История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве

На обложке: Люк Филдс. Дуэт. 1927
Текст: Элина Андрианова
В ближайшую пятницу, 24 марта, фестиваль Sound Up представит новый выпуск Fortе — продолжение концертной серии, исследующей мир фортепианной музыки. Программа масштабна, под стать локации — грандиозному пространству бывшего хлебозавода, где сегодня располагается центр исследования конструктивизма «Зотов».
В лайнапе фестиваля — музыка конструктивизма, джаз-мугам и интрига вечера — серия российских премьер для фортепианного дуэта. Специально для The Village Элина Андрианова подготовила краткий обзор истории жанра.
Из Европы в США: краткий экскурс в историю фортепианного дуэта
В Британском музее в Лондоне хранятся любопытные партитуры елизаветинской эпохи — пьесы для фортепиано в четыре руки английских композиторов Николаса Карлтона и Томаса Томкинса. Эти вещицы, написанные на рубеже XVI–XVII веков двумя приятелями для совместного музицирования за одним клавишным инструментом, являются едва ли не самыми ранними фортепианными дуэтами.
Играют ли пианисты за одной клавиатурой или же рассаживаются за два разных фортепиано — оба ансамбля называют фортепианным дуэтом, оставляя за скобками важные различия между ними. Двухрояльный режим дает обоим пианистам большую свободу и независимость от партнера, в то время как близкое соседство во время игры в четыре руки побуждает тонко сонастраиваться друг с другом. Отсюда разница в репертуаре: произведения для двух инструментов более концертные и виртуозные, партитуры для четырехручного дуэта больше подходят для камерного домашнего музицирования. Сравните, как по-разному звучат Патетический концерт для двух фортепиано Ференца Листа и меланхоличная Фантазия Шуберта.
Сам жанр появился в середине XVIII века. Своего классического идеала фортепианный дуэт достиг при Моцарте: первый ансамбль он сочинил в возрасте девяти лет для игры со старшей сестрой. Затем на протяжении всей жизни писал концертные дуэты и четырехручные сонаты, прокладывая дорогу для своих последователей.
От Мендельсона до Шопена и Брамса — редкий композитор эпохи романтизма обошел стороной этот жанр. В XIX веке фортепианные дуэты были на пике своей популярности: пока на концертной сцене пианисты-виртуозы давали совместные эффектные номера, в домашнем кругу профессионалы и любители играли в четыре руки — камерное музицирование заменило многие другие виды досуга.
После Первой мировой войны, коренным образом изменившей быт и досуг европейцев, мода на домашнее музицирование ушла. Фортепианный дуэт остался на концертной сцене и стал территорией композиторских экспериментов: новые расширенные техники, музыкальные формы и типы взаимодействия музыкантов в ансамбле — все это можно найти в современных партитурах для двух пианистов. Особенно хорошо жанр прижился в Америке, где к нему часто обращаются композиторы, чьи поиски находятся в области минимализма.
Мередит Монк: как звучит нью-йоркский андеграунд
Несколько премьер Sound Up Forte принадлежат Мередит Монк — композитору, певице и междисциплинарной художнице, недавно отметившей свой 80-летний юбилей. Нью-йоркская дива обладает статусом одной из самых влиятельных женщин в мире искусства, чьи работы вдохновили не одно поколение музыкантов, включая Бьорк и Брайна Ино.
Эксперименты 60-х годов привели Монк к созданию оригинального и весьма узнаваемого стиля, микса вокальной импровизации, различных голосовых практик — от горлового пения до йодля, хореографии, кино и театра. Фортепиано звучит в музыке Монк едва ли реже, чем ее фактурный вокал: нередко Монк сама садится за клавиатуру, чтобы аккомпанировать себе во время исполнения песен.
Однако ключевой момент в творчестве Монк кроется даже не в выбранных средствах, а в философии, что ей движет. В понимании Монк искусство — это коллективный ритуал, именно поэтому она всю жизнь выступает в ансамбле с другими перформерами и музыкантами. Одновременно с этим ее работы не ограничиваются терапией для участников. Монк еще и замечательный рассказчик, за каждым ее произведением скрывается история — будь то ретрофутуристическая сказка или документальный материал об американских иммигрантах.
«Ellis Island», наверное, самое известное произведение Монк для фортепианного дуэта. В начале прошлого века на острове Эллис в бухте Гудзона близ Нью-Йорка находился крупнейший иммиграционный пункт страны, где ожидали своей участи сотни тысяч желающих обрести новый дом на американском континенте. Этому месту и его истории Монк посвятила один из своих фильмов и музыку утопической красоты, под который будто бы всегда бились о берег волны Гудзона, тянулся бесконечный горизонт и цвела надежда на новую жизнь гостей острова Эллис.
