IC3PEAK: «Страшно, если музыку начнут запрещать» Московская группа пела на английском и играла на «Витчауте». Теперь ее больше беспокоят проблемы России при Путине

IC3PEAK: «Страшно, если музыку начнут запрещать»

В конце сентября московский дуэт IC3PEAK выпустил альбом «Сказка» — восемь песен на стыке экспериментального попа и русского фольклора. Сейчас группа готовится к одноименному туру на 17 городов: московский концерт запланирован на 17 ноября, петербургский — на 15 декабря.

По просьбе The Village журналист Степан Нилов съездил в Подмосковье и встретился с IC3PEAK, чтобы поговорить о жизни в России, цензуре и том, как можно повестись на кликбейт и заработать много денег.

Текст

Степан Нилов

IC3PEAK — это Настя Креслина и Николай Костылев, приветливые молодые люди в черных худи, называющие себя аудиовизуальными террористами. О своем возрасте, как и истории знакомства, они говорить не любят. Известно только, что оба родились в музыкальных семьях (мать Насти — оперная певица, отец Николая — дирижер, а мать — пианистка), познакомились в детском саду, а позже вместе учились в крупном московском гуманитарном вузе на переводчиков с английского и шведского, откуда вместе же и отчислились на третьем курсе.

Последние два года они живут в подмосковном поселке. По ступенькам ближайшей железнодорожной станции с грохотом скатывается пивная банка, дороги уже размыло, а магазин «Дикси» идет в паре со «Смешными ценами».

Интерьер деревянного дома вполне соответствует придуманному группой образу: на дореволюционном комоде лежит VR-контроллер в форме автомата, в центре комнаты стоит огромный аймак и советский синтезатор, а на шкафу громоздится гроб, распиленный на две части. «Похоже на два гроба — один побольше, другой поменьше. Как будто детский», — рассуждает Настя. «Когда мы уехали выступать в Ригу, вспомнили, что у хозяйки избы домработница — очень религиозный человек, ей 70 с чем-то лет. Тут стояли иконы, и, когда мы их убрали, она очень ругалась, — рассказывает Николай. — В общем, увидев гроб, она выбежала из дома и зашла обратно только вместе с хозяйкой».

Гроб — не умышленный элемент дизайна, а реквизит для съемок нового клипа. На них группа делает не меньший акцент, чем на музыке (отсюда слово «визуальный» в термине, которым себя определяет группа). Для Насти и Николая важно, что весь креативный процесс находится под их контролем: они пишут музыку и тексты, придумывают сценарии, находят и покупают машины на ходу за 15 тысяч рублей, чтобы красиво жечь их на камеру, спускаются в метро и смущают заспанных москвичей плотным гримом на лице.

Музыку IC3PEAK сложно классифицировать. Уместнее всего было бы сказать, что это экспериментальная электроника — но такая, которая, по словам Насти, нравится даже старорежимным металлистам. «Тяжелый звук, кричащий высокий вокал в полуакадемической манере — это же в принципе традиционно для метала», — объясняет она.

Так и есть: раньше это были минималистичные треки с шумным продакшеном и выкрученным, пронизывающим вокалом. Тексты были англоязычными и, как правило, ограничивались шестью-десятью строчками. В высшей степени космополитичная музыка. Но последние два альбома IC3PEAK, образовавшиеся пять лет назад, записали на русском языке, как будто бы переродившись: тексты стали более емкими, вокал — разнообразнее (на последнем релизе Настя имитирует народное пение, резко переходит с шепота на крик и даже зачитывает модным запинающимся флоу: «Мо-е и-мя — твой страх, крово-точит на гу-бах»), музыка — более детализированной и доступной массовому слушателю, но все еще готовой в нужный момент крепко пробить гулкими басами. Выпустив материал на русском, дуэт привлек новую (и, по их словам, более молодую) аудиторию. «Сейчас это 50/50 — Россия и остальной мир. До этого было больше слушателей на Западе», — рассказывает Николай.

С жанровыми ярлыками у участников IC3PEAK действительно сложные отношения: шесть лет назад у Николая был экспериментальный постдабстеп-проект Oceania с быстрой электроникой, которую ставили на BBC Radio 6 и издавали на японском лейбле. Потом случился Скриллекс, и сам термин «дабстеп» с десятилетней историей был быстро и навсегда опошлен в массовом сознании.

В какой-то момент к сольному проекту Николая присоединилась Настя — сначала в качестве художницы, а потом и вокалистки. Выпустив несколько треков, они решили сформировать IC3PEAK. Название придумывалось уже после записи первого сингла — трека «Quartz», под который в этом году вышагивали модели Рика Оуэнса на Парижской неделе моды, — и было вдохновлено чехлом от ноутбука фирмы Icepeak. Как объясняют музыканты, в какой-то момент им просто надоело придумывать название, и они взяли за основу первое слово, попавшееся на глаза, — получилось по-своему иронично. «Идея была [еще и] в том, что музыка сейчас очень брендированная, музыканты свое имя тоже превращают в бренд, а мы взяли уже готовый, чтобы он работал на нас», — уточняет Настя.

