19 сентября, воскресенье
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

Смотрим «Мстители: Финал» с гиком Коллекционер комиксов — о фан-сервисе, феминистской повестке и шутках про Лебовски

Смотрим «Мстители: Финал» с гиком

«Мстители: Финал» продолжают бить все возможные рекорды: всего за пару недель мирового проката заключительная часть киносаги о супергероях собрала больше двух миллиардов долларов — лучший результат показывал только «Аватар». В интернет невозможно зайти, не нарвавшись на обсуждение сюжета, фанаты бойкотируют «Медузу» за спойлер в заголовке статьи, а количество мемов растет в геометрической прогрессии. Шеф-редактор The Village Нижний Новгород Лидия Кравченко посмотрела «Мстителей» вместе с автором телеграм-канала о современной поп-культуре «Player One», коллекционером комиксов Сергеем Grayman, чтобы обсудить, удалось ли эффектно завершить франшизу, почему у Капитана Марвела так мало экранного времени и есть ли смысл идти в кино, если не смотрел другие фильмы вселенной.

Внимание! Текст содержит большое количество спойлеров к последним «Мстителям», а также к предыдущим частям серии. Если вы еще не смотрели фильм, но планируете это сделать, лучше почитайте материал о том, когда лучше выходить в туалет во время сеанса.

Лидия Кравченко

шеф-редактор The Village Нижний Новгород

Сергей Grayman

автор телеграм-канала «Player One»


Про уязвимых супергероев и Тора-Лебовски

Лидия Кравченко: Я не поклонник конкретно «Мстителей», но эта часть даже меня задела за живое, а для фанатов это вообще настоящий праздник — столько отсылок к прошлым фильмам.

Сергей Grayman: Мне фильм, естественно, понравился, но я считаю, что он слабее предыдущего во многих аспектах. Братьям Руссо (Энтони и Джо Руссо, режиссеры фильма «Мстители: Финал». — Прим. авт.) было тяжело завершить эту историю внятно, тем более что они такие мистификаторы: старались придумать сюжетные повороты, которые не просчитаешь заранее; понятно, что интересность от этого пострадала. Но в целом получилось очень эффектно, особенно то, как они за первые полчаса резко меняют курс, разделываются с Таносом и показывают обычную жизнь через пять лет после войны, — это, наверное, самое лучшее, что есть в «Финале». Ну, и эпичная битва — как оммаж всем 11 годам (первый фильм из вселенной новых «Мстителей», «Железный человек», вышел в 2008 году. — Прим. авт.).

Лидия Кравченко: Вы смотрели сериал «Оставленные»? Мне в какой-то момент «Мстители» очень его напомнили: такие же несчастные люди, которые пытаются смириться со своей потерей.

Сергей Grayman: Да, у меня проскочила такая мысль, но эта тема много где еще эксплуатировалась. Вообще мне очень понравилось, что братья Руссо смогли сделать то, что боссы Warner Brothers не дали сделать Заку Снайдеру в «Лиге справедливости», — показать постапокалипсис; мир, где герои проиграли.

Лидия Кравченко: История, надо сказать, получилась довольно трагичная, и интересно, как сценаристы попытались сделать героев более уязвимыми: Капитан Америка ведет группу поддержки, у Черной Вдовы глаза постоянно на мокром месте, Тор в какой-то глубокой депрессии и запое.

Сергей Grayman: Если помните, такое было уже в «Железном человеке-3», когда у Тони Старка после битвы за Нью-Йорк начались панические атаки и он заливался бухлом, чтобы это все пережить. Сюжетная линия Тора больше комичная, конечно: как он наезжает по сети на каких-то подростков, которые мешают его другу в Fortnite играть, а шутка про Тора-Лебовски — это вообще топ, одна из лучших во всем фильме. Мне в принципе нравится, что из него сделали комического персонажа, потому что первые фильмы про него — сильно так себе.

