27 июня, понедельник
Москва
Войти

Оливия Родриго: Как актриса тинейджерских ситкомов стала главным поп-открытием года TikTok, любовный треугольник и уроки Тейлор Свифт

Оливия Родриго: Как актриса тинейджерских ситкомов стала главным поп-открытием года

21 мая вышел дебютный альбом 18-летней Оливии Родриго «Sour». Ее дебютный сингл «Drivers License» стал первым крупным хитом 2021 года — и не исключено, что останется крупнейшей песней года. Зарождение сверхновой и содержание альбома анализирует автор телеграм-канала «Задротпоп» и преподаватель сонграйтинга Гая Марина Гарбарук.

На днях Оливия Родриго стала первым артистом в истории, два дебютных сингла которого стартовали на первой строчке в чарте Billboard Top 100. И это в мире, где новые артисты выпускают сначала несколько EP, чтобы набрать аудиторию и уже потом отработать инфоповод под названием «дебютный альбом» по максимуму. У Оливии Родриго от первого сингла до альбома прошло всего четыре месяца. Это может показаться опрометчивым, а может, наоборот, артистка и ее команда куют железо пока горячо. Благо за ее спиной — глобальная дистрибуция Universal и входящие в него лейблы Interscope и Geffen. И все это во время пандемии. Первое выступление Оливии перед большой публикой состоялось пару недель назад на премии BRIT Awards, и следом — на почетном Saturday Night Live. В феврале комики этого шоу посвятили целый скетч ее главной песне «Drivers License» — показав, с насколько разными людьми она резонирует. А еще участники скетча также практически дерутся: кто-то слышит в ней Тейлор Свифт, а кто-то — Билли Айлиш.

Баллада «Drivers License» стала хитом мгновенно и неожиданно, но совершенно точно заслуженно. Масштабов предвидеть никто не мог, но маркетинговая стратегия помогла донести и без того хорошую песню до максимального количества слушателей. Концепция там такая: «Я на прошлой неделе наконец получила водительские права, мы с тобой мечтали, как будет здорово, что я тебя смогу отвозить домой, а теперь ты уже с другой, и я проезжаю мимо твоего дома одна в слезах» — все это отозвалось в рекордном количестве людей и попало в несколько трендов одновременно. Один из них — так называемый spotify sad girl music, грустная музыка, девичий бедрум-поп. Плюс трек Оливии подходит для создания тик-токов — контрастный переход в бридж (часть песни после второго припева, с английского значит «мост») даже породил мем: «в списке лучших мостов мира „Drivers License“ обогнала Бруклинский и Тауэрский мосты».

Есть здесь и личная история — юная аудитория «Диснея» восприняла песню как детальное описание чувств Оливии после того, как ее партнер по сериалу «Классный мюзикл: сериал» Джошуа Бассетт стал встречаться с Сабриной Карпентер, еще одной выпускницей мира «Диснея». Этот предполагаемый любовный треугольник взбудоражил общественность не хуже разрыва Джастина Тимберлейка и Бритни Спирс почти 20 лет назад. Хоть до этого взрослая аудитория и не знала об их существовании, паблисити пошла на пользу всем: Джошуа выпустил мини-альбом и попал в чарты, да и Сабрина Карпентер также наконец добралась до Топ-100 с ответной песней «Skin» — до этого ни один из ее синглов не достигал существенного коммерческого успеха.

Но главное, что вне зависимости от окружавшей релиз «драмы», «Drivers License» — это талантливая, крепкая песня, которую мечтали бы исполнять многие артисты. Оливия написала ее сама — и это в семнадцать лет!

Истории Оливии: семья, «Дисней» и первые шаги в музыке

Оливия Элизабет Родриго — единственный ребенок у Софии и Рональда, учительницы начальной школы немецко-ирландских корней и психотерапевта филиппинского происхождения. Родители активно вкладывались в ее развитие. Уроки пения и актерского мастерства Оливия брала c шести лет — на старых записях видно, что уверенно держаться на сцене и раскрепощенно петь в микрофон она могла с детства. И если ее выступление в семь лет — это по-детски мило, то уже в десять она выигрывает вокальный конкурс с кавером «Mama Knows Best» Джесси Джей — понятно, что комбинация привлекательной внешности, большого голоса и трудолюбия обеспечит ее работой как минимум на Бродвее.

В 13, после пары работ в рекламе и кино, она получила главную роль в диснеевском сериале «Пейдж и Фрэнки», где три сезона в роли Пейдж она снимает видео для музыкального ютьюб-канала Bizaardvark. После этого Оливию пригласили в основанный на фильме «Классный мюзикл» сериал с неудобоваримым названием High School Musical: The Musical: The Series, в котором ее героиня также постоянно поет. Для саундтрека Оливия даже написала песню «All I Want» от лица своей героини Нини, благодаря которой и получила серьезное внимание публики и профессионалов индустрии.