Первые записи группы появились в Сети осенью 2013 года, во время расцвета витч-хауса в России. Жанр, появившийся в США в конце нулевых, в мировом контексте к тому моменту уже перестал быть интересным, но получил неожиданную популярность в России. Тогда этим термином называли экспериментальную электронику с оккультистской эстетикой, запоздало перенятой с Запада, хоть и с видоизмененным звучанием. Уже второе выступление IC3PEAK прошло на московском «Витчауте» — ключевой для вичуганов, поклонников этой музыки, серии вечеринок — в ту ночь туда пришло около 600 человек. Так проект прошел боевое крещение, но оброс необязательными ассоциациями: выступление на «Витчауте» повесило на IC3PEAK соответствующий ярлык. «Мне с самого начала не нравилось, что нам говорят, что мы делаем витч-хаус, — вспоминает Настя. — Все говорили: „Вичуха!“ Мы отвечали: „Это не про нас, ребят“».«Витчаут», как и любое узконишевое явление, быстро перестал быть актуальным, уступив дорогу «Скотобойне» — организованным теми же людьми рейвам с ускоренной музыкой и флером 90-х, — которая спустя год-два угасла сама. IC3PEAK тоже играли на «Скотобойнях», но в итоге пережили и их. «Так бывает со всеми жанрами: когда музыка становится слишком жанровой, она теряет свою ценность и умирает», — объясняет Николай.

Параллельно с выступлениями на московских рейвах, группа продолжала экспериментировать и активно заниматься соцсетями вроде Tumblr и SoundCloud. Так на нее обратили внимание за рубежом, и музыканты выпустили несколько релизов на американском и французских лейблах, а заодно начали выступать в Европе, США и Латинской Америке.

Историю IC3PEAK можно проиллюстрировать тремя клипами. В июне 2016 года дуэт выпустил видео на трек «Go with the Flow», снятый в Сан-Паулу при участии местного квир-комьюнити. «Мы хотели снимать в Москве. Не стали, потому что поняли, что мы можем поместить людей в зону риска, — рассказывает Настя. — Тогда была активная фаза законопроекта о пропаганде гомосексуализма. Собственно, клип и был реакцией на эту историю».

Несмотря на предосторожности, выпуск про-ЛГБТ-клипа все-таки привел к уже традиционным для России последствиям: у IC3PEAK отменили несколько концертов. «Почему, никто, конечно, не говорил. Но это понятно, — вспоминает Николай и уточняет, что не помнит, что это были за города, — причем, скорее всего, это были не политические решения. Может, просто владельцы клубов увидели, что у нас два парня целуются в клипе, и подумали: „Фу, не повезу этих фриков“».

Следующий клип — «Грустная сука» — агрессивный эмансипационный гимн, который передвинул группу из авангарда локальной независимой музыкальной сцены ближе к мейнстриму. В ноябре клипу исполнится год, на данный момент его посмотрели более 6 миллионов раз — это самая популярная работа IC3PEAK.

Бюджет на пошив черного кимоно с надписью «сука» и аренду свиньи, задействованных в съемках, нашелся благодаря удачной случайности: листая ленту фейсбука, Николай неожиданно для себя клюнул на кликбейтовый заголовок на BuzzFeed. «Что-то про дорогой особняк в Беверли-Хиллз, — рассказывает Николай, — „посмотрите на это поместье, эта реклама выглядит очень странно и безумно“. Открываю. Там написано про китчевое видео, которое вируснулось из-за того, насколько оно нездорово дорогое. Я включаю, а там мой старый трек играет. Несогласованный. А в кадре усыпанные золотом комнаты». Николай быстро связался с владельцем американского лейбла, на котором вышел один из релизов IC3PEAK: «У него есть цепные адвокаты, которыми они пригрозил этим чувакам. В итоге они скинули сумму, на которую мы смогли снять клип».

Последний знаковый клип — на заглавный трек с последнего альбома «Сказка». Настя объясняет, как появилась идея: «В свой день рождения в прошлом году я написала в твиттере: „Я из страшной русской сказки“. Через какое-то время мы поняли, что это крутой концепт, мы ведь все реально в такой сказке находимся, здесь есть свои герои: кто-то заколдован, кто-то злодей… Решили, что эту тему нужно внедрять в нашу музыку и визуальные образы».

Действительно, последний альбом группы корнями уходит в народную культуру, только русская сказка в нем как будто оказывается перенесена на страницы пабликов во «ВКонтакте», а трек про смерть в России неожиданно оказывается самым веселым. Еще здесь впервые четко обрисовывается социальная позиция Насти и Николая: в одном из треков фигурируют полицейские машины, «срок в интернете», а также строчки «вместе с другими тебя скрутят на площади, я скручу в своей новой жилплощади», которым, возможно, позавидовал бы Фейс, также неожиданно выпустивший политизированный альбом.

Решив сделать анимационное видео на сингл «Сказка», Настя и Николай стали искать художника. Им написал Яков Буров — автор паблика «Любовь и мировосприятие» и NSFW-серии «Карательная психиатрия».

