15 театральных событий весны Фестивали, спектакли и даже лаборатории, в которых вы сами сможете поучаствовать

Сезон 2018/2019 начинался в российском театре с планки ниже нуля: смерти Олега Табакова, Елены Греминой, Михаила Угарова и Дмитрия Брусникина в прошлом году, кажущееся уже бесконечным дело «Седьмой студии», конфликт Минкульта с «Золотой маской».
Проблемы не решены, а потери едва ли восполнимы, но к весне стали заметны и очевидные положительные тенденции. Современное искусство и театр испытывают все больший взаимный интерес, соединяя, с одной стороны, интеллектуальный багаж, с другой — внимание к живому человеку здесь и сейчас. Прорезается новый формат театральных показов — небольшие тематические фестивали, которые строятся вокруг кураторской идеи, как хорошая выставка. Ну а еще в три ближайших месяца появится до странного много хороших новых спектаклей, а несколько чуть более старых хороших спектаклей приедет в Москву.

Текст

Кураторские фестивали
Главным зимне-весенним фестивалем принято считать двухмесячную «Золотую маску», и The Village уже рассказывал, на какие из привозных российских спектаклей стоит постараться попасть. Но три события из этой подборки совсем другого характера: они идут два-три дня, программу формирует в основном один человек, и она строится вокруг конкретной темы или художественного метода. А главное, смотреть эти фестивали желательно полностью: кураторские высказывания обычно устроены так, что их составляющие дополняют и комментируют друг друга, в итоге создавая панорамную картинку.
«Что, если бы они поехали в Москву?»
Возможно, самое важное весеннее событие: российским современным танцем сегодня все больше интересуются и крупные музеи, и поисковые театры. Хореографы превращают спектакли в критические вечеринки, расшатывают гендерные нормы и просто дают возможность начать очень внимательно относиться к повседневному телесному опыту.
Двухдневный шоукейс в ЗИЛе — отличная точка входа в это поле. Здесь представят шесть перформансов и несколько дайджестов — увидеть некоторые работы полностью невозможно, поскольку они задуманы как многодневные лаборатории или показы в нетеатральных пространствах. Программу собрала Анастасия Прошутинская, которая несколько лет курировала танцевальное направление в ЗИЛе, а потом уехала учиться в Швейцарию. Собственно, на фестивале будут не только российские танцовщики, но и европейские кураторы с самых культовых танцплощадок — перформансы и дискуссии будут перемежаться их прямой речью с тегом «взволнованный куратор». Самое потрясающее — это все бесплатно.
«Это вам не театр»
Всеволод Лисовский, режиссер двухдневного спектакля в поездах и электричках «Сквозь / Скольжение по возможностям» и агрессивного московского променада «Неявные воздействия», собирает в небольшом зале Дома-музея Щепкина четырех молодых режиссеров, которые так или иначе разделяют его несколько анархистский взгляд на театр.
Андрей Жиганов обещает городскую оперу «Джинн», в которой зрителям придется искать актеров. Виктория Петренко (сейчас она учится еще и у Бориса Юхананова) покажет «Портреты пока еще живых людей» — проект в русле новой документальности, где не только представлена речь героя, но и реконструирована предметная и звуковая среда его или ее жизни. Вася Березин, настроенный еще более анархически, чем сам Лисовский, заранее не обещает ничего, кроме «текстов о 90-х и 2000-х» и сотрудничества с художником Кириллом Кто. Возможно, самый интересный проект — у Элины Куликовой, которая только-только влилась в петербургский независимый театр с феминистскими спектаклями по культовой «4.48 психоз» Сары Кейн и по «Я горю!» молодого драматурга Маши Гавриловой о биполярном расстройстве. Спектакль «ЛАВ — летучие ароматические вещества» заявлен как «пахучая партитура» и будет полностью состоять только из запахов.
