4 июля, понедельник
Москва
Войти

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница

«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой

«Первое drag-шоу в России» — так описывает свой проект «Королевские кобры» блогер Анастасия Ивлеева. Он должен выйти 28 сентября на YouTube. По сути, Ивлеева готовит российскую адаптацию американской программы RuPaul’s Drag Race, шоу-соревнования между дрэг-королевами (квир-артистами, использующими феминные образы для создания шоу). Судя по анонсам, «Королевские кобры» — это «липсинк-баттлы», «невероятные костюмы» и «звездные гости», но нигде не упоминается, что дрэг-квин — это часть ЛГБТ-комьюнити, а сам дрэг — изначально протестная культура. Также авторы проекта не говорят, платят ли они за съемки королевам. На запрос The Village создатели шоу не ответили, а одна из участниц «Королевских кобр» сказала, что по контракту не может разглашать информацию о передаче до конца съемок.

Мы попросили ЛГБТ-активистов, феминистскую исследовательницу, а также создательницу проекта Dragzina рассказать о дрэге и поделиться мнением о концепции шоу Анастасии Ивлеевой и позиционировании этой передачи.

Как возник дрэг и почему он политичен?

Рассказывают феминистская исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS Лана Узарашвили и автор ЛГБТ-проекта «Тетки» Никита Андриянов.

Первым дрэг-артистом был темнокожий американец Уильям Дорси Свонн — бывший раб, который участвовал в тайных дрэг-балах еще в 1880 годах в Вашингтоне. Он назвал себя «королевой» — это была попытка вернуть себе достоинство и заполучить власть, пусть и символическую. После отмены рабства в США в 1865 году институциализированный расизм в американском обществе не исчез, поэтому любые организованные афроамериканские группы считались опасными для общества, в том числе и дрэг-балы, которые регулярно срывала полиция. Сам Свонн был арестован в 1896 году по ложному обвинению в организации борделя и просидел 10 месяцев в тюрьме.

В 1920–1930 годы с наступлением Гарлемского Ренессанса в Нью-Йорке появились пространства для темнокожих квир-людей. Дрэг-балы начали официально называть «балами [гомосексуалов]» — речь шла не просто об актерстве, но и о создании дружественной квир-среды. Это раздражало полицию, чиновников и гомофобов: в 1923 году власти Нью-Йорка признали «гомосексуальные подстрекательства» незаконными.

В 1960-е в США появилась Imperial Court System, первая организация, защищавшая права ЛГБТ и дрэг-квин, а в 1969 году в Нью-Йорке случился важный для дрэг-культуры Стоунволлский бунт, когда полиция пришла с рейдом в местный бар Stonewall Inn и начала выгонять оттуда геев (гей-бары в те годы фактически находились под запретом). Дрэг-королева Марша П. Джонсон вступила в драку с полицией. По словам очевидцев, она среди прочего запустила в зеркало стакан с криком «У меня есть права!». Затем этот бунт перерос в массовые беспорядки в районе Гринвич-Виллидж. В дрэг-комьюнити Стоунволл воспевается как один из первых случаев квир-протеста. Расцвет американского дрэг-движения, однако, состоялся уже в 1980-х, на тот момент балы проводились по всей стране.

Развернуть

Скрыть

Что не так с шоу Ивлеевой?

Проблема первая: В анонсах шоу ничего не говорится про ЛГБТ и политичность дрэга

Никита Андриянов

автор ЛГБТ-проекта «Тетки»

Я фанат RuPaul’s Drag Race, смотрю это шоу уже шесть лет, там явно артикулировано, что дрэг — это протестная арт-форма. В RuPaul’s Drag Race основной упор делается как раз не на потрясающие костюмы и липсинк, а именно на политическую, психологическую составляющую проекта, который создан для ЛГБТ-людей. В шоу затрагивают важные вопросы: ВИЧ, полицейская агрессия, расизм. Меня очень разозлил тот факт, что Настя Ивлеева эксплуатирует форму квир-искусства и талант дрэг-королев, зарабатывает на этом какой-то социальный капитал и деньги, но при этом не подсвечивает тот факт, что участницы шоу — часть ЛГБТ-сообщества. Ивлеева полностью убрала политический контекст [дрэг-движения] и оставила только экзотичный фасад, моду и красоту, тем самым просто стерев самую важную сторону дрэга — культуру сопротивления.