«В андеграундом мире вконтактных психопатов [его работы] довольно известная тема, — объясняет Николай. — Мы посмотрели и поняли, что он очень крутой художник. Но он делает всегда слишком жестко, поэтому его ролики везде банят».

Настя вспоминает условия коллаборации: «Мы ему сразу обрисовали: Яков, ты делаешь офигенно, но если ты хочешь, чтобы тебя увидело больше людей, то давай без **** [членов]». Николай резюмирует: «Это был первый раз, когда мы кому-то доверили делать визуальную составляющую. В целом клип — это его работа. Хотя мы его, конечно, направляли, потому что он псих». По образованию Яков — художник-иллюстратор, но на момент совместной работы с IC3PEAK он работал на пряничной фабрике — выписывал на выпечке узоры глазурью. После выхода «Сказки» он ушел с работы, чтобы посвятить больше времени своему творчеству.

Свои русские альбомы IC3PEAK записали именно в этом подмосковном доме (на его фоне снимали и обложку «Сладкой жизни»), до этого группа жила в пределах ТТК. Переезд за город — осознанный выбор. «Нам очень помогает, что мы живем далеко от Москвы», — дружно говорят Настя и Николай. Сейчас они ведут затворнический образ жизни: «Мы захотели изолировать себя от темпа города и отвлекающих моментов вроде тусовок и друзей. Они, конечно, приезжают к нам в гости, но не так часто, как это было бы в Москве».

— Почему вы решили перейти на русский язык?

Настя: Мы много путешествовали и турили на Западе, поэтому постоянно общались с местным слушателем и смотрели на Россию отстраненно, издалека — так мы смогли увидеть в ней что-то уникальное и интересное. И нам — мне и Коле, это было общее решение — захотелось выстроить диалог с аудиторией на нашем языке. Мы подумали, что что-то упускаем.

Николай: Когда общаешься с людьми из другой страны, ты в них каким-то образом находишь себя, свою идентичность.

Настя: Это момент языка и культуры. Когда ты все время находишься, например, в России — все существует в одной языковой системе, и мышление выстраивается по тем же принципам, что и язык. А когда ты говоришь с носителем другого языка, видишь другую систему мышления — и таким образом обращаешь внимание на свою культуру. Потому что язык — это культура.

Николай: Здесь ты никогда не думаешь: «Да, я русский, я такой-то». А там ты не можешь этого скрыть.

Настя: Да, там постоянно задают наводящие вопросы про Россию. И ты задумываешься: «Действительно, я ведь русский».

— Сталкивались ли вы со стигмой, каким-то специальным отношением к себе из-за внешней политики России?

Николай: Это зависит от возраста. У наших ровесников предрассудков нет — они все такие же, как и мы. Вообще, например, Нью-Йорк и Москва очень похожи по вайбу. Сидишь, общаешься в баре, но просто на другом языке — а так как будто в Москве.

Настя: Когда мы выезжаем за границу, говорим об одних наших проблемах. У нас это болезненная тема — мы все время жалуемся, рассуждаем, как можно было бы сделать по-другому…

Николай: Они нам жалуются: «У нас очень сложно с голосованием». Мы отвечаем: «Чуваки, у нас вообще не работает система выборов».

Настя: Да, там другие проблемы совершенно. «У вас все плохо? Послушайте, как у нас». Но, конечно, есть и хорошие вещи — природа, например. Все. (Смеется.)


За границей постоянно задают наводящие вопросы про Россию. И ты задумываешься: «Действительно, я ведь русский»


— Ваш последний альбом кажется наименее абстрактным…

Николай: Потому что проблемы стали менее абстрактными.

— Почему на новом альбоме вы впервые так явно говорите о политике? Откуда это пришло?

Настя: У меня всегда были очень радикальные взгляды и высказывания, мои визуальные проекты были по-своему провокационными. Может, это не выражалось в музыке — потому что как звуками можно передать свои политические взгляды?

Николай: Очень легко — нойзовые штуки делать, как в прошлых альбомах.

Настя: Это немного другое. Это все-таки не слово, а эмоциональный уровень. А тут — ну назрело как-то, да. На английском у нас были похожие месседжи, хоть и не так явно выраженные. Когда случилась вся эта украинская история, мы посвятили этому несколько треков, потому что очень переживали. А музыка с русскими текстами просто понятнее для российского слушателя.

— Чья это была идея?

Настя: Тут нет идеи. Появляется текст, который кладется на музыку. Слушаем все вместе — классно. Если ты конкретно про трек «Смерти больше нет», в тот день я открыла новостную ленту, а там Путин говорит: «Мы будем преодолевать все наши проблемы». Не помню дословно, там был видос. Посмотрела, закрыла вкладку и написала этот текст.

— Вам не страшно, учитывая тренд на отмену концертов, быть политическими? Или даже упоминать наркотики в текстах, например.

Николай: Страхов нет. Наоборот, это азарт. Все, что нельзя, всегда интереснее и притягательнее. Чем больше они будут запрещать, тем больше будет подобных текстов, и не только у нас.

Настя: Когда появляется цензура, ты понимаешь: если существует страх, то кто-то должен через него перешагнуть. Показать, что свободу слова никто не отменял. Если никто этого делать не будет, то все просто замолчат и все накроется. Поэтому мы этим и занимаемся: говорим за других людей то, о чем они боятся сказать.