Писать песни — ее основное увлечение, которому она посвящает все свободное время. По ее словам, она написала «тысячи» песен, а то, что мы слышим, — примерно один процент. Важно, что по самоощущению она в первую очередь сонграйтер и вокалистка, а в актерство пошла, потому как исполняла с детства все очень экспрессивно. Голосом она управляет мастерски — демонстрирует и «близкий», нежный вокал, местами переходящий в шепот, и яркий плотный звук мюзикловых певцов, и речитативные, и роковые акценты.

В январе 2020-го Оливия выложила в инстаграм отрывок песни «Happier» (она есть на альбоме) — увидев это видео, продюсер Дэн Найгро написал ей в личные сообщения: «Ты потрясающая, давай вместе писать музыку». Так все и началось. Его студия — это гараж в 18 квадратных метров в Калифорнии, где они доделывали ее песни, большую часть которых она писала на полу собственной спальни, или писали совместно. Иногда сидели там неделями по 13-14 часов, либо она приезжала после съемок. В пандемию Оливия поставила себе цель писать минимум по песне в день — и это вывело ее мастерство на новый уровень.

Дэн Найгро для Оливии — как Финнеас О’Коннел для своей сестры Билли Айлиш: чуткий продюсер и соавтор. В свое время он пел и играл на гитаре в группе As Tall As Lions, но понял, что это все же не очень его. Потом пробовал писать сольный материал в Лос-Анджелесе. И там попал на несколько корайтинг-сессий, где понял, что испытывает глубинную радость, когда может помочь другим артистам создать правильный звуковой ландшафт для их песен. Сначала он писал с друзьями детства Джастином Рейзеном и Ариэлем Рехтшейдом (последний стал суперпродюсером, сотрудничающим с Мадонной, Адель, The Killers и HAIM). Через какое-то время Дэн начал работать со все более крупными именами, даже с Финнеасом, Льюисом Капальди и Карли Рей Джепсен. После большого успеха с начинающим артистом Конаном Грэйем, который, как и Оливия, обожает Тейлор Свифт (и это взаимно, они считаются ее «сонграйтерскими детьми»), открылось все больше дверей.

Сауэр: кисло, но горько, сладко и солено

Пластинка «Sour» — весьма крепкий дебют: 11 треков о взрослении и разбитом сердце с довольно широким спектром в эмоциях и музыкальности. Сплав сторителлинга Тейлор Свифт, поэзии Лорд, рока в духе Аврил Лавин и Paramore, эстетики St. Vincent и Фионы Эппл. Изначально планировалось выпустить EP, но после ошеломляющего успеха «Drivers Licese» Оливия поняла, что в запланированном виде мини-альбом не будет достаточно представлять ее как артистку и решила расширить пластинку до полноценного альбома. И это считывается: из 11 треков как будто бы восемь — про тот самый хартбрейк, рассмотренный с разных ракурсов, стадий переживания и музыкальных жанров. И несколько песен о том, каково быть тинейджером в ХХI веке: неуверенность в себе, тревожность, зависть на фоне сравнения себя с инстаграмными версиями чужих жизней.

Чтобы не ограничивать Оливию имиджем девушки, пишущей исключительно грустные песни, и показать ее разносторонний музыкальный вкус и способности, вторым синглом выбрали «Deja vu» — эклектичный инди-трек о том, как «ты вот с ней сейчас ешь клубничное мороженое по дороге в Малибу и слушаешь Билли Джоэла, и она думает, что ты весь такой оригинальный. А ты ей скажешь, что это все тебе показала я? У тебя вообще бывает дежавю? Ведь это все уже было!»

Третьей песней с альбома стала «Good 4 u» — саркастичный поп-панк-бэнгер с яркими барабанами, скрежещущей гитарой и жирным басом: мол, «я рада за тебя, что у тебя все так хорошо после расставания, ты работаешь над собой с психотерапевтом, которого я тебе нашла, — будешь теперь лучше для своей новой девушки, а я-то тут сама плачу на полу, бесит, что ты так быстро как будто забыл все, что между нами было». На недавнем живом выступлении в шоу Saturday Night Live на басу играет как раз продюсер и соавтор Дэн Найгро — полный гордости за свою подопечную.

