На Premier вышел сериал «Русские» — детектив про русских шпионов в США Мы сделали усилие и посмотрели это телешоу за вас. Рассказываем

Это анонимная авторская рецензия. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Пока цветочные по всему миру ломились от ежегодного наплыва любителей роз, на онлайн-платформе PREMIER заканчивался показ 12-серийного телесериала «Русские» — о тайных агентах ФСБ Вере Свибловой и Антоне Вязине, живущих в США под видом американской супружеской пары. Нетрудно догадаться, что это классическая ТВ-пропаганда, которую следом будут транслировать на телеканале НТВ. Вы, конечно, не смотрели этот сериал. И вряд ли когда-нибудь посмотрите. Не переживайте — мы попросили кинокритика сделать это за вас. В анонимной рецензии он рассказывает, как (и насколько успешно) государственные телекомпании внушают своим зрителям идею о том, что между Россией и США идет «холодная война 2.0», в которой мы, конечно же, побеждаем.
«Русские»
Режиссер
Денис Нейманд
В ролях
Екатерина Молоховская, Петр Рыков, Антон Батырев, Илья Шакунов
Автор идеи
Год
2023
В 2013 году на телеканале FX (подарил нам такие тайтлы, как «Американская история ужасов» и «Фарго», например) вышел сериал «Американцы» — культовое ныне телешоу, продлившееся аж шесть сезонов. В нем рассказывалось о двух тайных агентах КГБ, Мише и Наде, проживающих в США времен правления Рональда Рейгана под видом супружеской пары Дженнингсов. Сериал получил множество профильных наград, включая четыре «Эмми» и один «Золотой глобус», но хитом не стал.
Между тем это было уникальное зрелище: захватывающий и правдоподобный триллер о том, как агенты КГБ, вражеской для США организации, буквально нагибают всю американскую агентуру, срывают заговоры правительства и вообще выглядят как лучшая реклама российской СВР. Думаю, ни для кого не будет секретом, что в основу «Американцев» лег знаменитый кейс с разоблачением сети российских шпионов в 2010 году, включая, например, скандально известную Анну Чапман. История на самом деле скорее комедийная, в духе фильма «После прочтения сжечь», в которой фигурирует немало странностей и откровенных глупостей. Например, один из рассекреченных агентов, Михаил Васенков, преподаватель нью-йоркского университета под именем Хуан Хосе Ласаро Фуэнтес, не стесняясь, поносил американское правительство, что, конечно, не могло не привлечь внимание всех кого только можно. Как говорится, с такими агентами хоть в стендап. Или молодежь патриотически воспитывать.
Тем удивительнее, что сценарист «Американцев» Джо Вайсберг, экс-офицер ЦРУ и человек, для которого Россия всегда была не чужой страной (он даже изучал русский язык в Ленинграде), став сценаристом, не написал историю о том, как неудачливые русские агенты факапятся на каждом шагу, добывая в качестве сведений сверхсекретный рецепт крылышек Баффало. Нет, он сделал сериал, в котором советские шпионы не выглядят как американская пародия на собственно советских шпионов: они умны, проницательны и часто идут на шаг впереди своих конкурентов из ЦРУ и других служб. Более того, в «Американцах» персонажи русского происхождения говорят на хорошем, чистом языке Пушкина и Лермонтова. Они выглядят не как карикатурные «russkies», а как люди со своими характерами и переживаниями, а также профессионалы, которые оказались в роли не пешек, но и не ферзей в игре двух больших империй и пытаются из нее выйти. Да что там, незадолго до российского вторжения в Украину Джо Вайсберг призывал страны Запада не горячиться, выработать план мирного урегулирования конфликта и снять с России часть санкций. А ранее даже выпустил книгу примерно о том же.

