30 июня, четверг
Москва
Войти

15 самых важных московских выставок весны Метафизическая живопись Джорджо де Кирико, персональная выставка Дэмиена Хёрста, Триеннале от «Гаража» и послевоенное искусство Европы

15 самых важных московских выставок весны

Павел Киселев

«Новое сообщение»

Когда: 28 февраля — 26 марта

Где: Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре

Павел Киселев — молодой художник, который работает с темой информационного шума, окружающего нас ежедневно. Его главный художественный прием выглядит математически изящно: поступающую извне информацию он перерабатывает, словно мусор, в экологически безопасные с точки зрения содержания продукты — абстрактные многоуровневые объекты-скульптуры, — сводя картинку к ее цветовому минимуму. Визуально это похоже на глитчевые изображения, которые плохо загружаются при медленном интернете и отображаются как цветные прямоугольники без сюжета.

Пахом, Алиса Йоффе и Сергей Воронцов

На что способен художник, который знает, что никому ничего не должен? На то, чтобы откопать в интернете мемы про себя и превратить их в современное искусство. Так поступает Пахом в своем новом проекте «Перевоплощения Поехавшего» — того самого Поехавшего, чьи культовые истории из трэш-фильма 90-х «Зеленый слоник» давно разобраны на цитаты. В компании с Пахомом в музее «АРТ4» выступят еще два панк-художника. Алиса Йоффе, пишущая в последние годы исключительно на полотнах-простынях черным цветом, покажет новую серию про «Ярость» от порабощающего людей капитализма. А Сергей Воронцов, некогда участвовавший в группе  «Среднерусская возвышенность», представляющей пародию на рок-звезд, теперь представляет себя в качестве коллекционера — выставляет свое собрание из собственных же работ, очень, кстати, разнообразных.

Когда: до 23 марта

Где: Музей «АРТ4»

Илья Долгов — «Риф»

Современное искусство все чаще обращается за темами и методами к природе. Художник-натуралист Илья Долгов исследует ее, словно ребенок, заново открывая для себя ее законы. По его замыслу, именно такое простое познание приближает нас к знанию, оно намеренно противопоставляется сложным кураторским размышлениям. Исследованием родной Воронежской области Илья Долгов занимался большую часть жизни, теперь он переехал в Кронштадт — город-порт с совсем другой природой, познавать которую художнику приходится с самого начала. Этот опыт он представит в форме тотальной инсталляции «Риф», заполняющей все пространство галереи.

Когда: 2 марта — 4 апреля

Где: XL Gallery

«Синий. Семнадцать»

На волне популярности образа жизни в состоянии здесь и сейчас российские художницы, работающие в Лондоне — Ольга Гротова, Елена Попова и Ника Неелова, — размышляют об идее пространственно-временного континуума. Из видео-работ, живописных полотен и скульптурных инсталляций они создают постапокалиптическую реальность, в которой люди как бы есть, но их как бы и нет. Они существуют лишь в роли наблюдателей. Их сознание зафиксировано в бесконечном текущем моменте, когда настоящее еще не становится прошлым, но и не освобождает место для будущего. В общем, настоящая медитация.

Когда: 3 марта — 23 апреля

Где: Галерея Osnova

«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 — 1968»

Когда: 7 марта — 21 мая

Где: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Выставку послевоенного европейского искусства в Москве ждали: она должна была доехать до нас из Брюсселя и немецкого Карлсруэ, где стартовала, и стать важным событием в мире искусства. Важным потому, что она впервые объединяет неоавангардное искусство стран как Западной, так и Восточной Европы. Так, российский художник Михаил Рогинский рассматривается в едином историческом контексте с британским Эдуардо Паолоцци. Плюс к этому проект представляет доказательства того, что новые формы послевоенного искусства — любимые современными художниками медиаискусство, концептуализм и акционизм — зародились именно в Европе, а не в Америке, как часто считают.

Триеннале российского современного искусства

Что происходит в современном искусстве за пределами Москвы и Санкт-Петербурга? Кураторы «Гаража» стали первыми, кто собрал воедино практики современных российских художников. Для Триеннале российского современного искусства они выбрали порядка 60 авторов со всей страны. К слову, новых имен там почти не найдется, многие уже так или иначе выставлялись в Москве и представляли Россию за рубежом. Их работы распределят не по городам, как можно было ожидать, а по тематикам. Интерес к локальным вопросам, к примеру, объединит чеченского художника Аслана Гайсумова и Таус Махачеву, рассказывающую о жизни на Кавказе. На универсальную тему о пространствах для искусства выскажется группировка ЗИП, побуждающее к действию активистское искусство представит автор «Монстрации» Артем Лоскутов и Катрин Ненашева — художница, опробовавшая на себе наказания, с которыми сталкиваются воспитанники российских детских домов.