Лидия Кравченко: Да ладно, а я люблю — это мой любимый герой из них, да и первый сольник у него неплохой.

Сергей Grayman: По сравнению с «Рагнареком» («Тор: Рагнарек» — третья часть фильмов о Торе, снятая Тайкой Вайтити в 2017 году. — Прим. авт.) — небо и земля: какой он отвратительный, голубоглазый блондин в первых частях — и какой классный в третьей!

Лидия Кравченко: Храни господь Тайку Вайтити.

Сергей Grayman: Если говорить о внутренних переживаниях, то надо упомянуть Ракету (другое имя — Реактивный Енот, один из членов команды Стражей Галактики. — Прим. авт.) — весь его персонаж, каким бы он ни казался комичным, основан на его личной травме. Он жертва вивисекции, один в своем роде, глубоко внутри считающий себя изгоем, — в этом его основной конфликт. Поначалу Ракета враждебен и язвителен, но его дружба с Грутом и Стражами Галактики говорит о нем многое: он нашел семью, которая помогла больше не чувствовать себя одиноким киберенотом.

Мы живем сейчас в новом мире, где все люди стали очень хрупкими, что отражается в том числе и на героях, это нормально. В «Финале» в целом много трендов, о которых сейчас все говорят, — феминистская повестка, например.

Лидия Кравченко: Ну, вообще, когда во время последней битвы все девочки сплотились и пошли мочить врагов, это выглядело немного смешно.

Сергей Grayman: Смешно, но и круто ведь! Многим это могло показаться попыткой хайпануть, но на страницы комиксов эта тема пришла уже давно — в мире «Марвел» существуют, например, женские версии Железного Человека и Тора. Или то, что Кэп отдал щит чернокожему мстителю, предложив стать новым Капитаном Америка, — это не очередная попытка заехать на тему, как в «Черной пантере», это тоже канон.

Лидия Кравченко: Еще минимально, но присутствовала гомосексуальная тема: когда мужчина в группе поддержки рассказывал о том, что ходил на свидание с другим мужчиной. Но если бы я не знала заранее об этом эпизоде, возможно, и не поняла бы, о чем конкретно речь.

Сергей Grayman: Да, и неясно, насколько это понятно в оригинале. Но «Дисней» все равно фу такими быть.

Лидия Кравченко: Потому что отменили показы с субтитрами?

Сергей Grayman: Да, видимо, испугались. Спасибо, что не вырезали нахер эту сцену, как вон в Китае делают, — сидишь в кино, не понимаешь, что происходит, а тебе половину фильма урезали.

Про женских персонажей и фан-сервис

Лидия Кравченко: Нужно сказать, что у этой вселенной большие проблемы с женскими персонажами: они все зверски серьезные, и мне не хватает в них какой-то человечности — исключение, наверное, только Валькирия, которая также пытается с помощью алкоголя справиться с травматическими воспоминаниями.

Сергей Grayman: Вот посмотрите «Капитан Марвел», там как раз пытаются эту ситуацию исправить: она не такая плоская, шутит шуточки в стиле Тони Старка и очевидно метит в лидеры. Я вообще ее фанат — просто охренительный персонаж, ставлю на то, что она заменит Тони и Кэпа. Капитан Марвел олицетворяет нового героя, который больше отвечает текущему времени, и не только потому, что она женщина, но и потому, что как раз более очеловеченная, чем все остальные. Как бы мы ни делали из Тора смешного здоровяка, он все равно гребаный бог грома, а она — обычный человек, который против своей воли стал сверхмощным оружием. Единственное, что мне не понравилось, что ее, по сути, слили из «Мстителей».

Лидия Кравченко: У меня был тот же вопрос: если она такая суперсильная, где она ошивалась? Почему не убила Таноса?