Рассматривать разные стадии болезненности разрыва, может быть, и любопытно, но все восемь песен об одном брейкапе физически не могут быть одинаково прекрасны, поэтому этот прием неминуемо начинает утомлять. Но можно выделить следующие песни:

 «1 step forward, 3 steps back» поднимает тему нестабильности чувств партнера, который тебя то боготворит, то ненавидит, и даже по-мазохистски интересно, какой из них тебе сегодня достанется: проводит домой или сбежишь от него в слезах. Последовательность аккордов и звук пианино в куплете заимствованы из незаслуженно нехитовой песни Тейлор Свифт «New Year’s Day» — она и продюсер Джек Антонофф официально указаны как соавторы. С учетом того, что 13 — любимое число Тейлор Свифт, название «1 шаг вперед и 3 назад» — очень милый оммаж кумиру, а также прекрасно выполненное сонграйтерское упражнение «Возьмите песню любимого артиста и напишите собственный текст и мелодию поверх их гармонии».

 Пианинная баллада «Traitor» — о том, что, начав встречаться с другой через две недели, он, может, технически и не изменил, но все равно предатель. Убеждал, что они с той, другой, девушкой лишь друзья, но лирическая героиня чувствовала, что там что-то не так, и даже решила не поднимать тему, чтобы сохранить отношения, но, когда он теперь счастлив с той, другой, это вдвойне больно.

 «Enough For You» — акустика под гитару о том, как старалась стать «достаточно хорошей для него», но он все равно ушел, и было больно, но однажды она встретит кого-то, кто оценит ее по достоинству, потому что это просто для бывшего никогда никого недостаточно. Фаза принятия.

 «Favorite Crime» — возможно, лучшая несингловая песня с альбома на всю ту же романтическую тему: обычно предпочитающая писать яркие детали «в лоб», здесь Оливия развивает одну большую метафору. Ее героиня частично принимает ответственность за то, что с ней дурно обращались в отношениях, поскольку она позволяла этому случиться, и надеется, что она — «его любимое преступление», ибо за «одно разбитое сердце» ответственны «четыре руки», поскольку она сама была его сообщницей и его алиби.

А если не о любви?

Песни не про любовь на этом фоне кажутся интереснее.

 «Brutal» — открывающее пластинку панк-рок-осмысление поколенческой травмы. Фразы взрослых о том, что тинейджерство — лучшие годы, не состыковываются с тем, как тяжело — и в этом бизнесе (кино и музыке), и в этом возрасте: тут и сами по себе гормональные перепады, тревожность и сомнения в себе, так еще и постоянное внимание публики и эксплуатация индустрией ее «лучших лет». Мир музыки потяжелее для Оливии открыла мама, любящая металл и хард-рок за чистоту эмоций. В качестве музыканта, с которым артистка мечтает сделать дуэт, она называет в первую очередь Джека Уайта. Первые такты песни при этом — струнная оркестровка и голос Оливии поверх: «Хочу, чтобы было прям грязно» — четкий сигнал о том, что это именно ее видение и она контролирует весь творческий процесс.

 «Jealousy, Jealousy» — про давление в социальных сетях и ужесточающиеся стандарты, которым подвергаются молодые девушки: даже красивые и уверенные в себе начинают сравнивать себя с лучшими картинками из чужих инстаграмов, завидовать и чувствовать себя хуже. «Кажется, я слишком много думаю о людях, которые меня не знают».

 Последний трек альбома — «Hope ur ok» — полная любви и поддержки песня о менее привилегированных ЛГБТ-ровесниках: парне, родители которого больше верили в Библию, чем в собственного сына («надеюсь, из выпавших ему карт он собрал флэш-рояль»), и девушке, которая сама воспитывала младших братьев, потому что родители не могли принять ее («знает ли она, как я горжусь тем, что она была создана со смелостью противостоять их ненависти»). Оливия честно признается, что пишет о реальных чувствах, добавляя порой вымышленные детали, — в данном случае получился выдающийся сторителлинг. Здесь наиболее прослеживается влияние новозеландской певицы Лорд, у которой Оливия внимательно училась поэзии. Что характерно, заканчивается трек (и альбом) звуком, похожим на сигнал машины при незастегнутом ремне: с этого начинается «Drivers License». Это одновременно закрепляет звуковую ассоциацию с Оливией и подает намек: это лишь начало пути.

И что дальше?