Как можно заметить, удивительная черта «Это вам не театр» — гендерное равновесие, хотя совсем не факт, что это кураторская политика.
Где
«Трансформатор» в Доме-музее Щепкина
Сколько
2 000 рублей за абонемент; 700 рублей за билет на любой спектакль
Ближайшие показы
28–29 марта
«Протеатр. Международные встречи»
Фестиваль «Протеатр» — это «Золотая маска» для инклюзивного театра. Раз в три года объединение «Круг» под руководством Натальи Поповой привозит в Москву лучшие российские спектакли российские работы, в которых участвуют люди с особыми потребностями. А «Международные встречи» фестиваля проходят ежегодно — в Центре имени Мейерхольда. В 2019 году они уже закончились, но о них все равно нужно знать.
В этом году программу открыло средневековое площадное моралите — поставили магистранты Рыжакова и руководительница «Круга» Наталья Попова. Потом показали израильский танцевальный дуэт по мотивам поэзии Уолта Уитмена и два танца-соло: итальянец Аристиде Ронтини посвятил свое воде, а чешка Маркета Странска изобрела хореографию для ноги, протеза и двух костылей, оттолкнувшись от своей физиотерапевтической практики.
Общая задача фестиваля — показать театр, «который не эксплуатирует людей с инвалидностью, а помогает им искать ресурсы в своем теле и психике». Никакого консенсуса о том, где проходит граница между таким «театром паритетных отношений» и неэтичным театром, пока не существует. Поэтому после каждого спектакля на «Международных встречах» обычно случаются громкие открытые дискуссии — и это самое ценное.
Где
Центр имени Вс. Мейерхольда
Сколько
около 2 000 рублей за все три дня
Ближайшие показы
в 2020 году

Спектакли, о которых все будут говорить
Звездные авторы, громкие гастроли, культовые танцы — что нужно знать о премьерах, про которые вы, скорее всего, и так услышите, и стоит ли на них идти?
«Боженька»
Актер Никита Кукушкин, наверное, самый известный из всей «Седьмой студии» Серебренникова. «Боженька» — его режиссерский дебют, обещанный еще прошлой осенью, но показанный в конце февраля. Стартовая позиция пьесы Валерия Печейкина, еще одного лица «Гоголь-центра», такова: зверята живут в чистеньком лесочке под твердой лапкой Мышонка и его помощника Тигрули, но вдруг приходит воинственный Котенок-сирота — и порядок разрушается. Лобовая политическая сатира, местами смешная, местами неловкая, местами очень сентиментальная — в конце сюжет закручивается вокруг гомосексуальности Журавлика, влюбленного (и, похоже, взаимно) в Тигрулю в полицейской форме. Работа Кукушкина тоже строится на вот таких прямолинейных решениях в эстетике детского утренника, но в целом это здорово сыгранный, динамичный зрительский спектакль без претензий на инновативность.
«Русалка»
Опера Антонина Дворжака населена сказочными существами: Русалка там из любви к Принцу обменивает дар речи на человеческую душу с помощью Бабы-яги, Принц в Русалку влюбляется, потом бросает, потом снова возвращается, еще есть Водяной, это отец Русалки. «Моя главная задача была — найти в современном мире и обстоятельства, и ситуации, где бы такие герои могли оставаться собой — Русалкой, Водяным, Бабой-ягой», — говорит Тимофей Кулябин. Так что можно ожидать и психологичного сюжета о несчастной любви, и политического призыва уважать человеческие различия, и феминистской критики абьюза.
В целом же переписывание классики не назовешь свежей режиссерской стратегией, но Кулябин иногда выстраивает работу вокруг одной существенной формальной новации. Например, в недавней «Норе» по Ибсену в Швейцарии актеры весь спектакль общались друг с другом только в мессенджерах, вслух не произнеся ни слова за два часа. В новосибирских «Трех сестрах» русский язык был заменен на жестовый — правда, спектакль критиковали за неаккуратную апроприацию культуры слабослышащих. Но бывает, что все строится только на обновленном и условно провокативном сюжете — как, например, в скандальном «Тангейзере». Так что «Русалка» может оказаться и большим прорывом, и вполне проходным спектаклем.