Николай: При этом все-таки есть постоянное опасение того, что все накроется. Дело не в отмене концертов — это как раз вообще не страшно. У нас уже отменяли выступления. Страшно, если музыку начнут запрещать — как это, например, произошло с ЛСП. Это пока толком не работает, но дальше — хуже.

— Почему многие другие музыканты молчат? Боятся?

Николай: Это самоцензура в основном. Вообще сейчас очень интересный момент. Скоро появится намного больше политического искусства, и это уже проявляется. Но его будет еще больше, и, соответственно, больше интересного.

Настя: Все идет волнами, время сжимается, ускоряется. Сейчас эра массового репоста и высказывания в интернете. С одной стороны, это круто, тоже своего рода активизм. Но люди останавливаются на том, что делают репост или пишут какую-то маленькую заметку. То есть как будто бы выполняют свой гражданский долг, просто написав: «Путин плохой». Но это достаточно безвредно.

Николай: Большему количеству людей достаточно всего лишь поставить лайк: «Вот, я поддерживаю». Иронично, что в какой-то момент борьба с инакомыслием перешла в соцсети — появились уголовные дела за репосты.

Настя: Да, ведь это представляет виртуальную угрозу, меняет мышление людей. Но вообще я не к тому, конечно, что нужно выходить на улицу и переворачивать тачки, копов и так далее. Начинать надо с других вещей...


Страхов нет. Наоборот, это азарт. Все, что нельзя, всегда интереснее и притягательнее. Чем больше они будут запрещать, тем больше будет подобных текстов, и не только у нас


— Каких?

Настя: Образование, например, надо менять — наша система скорее калечит людей. Сейчас, наверное, получше стало, но я помню, как в четвертом классе сидела за партой и боялась учительницы — вдруг я что-то не так сделаю. Тогда она начнет орать, строить, унижать перед всеми. Такие практики, мне кажется, были у всех: приходишь в школу, и тебе стремно. Если что-то не так сделаешь — все, конец света. Ты не состоялся, ничего не добился, ни на что не способен. Это разрушает людей. При этом сами предметы, наука всегда были интересны. Но школа меня скорее пыталась научить бояться, а не любить. Вроде не вышло.

Николай: Я ненавидел школу и до сих пор ненавижу. Для меня каждый день был как пытка. При этом у меня были друзья, и на переменах все было нормально, но эта тоталитарная система… Причем у меня была хорошая школа по сравнению с другими. Про большинство преподавателей ничего плохого не могу сказать — просто система действительно гнетущая, она обрезает все пути свободного мышления. В общем, думаешь: «Что делать?» И понимаешь, что менять надо все. В этом проблема.

Настя: При этом менять надо постепенно, потому что история показывает, что революции в России ни к чему хорошему не приводят.

— Вы группа с широким охватом аудитории, долгое время записывались на английском. Было когда-нибудь желание уехать за границу?

Николай: Если бы нам все не нравилось, мы бы уже уехали. Просто здесь очень много проблем, а художнику всегда хорошо в таком месте. Поэтому нету желания эмигрировать — это такое олдскульное выражение. Зачем, когда можно пожить там, пожить тут? Это намного интереснее. Мы любим путешествовать. Но в силу того, что у нас очень много времени начало уходить на музыку и видео, нам гораздо удобнее делать это отсюда, как из отправной точки. Тем более у нас тут такое замечательное место — располагает к творчеству.

Настя: Может, это просто такое кочевническое сознание: в любом случае рано или поздно что-то надоест. Поэтому наличие такой базы, из которой можно делать вылазки, — это прикольно.

— Почему вы удалили клип «Go with the Flow» с вашего канала на ютьюбе?

Николай: Он очень слабый в плане продакшена, как и все старые клипы. Они недотягивают до наших последних клипов, как нам кажется. Причем по месседжу «Go with the Flow» очень крутой. Мы даже пытались подменить этот видос, просто оставить кадр, где чуваки целуются. Но это технически невозможно.

Настя: Сейчас мы нашли свою золотую середину, когда мы можем оставаться самими собой, делать безбашенное музло, но при этом быть понятными (если говорить о российской аудитории). И визуальные образы стали точнее.

Николай: На самом деле все еще в процессе. Уверен, что через год-полтора мы будем смотреть на последние видосы и думать: «Господи Иисусе».

— Каким бы вы сделали клип на этот трек сейчас?

Николай: Еще более провокационным, in your face. Поменяли бы многое в плане продакшена, съемок. Было бы жестче — тот был немного травоядный. Тогда мы боялись. Сейчас бы просто собрали подписи со всех участников. (Смеется.)

Настя: Это не увело бы их из зоны риска. Иногда так получается, что искусство искусством, но есть закон. Особенно у нас в стране, где под тебя этот закон могут придумать…

Николай: Если это не твоя цель — обыгрывать законопроект с помощью художественного высказывания, как в активизме.