После «Drivers License» кто-то мог подумать, что Оливия так и останется one-hit wonder. Но чуть более знакомые с предметом сразу поняли, что это старт потенциально большой карьеры. Пройдя школу «Диснея» с отличием, она излучает уверенность в себе, без заносчивости, но с абсолютным ощущением творческой девочки из TikTok, к которой можно подойти без стеснения. Она с религиозной точностью усвоила уроки Тейлор Свифт — в мелодизме, сторителлинге и имидже — и успешно применяет их с учетом собственных интересов и личности. При этом от пластинки остается ощущение, что это выпускной проект прилежной отличницы: она очень старалась, получала удовольствие и от самой учебы, и даже от бессонных ночей, старательно показывает свои способности, интеллект и внутренние переживания. Но все это довольно ровно — празднично и здорово, но предсказуемо. Не зря главный хит и первый сингл — это баллада о разбитом первой влюбленностью сердце. Кажется, что пока что именно это и было самым серьезным переживанием девочки из хорошей семьи с любящими родителями. Да, она хорошая актриса и большой талант, но как будто бы не терпится перенестись на несколько лет вперед, когда у нее будет больше жизненного опыта, и послушать песни, которые она напишет с большей глубиной. Потому что следить за ее карьерой точно будет интересно.

Что может раздражать, так это чрезмерное смещение естественных ударений в словах. В современной русской музыке этот прием набил оскомину, но иногда можно понять и простить, поскольку в русском языке очень длинные слова. Емкий английский позволяет формулировать все куда точнее, и в таком случае нарушений просодии (так это называется в сонграйтинге) избежать гораздо легче — и поэтому расстраивает, когда авторы недостаточно прикладывают к этому усилий.

Кстати, в отличие от Билли Айлиш, принципиально не использующей брани в песнях, Оливия несколько раз на альбоме использует слово fucking — та же Тейлор Свифт, например, позволила себе это только на седьмом альбоме.

И вот еще не менее важный урок начала ее карьеры: под альбомом написано «Правообладатель — Оливия Родриго, по эксклюзивной лицензии для Geffen Records». Это прямой результат деятельности Тейлор Свифт и других артистов, проложивших для нового поколения путь, на котором те могут владеть фонограммами своих произведений с самого начала: раньше было принято, что фонограммами владеют лейблы, поскольку они финансировали создание студийных записей и продвижение артиста. Тейлор, подписавшая контракт в 15 лет (шесть альбомов и 12 лет), теперь перезаписывает первые пять альбомов, чтобы владеть фонограммами, поскольку это основные активы. Оливии делать этого не придется.

Обложка: Erica Hernández / Interscope Records

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Музыкальный критик оценивает все номера России на «Евровидении»
Музыкальный критик оценивает все номера России на «Евровидении» От худшего к лучшему
Музыкальный критик оценивает все номера России на «Евровидении»

Музыкальный критик оценивает все номера России на «Евровидении»
От худшего к лучшему

11 сериалов лета
11 сериалов лета
11 сериалов лета

11 сериалов лета

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

6 причин, почему разваливаются отношения

Первая полоса

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком» Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту С минимальными потерями
«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту
С минимальными потерями

6 причин, почему разваливаются отношения
6 причин, почему разваливаются отношения Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»
6 причин, почему разваливаются отношения

6 причин, почему разваливаются отношения
Отрывок из книги «Осознанные отношения. 25 привычек для пар, которые помогут обрести настоящую близость»

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей В нем участвуют рестораны из пяти городов России
Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей

Как устроен шестой веганский фестиваль Utroo в поддержку российских благотворителей
В нем участвуют рестораны из пяти городов России

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей
Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей
Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

Армянская полиция искала стендапершу Таню Щукину, уехавшую из Питера из-за *****. В Ереване задержали ее соседей

«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»
«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****» The Village начинает публиковать литературные тексты
«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»

«Как ***** излечила мои детские травмы (но принесла взрослые)» / «Мама, папа и *****»
The Village начинает публиковать литературные тексты

Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние
Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние Собрали лучшие кадры астрономического явления
Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние

Над Москвой взошло «клубничное» суперлуние
Собрали лучшие кадры астрономического явления

«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России
«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России
«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России

«Как до спецоперации ничего не было, так и сейчас нет»: Что происходит с лекарствами в России

Гид по Beat Film Festival 2022
Гид по Beat Film Festival 2022 Что получилось привезти в этом году
Гид по Beat Film Festival 2022

Гид по Beat Film Festival 2022
Что получилось привезти в этом году

Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России
Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России
Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России

Как ***** и новые законы уничтожают литературу в России

«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью
«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью
«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью

«Котики-наркотики»: Как подростки помогают друг другу бороться с наркозависимостью

Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом
Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом Новый владелец сети обещает, что «хуже не будет»
Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом

Невесело и точка. Как работает обновленный «Мак» под российским брендом
Новый владелец сети обещает, что «хуже не будет»

Подпишитесь на рассылку