Когда: 10 марта — 14 мая

Где: Музей современного искусства «Гараж»

«Группировка ЗИП. Остановка „ДК ЗИП“»

Арт-группа ЗИП, колесившая по стране на стареньком фургоне с передвижной выставкой, теперь делает остановку в Москве для задорного и ретроспективного путешествия по творческому пути художника. Выставка впечатляет размахом: она займет все четыре этажа особняка, где находится музей. Из припаркованного на первом этаже музея желтого ЗИП-автобуса, словно на машине времени, нас отправят сначала в прошлое арт-группы — в Дом культуры Краснодарского завода измерительных приборов, того самого ЗИП, давшего название группировке и пространство для первой мастерской. А затем наметят маршрут в будущее — в райский уголок для занятия искусством. Путь до этого идеалистического места может быть трудным, поэтому ЗИП позаботились о «БАРселоне» с настоящим танцполом и уголком анархизма. Тотальную инсталляцию художники полностью построят сами.

Когда: 20 марта — 23 апреля

Где: Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке

«До востребования. Коллекция русского авангарда из региональных музеев. Часть II»

Вторая часть проекта о забытых произведениях авангарда из коллекций региональных музеев охватывает период с революционного 1917 года до годов советской коллективизации. Это еще сотня широко неизвестных авангардных полотен, которые в свое время обнаружил в запасниках региональных музеев страны Андрей Сарабьянов — куратор выставки и знаток авангарда. По городам авангардное искусство разослали в 20-е годы, чтобы создать в СССР музеи, где по подлинникам произведений учились бы авангарду советские художники. Идея оказалась утопической, а работы — спрятанными в региональных музейных коллекциях до сегодняшнего дня.

Когда: 30 марта — 28 мая

Где: Еврейский музей и центр толерантности

Персональная выставка Дэмиена Хёрста

Когда: 31 марта — 1 июня

Где: Галерея Гари Татинцяна

Дэмиен Хёрст — Канье Уэст в мире современного искусства и богатейший художник современности. По оценке Дональда Томпсона, автора книги «Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы», он стоит больше, чем Пикассо, Уорхол и Дали вместе взятые. Сотни вариантов живописных работ Хёрста — с цветными кружками одинакового размера или с приклеенными друг к другу мертвыми бабочками — сделаны не самим Хёрстом, а его ассистентами. Одну из таких работ, в частности, — с крылышками бабочек, выложенных в виде витражного окна старейшего британского собора — покажут в Москве.

Ретроспектива Зинаиды Серебряковой

Три года назад Третьяковская галерея делала выставку Зинаиды Серебряковой — одной из немногих известных женщин в истории российского искусства. Тогда к 130-летию со дня рождения художницы были представлены работы ее парижского периода — нелегкого времени, когда она уехала во Францию на заработки, но обратно в страну к детям и матери вернуться не смогла. На этот раз парижские работы дополнят объемной коллекцией живописи, созданной Зинаидой Серебряковой в ее счастливые годы жизни в России, — это наиболее плодотворный период ее творчества.

Когда: 5 апреля — 30 июля

Где: Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Проект фонда V-A-C «Опыты нечеловеческого гостеприимства»

Московский музей современного искусства начинает необычную программу под названием «Карт-бланш». На свою экспериментальную площадку он приглашает художественные институции, чтобы те сделали собственные кураторские проекты, — обещают полную свободу действий. Заманчивое предложение уже приняли в фонде V-A-C. За год они покажут пять проектов, связанных между собой наболевшим для людей искусства вопросом: что представляет из себя выставка сегодня? Начнут с исследовательского проекта «Опыты нечеловеческого гостеприимства», в котором участвуют как художники, так и музыканты, ученые и философы. Среди обнародованных имен — Евгений Антуфьев, Алексей Булдаков и Андрей Шенталь.

Когда: 12 апреля — 7 июня

Где: Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, 10/2

«Александр Юликов. Присвоение супрематизма»

Единственный русский минималист, как называли в 70-е Александра Юликова, вплоть до 90-х оставался неоцененным художником. За 74 года своей жизни он выставлялся очень мало и не полно, поэтому выставка в ММОМА будет первой его полноценной персоналкой и ретроспективой. Александр Юликов работал в то же время, что и более известные его друзья-коллеги Леонид Соков и Комар с Меламидом. Их постмодернистскую иронию над советским искусством мы много раз видели, поэтому интересно посмотреть на альтернативное постмодернистское искусство, переосмысляющее русский авангард в лице Малевича.

Когда: 17 апреля — 4 июня

Где: Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, 10

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности»

Когда: 20 апреля — 23 июня

Где: Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу

Итальянский живописец Джорджо де Кирико основал движение метафизической живописи. Его картины часто изображают замершее мгновение — откровенно ироничное или скрывающее какую-то тайну. Эта метафизика вдохновляла сюрреалистов. Те же Сальвадор Дали или Рене Магритт были в восторге от работ Джорджо де Кирико «Ностальгия по бесконечности» и «Метафизический интерьер». В России мы увидим эти картины впервые.