«Питер Пэн. Фантомные вибрации»
Роберт Уилсон приехал в русский детский театр — примерно так выглядят красноярские спектакли Романа Феодори, где он действительно руководит местным ТЮЗом: парики из гримерок на фоне дизайнерских градиентов. В ЦИМе париков, скорее всего, нет как таковых, зато есть «Июльансамбль» — курс Виктора Рыжакова, пока менее резонансный, чем «Седьмая студия» и «Мастерская Брусникина», но к этому стремящийся. Собственно, спектакль будет про них самих — Феодори вместе с хореографом Александром Андрияшкиным решили изучить миллениалов, или «поколение Питера Пэна». Обобщающие суждения о людях, объединенных только возрастом, рискуют оказаться некоторым огрублением, но спектакль явно стоит оценить. Кроме Феодори и Андрияшкина, среди создателей сокуратором проекта заявлена Елена Ковальская, а сценографами — арт-группа «//», совсем молодые и очень перспективные художницы из Британской школы дизайна Мария Павленко и Ника Дундуа.
«Зловещая долина»
«Шоу об искусственном интеллекте» — так анонсирует этот спектакль Rimini Protokoll и продюсер российской версии «Импресарио», и сам режиссер Штефан Кеги. Вместо актеров здесь робот, он читает часовую перформативную лекцию и с лица выглядит точь-в-точь как современный немецкий писатель Томас Мелле. Заявлен вопрос о том, как мы реагируем на техногенную копию в виде живого человека. Но биография и творчество самого прототипа на самом деле чуть ли не важнее.
Два года назад Мелле выпустил подробный автофикшн-роман о человеке с биполярным расстройством первого типа, при котором депрессия чередуется не с хорошим настроением и высокой работоспособностью, а с маниакальными эпизодами. «Главный герой встречается с Фуко в кабаке, с Томасом Бернхардом — в „Макдаке“ на Вуппертальском вокзале, в берлинском ночном клубе — с ненавистным Пикассо. Он думает, что занимался сексом с Мадонной, а Бьорк спела для него одного в соседнем баре», — рассказывает Die Zeit и хвалит роман за мучительно подробное всматривание в психическое состояние человека с БАР. Сейчас «Мир за моей спиной» переводят на английский — возможно, книга когда-нибудь появится и на русском, но «Зловещая долина» позволит частично познакомиться с Мелле уже сейчас.
«Ингер / Браун / Прельжокаж». Вечер одноактных балетов
Это уже четвертый вечер современных одноактовок в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, и каждый раз в программу попадает какой-нибудь взрывной хит: то рейв-балет «Минус 16» Охада Нахарина, то «Пижамная вечеринка» Андрея Кайдановского про войнушки инфантильных мужчин. Для весенней программы местная труппа станцует легендарную «Свадебку» Анжелена Прельжокажа: музыка Стравинского, сюжет о балканской девушке, которую насильно выдают замуж, исполняют пять женщин, пять мужчин и пять кукол. И «Свадебку», и предваряющие ее балеты Триши Браун и Йохана Ингера легко найти на ютьюбе, но за телесной энергией современных танцовщиков, конечно, нужно идти в театр.
Где
Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко
Сколько
1 000–8 000 рублей
Ближайшие показы
21–22 апреля

Спектакли, которые вы можете пропустить
Перспективные учебные работы, камерные перформансы, тонкие немосковские спектакли — отбираем из событий, которые легко не заметить, те, что могут оказаться важнее громких премьер.