Настя: Да, если это провокация осознанная и ты это делаешь, чтобы проиллюстрировать нелепость происходящего, то это одно дело. А если ты хочешь сделать красивое высказывание, показать, какой ты смелый, и при этом ставишь 20 человек под удар — это не наша история. Когда ты занимаешься видео, для тебя люди, которые в нем участвуют, — это материал, как бы это ни звучало. Но есть моменты, которые стоит учитывать. У всего могут быть последствия. Об этом в России лучше не забывать.

Николай: Но если подписи собрать… (Шепотом.)

— Каким образом у вас сложилось такое мировоззрение, Что надо бороться с цензурой, поддерживать маргинализированные властями меньшинства?

Николай: У меня это точно из семьи. Меня мама так воспитывала, пыталась развить критическое мышление. Ей и сейчас нравится, что мы делаем, — она волнуется, конечно, но ей все равно нравится. Среда, в которой ты растешь, потом уже провоцирует на собственные поиски — в культуре, книжках, фильмах. Но изначально — из семьи.

Настя: Тоже могу сказать, что семья — значительный фактор. Но я была ребенком, который предоставлен сам себе. Это когда тебе говорят: «Делай, как считаешь нужным». Никто не объясняет, как делать. Ты пробуешь сам, набиваешь шишки — это помогает развить не однобокий взгляд на вещи. У меня вообще в семье все были женщины, кроме двоюродного брата. Это тоже внесло определенный вклад. Мне казалось, что мир вокруг целиком мой и нет никакого гендерного разделения: это для девочек, а это для мальчиков. Только когда стала старше, лет в 16, заметила, что мужчины на меня реагируют, и оказалась в агрессивной среде, где надо защищаться или прятаться. Поняла, что существуют какие-то неписаные правила, которые принято соблюдать, чтобы с тобой все было хорошо.


Вот взять сейчас и до «Дикси» дойти. Посмотреть на людей — ты с ними можешь даже не разговаривать, общения с продавщицей на кассе хватит. Оно определенной колористикой тебя заряжает. Понимаешь, что так много людей в России живут. Это специфическая, недобрая культура общения


— Каково вам находиться в индустрии, где доминирует хип-хоп?

Николай: Хорошо, я очень люблю хип-хоп. Но сейчас его так много, что процент херового хип-хопа очень большой. В принципе процент плохой музыки всегда большой, а сейчас хип-хопа больше всего, поэтому, соответственно, больше плохого хип-хопа. Поэтому какие-то крутые исполнители часто теряются — так всегда происходит, когда все находится на максимуме [популярности]. Так было с рок-музыкой, с диско.

Настя: Сейчас, во время интернета, информационный поток очень быстрый. Слушателю нужно из него успеть отобрать что-то, а исполнителю нужно успеть через этот поток стать замеченным.

Николай: Главная проблема жанровости — в том, что, когда люди видят, что что-то хорошо работает, они начинают делать очень похоже. В итоге все превращается в совершенно однообразные вещи в плане звучания, текстов. Это сейчас и происходит с хип-хопом.

— Но я правильно понимаю, что вы в том числе и с хип-хопом пытаетесь работать в своей музыке?

Николай: Конечно, у нас есть огромное влияние хип-хопа и в минусах, и в текстах, и в подаче. Просто мне кажется, что IC3PEAK — это шире, чем жанры, и так было всегда. Мы пропускаем это все сквозь себя — что-то остается, а что-то уходит.

Настя: Все художники так работают: пропускают все через себя и из этого уже делают конечный, переработанный продукт.

Николай: Смешно, когда нас сравнивают, например, с Ghostemane. У нас крик появился до моды на крик в хип-хопе. У нас есть есть релиз «IC3PEAK», который мы выпустили в 2015 году. Там есть элементы скрим-читки — по-моему, на тот момент так делали только в Японии.

Настя: А девчонки вообще так не делают — не могу назвать никого, кроме совсем экспериментальных, музейных проектов.

— На показе весенне-летней мужской коллекции Рика Оуэнса в Париже этим летом звучал «Quartz», ваш самый первый трек. Вам заплатили?

Николай: У нас был конфликт, потому что трек был использован без нашего разрешения. При этом люди были убеждены, что это не наша музыка. Нам пришлось доказывать, что трек наш, и в качестве извинения Рик Оуэнс предложил сделать нам отдельный саундтрек. Мы согласились — в этот раз все официально.

— Насколько на вас повлияло Подмосковье, где вы записали два последних релиза?

Настя: Не нам судить, как оно на нас повлияло. На самом деле много что повлияло — дело даже не в этой избе. Были другие моменты, которые передавали творческую энергию. Сильно сказывается, что мы тут в изоляции.

Николай: Тут довольно дикое место. Березки, сосенки — все это, конечно, влияет. Но не так, что смотришь на березу, и думаешь: «Дай на русском напишу». Это просто меняет вайб в целом.

Настя: Тут место такое… Вот взять сейчас и до «Дикси» дойти. Посмотреть на людей — ты с ними можешь даже не разговаривать, общения с продавщицей на кассе хватит. Оно определенной колористикой тебя заряжает. Понимаешь, что так много людей в России живут. Это специфическая, недобрая культура общения. Еще здесь очень тяжелая зима.

