Photosynthez, новая рэп-сенсация инстаграма — о работе парикмахером, хейтерах и Гнойном «Дети вообще не считывают постиронию»

Photosynthez, новая рэп-сенсация инстаграма — о работе парикмахером, хейтерах и Гнойном

В инстаграме и ютьюбе зарождается новая звезда, и, конечно, это опять хип-хоп. Катя Photosynthez, чьи любительские клипы (бюджет — 200 рублей) уже расползлись по пабликам, на типичную рэпершу или даже видеоблогера не похожа — скорее, на студентку филфака. Тексты тоже отходят от канонов жанра: вместо гедонизма — «наивное искусство» и щи, вместо Gucci и камней на запястье — «некрасивые брюки». Мы встретились с рэпершей-парикмахершей и поговорили о ее жизни, лайке от Димы Билана, любимом треке Славы КПСС и хейтерах.

— Расскажи о себе. Сколько тебе лет, чем ты занимаешься, помимо рэпа?

— Меня зовут Катя, мне 25 лет, я работаю парикмахером — стригу людей у себя дома. В 2013 году переехала в Москву из Казани. Работала администратором в Chop-Chop, «Птичке» и Faux Pas. Поняла, что это самая ужасная работа в мире — я не могу отвечать на телефон. Решила заняться тем, чем действительно хочется — всегда хотела быть парикмахером.

В Казани я училась на филфаке, на отделении романо-германской филологии. Поняла, что делать мне там нечего, и бросила на втором курсе. Потом училась на заочке на переводчика английского языка, но мне не повезло с группой — там учились девушки из провинции, они были очень агрессивно настроены, могли подойти после пар и спросить: «Ты что, здесь самая умная?» В итоге отучилась один семестр.

Парикмахером я работаю где-то полтора года. До этого не могла себя найти, думала: может, поступить во ВГИК, в театральный? Но не получалось — видимо, недостаточно этого хотела. Мое стремление к приколу никак не выражалось — и вот только сейчас оно прорвалось!

 Почему рэп? Потому что модно?

— Тут другая предыстория: я с самого детства знала, что могла бы быть прикольным композитором — мне нравится сочинять мелодии в голове, — но я никогда не училась в музыкальной школе. Я умею играть на гитаре, но слабенько — так, пару аккордов. Как-то сидела дома, мне было суперскучно, и я решила что-нибудь сочинить. Пишу своему старшему брату-музыканту: «Слушай, а как называется программа, которая записанную с микрофона мелодию на ноты раскладывает?» Он отвечает: «Такой программы нет, да и вообще музыка — это не твое». Я быстро нашла в Google какой-то бесплатный редактор, в который можно ввести гитарные аккорды и выбрать аранжировку. Что-то набросала и подумала: «О, это же настоящий минус, надо что-нибудь записать!» Вокальными данными я не обладаю, поэтому решила просто записать рэп своему брату — ну, чтобы он понял, что я могу заниматься музыкой. На написание стихов для трека «Добрый рэп» ушло две-три минуты. Потом мы с моим молодым человеком решили снять клип, чтобы друзья поржали. На удивление всем очень понравилось. То есть не то чтобы все просто посмеялись — многие сказали, что это действительно прикольно. И, так как меня саму это очень развлекает, я начала делать клипы. Но я не слушаю рэп — в плеере у меня такого нет.

— А что есть?

— Брайан Ферри, Grimes, Pixies, саундтрек к «Грязным танцам».

— Кстати, в комментариях на Ютьюбе тебя кто-то сравнил с Grimes. Вообще чаще всего там тебя сравнивают почему-то с Луной, Монеточкой и Анютой МС.

— У нас не такая широкая сцена девушек-исполнительниц — что есть, с тем и сравнивают. Если было бы больше [артисток], сравнивали бы с кем-нибудь более похожим. А так у нас девочек больше и нет — я вот знаю Луну, Монеточку я знаю, потому что видела сториз с ее концерта в инстаграме, а Grimes — супер, но это слишком сильный комплимент.

— Возвращаясь к рэпу — судя по твоему инстаграму, ты была на концерте Славы КПСС. Вдохновляешься его постиронией?

— Меня очень вдохновила песня «Комар-парижанин» — когда я ее впервые услышала, просто обалдела — оказывается, бывает и такой рэп. Может быть, я не понимаю, что он делает, может быть, даже он сам не понимает. Но там такие необычные рифмы, за душу берут! И эта небрежная манера исполнения — просто супер. Не сказала бы, что фанатка всех треков [Славы КПСС], но «Комар-парижанин» меня долгое время просто с ума сводил — свой рэп я начала делать после этой песни.