Сергей Grayman: Тут надо объяснить, что масштаб ее героя гораздо больше, чем у тех, кто живет на Земле. От действий Таноса пострадала вся вселенная, и есть очень много мест, которым требуется защита и у которых нет целой планеты со своими мстителями. При этом я понимаю, что Капитан Марвел слишком сильная и создает слишком большой дисбаланс с остальными героями: когда она появляется в кадре, неясно, что делать остальным парням.

Лидия Кравченко: Тем не менее спас всех другой персонаж.

Сергей Grayman: Меня это не сильно поразило, потому что внутри себя я, без всяких спойлеров, давно понимал, что «Финал» станет лебединой песней Тони Старка – он должен всех спасти и умереть

Лидия Кравченко: Когда его показали счастливым семьянином, все стало окончательно понятно.

Сергей Grayman: Мне понравилась сцена прощания — получилось очень трогательно и не пафосно. Особенно круто в конце показали, как Хэппи, помощник Тони сидел с его дочерью и беседовал о тех самых чизбургерах из первого фильма. Причем помощника на протяжении всей серии играет Джон Фавро — режиссер первого «Железного человека». Это очень символично — круг замкнулся.

У Тони Старка в последней части тоже необычный конфликт: все уже всё потеряли, а он только обрел самое дорогое. Но его мотивация немного притянута за уши — для него причиной ввязаться в эту авантюру с путешествиями во времени стал Человек-паук. Чувак, у тебя жена, маленькая дочь, и вообще тут, блин, половина вселенной исчезла, а ты рефлексируешь из-за самого ************* [недисциплинированного] парня в твоей команде?

Лидия Кравченко: У них были нежные отношения!

Сергей Grayman: Понятно, что Тони — такой батя для Паркера, но их отношения были недостаточно сильно выражены, ну, может, из-за недостатка экранного времени.

Лидия Кравченко: — Многие говорят, финальная часть — один сплошной фан-сервис, очень много отсылок к прошлым сериям, разных пасхалок.

Сергей Grayman: — Да, братья Руссо сделали большой упор на отсылки к самой киновселенной, и это прикольно. Больше всего, пожалуй, такого фан-сервиса и шуток было во время путешествия в Нью-Йорк первых «Мстителей» — заметьте, кстати, что отсылок ко вторым, менее удачным, там не было. Еще очень круто вписали в тайм-лайн Доктора Стренджа — я искренне обрадовался, увидев снова Тильду Суинтон.

Помимо автореференсов, были и чисто фанатские, отсылающие к оригинальным комиксам. Например, на базе «Щита», где Тони крадет у Хэнка Пима специальное вещество для путешествий во времени, на столе был шлем из классических комиксов про Человека-муравья — и это как раз был сам Пим.

Про сюжетные промахи и важность «Мстителей» как явления

Сергей Grayman: Не будем идеализировать: в «Финале» достаточно моментов, которые не работали, были на грани кринжа. Например, сцена расставания с Черной Вдовой. Возможно, здесь сыграл свою роль дубляж, но даже по монтажу было видно, что сцену зафакапили. Ее эмоции менялись так быстро: то они дерутся, то она уже висит на скале и плачет, мол, отпусти меня, я уже все решила. Да когда ты там решила-то?

Лидия Кравченко: Ну, они же дрались за то, кто друг другом пожертвует, серьезный момент. Но почему именно эта парочка — непонятно.

Сергей Grayman: Так да, сцена клево задумана, но я как человек, который посмотрел все 22 фильма, не видел нигде какой-то их мегадружбы. Они типа братья по оружию, оба из «Щита», но это было скорее притянуто, а их последний диалог вообще не вызвал у меня должных эмоций – штамповка.

Лидия Кравченко: Мне не хватило какой-то эмоциональной докрученности, что ли, видимо, после «Игры престолов» и «Войны бесконечности» теперь хочется больше и больше драмы.

Сергей Grayman: Это же развлекательное, семейное кино, не стоит от него ожидать какой-то глубины. И конкретно в этой части герои наоборот должны были из пепла все восстать, наказать злодеев, немного проредив свои ряды, что, собственно, и произошло.