Ильмира Болотян — «Свидание в музее»

Ильмира Болотян, курировавшая два года назад известную выставку «И — искусство, Ф — феминизм», планирует знакомиться с мужчинами на специальных сайтах и водить их по художественным галереям. Для такого свидания она будет искать мужчин, для которых современное искусство, скорее всего, окажется неинтересным и непонятным. И если они согласятся на эту авантюру, чтобы «завязать отношения или иметь секс», им придется как-то реагировать как на экскурсию, так и на разговоры о современном искусстве, порой довольно высокопарные. То, что из этого получится, Ильмира Болотян представит в живописи и графике.

Когда: май

Где: Галерея «Фрагмент»

Диалог с художником. Персональная выставка Карла Аймермахера. Арт-объекты, графика

Интересно, что думает про войну, геноцид или массовые политические репрессии человек, родившийся накануне Второй мировой войны в Берлине. Немецкий историк Карл Аймермахер практически полжизни исследовал культурную жизнь СССР: литературную политику первых лет существования страны, например, или подпольное искусство нонконформистов. В 90-е он решил напрямую обратиться к искусству — стал создавать графические работы и металлические скульптуры о травмах XX века. Часть этих работ — о репрессиях и терроре — уместно показать в России, особенно в Музее истории ГУЛАГа.

Когда: 16 мая — 18 июня

Где: Музей истории ГУЛАГа

ТЕКСТ: Наталья Носова

обложка — Джорджо де Кирико, 1 — Павел Киселев, 2 — Фернан Леже (пушкинский), 3 — Дэмиен Хёрст, 4 — Джорджо де Кирико

Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Люди

Событие

Места

Прочее

Новое и лучшее

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«При Олеге такого не было»: Что сейчас происходит с «Тинькофф-банком» и как забрать из него свою валюту

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

Первая полоса

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию
«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Он разрушает мне жизнь»: Участница Pussy Riot Ольга Борисова — о сталкере, из-за которого ее не пустили в Грузию

«Идея была моя, но сделал это не я»
«Идея была моя, но сделал это не я» Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование
«Идея была моя, но сделал это не я»

«Идея была моя, но сделал это не я»
Как интернет реагирует на комиков, пошутивших про изнасилование

«С точки зрения искусства это убийство»
«С точки зрения искусства это убийство» Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»
«С точки зрения искусства это убийство»

«С точки зрения искусства это убийство»
Реакция режиссеров, актеров и критиков на закрытие «Гоголь-центра»

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

Не мать Тереза — чем известна новый программный директор V-A-C Алиса Прудникова

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды За моду взялись «настоящие патриоты»
«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды

«Один большой курьез»: Как прошла Московская неделя моды
За моду взялись «настоящие патриоты»

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии
Десять лет колонии за пять предложений в соцсети

Десять лет колонии за пять предложений в соцсети
Как на адвоката Дмитрия Талантова завели уголовку за дискредитацию российской армии

Слово редакции
Слово редакции Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****
Слово редакции

Слово редакции
Ридерки и ридеры проекта — об идее опен-колла, выборе текстов и роли литературы в мире, где идет *****

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове» Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России
«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»

«У тебя нет паспорта, нет денег, и ты в Гольянове»
Михаил Бородин — о фильме «Продукты 24» и рабстве в России

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности» Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин
«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»

«Разведенка без семьи и с детьми от любовниц решил установить День семьи, любви и верности»
Реакция твиттера на праздник, который ввел Путин

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы
Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России

Без Шампани и новозеландского совиньона: Что происходит с вином в России
Леонид Стерник — о том, какое вино мы будем пить теперь и стоит ли делать запасы

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом
Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

Миша рисовал поверх свастик кошек в Тбилиси. Кошку приняли за символ российской агрессии, а художнику угрожали ножом

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость» Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»
«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»

«Раненые и убитые — это не „побочные следствия“ войны, а ее смысл и необходимость»
Отрывок из книги «Разум в тумане войны. Наука и технологии на полях сражений»

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

Авторка романа «Южный Ветер» Даша Благова — о радио в психбольнице, жизни на Кавказе и депрессии

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?
ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

ООН говорит, что ***** в Украине может привести к голоду. О чем речь? Россию это тоже затронет?

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время ***** Исследование социологини Кати Дегтяревой
Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****

Новые брачные: зачем молодые люди женятся во время *****
Исследование социологини Кати Дегтяревой

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут» Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе
«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»

«Если человек готов отстаивать убеждения, в армию его не призовут»
Юрист Арсений Левинсон — об альтернативной службе

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум» И готовы ли платить дальше
«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»

«Я оплатил то, что никто не видит»: Пользователи телеграма — о том, зачем купили «Премиум»
И готовы ли платить дальше

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком» Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»
«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»

«В СИЗО я стараюсь оставаться максимально свободным человеком»
Рассказ Вики Петровой, которая попала в СИЗО из-за антивоенного поста во «ВКонтакте»

Подпишитесь на рассылку