Николай: Но для творчества это все очень хорошо. Мне здесь стало во всех смыслах легче дышать. Понял, что вообще никогда не хочу жить в городе. Я в детстве очень редко гулял во дворе с пацанами — скорее, сидел рисовал, бренчал что-нибудь или в LEGO играл. Здесь я занимаюсь примерно тем же самым, только на другом уровне — и никто мне не мешает. А еще здесь крутой вид из окна.

Настя: Ты просто более-менее в гармонии с собой, а мне нужно отвлекаться на людей. Но территориально — да, офигенно. Жить в городе теперь тоже не хочется. Вообще до этого у нас не было возможности записывать что-то вместе так, чтобы никому не мешать и чтобы это было комфортно и нам.

Николай: К нам недавно приезжал продюсер из Штатов, обладатель трех «Грэмми». Ему лет 50 с чем-то, он насмотрелся студий за свою карьеру, работал с огромными группами. Мы ему тут все показали, и он сказал: «Я, конечно, прекрасно понимаю, почему это место хорошо влияет на ваше творчество. Тут действительно хочется что-то делать».

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Рэп здесь власть: Зачем Фейсу политический альбом
Рэп здесь власть: Зачем Фейсу политический альбом Иван Дремин как враг государства
Рэп здесь власть: Зачем Фейсу политический альбом

Рэп здесь власть: Зачем Фейсу политический альбом
Иван Дремин как враг государства

Как в «Вечерний Ургант» попадают хорошие музыканты
Как в «Вечерний Ургант» попадают хорошие музыканты Рассказывает музыкальный редактор шоу
Как в «Вечерний Ургант» попадают хорошие музыканты

Как в «Вечерний Ургант» попадают хорошие музыканты
Рассказывает музыкальный редактор шоу

Певица Луна — о киевской тусовке, разводе и новом альбоме
Певица Луна — о киевской тусовке, разводе и новом альбоме «Ничего не понимаю, но и понимаю одновременно»
Певица Луна — о киевской тусовке, разводе и новом альбоме

Певица Луна — о киевской тусовке, разводе и новом альбоме
«Ничего не понимаю, но и понимаю одновременно»

«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой
«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой Выставку художницы о пытках сорвали. Она обвиняет в этом ФСБ и администрацию президента
«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой

«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой
Выставку художницы о пытках сорвали. Она обвиняет в этом ФСБ и администрацию президента

Новое и лучшее

Эксклюзив The Village: Запрет на выезд из России можно проверить на черном рынке

Бывший студент ИТМО годами преследует учительницу химии

Криптовалюта — все еще удобный способ вывода денег. Варианты для уехавших

Евгений всюду ищет мины

Как разговаривать с близкими, которые стали жертвами пропаганды

Первая полоса

Реакция сторонников и противников Ильи Яшина* на приговор политику

Даже Z-каналы считают вердикт несправедливым

Реакция сторонников и противников Ильи Яшина* на приговор политику
Даже Z-каналы считают вердикт несправедливым

В Подмосковье сгорел гипермаркет OBI. Что известно о пожаре?

В Подмосковье сгорел гипермаркет OBI. Что известно о пожаре?

Куда можно улететь из России прямым рейсом? Ассоциация туроператоров России собрала все варианты

Куда можно улететь из России прямым рейсом? Ассоциация туроператоров России собрала все варианты

Петербургский оппозиционный бар «Фогель» опять закрыли. Кто на него пожаловался?

Петербургский оппозиционный бар «Фогель» опять закрыли. Кто на него пожаловался?

В Кудрово младшеклассников принудительно записывают на патриотическую программу «Орлята». Что говорят родители?

В Кудрово младшеклассников принудительно записывают на патриотическую программу «Орлята». Что говорят родители?

Московские олигархи ведут бизнес в Латвии и получают гранты от Евросоюза. Какими активами обладают миллиардеры?

Московские олигархи ведут бизнес в Латвии и получают гранты от Евросоюза. Какими активами обладают миллиардеры?

Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь
Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь Смотреть новый «Аватар», слушать «Нервы» и «Пошлую Молли», закупаться на благотворительном маркете
Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь

Что делать в Ереване? Выпуск № 6, декабрь
Смотреть новый «Аватар», слушать «Нервы» и «Пошлую Молли», закупаться на благотворительном маркете

Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам
Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам Как — читайте в гиде The Village по волонтерству
Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам

Уехали в Грузию? А теперь помогите местным фондам, шелтерам и приютам
Как — читайте в гиде The Village по волонтерству

Субботу официально признали выходным днем в Петербурге. Что это значит? 

Субботу официально признали выходным днем в Петербурге. Что это значит? 

Skillbox Limited проводила массовые сокращения и называла это «естественным оттоком»

На компанию впервые подали в суд за увольнение

Skillbox Limited проводила массовые сокращения и называла это «естественным оттоком»
На компанию впервые подали в суд за увольнение

На трибьют-концерте украинской группы «Валентин Стрыкало» в Москве ожидается облава

Об этом рассказали знакомые «Стрыкало»

На трибьют-концерте украинской группы «Валентин Стрыкало» в Москве ожидается облава
Об этом рассказали знакомые «Стрыкало»

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»

А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

обновлено

Как отреагировали коллеги Алексея Коростелева на его увольнение с «Дождя»
А также что сказал главред телеканала Тихон Дзядко и сам Коростелев

Архсовет разрешил построить 400-метровую башню у Москва-Сити

Как будет выглядеть новый небоскреб?