Лидия Кравченко: При этом многие люди не смотрят тех же «Мстителей» принципиально, напирая, что развлекательное кино не стоит такого внимания.

Сергей Grayman: Знаете, раньше люди могли хвастаться, что росли в эпоху «Твин Пикса», а мы живем в такое время, когда в поп-культуре происходят главные вещи за всю ее историю. Ну реально, они за 11 лет сняли 22 фильма, и все они — часть одной истории, это же просто охренеть, такого никогда не было. Поэтому игнорировать их — это значит игнорировать современную культуру. «Мстители» могут нравиться или не нравиться, но вставать в позу и отрицать их влияние — попросту ограничивать себя.

Лидия Кравченко: А как быть тем, кто совсем не знаком со вселенной?

Сергей Grayman: Это в любом случае зрелищное кино, и многие ходят на подобные фильмы, особо не анализируя, что там происходит. Ведь это аттракцион, который работает очень круто. Во время финальной длиннющей битвы я в какой-то момент понял, что сижу и рыдаю, не понимая, почему — просто тебя каждый раз подлавливают на каком эмоциональном моменте. Но вообще лучше с ключевыми сюжетными моментами ознакомиться: если человек, например, не смотрел «Капитан Америка: Противостояние», то плохо себе представляет отношения Кэпа и Тони Старка, а они очень непростые.

Про фанатскую ревность и чувство завершенности

Лидия Кравченко: Насколько я знаю, вы коллекционируете комиксы очень давно. Нет какого-то чувства ревности, ведь это было чем-то вашим, личным, а теперь по супергероям фанатеют все подряд?

Сергей Grayman: Когда я был маленьким, комиксы покупала мне мама, но тогда в России еще не было особо супергероики, интернета, по сути, не было, поэтому я читал условно то, что продавали в «Союзпечати». Спустя какое-то время стал доставать те же Marvel или DC, более независимые Image и Dark Horse — заказывал на Ebay, перекупал у кого-то, а потом, буквально через пару лет, все эти комиксы стали выходить на русском языке и стоить в два раза дешевле. Но я очень рад, что это стало крутым у нас! Меня всегда разочаровывало общественное мнение, — и в отношении комиксов, и в отношении видеоигр, — что это какая-то несерьезная херня для детей, а теперь это стало достоянием общественности, и я могу говорить: «Ага! Told ya!»

Лидия Кравченко: Я помню, когда закончился «Гарри Поттер», у меня было ощущение, что закончилась эпоха, у вас сейчас есть такое?

Сергей Grayman: Конечно, но у каждой хорошей сказки должны быть начало и конец, и я испытываю какое-то удовлетворение, что этот большой этап закончился, и я все это видел. Хотя сейчас появилось такое тоскливое послевкусие и захотелось снова все пересмотреть с самого начала.


Фотографии: WDSSPR

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

The Village Нижний Новгород смотрит «Богемскую рапсодию» с поклонником Queen
The Village Нижний Новгород смотрит «Богемскую рапсодию» с поклонником Queen Граф Гаврилофф – о банальности «Show must go on» в финале и почему фанатам лучше смотреть документальное кино
The Village Нижний Новгород смотрит «Богемскую рапсодию» с поклонником Queen

The Village Нижний Новгород смотрит «Богемскую рапсодию» с поклонником Queen
Граф Гаврилофф – о банальности «Show must go on» в финале и почему фанатам лучше смотреть документальное кино

The Village Нижний Новгород смотрит «Середину 90-х» со скейтбордистом
The Village Нижний Новгород смотрит «Середину 90-х» со скейтбордистом Обсуждаем фильм Джоны Хилла, который оказался не о субкультуре, а об одиночестве
The Village Нижний Новгород смотрит «Середину 90-х» со скейтбордистом

The Village Нижний Новгород смотрит «Середину 90-х» со скейтбордистом
Обсуждаем фильм Джоны Хилла, который оказался не о субкультуре, а об одиночестве