Я пошла на концерт, потому что подумала, что это действительно что-то новое. Но было ужасно. Чувствовала себя не в своей тарелке: когда мы были маленькие и ходили на рок-концерты, мне в жестком слэме даже зуб однажды выбили, но это все было в добром ключе. А там была агрессивная атмосфера, все кричали: «Антихайп, антихайп!», прямо как в фашистской Германии. Мне жутко не понравилось. Они просто включали эмпэтришки и читали поверх, еще и мотив перевирали! И даже не спели песню «Комар-парижанин».

— Тебе рэперы предлагали записать совместку?

— Очень много школьников предложило сделать фит: «У тебя такой классный голос, спой у нас, пожалуйста, в припеве». Ребят, вот что-что, а голос у меня точно никакой. Позовите лучше девчонок из школы. Я вежливо отказываю. Вообще мне теперь директ заваливают, и меня это сводит с ума, даже до панических атак доходит: что случилось с моим уютным уголком, кто все эти люди?

В понедельник мне написала девушка из Comedy Woman, предложила совместный трек. Говорит: «Посмотри мой клип „Пати у Надюли“». Было очень волнительно, я даже позвонила маме — это не только другой масштаб, но и другая плоскость, в которой мне не хотелось бы находиться — я же не смотрю Comedy Woman. Хотя там вроде есть прикольные шутки — когда была в гостях у мамы, телик на фоне хлопал. Но участвовать в этом нет смысла.

Клип был в хип-хоп-стиле, она зачитывала про то, как приготовила хумус или фрукты. Там было задействовано столько людей! Эти деньги можно потратить на что-то более полезное. Я вот на клип тратила максимум 200 рублей.

 На что эти деньги пошли?

— Для последнего клипа «Щи» мне нужно было купить одежду. Я пошла в «Мегастиль» в пятницу, когда там скидки 60 %. Купила голубой свитер за 80 рублей, надела его с корсетом. Мне писали: «Вау, что за платье?» Это бабушкин свитер, просто катышки с него срезала. Еще купила за 70 рублей черную кофту — на ней написано «Extreme Power». Кстати, сделана в России. Ну и остаток на проезд пошел.

Музыка, стихи, костюмы — все делаю я. Если бы могла снимать сама себя, то еще бы и это делала, а так прошу своего молодого человека. Но монтирую тоже я.

— Тебя не смущает, что рэп — это самый мизогинный жанр?

— На самом деле это отличная площадка для того, чтобы делать именно такой рэп. Я как бы говорю: «Ребят, ну хватит уже обзываться. Смотрите, я же девочка и ничего плохого не делаю. То, что вы поете о женщинах, меня никак не касается». Есть такая дворовая шутка: «не определяйся». Если тебе сказали «ты гандон» и ты обижаешься, значит, ты определяешься. И мне нравится делать что-то доброе в пику тому, какой агрессивный сейчас рэп. Взять Фейса, например, — одни оскорбления, понты и желчь. Зачем?

— Сейчас это модно прикрывать той же постиронией.

— Да, но дети вообще не считывают постиронию. Им кажется, что это всерьез. Какая публика у него — 10, 12 лет?

— Трек «некрасивые брюки» — это что? Отповедь обывателю?

— Скорее, в какой-то момент я просто подумала о том, как я себя веду в отношениях, и мне захотелось посмеяться над тем, какой я бываю истеричной бабой.

— Это мизогиния.

— Да, и мне не хочется выражаться мизогинично. Но, как говорит одна моя знакомая, которая является интерсекциональной феминисткой: мы все допускаем такие ошибки. Окей, это было мизогинично, но мы живем в таком обществе, некоторые штампы остаются. Еще раз: я против мизогинии.

— Насчет штампов: я был удивлен, насколько соотношение позитивных и отрицательных комментов перевешивает в сторону первых. Удивительно, что тебя никто даже не обозвал «винишко-тян» — на ютьюбе вообще ни одного негативного замечания, только про грязную посуду на фоне.

— Ты просто этого не видел — меня запостили на «Дваче», и там все эти тян-перетян, конечно, были. Мне было очень грустно все это читать, но интернет — это такое пространство, где ты не можешь отслеживать, куда уходит твой материал.

— Комментарии ты не чистишь?