Судя по анонсу, шоу «Королевские кобры» сводит дрэг-культуру до абсолютно поверхностной репрезентации, которая не позволяет решать проблему гомофобии или стигматизации квир-опыта. В России любят травести-актеров, когда они безобидные и неполитические, например Верку Сердючку. Половина таких артистов скрывает свою гомосексуальность, и это никак не способствует нормализации ЛГБТ-культуры. Вместо дрэг-исполнителей такие артисты превращаются в участников застольной культуры праздников с переодеваниями. А дрэг как протест в России никому не нужен.


Лана Узарашвили

феминистская
исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS

Я считаю проблемным то, что дрэг в интерпретации Насти Ивлеевой — это просто зрелищное представление. Мне кажется, такой подход наследует традиции постсоветского травести. Когда отменили статью за мужеложество в 1993 году, ЛГБТ-культура получила некий выход в зону видимости и сразу же, с моей точки зрения, коммерциализировалась. Я не умаляю важности активистской деятельности в те годы, но политизации было мало. Поэтому условные переодевания мужчин-перформеров, пусть даже геев, в рамках травести в ночных клубах, без политического заряда — вот что будет представлять собой шоу «Королевские кобры», по моим прогнозам. Буду рада ошибиться.

Мы знаем шоу RuPaul’s Drag Race, в том числе его британскую версию, где помимо зрелищности есть рассказ о проблемах ЛГБТ-комьюнити, нередко именно внутри рабочего класса. Идентичность дрэг-квин в этих шоу складывается не только из артистизма, но и их классовой, расовой, гендерной и сексуальной идентичности. Я знаю, что у шоу Ру Пола есть проблемы: трансфобия и эксплуатирующие контракты. Но хотя бы на уровне нарратива создатели не отклоняются от основной задачи дрэга — репрезентации квир-сообщества со всеми его сложностями и проблемами.

Из интервью Насти Ивлеевой мне довольно отчетливо становится понятно, что она прежде всего бизнесвумен, которая ориентируется на сверхприбыль от своих проектов. Она боится утратить личную популярность, о чем открыто заявляет. Это буквально несовместимо с тем, чтобы сделать дрэг-шоу таким, каким его хотим видеть я, мои единомышленники и единомышленницы, понимающие значение этого формата для объединения квир-комьюнити.


Никита Привет

блогерка, активистка, модель

Обвинения в эксплуатации повестки Ивлеевой мне кажутся вполне оправданными. По моей информации, королев приглашали участвовать без гонорара. Также я очень огорчена, что шоу с такими влиятельными создателями оставляет в тени тот факт, что прямо сейчас у нас в стране все еще действует закон о «Пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений», который напрямую затрагивает жизнь участников проекта. Мне хочется надеяться, что в программе Ивлеевой будет много ЛГБТ-гостей, что оно станет платформой для повышения информированности россиян о правах меньшинств в России. Но пока, основываясь на анонсах шоу, приходится только огорчаться.

Проблема вторая: Главное лицо будущего дрэг-шоу — гетеросексуальная женщина

Лана Узарашвили

феминистская исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS

Мне кажется, гетеросексуальная женщина может быть инициаторкой такого шоу, чтобы использовать свои привилегии для эмпауеринга (расширение прав и возможностей. — Прим. ред.) дрэг-комьюнити, но в таком случае она должна очень хорошо разбираться в тонкостях проблематики, понимать, как делать такое шоу с учетом политического контекста, а также знать, как правильно практиковать союзничество, то есть создавать инклюзивную среду.

На мой взгляд, в съемочной команде такого шоу должны быть представители квир-комьюнити, причем нужны квоты. Навскидку, около 60 % сотрудников должны быть квирами или хотя бы встроенными в квир-комьюнити. Нет никаких гарантий, что они все будут действовать этично, поэтому я бы на месте авторов проекта проводила для команды тренинги или курсы с привлечением экспертов по квир-теории и инклюзии.


Никита Привет

блогерка, активистка, модель

СМИ пишут, что Настя давно работает с дрэг-артистками. Тем не менее я не считаю, что она должна становиться в данном случае центром внимания. Например, Настя создала аккаунт шоу, который планирует наполнять просветительским контентом — не уверена, что этим стоит заниматься ей, раз она собрала целый каст профессиональных королев. Мне не кажется, что у приглашенных в жюри российских звезд (среди них — Эльдар Джарахов, Мария Миногарова, Александр Гудков и Роман Каграманов. — Прим. ред.) хватит компетентности судить дрэг-артисток. Я в принципе сомневаюсь в корректности того, что творчество представителей ЛГБТ будут судить гетеросексуальные люди.