«Индивиды и атомарные предложения»
Этот казанский спектакль — чуть ли не лучшее из всего, что показывали в прошлом году на «Золотой маске», а теперь фестиваль «Форма» везет его на гастроли. Всеволод Лисовский на открытом кастинге выбрал пятерых горожан (актеры из них — только двое) и провел с ними лабораторию, результат которой — непрерывный часовой монолог-импровизация. Это, во-первых, очень сложно, во-вторых, совершенно потрясающе. Пятеро исполнителей стоят у серой стены и что-то говорят себе под нос, в наушники к зрителям уходит звук с одного из микрофонов у них — актеры не знают, кто сейчас онлайн, а кто говорит только для себя.
Выясняется, что за час такой практики различия между исполнителями прорезаются куда ярче, чем если бы они кого-то играли, и что просто слушать такие истории удивительно интересно. Еще в наушниках можно переключаться на канал, где звучит рэп по мотивам математических трактатов, но это существенно более специфическое удовольствие.
«Пушечное мясо»
Этот спектакль выпускают в Новой сцене МХТ, но не кто-нибудь, а младший состав «Мастерской Брусникина» и Филипп Григорьян, один из самых визуально интересных режиссеров в российском театре. В пьесе Павла Пряжко три героини: фотохудожница, куратор и их подруга. Они разговаривают о будущей выставке, детских воспоминаниях и все время о чем-то еще необязательном, но сам автор заявляет пьесу как «прямолинейно антивоенную». В спектакле же появятся еще двое мужчин, «чтобы у воображаемых людей и событий [о которых говорят героини] появилась театральная, а не только словесная форма». В анонсе также сказано, что эти персонажи — «агенты той повседневной реальности, которую обитательницы художественной галереи старательно игнорируют». Остается надеяться, что авторы обойдутся без сатиры на современное искусство, а покажут какие-то действительно более тонкие механизмы, оформив их в редкую для современной драматургии эстетизированную форму.
Run / «Ударница»
Тоже срез современного танца, как и «Что, если бы...», но в двух 20-минутных перформансах вместо двух дней.
В Run, созданном для июльского фестиваля «Форма», эстонка Ренате Кеерд вместе с двумя танцовщицами быстро меняет гендеры и даже видовую принадлежность, а эксперты «Золотой маски» обещают «сюрреалистическое исследование границ гендера, рефлексию по поводу объективации тела, политический карнавал и феминистскую дискуссию».
В «Ударнице», премьерной работе, Татьяна Чижикова исследует «желание нанести удар по объекту, сопернику, виновнику сложившейся схемы». Это не первая ее работа в поле документальной хореографии, то есть фиксации повседневных движений или даже их реконструкции по видео или другим источникам. Так что, похоже, получится важный перформанс для тех, кто тоже задумывается о собственной потребности в физической агрессии и необходимости удовлетворять ее максимально безопасно для себя и окружающих.
«Множественное время клиники»
Проекты Алисы Кретовой становятся все более заметными и убедительными: совсем недавно «Психо Daily» рассказал, что скоро она запустит рекламное агентство «которое будет заниматься практиками равенства, чтобы не было как с рекламой Reebok», до того Кретова показывала отличный и очень смешной спектакль по текстам Бориса Гройса, Орхана Памука и других искусствоведов в Еврейском музее.
«Множественное время клиники» — тоже проект о современном искусстве, это лекционная пьеса художницы Шифры Каждан. История совриска с 1869 по 2017 год представлена здесь с акцентом на квир-, трансгендерную и интерсексуальную проблематику. В эту хронологию вписаны как произведения-легенды вроде «Черного квадрата», так и гораздо менее известные работы, в том числе сопряженные с почти не описанной советской квир-культурой. «Исполняет актриса с хорошо поставленным голосом, прекрасной дикцией, сценической речью, способной дойти до самого последнего ряда», — заявляет драматург, реализует Кретова, а режиссером выступит Андрей Буров, доктор искусствоведения и преподаватель ВГИКа.