— Чищу. Я за модерацию, потому что если мы будем оставлять срач в комментах, то никогда не построим здоровое комьюнити. Даже люди, которые настроены хорошо, иногда заступаются за меня в комментариях — получается перепалка, и в этом нет ничего конструктивного. Кто-то говорит, что я не умею петь, но ведь это не секрет! Это слышат даже те, кому нравится моя музыка. Не нравится — просто пройди мимо. Я никогда не пишу оскорблений. Если мне что-то не понравится, у меня дизлайк поставить даже рука не поднимется — я вне компетенции оценивать. Хочу, чтобы другие относились ко мне похожим образом, и, соответственно, оберегаю их от того, чтобы они меня засирали, блокируя их.

— То есть к такой популярности ты не была готова?

— Нет! Не представляю, что с этим делать. В какой-то момент даже думала, чтобы свернуться. Это внимание не от той публики — у меня был маленький инстаграмчик с друзьями, а потом меня запостили в паблике с приколами, где у меня уже полтора миллиона просмотров. Меня даже Дима Билан лайкнул. Стали писать все эти люди, которые сидят в инстаграме с приколами — какие-то парни, мужчины, совершенно разношерстная публика. Это как если бы тебе в вагоне метро каждый что-то сказал. Супернепривычно и очень странно. Не понимаю, что люди в этом находят — обычно [такие вещи нравятся] узкому кругу людей, которые шарят. А эти-то не шарят, но им тоже нравится. Что делать теперь? Не знаю.

— У тебя есть планы по монетизации?

— Вообще никаких. Я пластиковую карточку завела только месяца два назад, и то только потому, что все клиенты просили о возможности расплатиться безналом. Я даже не привязала ее к номеру телефона. Не знаю, как это так бывает — ты делаешь что-то в интернете, а тебе деньги капают.

— А творческие планы?

— Хотелось бы продолжить, потому что это меня развлекает. У меня есть знакомая, Катя Шилоносова (участница группы «Глинтшейк» и проекта NV. — Прим. ред.) — вот она настоящая артистка. А я просто сижу и в Garage Band что-то сочиняю — [потому что] приколов вокруг слишком мало. Надо, наверное, микрофон купить, а то у меня он только на наушниках есть — такие вот творческие планы.

— Та же Монеточка, с которой тебя так активно сравнивают, от лоу-файных приколов пришла к выступлению на фестивале «Боль».

— Она умеет исполнять музыку, играть на клавишах. А я ни на чем не играю и о выступлениях ничего не знаю. У меня даже голос тихий — не услышит никто. Недавно с друзьями пели в караоке песню «Numb» Linkin Park — и я запыхалась, потому что слишком много петь пришлось. Подумала: «Бедные артисты».

— «Мой рэп — это наивное искусство». Объясни эту строчку.

— Это что-то вроде шутки. Некоторые люди готовы воспринимать любое свое дело как искусство — например, когда я училась парикмахерскому делу, преподавательница говорила: «Парикмахер — это художник». Здесь слово «искусство» я беру именно в этом ключе: мое искусство — это не только мое искусство, оно еще и наивное. Ребят, не воспринимайте все серьезно.

— У тебя в треке «потанцуй со мной» есть отсылка к Сэлинджеру. Чем ты вообще вдохновляешься?

— Когда я думаю, что надо написать рэпчик, то тянусь к этому книжному шкафу. Посижу, почитаю, сделаю заметки в блокноте. Из этого выстраивается текст. Про Сэлинджера получилось как-то само, да и вообще все лучшие шутки приходят сквозь тебя как поезд — это очень прикольное чувство.

— Напоминает творческий метод Оксимирона — он говорил, что, пока пишет, вспоминает что-то из литературы или истории, потом перепроверяет все в интернете. Его за это еще википедийным рэпером иногда называют.

— Это лучше, чем трехэтажно материться. Мне такой метод не кажется чем-то плохим, к тому же у меня мама русский язык в школе 20 лет преподавала и я сама училась на филфаке — где мне еще искать вдохновение?

— Чего ждать от следующего трека?

— Следующая песня будет о романтическом герое и влюбленности. Назову ее «Мальчик-парень». Мы пару дней назад сидели с моей сестрой, ей написал кто-то из поклонников, она посмотрела и сказала: «Ну что за мальчик-парень!» Тут я поняла: сделаю из этого рэп.