И вот, в 2023 году, спустя 10 лет после премьеры «Американцев», на российском телеканале НТВ и онлайн-сервисе PREMIER, принадлежащем «Газпрому», выходит сериал «Русские» по роману одной из рассекреченных агенток, Елены Вавиловой — симметричный ответ забугорному телешоу, от названия до рейтингов. Если у американского «коллеги» рейтинг на «Кинопоиске» завис на отметке в 7,7 балла, то у российского аналога этот показатель слегка ниже — 6,1 балла. При 2 184 оценках. Тут стоит оговориться для справедливости, что с высокой долей вероятности их может не проставлять профильная аудитория сериала — завсегдатаи НТВ, для которых, скорее всего, он и был создан. А что именно на них все рассчитано, подтверждается командой: режиссер Денис Нейманд — постановщик популярного на канале сериала «Первый отдел» и созданного на деньги Евгения Пригожина фильма «Гранит»; второй постановщик, Виктор Шкуратов, снимал последние сезоны «Улиц разбитых фонарей» (да-да, с Оскаром Кучерой) и такие сериалы, как «Морские дьяволы» и «Наш спецназ». Дримкаст, который мы заслужили!
Проще говоря, если «Американцы» был, очевидно, рассчитан на аудиторию достаточно широкую, то «Русские» ограничен весьма узкой прослойкой. Совершенно неудивительно, что он сделан самым ожидаемым образом — как самая что ни на есть махровая пропаганда для самых непритязательных людей. Более того, он сделан так, чтобы максимально отпугнуть ту аудиторию, которая могла бы осмыслить его, что называется, по делу, критически. Это касается не только сюжета: снят «Русские» как классическая телевизионная продукция, которая создается на коленке, чтобы «был контент». Бледная цветокоррекция, малоизвестные актеры, которые больше изображают, чем играют, оператор явно сэкономил на стэдикаме, издевательские шрифты, декорации сбацаны из того, что под руку попалось.
Последнее, кстати, в данном случае сильно важнее, чем в среднестатистическом «ментовском сериале»: как-никак, действие разворачивается в пригороде Вашингтона, правда, в 2000-е, а не в 80-е, как в «Американцах». И вот тут фальшивая сущность «Русских», вполне в духе своих же героев, агентов ФСБ, живущих под именами Кэтрин и Жоржа Готье, раскрывается в полной мере. Скудно обставленные интерьеры в духе провинциальных баров в России, имитирующих «американскую глубинку», — это еще ничего. А вот когда в «американском городке» ты видишь вывеску на русском языке, мелькающую на заднем фоне, слово «халтура» приходит в голову само собой. Не говоря уже о том, что в принципе Ленинградская область, в которой снимался сериал, мягко говоря, не похожа на «пригород Вашингтона» — ну либо, по версии создателей, США на тот момент буквально захватил борщевик Сосновского. Да и герои разговаривают на русском — что собственно русские, что американцы, включая агентов ФБР (правда, иногда имитируя смешной акцент в духе фильма «Красная жара»).

Оно и понятно — уж если слово «Комбуча» на вывеске не додумались как-то скрыть, то чего париться и заставлять учить английский безликую массовку, которой являются примерно все персонажи, включая главных героев? И вот такое наплевательское отношение ко всему — от сценария, который на 90 % состоит из разговоров ни о чем, до снятых с коптера кадров штаб-квартиры ФСБ, которые один в один повторяются по несколько раз из серии в серию — выдает истинную сущность «Русских». Это не продукт, который создан для того, чтобы, допустим, развлечь зрителя или рассказать ему драматичную историю. Это затычка для эфира, которая паразитирует на антиамериканской повестке дня в российском инфополе и делает это настолько бездарно, что сами создатели стараются не афишировать выход своего сериала.
Достаточно сказать, что журналистам прислали один-единственный, весьма скромный пресс-релиз, а мало кому известная актриса Мария Шумакова, играющая в сериале роль тридцать третьего плана, в единственном интервью про «Русских» рассказывает, что самым ярким впечатлением о съемках в сериале о шпионах под прикрытием стала… шуба. И это совершенно неудивительно, ведь если с Денисом Неймандом уже давно все ясно, и его дом — НТВ да фильмы про ЧВК «Вагнер», то актерам очевидно, что подобные проекты портфолио скорее портят, чем украшают. Так зачем лишний раз светить сам факт съемки в таком конспирологическом говне? «Русские» смешивает в диком клюквенном коктейле все, что составляет привычную картину мира типичного «ватника». Чек: оппозиционные СМИ спонсируются американцами, агенты ФБР — любители садомазо, адюльтера и чуть ли не пассивные гомосексуалы, да вдобавок ко всему еще и очень тупые (обсудить инфу про «крота» с любовницей, чтобы она потом всем разболтала — done).

Ну а русские шпионы, конечно же, гении, умницы и молодцы — обводят врага буквально при помощи слов. В том плане, что фактически больше они ничего не делают — только болтают без остановки и иногда хватаются за оружие, чтобы выдать плохо нарисованные на постпродакшене всполохи выстрелов из пистолета (а иногда и их нет, как и пламегасителя на стволе, что тоже очень красноречивый факт). Если взглянуть на этот сериал под серьезным углом, выходит, что война спецслужб — это такой карнавал идиотов из американских спецслужб, которых, как детей, разводят russkies и лишь иногда играют с пиндосами в поддавки, давая убить какого-нибудь важного свидетеля, чтобы этот цирк продолжался.
И тут важно, что это, пожалуй, хороший знак: подобная пропаганда, очень плохо сделанная, слепленная буквально на коленке по принципу «и так сойдет», явно не пользуется успехом и популярностью. Это ясно по всем признакам — по отсутствию промо у «Русских», по отсутствию интереса у профильных журналистов, включая провластные СМИ вроде «Российской газеты», и по отсутствию интереса у зрителей: на том же «Кинопоиске» нет ни одной пользовательской рецензии, хотя это идеальный объект для хейтвотчинга. Впрочем, подобное не интересно, в принципе, никому — см. пример фильма «VНУК» от Z-рэпера Тимура Гарафутдинова, еще одного «произведения», паразитирующего на актуальной повестке, который закидали «единицами», и на этом все закончилось. Проще говоря, такая смехотворная, безжизненная, выполненная на потребу пропаганда не работает. А лучше для нас с вами отечественные фанаты войны, в том числе и холодной, пока ничего не придумали. И, скорее всего, не смогут. Одно слово — «Русские».
Фотографии: Анна Цветкова/Кинокомпания "Триикс Медиа"