Архсовет разрешил построить 400-метровую башню у Москва-Сити
Как будет выглядеть новый небоскреб?

На Авито нашли противотанковые бетонные пирамиды — их ставят на границе с Украиной

Проверьте, доставляют ли их в ваш город

На Авито нашли противотанковые бетонные пирамиды — их ставят на границе с Украиной
Проверьте, доставляют ли их в ваш город

Замдиректора московской школы донесла на учеников за «пропаганду ЛГБТ»

Что теперь грозит школьникам?

Замдиректора московской школы донесла на учеников за «пропаганду ЛГБТ»
Что теперь грозит школьникам?

Первое дело за высказывание о взрыве Крымского моста – против учителя из Сыктывкара. Что он написал?

Первое дело за высказывание о взрыве Крымского моста – против учителя из Сыктывкара. Что он написал?

Крупнейший сайт с фанфиками Фикбук будет следовать новому закону о запрете «ЛГБТ-пропаганды»

Почему?

Крупнейший сайт с фанфиками Фикбук будет следовать новому закону о запрете «ЛГБТ-пропаганды»
Почему?

Последнее слово Ильи Яшина*. Редакция считает важным опубликовать эту речь целиком

(*признан властями иностранным агентом)

Последнее слово Ильи Яшина*. Редакция считает важным опубликовать эту речь целиком
(*признан властями иностранным агентом)

Илью Яшина приговорили к 8,5 годам колонии общего режима по делу о «фейках»

Илью Яшина приговорили к 8,5 годам колонии общего режима по делу о «фейках»

Цена за тетрадь Бродского, которую он вел во время ссылки, подскочила до 500 000 рублей на аукционе

Показываем, как выглядят рисунки из этой тетради

Цена за тетрадь Бродского, которую он вел во время ссылки, подскочила до 500 000 рублей на аукционе
Показываем, как выглядят рисунки из этой тетради

Как стать волонтером в Ереване
Как стать волонтером в Ереване И помогать пострадавшим от войн, подросткам, эмигрантам из России и экологам
Как стать волонтером в Ереване

Как стать волонтером в Ереване
И помогать пострадавшим от войн, подросткам, эмигрантам из России и экологам

«Мандарины и тушенка»: Ночлежка устраивает сбор новогодних подарков для бездомных людей

Какие вещи нужны больше всего и куда их приносить?

«Мандарины и тушенка»: Ночлежка устраивает сбор новогодних подарков для бездомных людей
Какие вещи нужны больше всего и куда их приносить?

Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь
Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь Отправлять обогреватели в Экибастуз и слушать Pompeya
Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь

Что делать в Алматы и Астане? Выпуск № 3, декабрь
Отправлять обогреватели в Экибастуз и слушать Pompeya

Редакция выражает солидарность с телеканалом «Дождь». Их запрет в Латвии необоснован

Поступать по совести важнее, чем просто казаться «последовательным»

Редакция выражает солидарность с телеканалом «Дождь». Их запрет в Латвии необоснован
Поступать по совести важнее, чем просто казаться «последовательным»

Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?
Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад? В Турции, Грузии, Армении и Сербии
Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?

Вы уехали всей семьей. Как устроить ребенка в школу или детский сад?
В Турции, Грузии, Армении и Сербии

«Мы потеряли возможность открыто говорить о себе»: «КилькоТ-Действие» запустил кампанию в поддержку ЛГБТ-людей

Вы тоже можете прислать свою историю

«Мы потеряли возможность открыто говорить о себе»: «КилькоТ-Действие» запустил кампанию в поддержку ЛГБТ-людей
Вы тоже можете прислать свою историю

Что делать в Москве и Питере в декабре?
Что делать в Москве и Питере в декабре? Успеть на выставку Саши Мадемуазель и помогать «Дому с маяком»
Что делать в Москве и Питере в декабре?

Что делать в Москве и Питере в декабре?
Успеть на выставку Саши Мадемуазель и помогать «Дому с маяком»

Генпрокуратура заявила СК, что россиян нельзя экстрадировать по статье о «военных фейках»

Почему?

Генпрокуратура заявила СК, что россиян нельзя экстрадировать по статье о «военных фейках»
Почему?

В Москве могут ликвидировать востоковедную Библиотеку имени М. А. Волошина

Кто в этом виноват?

В Москве могут ликвидировать востоковедную Библиотеку имени М. А. Волошина
Кто в этом виноват?

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»
От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года

От гениальных рюмочных до гигантских фуд-холлов: 12 петербургских открытий 2022 года
Бар «Витя», кабаре «Шум», Московский рынок и инклюзивный «Вход с улицы»

Россия попала в мировой топ-5 по числу новых случаев ВИЧ

Какие еще страны оказались в этом рейтинге?