Музыкальных пейзажей, созвучных популярному в США киножанру роуд-муви, в творчестве Монк немало. Пьесы «Trekking» и «Obsolete Objects» с их моторным движением и повторяющимися мелодиями так и просятся в саундтрек к фильму о путешествии по бескрайним хайвеям Америки.
Перекрестки Джона Адамса
Кстати, о хайвеях. Однажды на одной из автомагистралей, где-то на границе между Калифорнией и Невадой, композитор Джон Адамс заприметил стоянку для грузовиков Hallelujah Junction, что дословно переводится как «Аллилуйя-перекресток». Фантазия на тему того, какая музыка могла бы иметь такое странное название, привела композитора к сочинению нового фортепианного дуэта.
Джон Адамс — художник скорее традиционного склада. Он не торопится ниспровергать идолы великих композиторов с пьедестала и шокировать слушателей эпатажными жестами — даже наоборот. Адамса часто называют продолжателем последних титанов европейского романтизма Рихарда Вагнера и Густава Малера за любовь к сложным гармониям, большим симфоническим составам и умение идеально манипулировать музыкальным временем. Последнему Адамс учился и у старших коллег, под влиянием которых начиналась его композиторская карьера, корифеев минимализма Стива Райха и Филипа Гласса.
В пьесе «Hallelujah Junction» пересекаются традиции виртуозного пианизма и романтической музыки, приемы репетитивного минимализма и электронной музыки. Адамс разрывает музыкальную ткань на фрагменты и делит между пианистами: исполнители то и дело играют похожий или даже один и тот же материал, но немного не совпадая, расходясь на перекрестке, из-за чего возникает акустический эффект резонанса, или дилей, будто при обработке живого звука программой.
Путешествие в Мексику Брайса Десснера
Брайс Десснер виртуозно сочетает роли рокера из популярной группы The National и востребованного композитора. Идеальный герой Америки, с гитарой в одной руке и статуэткой «Грэмми» в другой, он сочиняет песни для своей группы и партитуры, премьеры которых исполняют лучшие симфонические оркестры и ансамбли Европы и США.
Большое место в творчестве Десснера занимает кино: например, под его саундтрек Хоакин Феникс путешествует по Америке в фильме «Камон Камон», Джонни Депп пускается во все тяжкое в одноименном фильме. Партитуру «El Chan» Десснер посвятил режиссеру Алехандро Гонсалесу Иньярриту, автору «Бёрдмена» и «Выжившего», с которым композитора связывает дружба и совместные проекты: только в 2022 году на экраны вышла черная комедия «Бардо» с совместным саундтреком Десснера и Иньярриту.
«El Chan» вдохновлен природой и мифами родной для режиссера Мексики, а имя сочинению подарил легендарный дух, оберегающий озеро вблизи города Сан-Мигель-де-Альенде в штате Гуанахуато — любопытно, что это место уже было отмечено в истории кино приездом Сергея Эйзенштейна около века назад. Водоем окутан мифами и имеет среди местных почти сакральное значение из-за того, что питается от единственного источника питьевой воды в регионе.
Музыка «El Chan» демонстрирует самые привлекательные стороны композиторского таланта Десснера: это кинематографичная музыка, легко рождающая в воображении слушателя экзотические пейзажи Мексики с ее головокружительными каньонами, обдуваемыми горячими ветрами, и загадочное озеро под мерцающим южным небом.
Путешествие с Орфеем и Дэвидом Лэнгом
Сойти с троп, проложенных на географических картах, и отправиться в мифологическое путешествие приглашает композитор Дэвид Лэнг. Звезда американской сцены и один из трех основателей группы Bang on a Can, после которой союз электронной, популярной и академической музыки стал официальным, широкой аудитории композитор знаком по саундтрекам к фильмам «Реквием по мечте» с погибающим от зависимости Джаредом Лето и «Молодости» Соррентино (за эту работу Лэнг получил «Оскар»).
«Orpheus Over and Under» написан в память о погибшей матери композитора и отсылает к древнегреческому мифу об Орфее: из мира земного в преисподнюю кифарист отправляется, чтобы спасти погибшую Эвридику. Проделав далекий путь и обретя возлюбленную благодаря своему дару музыканта, на обратном пути Орфей нарушает запрет, обернувшись, чтобы взглянуть на Эвридику, и теряет ее навсегда.
Цикл для двух фортепиано делится на две части — Арию и Хорал. Композитор сопоставляет одинокий голос и их множество, последовательный путь мелодии от нижнего регистра к высокому и беспокойный поток, в финале рассыпающийся на отдельные диссонансы. По словам Лэнга, он попытался воплотить в музыке противоречивые чувства Орфея, испытавшего одновременно счастье и ужас в последний миг рядом с любимой.