Проблема третья: Целевой аудитории Анастасии Ивлеевой, скорее всего, непонятен дрэг

Лана Узарашвили

феминистская исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS

Мне кажется, шоу «Королевские кобры» обречено в том числе на коммерческий провал, потому что целевая аудитория Анастасии Ивлеевой собрана на гетеросексистских роликах и проектах, где экономика внимания и число просмотров строятся либо на стереотипном юморе, либо на нелепых моментах, как в интервью Насти Дудю, либо на легко цепляющих взгляд видео (например, тот ролик, где она стреляет из автомата). Я не думаю, что эта аудитория будет очень рада дрэг-эстетике, так как даже без политизации дрэг — это нестандартное зрелище. С моей точки зрения, таким зрителям просто развлекательное травести наскучит уже спустя три-пять выпусков, а квир-аудитории будет недостаточно «рупольности» (сходств с шоу RuPaul’s Drag Race. — Прим. ред.). И не стоит забывать, что мы находимся в России, а здесь действует закон об ЛГБТ-пропаганде.

Проблема четвертая: Участники шоу Ивлеевой получат публичность, но она бесполезна без рассказа о проблемах ЛГБТ

Никита Андриянов

автор ЛГБТ-проекта «Тетки»

Если в шоу «Королевские кобры» будут просто показывать дрэг-квин, не рассказывая их историю, вряд ли это можно будет считать репрезентацией дрэга. Единственная ценность [участие дрэг-королев в программе Ивлеевой] — публичность королев. Справедливости ради стоит отметить, что Настя Ивлеева делится медийностью с дрэг-квин, отмечает их в публикациях и сторис.


Маша Ворслав

визажистка, создательница проекта о дрэге Dragzina,
соосновательница юридического агентства Plz

В перспективе «Королевские кобры» — это полезное шоу, потому что оно может демаргинализовать дрэг-искусство, рассказать о нем широкой аудитории. Я надеюсь, бренды после этого будут меньше бояться работать с дрэг-артистами.

Что посмотреть, чтобы лучше понимать дрэг:

Рекомендует феминистская исследовательница и соосновательница проекта FEM TALKS Лана Узарашвили.

 The Queen, 1968

«Париж горит», 1990

«Кики», 2016

«Смерть и жизнь Марши П. Джонсон», 2017

«Поза», 2018

«Порт-Аторити», 2019

Обложка: Анастасия Ивлеева

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

«Я императрица квир-коммунизма»
«Я императрица квир-коммунизма» Дрэг-квин Дарья Недос — о травле, двачерах, феминизме и своей борьбе
«Я императрица квир-коммунизма»

«Я императрица квир-коммунизма»
Дрэг-квин Дарья Недос — о травле, двачерах, феминизме и своей борьбе

По заданию The Village становимся дрэг-квин
По заданию The Village становимся дрэг-квин Хотим сказать спасибо «Центральной станции», феям-крестным и Господу Богу за это задание
По заданию The Village становимся дрэг-квин

По заданию The Village становимся дрэг-квин
Хотим сказать спасибо «Центральной станции», феям-крестным и Господу Богу за это задание

Дрэг-артисты
Дрэг-артисты Об образах, работе, косметике и реакции окружающих
Дрэг-артисты

Дрэг-артисты
Об образах, работе, косметике и реакции окружающих

Тэги

Сюжет

Люди

Новое и лучшее

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Идея была моя, но сделал это не я»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Первая полоса

Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели
Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели «Тяжело выходить на рынок труда, когда не менял работу 20 лет»
Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели

Сотрудники IKEA — о закрытии магазинов, своем будущем и домах без шведской мебели
«Тяжело выходить на рынок труда, когда не менял работу 20 лет»

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме
Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

Сотрудник «Левада-Центра»* — о довольных властью россиянах и социологии при тоталитаризме

«Ждите, черти, русские идут!»
«Ждите, черти, русские идут!» Как российские чиновники пишут эстрадные и военные песни
«Ждите, черти, русские идут!»

«Ждите, черти, русские идут!»
Как российские чиновники пишут эстрадные и военные песни

Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними
Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними Что это значит для брендов и покупателей
Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними

Торговым центрам разрешили выселять арендаторов и судиться с ними
Что это значит для брендов и покупателей

В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве
В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве Если жильцы будут за, в городе смогут снести все панельки 1957–1970 годов
В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве

В Петербурге снова попытаются реновировать хрущевки. Да, как в Москве
Если жильцы будут за, в городе смогут снести все панельки 1957–1970 годов

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды Мы с ними поговорили
За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды

За акцию «Сегодня не мой день» на День России двух художников из Москвы задержали дважды
Мы с ними поговорили

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

Подпишитесь на рассылку