«Адар»
Ольга Житлина известна в первую очередь игрой «Россия — страна возможностей», в которой играть нужно за трудового мигранта и проходить все этапы российской легализации от выбора между настоящей и поддельной регистрацией до работы по договору или без. В проекте «Бюро переводов» она представит новую сценическую версию своего рассказа «Адар», который уже ставила в финской галерее как мультилингвальную оперу. Непрофессиональные актеры — мигранты и политические активисты — рассказывали свои истории, которые понадобились бы для получения статуса беженца, на родных языках, а оперная певица переводила их в известные арии Генделя, Моцарта и Вагнера, то есть на язык европейской романтической культуры.
Каким будет российский спектакль, пока неизвестно, но сама идея документальной оперы становится все более значимой для современного театра, а по интервью с Житлиной очевидно, насколько мощен у художницы интеллектуальный и критический заряд.
Где
«Гараж»
Сколько
неизвестно
Ближайшие показы
неизвестно (в интервале с 8 марта по 15 мая)

Зрительские лаборатории
Современный театр понимает себя, с одной стороны, как сложное и не всегда понятное искусство, с другой — как искусство взаимодействия и соучастия. На стыке этих парадигм все чаще появляются проекты, в которых на смену спектаклям приходит долгая или одноразовая совместная работа художников и горожан, которая одновременно и объясняет что-то новое и скрытое про сам процесс создания работ, и позволяет всем участникам узнать друг друга и подружиться. Поначалу такой контакт часто оказывается неловким, но к финалу все действительно открываются.
«Странные кружки»
Фонд V-A-C вообще ориентирован на современное искусство, но в прошлом году провел резонансную междисциплинарную выставку «Генеральная репетиция», а в этом выстреливает какой-то невообразимой обоймой отличных театральных проектов. Общая концепция — экспорт перформативных практик в спальные районы Москвы: обещают музыкальный спектакль с жителями Крылатского, оперу в университетском кампусе в Лефортове, ролевую игру живого действия с участниками шахматных секций. Оперу представят 25 мая, остальные проекты — летом, а вот программа «Странные кружки» уже запущена и отчитываться будет тоже весной. Сейчас в хорошевском ДК «Берендей» работают «Искусство перехода» и «Лаборатория временности» — в последней композитор Алексей Коханов и хореограф Татьяна Чижикова ставят с местными подростками и даже педагогами перформанс о взаимодействии тела и голоса в пространстве. Открытый показ намечен на начало мая, а кружков в других районах планируется еще шесть — за их анонсами можно следить на странице проекта.
«Еще не поздно узнать о современной музыке»
Еще одно подтверждение взаимного интереса театра и новой академической музыки: вслед за электротеатром «Станиславский» музыкальное направление запускает «Практика», и оно наверняка будет значительно отличаться. Электротеатр ориентирован на дорогостоящие и авангардистские (иногда псевдо-) работы. А «Практика» — куда более зрительский театр — обещают камерные оперы, открытые мастер-классы по сочинению и исполнению музыкальных и текстовых партитур (такого в России пока не было, а главное — современные композиторы не всегда пользуются нотами, вместо этого изобретая какие-нибудь удивительные гибриды графической записи с текстовыми инструкциями).
Лаборатория начнется с концерта, на котором сыграют Михаэля Байля, Александра Шуберта, Жоржа Апергиса, Стива Райха, Франческо Филедеи, а также Джона Кейджа. А чуть раньше, 10 марта, пройдут открытые показы лаборатории «Практика постдраматурга»: десять драматургов и десять композиторов покажут эскизы, которые в междисциплинарных командах приготовили за десять дней совместной работы. Больших и цельных спектаклей ждать не стоит, но срез методов и проблематики в поисковом искусстве сегодня — вполне, к тому же бесплатно.
Фотографии: обложка, 1 – MEYERHOLD, 2 – GOGOLCENTER, 3 – FORMAFESTIVAL, 4 – PRAKTIKATHEATRE
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.