Россия попала в мировой топ-5 по числу новых случаев ВИЧ
Какие еще страны оказались в этом рейтинге?

Цены на мандарины в Петербурге выросли более чем на 50%

Почему подорожали цитрусовые?

Цены на мандарины в Петербурге выросли более чем на 50%
Почему подорожали цитрусовые?

Какую погоду стоит ожидать в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде на этой неделе

Доброго понедельника!

Какую погоду стоит ожидать в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване и Белграде на этой неделе
Доброго понедельника!

Силовики под видом покупателей на «Юле» задержали москвича и отвезли в военкомат

Где он сейчас?

Силовики под видом покупателей на «Юле» задержали москвича и отвезли в военкомат
Где он сейчас?

Матвиенко предложила оснастить все сельские клубы баянами и гармонями за госсчет

Сколько это может стоить?

Матвиенко предложила оснастить все сельские клубы баянами и гармонями за госсчет
Сколько это может стоить?

В челябинском детсаду попросили не одевать детей в Бэтмена на новогодние утренники

И предложили альтернативу

В челябинском детсаду попросили не одевать детей в Бэтмена на новогодние утренники
И предложили альтернативу

Жительницу Казани оштрафовали за плакат «Я люблю своего папу»

В отделе полиции силовики издевались над девушкой

Жительницу Казани оштрафовали за плакат «Я люблю своего папу»
В отделе полиции силовики издевались над девушкой

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»
Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству

Как лейтенант КГБ спал с мужчинами, а затем пытался сдать их начальству
Отрывок из книги «Закрытые. Жизнь гомосексуалов в Советском Союзе»

Глава СК Бастрыкин получил премию «юрист-правозащитник года»

Угадайте, какую премию получил чиновник из «ДНР»?

Глава СК Бастрыкин получил премию «юрист-правозащитник года»
Угадайте, какую премию получил чиновник из «ДНР»?

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Сайты Elle, Elle Girl и Elle Decoration прекратят работу

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечноПолная история

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно

Как Паша Техник раз за разом выбирает смерть, потому что хочет жить вечно Полная история

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году

Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

Московские рестораны из списка Michelin не смогут подтвердить свой статус в 2023 году
Смогут ли они упоминать об уже полученных звездах?

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат

Где они находятся сейчас?

обновлено

Полицейские силой забрали студентов Финашки из общежития в военкомат
Где они находятся сейчас?

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»
Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга

Театр в ДНР украл пьесу у ижевского драматурга
Директор считает, что отказ дать права — это «геноцид детей Донбасса»

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»

Что говорят об этом сами активисты?

«Счастлив это рвать»: В Хабаровске уничтожили книги, «пропагандирующие ЛГБТ»
Что говорят об этом сами активисты?

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА
«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны

«Тайны ФИФА»: Лев Левченко — о том, как смотреть чемпионат мира во время войны
И сериале Netflix про коррупцию в ФИФА

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов

Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

Эксклюзив The Village: Библиотеки прямо сейчас прячут от читателей книги иноагентов
Их уже нельзя заказать онлайн и взять на месте

В России появятся казачьи факультеты

Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

В России появятся казачьи факультеты
Какие предметы будут изучать студенты новых направлений?

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole
10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года

10 главных ресторанных открытий Москвы 2022 года
Очереди в Sangre Fresca, атмосферная «Библиотека» в Переделкине и Amy на месте Saxone + Parole

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ

Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Бар в Петербурге уволил официанта, который носил жетон с символикой ВСУ
Как быстро отреагировало руководство заведения и при чем тут «Мужское государство»?

Официанты и бармены остались без работы

Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

Официанты и бармены остались без работы
Почему сейчас ресторанному бизнесу не нужны новые сотрудники?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24? «Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот
И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?

И нашим, и вашим: Что не так с non/fiction№24?
«Восемь. Донбасских. Лет», истории об аутизме и автофикшн Эми Липтрот

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь Смотреть квир-кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев
Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Белграде? Выпуск № 5, декабрь
Смотреть квир-кино, слушать группу «Интурист» и дарить новогодние подарки детям беженцев

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?

Кто такие Лена и Катя, написавшие «Лето в пионерском галстуке»?
Харьков, каминг-аут, лесопилка и хейтеры

Можно ли отказаться идти на войну через суд?

Собрали все известные случаи

Можно ли отказаться идти на войну через суд?
Собрали все известные случаи

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве?Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Как пытают в Москве?

Как пытают в Москве? Можно ли вообще добиться правосудия? Исследование «Команды против пыток» и The Village

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь Изучать коррупцию и ездить на велосипеде
Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь

Что делать в Тбилиси? Выпуск № 5, декабрь
Изучать коррупцию и ездить на велосипеде

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

Какие фильмы поддержит Минкульт в 2023 году в первую очередь

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

У метро «Проспект Просвещения» в Петербурге появился шар, который подозрительно похож на фигуру с Alibaba

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила»Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?

Показываем куски манги «Человек-бензопила»

Показываем куски манги «Человек-бензопила» Петр Полещук выясняет: это безумный слэшер или религиозная притча?