Как раньше: вспоминаем культовый общепит 80—90-х годов
СПЕЦПРОЕКТ
Как раньше: вспоминаем культовый общепит 80—90-х годов Поэт Владимир Безденежных — о монокафе своей молодости
Как раньше: вспоминаем культовый общепит 80—90-х годов
СПЕЦПРОЕКТ

Как раньше: вспоминаем культовый общепит 80—90-х годов
Поэт Владимир Безденежных — о монокафе своей молодости

Что смотреть на каникулах: В кинотеатре и в интернете
Что смотреть на каникулах: В кинотеатре и в интернете Мстители, блэк-металлисты, мюзикл о зомби, новый Содерберг и еще 21 новый фильм
Что смотреть на каникулах: В кинотеатре и в интернете

Что смотреть на каникулах: В кинотеатре и в интернете
Мстители, блэк-металлисты, мюзикл о зомби, новый Содерберг и еще 21 новый фильм

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Кто такая Маша Платонова

Стоит ли идти на выборы и почему?

Первая полоса

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Кто такая Маша Платонова
Кто такая Маша Платонова Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам
Кто такая Маша Платонова

Кто такая Маша Платонова
Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам

Стоит ли идти на выборы и почему?

Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Стоит ли идти на выборы и почему?
Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Выпил — за руль не садись
Спецпроект
Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
Выпил — за руль не садись
Спецпроект

Выпил — за руль не садись
Как устроена профессия «трезвый водитель»

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект
Стол к окну, микрозелень на подоконник 13 советов, как работать из дома экологично
Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект

Стол к окну, микрозелень на подоконник
13 советов, как работать из дома экологично

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку Прямиком с Каннского кинофестиваля
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
Прямиком с Каннского кинофестиваля

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти? «Моя война — это выбрать красный или белый цвет»
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
«Моя война — это выбрать красный или белый цвет»

7 глупых вопросов о Вертинском
7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
7 глупых вопросов о Вертинском

7 глупых вопросов о Вертинском
Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов
Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов Соррентино, Альмодовар и новый фильм с Камбербэтчем
Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов

Что показали на Венецианском кинофестивале: 13 самых обсуждаемых фильмов
Соррентино, Альмодовар и новый фильм с Камбербэтчем

Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад
Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад
Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад

Моя подруга выпала с балкона в Мурино и погибла. Ее бойфренда арестовали, потом отпустили. А моя жизнь превратилась в ад

45 концертов осени в Екатеринбурге

45 концертов осени в Екатеринбурге

45 концертов осени в Екатеринбурге

45 концертов осени в Екатеринбурге

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

Сеты на виниле в «Практике», ода уральской биеннале в «Нельсоне», пост-панк и индастриал в «Кубе»
Сеты на виниле в «Практике», ода уральской биеннале в «Нельсоне», пост-панк и индастриал в «Кубе»
Сеты на виниле в «Практике», ода уральской биеннале в «Нельсоне», пост-панк и индастриал в «Кубе»

Сеты на виниле в «Практике», ода уральской биеннале в «Нельсоне», пост-панк и индастриал в «Кубе»

Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии?
Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии? Саша Виноградова и Алина Ануфриенко — о лечении музыкой и новом альбоме «Око»
Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии?

Как избавиться от стресса с помощью музыкальной терапии?
Саша Виноградова и Алина Ануфриенко — о лечении музыкой и новом альбоме «Око»

13 лучших работ партизанского фестиваля уличного искусства «Карт-бланш»
13 лучших работ партизанского фестиваля уличного искусства «Карт-бланш» Подборка от автора канала Street Art Hunter
13 лучших работ партизанского фестиваля уличного искусства «Карт-бланш»

13 лучших работ партизанского фестиваля уличного искусства «Карт-бланш»
Подборка от автора канала Street Art Hunter

Подпишитесь на рассылку