанова

«Война» Алексея Балабанова
Превратно понятый (как всегда у Балабанова) и запустивший карьеру Алексея Чадова фильм о второй чеченской, плене и мести

«Необратимость» Гаспара Ноэ
«Необратимость» Гаспара Ноэ
«Необратимость» Гаспара Ноэ

«Необратимость» Гаспара Ноэ

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Первая полоса

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья
Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья
Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

Российские марки, у которых стоит искать свадебные платья

Болезнь молодых:
Что такое рассеянный склероз
Промо
Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз И как жить активной жизнью с таким диагнозом
Болезнь молодых:
Что такое рассеянный склероз
Промо

Болезнь молодых: Что такое рассеянный склероз
И как жить активной жизнью с таким диагнозом

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить 25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад
Нерабочая неделя в Москве: куда сходить

Нерабочая неделя в Москве: куда сходить
25 событий — от дегустации веганского вина до выставки нарядов для походов в ад

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби
9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов

9 книг лета: Советуют сотрудники независимых книжных магазинов
Мистический модернизм, шведский фем-комикс и проза детской скорби

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok
Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Не только хлебная жаба: 8 простых и популярных рецептов из TikTok

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela
Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Кроссовки-таби из новой коллаборации Reebok и Maison Margiela

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом
Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Холодный, эспрессо-тоник и бамбл: Какой кофе мы будем пить этим летом

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома»

Нигде, кроме: «Я живу в доме Моссельпрома» Тучерез, о котором писал Маяковский

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту
«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии

«Лука»: Солнечная итальянская сказка об оборотнях и ксенофобии
Или как Pixar обращается к неамериканскому контексту

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства «Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»
«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства

«Криптокатакомба»: Как устроена первая в Петербурге выставка NFT-искусства
«Кибер-Георгий Победоносец пронзает неонового дракона»

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана
«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников

«Жирок»: Ресторанная джентрификация Хамовников
Главное гастрономическое открытие района от Георгия Трояна, Ильи Тютенкова и Феликса Цирефмана

Москву накрыло «летним снегом»
Москву накрыло «летним снегом» Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами
Москву накрыло «летним снегом»

Москву накрыло «летним снегом»
Мэрия обещала избавить нас от тополиного пуха, но он снова с нами

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне
Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Двухкомнатная квартира в конструктивистском доме на Нижней Пресне

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Куда пойти гулять в День России
Куда пойти гулять в День России Маршруты от политзэков
Куда пойти гулять в День России

Куда пойти гулять в День России
Маршруты от политзэков

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

Подпишитесь на рассылку