Обложка: Катя Photosynthez, Катя Шувчинская/Woodstock Vintage 

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Mozee Montana: «Армения взрывает, а мы — гангстеры»
Mozee Montana: «Армения взрывает, а мы — гангстеры» 19-летняя рэперша — о баттлах, бизнесе на рынке и автоматах
Mozee Montana: «Армения взрывает, а мы — гангстеры»

Mozee Montana: «Армения взрывает, а мы — гангстеры»
19-летняя рэперша — о баттлах, бизнесе на рынке и автоматах

«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп»
«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп» Кто входит во временное правительство российского хип-хопа
«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп»

«Карт-бланш на свинство»: Что такое «Антихайп»
Кто входит во временное правительство российского хип-хопа

Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27»
Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27» Самый популярный рэпер «ВКонтакте» — о славе, ментальных проблемах и феминизме
Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27»

Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27»
Самый популярный рэпер «ВКонтакте» — о славе, ментальных проблемах и феминизме

Смертельная здесь только скука: Что не так с новым альбомом Славы КПСС
Смертельная здесь только скука: Что не так с новым альбомом Славы КПСС Феликс Сандалов — о попытке фронтмена «Антихайпа» сделать серьезную запись
Смертельная здесь только скука: Что не так с новым альбомом Славы КПСС

Смертельная здесь только скука: Что не так с новым альбомом Славы КПСС
Феликс Сандалов — о попытке фронтмена «Антихайпа» сделать серьезную запись

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Первая полоса

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»
Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко

Гуляем по Трубной с композитором Игорем Яковенко
Говорим о притонах, джазе и «Отпетых мошенниках»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем» Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х
Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»

Гуляем вокруг Пяти углов с «Арсением Крестителем»
Говорим о гаражном роке, культе тела и 90-х

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром
Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Как наносить солнцезащитный крем, какой выбрать и можно ли заменить его автозагаром

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве
Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве «Пика-Пика», Beat Film Festival и открытие двора в Powerhouse
Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве

Вторая неделя лета: Десятки классных событий в Москве
«Пика-Пика», Beat Film Festival и открытие двора в Powerhouse

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России
Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Грустный праздник: 10 важных текстов о сегодняшней России

Куда пойти гулять в День России
Куда пойти гулять в День России Маршруты от политзэков
Куда пойти гулять в День России

Куда пойти гулять в День России
Маршруты от политзэков

Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует
Как все поменять, если работа больше не радует

Как все поменять, если работа больше не радует

Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект
Как ходить на распродажи осознанно И почему лимит на покупки — хорошая идея
Как ходить на распродажи осознанно
Спецпроект

Как ходить на распродажи осознанно
И почему лимит на покупки — хорошая идея

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность Что слушать, смотреть и читать в эти выходные
Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность

Возвращение Migos, боевик с Анджелиной Джоли и книга про осознанность
Что слушать, смотреть и читать в эти выходные

В какие города России поехать этим летом
В какие города России поехать этим летом И сколько будет стоить путешествие
В какие города России поехать этим летом

В какие города России поехать этим летом
И сколько будет стоить путешествие

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails
Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Долгожданный «Жирок» в Хамовниках, еще одна брассерия на Покровке и Сингапур в Merlion Dine & Cocktails

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться Безопасные переводы без комиссии
Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Промо

Как работает Система быстрых платежей и почему вам нужно к ней подключиться
Безопасные переводы без комиссии

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой
Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Смотрим фильм про Мартина Маржелу вместе с кинокритиком и фэшн-журналисткой

Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России
Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России
Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России

Выставка Гронского: Одинаковые фотографии ускользающей России

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения» Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард
Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»

Плейлист к фестивалю о миграции «Точка перемещения»
Черкесские блэк-металлисты, удмуртские рейверы и лезгинский бард

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов
«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы

«Монти Механик» — о саундтреке для Идова, метамодерне и уходе с работы
А также о новом альбоме, который может отпугнуть старых фанатов

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей
Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Где покупать красивые бокалы для вина, лимонада и коктейлей

Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект
Как очистить воздух с помощью граффити И что такое фотокаталитический пигмент
Как очистить воздух с помощью граффити
Спецпроект

Как очистить воздух с помощью граффити
И что такое фотокаталитический пигмент

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж
«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Промо

«Ratchet & Clank: Сквозь миры»: Что нужно знать о новом эксклюзиве PlayStation
Мгновенные перемещения между мирами, сумасшедшее оружие и третий персонаж

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности Из-за угрозы радиации
Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности

Гуляем по Кузьмоловскому — поселку под Петербургом, в котором ввели режим повышенной готовности
Из-за угрозы радиации

Подпишитесь на рассылку